Реализация системно-деятельностного подхода в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
проект по психологии (старшая группа)
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА
Реализация системно-деятельностного подхода в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
Авторы проекта
Емелина Елена Владимировна зам зав по ВМР,
Сергеева Инна Геннадьевна учитель-логопед,
Тищенко Юлия Николаевна воспитатель,
МДОУ детский сад комбинированного вида № 22 Г.о Подольск
Научный руководитель
Кожокарь Светлана Викторовна., доцент, к.п.н.
Введение
«Если сегодня мы будем учить так,
как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра»
Джон Дьюи
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов “Федерального государственного образовательного стандарта” дошкольного образования.
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной на данном современном этапе.
Данный факт находит свое отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность образовательных учреждений. Так, закон «Об образовании в Российской Федерации»[II,статья 12-13] устанавливает общие требования к программе и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности ребенка.
ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и способностями.
Постановка проблемы[a]
В век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений.
В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентно способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств .
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО[III,c24],закон РФ «Об образовании»[II,c37],в «Конвенции о правах ребенка»[I,с17].
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель проекта: изучить нормативно-правовые документы и методическую литературу и разработать методические рекомендации по системно-деятельностному подходу в социально-коммуникатином развитии детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1.Осуществление анализа современного подхода к проблеме социально-коммуникативного развития детей в условия ДО в психолого-педагогической литературе.
2. Разработка модели социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и создание условий ее реализации (организационные, материально-технические, психолого-педагогические).
3. Обеспечение повышения психолого-педагогической компетентности по использованию технологий деятельностного подхода в социально-коммуникативном развитии младших дошкольников.
4. Совершенствование системы взаимодействия с родителями воспитанников.
Срок реализации проекта: 2022-2023 год
Место реализации проекта: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 г. Подольск»
Этапы реализации проекта:
Предварительный этап: изучение теоретического материала, изучение методической литературы; составление плана мероприятий (3.09.2021-8.05.2022).
Основной этап: реализация содержания проекта (09.2022-05.2023).
Заключительный этап: определение эффективности проекта, обобщение результатов реализации проекта (05.2023)
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Срок проведения | отвественный |
1 | Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы. | 3-8.02.2020 | Кузяева И. К.,воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ Лазарева Светлана Валентиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 г. Лениногорск» муниципального образования « Лениногорский муниципальный район» РТ |
2 | Изготовление картотеки игр по социально-коммуникативному развитию; | Сентябрь 2020 | Кузяева И. К.,воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ Лазарева Светлана Валентиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ |
3 | Мастер-класс для родителей по моделированию игрушек.; Конкурс среди детей и родителей «Игрушка-самоделка»; | октябрь 2020 | Кузяева И. К., воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ Лазарева Светлана Валентиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ |
4 | Анкетирование родителей «Игры моего ребенка» Родительское собрание «Роль моделирующих игрушек в развитии социально - коммуникативной деятельности детей». | ноябрь 2020 | Кузяева И. К., воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ Лазарева Светлана Валентиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ |
5 | Тренинг для родителей «Игровая терапия для развития коммуникативных навыков детей» . Консультация «Формирование основ гендерной социализации у детей». | декабрь 2020 | Кузяева И. К., воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №31 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ Лазарева Светлана Валентиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ педагог-психолог |
6 | Фотовыставка “Мама, папа, я и снеговик” | январь 2021 | |
7 | Проведение тренинга с родителями «Играйте вместе с детьми»: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности родителей в вопросах воспитания. | февраль 2021 | |
8 | Привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). | март 2021 | |
9 | Круглый стол с участием психолога “Как правильно хвалить ребенка” | апрель 2021 | |
10 | Информационный стенд “Мальчики и девочки воспитываем по-разному” Итоговый мониторинг. Подведение итогов. | май 2021 |
Перспективный план на 2021 год
Младшая группа (3-4 года)
месяц | 1. Ребёнок и взрослые | 2. Ребёнок и сверстники | 3. Отношение ребёнка к самому себе |
сентябрь | Учить детей узнавать и называть взрослых членов семьи. Воспитывать умение общаться с взрослыми.
| Учить детей знать особенности внешнего вида (лицо, причёска, обувь). Формировать понятие о том, что все люди отличаются друг от друга.
| Формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности свое внешности.
|
октябрь | Учить детей рассматривать и различать картинки, изображающие эмоциональные состояния людей (радость, веселье, гнев).
| Учить детей рассматривать картинки, изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об испытываемом детьми состоянии (радуется, смеётся, испугался, плачет).
| Учить детей узнавать свой дом, квартиру, в которой живёт, детский сад, группу, своих воспитателей и няню.
Воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки.
|
ноябрь | Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к родителям, бабушке и дедушке.
| Учить детей обращаться друг к другу по имени. Учить мальчиков и девочек общению друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию.
| Познакомить детей с основными правилами этикета, учить их культурно вести себя за столом.
|
декабрь | Учить детей понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тётя).
| Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям. Воспитывать у мальчиков мужество, смелость, активность.
| Учить детей знать свои вещи, узнавать свои игрушки, книжки среди других вещей.
Учить детей быть внимательными.
|
январь | Учить детей в игре реагировать на определённые слова взрослого мимикой и жестами.
| Учить детей понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. Познакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.
| Учить детей узнавать себя и членов семьи на фото. Развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.
|
февраль | Учить детей понимать, что у других детей тоже есть своя семья, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.
| Учить детей понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.
| Учить детей проявлять любознательность, задавать вопросы о себе, о своём организме. Помочь понять и оценить роль органов чувств.
|
март | Воспитывать у детей чувство глубокой любви к маме, желание помогать ей, радовать её хорошими поступками.
| Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор. Учить правильному поведению в конфликтных ситуациях.
| Учить детей осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены детьми.
Формировать понятия о дружбе, учить оценивать чувства и поступки других.
|
апрель | Учить детей понимать связи между соответствующими эмоциональными состояниями и действиями людей.
Познакомить детей с телефоном, с правилами общения по телефону.
| Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Учить понимать, что если кто-то плачет, огорчён, то надо подойти и успокоить его.
| Учить детей правильно высказывать и оценивать свои желания.
Учить детей игровым приёмам произвольного расслабления.
|
май | Учить детей доброжелательному отношению к взрослым. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей потребности в доброжелательном общении с окружающими.
| Учить детей различать весёлую и грустную музыку, весёлое и грустное настроение детей.
Слушание музыки в грамзаписи. | Учить детей словесно выражать отдельные свои состояния. Научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.
|
Ресурсы
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые:
| + | + + + | 1.Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года) | 3-8.02.20 |
Материально-технические:
| + | заведующая | 2020 | |
Кадровые:
| + + + + + + | |||
Научно-методические:
| + + + | |||
Информационные:
| + + + + | |||
Мотивационные:
| + + + | |||
Организационные: 1.Временный творческий коллектив. 2.Родительское собрание в форме круглого стола. 3.Итоговый мониторинг проектной деятельности. | + + + | |||
Финансовые: 1.Пространственно-развивающая среда 2.Методическая литература 3.Канцелярские товары 4.Грамоты, дипломы, благодарственные письма… | + + | + + | Заведующий Заведующий | 2020 2020 |
Планируемые результаты реализации проекта:
- Сформированность уровня компетентностей (методической, психолого-педагогической, предметной, коммуникативной) авторов проекта Кузяевой И.К.,Лазаревой С.В. и других воспитателей.
- Сформированность у родителей готовности к совместной деятельности, обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье, повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
- Сформированность у детей интереса к:
-усвоению детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»______
Ф.И. Ребен- ка | Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе | Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений | Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений | Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию | Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх | Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок | Итоговый показатель по каждому ребенку (Высокий,средний,низкий) | |||||||
Сен- тябрь | май | Сен- тябрь | май | Сен тябрь | май | Сен- тябрь | май | Сен- тябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |
ВС-выполняет самостоятельно, НП-нуждается в помощи, НС-начальная стадия
Литература:
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
- Концепция развития дошкольного образован я в России (2013-2020): методология, теория, технология. - М.: Федеральный институт развития образования, 2013. - 144 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).
