Мудрые слагаемые родительского авторитета. Важные семейные уроки сказки «Репка»
статья по психологии
Мудрая заповедь народной педагогики гласит: «Воспитывай дитя, пока поперек лавки ложится, а как вдоль ляжет, - воспитывать будет уже поздно». Каждому родителю хочется найти верный и точный подход в воспитании своего ребенка. Воспитать так, чтобы его не коснулись так называемые «болезни характера» - такие как, своеволие, упрямство, капризность, обидчивость и другие непродуктивные состояния. Как же это сделать вовремя, сохраняя разумный баланс между родительской любовью и ограничениями?
Важнейшей составляющей такого подхода является формирование у ребенка верного восприятия авторитета родителей. В семье каждому ребенку необходимо постигнуть два авторитета, два Священных Первообраза – Отца и Матери. Их авторитет в семье естественен. Когда родители верно организуют взаимоотношения с ребенком, не позволяя ему покушаться на родительский авторитет, ребенок спокойно принимает идею ранга. Он учится уважать высший ранг, родителей без унижения. Он не пытается повышать на них голос, дерзить им, оспаривать их просьбы и рекомендации. Или же, если происходит подобный срыв, чувствует себя неловко, готов повиниться и признать свою вину. Он учится мириться с собственным низшим рангом без озлобления, не держит внутри себя чувства несправедливости и болезненного желания отомстить. Если представители высшего ранга: отец, дед, мать, бабушка, старший брат, старшая сестра любимы, уважаемы, – ощущение чужого авторитета никогда не принесет ребенку гнета и унижения.
К сожалению, нередко мы наблюдаем совсем иное, противоестественное положение дел: главным в семье непостижимым образом оказывается ребенок. И вся жизнь взрослых начинает подчиняться его потребностям и воле. Это противоестественно. Ведь на «главных» лежит основной груз ответственности. Ребенок не может быть в семье главным, но может стать «пупом земли». И это – верный путь к болезням характера.
Не менее важно нам, взрослым, когда мы говорим о родительском авторитете, правильно понимать необходимость ограничения для детей и смысл слова «подчинение». Порой, когда спрашиваешь родителей, как они относятся к этому слову, нередко слышишь в ответ, что отрицательно. Мотивируют взрослые такой ответ тем, что подчиняя ребенка, они наносят урон таким качествам его личности, как самостоятельность и уверенность, чувство собственного достоинства. На самом деле, если вслушаться в суть слова «подчинение» и выделить его корневую основу, мы открываем, его смысл: подчиняя, мы берем дитя под свой «чин», а это значит, под свою защиту. Защищаем ребенка от возможности проявления в его характере недружественных состояний, которые делают его уязвимым: невыдержанности, вспыльчивости, эмоциональных срывов.
Таким образом, родительский авторитет и подчинение ребенка воле родителя – вот ключевые слагаемые помощи ребенку в управлении своим поведением. Безусловно, они сотрудничают с такими важными моментами, как понимание особенностей малыша, уважение к его личности, безусловное принятие его таким, каков он есть, мудрое и справедливое сопровождение.
Какие же конкретные шаги необходимо предпринимать мудрому родителю, чтобы помогать ребенку овладевать самим собой и постигать границы разумного поведения, чтобы не позволять своеволию и непослушанию занимать территорию ребенка? Даже, когда малыш еще мал, ему всего 2 – 3 года, важно показывать эти границы. Как это сделать в таком малом возрасте, чтобы и показать их и не нарушить самость ребенка? Если ребенок начинает вести себя дерзко, неуважительно по отношению к вам (кричит на вас, замахивается, топает ногами и даже пытается ударить), остановите его решительно. Алгоритм ваших действий при этом должен быть таким:
Шаг первый:
- Возьмите не жестко, но твердо и решительно руку малыша в свою ладонь.
- Посмотрите на него по – особому, строго, без улыбки – не как всегда.
- Скажите сдержанно - строго: Остановись! Не смей так делать! Мне не приятно!
Эти действия должны послужить стоп – сигналом для ребенка.
Очень важно в этот момент, чтобы вы сами понимали, что подобное поведение ребенка недопустимо. И всё в вас: и мимика, и жесты, и голос говорили ребенку об этом. Не имеет смысла это проговаривать в спокойном тоне, с улыбкой. Необходимо, чтобы ребенок понял вашу непримиримость к подобному поведению.
Шаг второй: Далее следует предложить ребенку пожалеть, обнять того, кого он хотел обидеть, попросить у него прощение, извиниться. Этот шаг работает на формирование у малыша основ эмпатии к окружающим, сопереживания с ними. Если ребенку это сложно, можно это сделать вместе с ним.
