статья Смиренской А.Н. ДОУ 163 города Чебоксары, Любимовой Л.Н. ДОУ 114 города Чебоксары "СОВРЕМЕННОЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
статья по психологии

Смиренская Анастасия Николаевна

В статье рассматривается развитие личности ребенка в ОВЗ в детском саду посредсвам духовно-нравственного воспитания. А также разнообразные методы для успешной работы, такие как наблюдение, чтение, показ сказок и другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Смиренская Анастасия Николаевна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 163» г. Чебоксары,

nastia-smir@mail.ru 

Любимова Лариса Николаевна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 114» г. Чебоксары

la.nice@yandex.ru

Аннотация:в статье рассматривается развитие личности ребенка с ОВЗ в детском саду посредством духовно-нравственного воспитания. А также разнообразные методы для успешной работы, такие как наблюдение, чтение, показ сказок и другие.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, дошкольный возраст, нравственное поведение, личность ребенка с ОВЗ, современное общество.

От того, как прошло, детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

 от этогов решающей степени зависит,

 каким человекомстанет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

В период детства получают развитие душевные и телесные силы человека, он приобретает знания об окружающем мире, а также у детей формируются нравственные навыки и привычки.

Духовность, которую заложили наши отцы и деды на протяжении столетней истории способствует воспитанию нравственно здорового поколения, которое смогло бы сохранить свои национальные особенности.  Именно у православной педагогической традиции в нашей стране имеется тысячелетняя история, и именно отказ от Православных ценностей [1, с.12]смог привести народ к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.

Всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ в детском саду невозможно без духовно-нравственного воспитания[2, с.32]. Данный вопрос стоит очень остро в инклюзивном образовании. Трудность проблемы связана с отсутствием специальных программ в данном направлении. У детей с ОВЗ нарушены мыслительные процессы, повышается возбудимость, а также неуравновешенность в поведении, в связи с рядом перенесенных заболеваний.

Современной инклюзивной педагогикелегче начинать знакомить детей с ОВЗ с традициями народа, его бытом на основе проявления интереса к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Система духовно-нравственного воспитания ребенка с ОВЗ строится на приобщении его к культурному наследию. Воспитание осуществляется с помощью различных методов, приемов и средств[3, с.41].

Для успешной работы в данных направлениях педагогами ДОУиспользуются разнообразные методы, такие как чтение произведений устного народного творчества, наблюдение, показ сказок и других произведений вместе с детьми, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, проведения дидактических игр, целевых прогулок, экскурсий, использование дополнительных материалов, таких, как разные виды песка, а также крупы для занятий с детьми по формированию духовно-нравственного воспитания.  

Ребёнок подражает поведению взрослых. Дети с ОВЗ гораздо охотнее принимаютподсказки и следуют им, ведь они совершенно уверены, что мы любим их. Однако, для того чтобы их чему-то научить, необходимо вложить в это много сил и терпения. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранить спокойствие и терпение - всё это даст хорошие результаты.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ в детском саду отводится народному творчеству: сказкам, песням, пословицам и т. д.[4, с.5]. В сказках заложена глубокая народная мудрость, с христианской нравственностью. Анализ сказок и сказочных ситуаций, проводимый совместно с детьми ОВЗ, дает возможность развивать умение правильного поведения в различных ситуациях. На занятиях, связанных со сказками, дети с ОВЗ учатся духовности и патриотизму. Читая сказки, педагоги помогаютдетям получить эстетическое наслаждение, учат почитать старших, постигая основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора учит читателей и слушателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок дети учатся делать выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй».

Сказка - это важнейшее социально-педагогических средство развития личности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию.Содержание сказок вызывает интерес детей, в ней заложен полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Психологические, культурные, педагогические проблемы у детей с ОВЗ прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностный потенциал.

Основной задачей ДОУ в становлении духовно-нравственного развития детей с ОВЗ является сотрудничество с семьями воспитанников в рамках реализации процесса обучения и нравственного воспитания обучающихся.Совместные работы детей с ОВЗи родителей – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственноевоспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Педагоги должны объяснить родителям (или законным представителям) важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь, именно родители ответственны за развитие своего ребенка.В работу с родителями входит:собрания на духовно-нравственные темы, собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики, лектории для родителей, открытые показы воспитательно-образовательного процесса, вечера вопросов и ответов, проведение совместных мероприятий, собеседования на диалоговой основе, анкетирование и тестирование, индивидуальные и групповые консультации, наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы), визиты домой, экскурсии, привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий, привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики, выставки совместного творчества.Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ - это в первую очередь, система адаптации, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с разграничением таких понятий, как «ДОБРО» и «ЗЛО        ».Детей с ОВЗ необходимо учить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, формируя своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий молодого человека невосприимчивым к злу как в окружающем мире, так и в самом себе, и способного противостоять ему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: Перспектива, 2012.
  2. Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание в условиях общеобразовательной школы: категории, содержание, критерии [Электронный ресурс]: URL:http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=18. (дата обращения: 13.02.2023).
  3. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания.Волгоград: ОПТИМ, 2006.
  4. СоловцоваИ.А. Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: ОПТИМ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Геральдика нашего города»

Задачи: приобщать детей к истории родного края; обогащать знания о городе Нижнем Новгороде; воспитывать гордость за свой город; формировать представления о символике Нижнего Новгорода; высказыв...

Конспект НОД Экскурсия по городу Нижневартовску (духовно-нравственное воспитание)

Экскурсия по городу Нижневартовску(духовно-нравственное воспитание)...

Конспект Открытого занятия в младшей группе Тема: Художественно-эстетическое развитие, посредством духовно-нравственного развития детей, через театрализацию.

Расширить представления ребенка, обогатить его знания о действительности, главное - ввести его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий...

Публикация статьи в Педжурнале на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста."

В данной статье говорится о том, как организовать работу с родителями по ознакомлению их с электронным сборником по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Статья:" Духовно - нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы"

quot;Чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник- книга"...