- Постановление Главного государственного врача РФ от 22.07.2010 г. No91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2018. — №3. С. 6.
- Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2016. - №1. — С. 24–36.
- Галигузова.Л.Н. «Развитие игровой деятельности» Москва, ACT пресс,2009г., 110 стр.
- Докучаева Н. «Мастерим бумажный мир» Москва «ВАКО» ,2013 г.,250 стр.
- Драко М. «Моделирование забавных животных из шариков» Москва «ВАКО», 2010 г., 150 стр.
- Образцова Т.Н. «Ролевые игры для детей» Москва, ACT пресс,2012г.,300 стр.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
- Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - Дрофа, 2010.- 176 с.
- Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. - Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 1992. - 21 с.
- Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: Скрипторий, 2010. - 160 с.
- Фролова Н.Г.,Пустовалова О.П. «Социальное развитие детей 3-7 лет. Блочно-тематическое планирование,», Волгоград, «Учитель,2010»
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2016. - 360 с.
- Образовательные ресурсы для педагогов и родителей воспитанников:
Детский портал "Интернетёнок" http://internetenok.narod.ru/
Детский портал "Почемучка" http://pochemu4ka.ru/
Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/
Детский портал "Теремок" http://teremoc.ru/
Приложение
Методические рекомендации к проектной деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ), необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях. Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально -психологической зрелости. В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения. В рамках познавательно – речевого развития у детей второго и третьего года жизни формируются действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и многофункциональным материалом). Идет знакомство с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма, величина) и качествами (мягкий, блестящий, теплый).Использование слов типа “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” способствует развитию понимания речи, при создании необходимых условий – развивается понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два, пустой-полный), размер (большой-маленький), пространственные отношения (в, над, под, за и пр.)Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном произношении звуков. Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.). В рамках социально-эмоционального развития у детей формируется потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослыми по поводу предметов, игрушек, слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы. Дети обучаются способам установления положительных контактов со сверстниками. Педагоги знакомят детей друг с другом, организуют несложные совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие друг друга. У детей формируется положительная самооценка, связанная со стремлением ребенка быть хорошим, развивается потребность в самостоятельности, уверенности в своих силах. Осуществляется эстетическое развитие детей в умении обращать внимание на красоту природы, картин, предметов интерьера, созерцание прекрасного, обогащение яркими эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты окружающего мира. Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, вовлечение родителей совместную с детьми проектную деятельность, способствуют эстетическому развитию.Огромное значение имеет вовлечение детей в разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование), формирование интереса к процессу и результату изобразительной деятельности: рассматривание рисунка вместе с детьми, обсуждение их достоинств, экспонирование.
Все это способствует формированию самостоятельности и уверенности детей в выполнении действий (проговаривание своих желаний, чувств и мыслей, возможность самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, обследование новых предметов, стремление освоить действия с ними), а так же развитию предпосылок творчества (перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия, поддержание любознательности детей в позволении исследовать материалы и предметы, наблюдать за явлениями и особенностями окружающей природы и действительности).
Проектный метод в социализации ребенка, в формировании у детей грамматической структуры предложений, усвоения частей речи, звуковой стороны языка способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерных для ясельного периода жизни малыша, и зоны его ближайшего развития. Занятия, а также другие формы работы, содержат познавательный, речевой материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, исследовательскими, творческими проектами, которые могут выполняться совместно со взрослыми. Важно, чтобы в процессе выполнения заданий у каждого ребенка формировалось настроение особой радости к окружающей природе и людям.
Использование проектных технологий помогает активизировать психические процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность действий. Воспитатели, родители оказывают помощь малышу. Именно совместное выполнение замысла младшего дошкольника с родителями позволяет им лучше понять друг друга и установить эмоциональные, а также речевые отношения. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги т используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Мы понимаем, что среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта – целеполагание: в младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: с детьми дошкольного возраста проводятся итоговые мероприятия в различной форме. Это игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, фотовыставок, мини-музеев.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т. д.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова). Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования
Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....
План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...
Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр
В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....
Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»...