Шаг третий: Заключительный момент - в том, чтобы авансировать личность ребенка, сказав: “Больше так не делай, ведь ты у нас добрый мальчик (девочка)”. Это шаг также необходим, ведь ребенок еще очень мал, он только начинает усваивать границы допустимого поведения. При этом можно приобнять ребенка, погладить его по голове. Посмотреть уже более мягко ему в глаза. После этого можно переключиться на другие дела. Не следует долго говорить о промахе ребенка и многократно напоминать об этом. Тем не менее, важно всякий раз, когда ребенок посягает на ваш авторитет, его останавливать подобным образом. Не оставлять без внимания ни единого раза. Важно в этом быть последовательным и принципиальным. Кроме этого, необходим единый подход в этом от каждого из членов семьи, кто участвует в воспитании ребенка.
Если ребенок старше - среднего или старшего дошкольного возраста, он уже должен усвоить недопустимость посягательства на родительский авторитет. Важно ему освоить правила поведения со взрослым. Но, если неадекватное поведение порой проявляется у него, всякий раз родителю также необходимо останавливать ребенка, показывая недопустимость такого поведения. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания эти проявления. В этом случае первые два шага остаются такие же. Это и решительная остановка недопустимого поведения и напоминание, что важно его исправить, извинившись. А об положительном авансировании личности ребенка в этом случае речь не идет. Ведь ребенок уже должен знать эти нормы. И здесь возможно словесное напоминание о правилах и достойном поведении. Необходимы вразумляющие разговоры о нормах поведения. Точное понимание авторитета, семейного закона «естественной субординации», умение подчиняться взрослому, как ни странно, помогают ребенку становиться внутренне свободным. И обеспечивает в дальнейшем позитивное и успешное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Замечательной помощницей в формировании родительского авторитета, в понимании иерархии семейных отношений является мудрая сказка. Кто из нас не знает сказки «Репка»? Рассказывая ее ребенку, рассматривая с ним картинки при чтении, мы даже не задумываемся, сколько ценных советов и разумных наставлений зашифровано в ней. Оказывается, эта сказка о семейной команде, где показан успех общего дела при дружной командной работе. «Дружно – не грузно, а врозь, - хоть брось!». Это сказка и об авторитете в семье Главного, о его ответственности перед всеми, о заботе и мудрости. И это понятно: Дед – прародитель, основа семьи. Его миссия – заботиться обо всех членах семьи, чтоб каждый был сыт, накормлен, находился при деле. Он - кормилец, должен продумать, что надо сделать для общего семейного благополучия. И он садит Репку. Это важно, но не достаточно. Он должен продумывать это дело так, чтобы каждый развивался, участвуя в этом. И им замыслен такой урожай, чтобы все от мала до велика могли себя при этом проявить: от Бабки до Мышки. Дед – это настоящий семейный лидер, непререкаемый авторитет в семье. Авторитет главы семьи никем не подвергается сомнению, не обсуждается. Все знают и видят - он Главный: за всех отвечает, всех привечает, всем помогает. И каждый из членов семьи его слушается, подчиняется, вкладывая свою посильную лепту в общее дело. Все приходят на зов своевременно, все знают свое место, все прикладывают максимальные усилия для успешного завершения дела. Никто не лезет вперед, не толкается, не оспаривает себе другое, лучшее место. Как говорится в пословице: «всяк сверчок – знай свой шесток». Так происходит и здесь: каждое место важно и уместно. Так всегда бывает, если Авторитет в почете пребывает! Все продумано и предусмотрено умом Главного. Каждый получит то место в общем деле, которое ему по силам, умению да разумению. И поэтому успех важному общему делу обеспечен, репка вытянута! Мудрая сказка показывает, как все должно быть. Внимая ее подсказкам, всем нам следует заботиться об авторитете Главного, о Родительском Авторитете. Ведь на главном в семье – большая ответственность, с него большой спрос. Ему и уважение оказывать надо, и внимание, и почитание, как и раньше было:
- первая тарелка щей за столом отцу;
- дети сидят за столом спокойно, своей тарелки щей дожидаются, терпения набираются;
- спокойно, не торопясь кушают, слово родительское слушают;
- коль родители что – то сделать предлагают, дети выполняют;
- будь внимателен, не кичись, от отца и матери уму – разуму учись;
- родителей уважай, не перебивай, советы их выполняй, во всем помогай…
Мудрые советы, не правда ли? Как бы было замечательно, если бы мы руководствовались ими при воспитании своих детей! Тогда в каждой семье всегда бы вырастала Семейная Репка сочной, питательной и крепкой. И всяк бы знал свое место, старших уважал, посильно помогал. И сам при этом достойно бы развивался и умом – разумом прирастал. И хватало бы семейных сил, чтобы совместным усилием вытянуть любую репку и распределить для общего семейного Блага. Всем – на радость и пользу. Пусть так и будет в каждой семье. Все в наших руках!
В статье использовались материалы из семинаров
по икогенологии ( науке о воспитании детей,
семейном благополучии). Этот термин введен Автором
Метода Комплексной Сказкотерапии, доктором
психологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Лебедева Ирина Ивановна педагог-психолог
высшей квалификационной категории,
сказкотерапевт, икогенолог, ОАО «РЖД»
ЧДОУ детский сад № 125, г.Екатеринбург
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mudrye_slagaemye_roditelskogo_avtoriteta_1.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Мудрые слагаемые родительского авторитета. Важные семейные уроки сказки «Репка»
Мудрая заповедь народной педагогики гласит: «Воспитывай дитя, пока поперек лавки ложится, а как вдоль ляжет, - воспитывать будет уже поздно». Каждому родителю хочется найти верный и точный подход в воспитании своего ребенка. Воспитать так, чтобы его не коснулись так называемые «болезни характера» - такие как, своеволие, упрямство, капризность, обидчивость и другие непродуктивные состояния. Как же это сделать вовремя, сохраняя разумный баланс между родительской любовью и ограничениями?
Важнейшей составляющей такого подхода является формирование у ребенка верного восприятия авторитета родителей. В семье каждому ребенку необходимо постигнуть два авторитета, два Священных Первообраза – Отца и Матери. Их авторитет в семье естественен. Когда родители верно организуют взаимоотношения с ребенком, не позволяя ему покушаться на родительский авторитет, ребенок спокойно принимает идею ранга. Он учится уважать высший ранг, родителей без унижения. Он не пытается повышать на них голос, дерзить им, оспаривать их просьбы и рекомендации. Или же, если происходит подобный срыв, чувствует себя неловко, готов повиниться и признать свою вину. Он учится мириться с собственным низшим рангом без озлобления, не держит внутри себя чувства несправедливости и болезненного желания отомстить. Если представители высшего ранга: отец, дед, мать, бабушка, старший брат, старшая сестра любимы, уважаемы, – ощущение чужого авторитета никогда не принесет ребенку гнета и унижения.
К сожалению, нередко мы наблюдаем совсем иное, противоестественное положение дел: главным в семье непостижимым образом оказывается ребенок. И вся жизнь взрослых начинает подчиняться его потребностям и воле. Это противоестественно. Ведь на «главных» лежит основной груз ответственности. Ребенок не может быть в семье главным, но может стать «пупом земли». И это – верный путь к болезням характера.
Не менее важно нам, взрослым, когда мы говорим о родительском авторитете, правильно понимать необходимость ограничения для детей и смысл слова «подчинение». Порой, когда спрашиваешь родителей, как они относятся к этому слову, нередко слышишь в ответ, что отрицательно. Мотивируют взрослые такой ответ тем, что подчиняя ребенка, они наносят урон таким качествам его личности, как самостоятельность и уверенность, чувство собственного достоинства. На самом деле, если вслушаться в суть слова «подчинение» и выделить его корневую основу, мы открываем, его смысл: подчиняя, мы берем дитя под свой «чин», а это значит, под свою защиту. Защищаем ребенка от возможности проявления в его характере недружественных состояний, которые делают его уязвимым: невыдержанности, вспыльчивости, эмоциональных срывов.
Таким образом, родительский авторитет и подчинение ребенка воле родителя – вот ключевые слагаемые помощи ребенку в управлении своим поведением. Безусловно, они сотрудничают с такими важными моментами, как понимание особенностей малыша, уважение к его личности, безусловное принятие его таким, каков он есть, мудрое и справедливое сопровождение.
Какие же конкретные шаги необходимо предпринимать мудрому родителю, чтобы помогать ребенку овладевать самим собой и постигать границы разумного поведения, чтобы не позволять своеволию и непослушанию занимать территорию ребенка? Даже, когда малыш еще мал, ему всего 2 – 3 года, важно показывать эти границы. Как это сделать в таком малом возрасте, чтобы и показать их и не нарушить самость ребенка? Если ребенок начинает вести себя дерзко, неуважительно по отношению к вам (кричит на вас, замахивается, топает ногами и даже пытается ударить), остановите его решительно. Алгоритм ваших действий при этом должен быть таким:
Шаг первый:
- Возьмите не жестко, но твердо и решительно руку малыша в свою ладонь.
- Посмотрите на него по – особому, строго, без улыбки – не как всегда.
- Скажите сдержанно - строго: Остановись! Не смей так делать! Мне не приятно!
Эти действия должны послужить стоп – сигналом для ребенка.
Очень важно в этот момент, чтобы вы сами понимали, что подобное поведение ребенка недопустимо. И всё в вас: и мимика, и жесты, и голос говорили ребенку об этом. Не имеет смысла это проговаривать в спокойном тоне, с улыбкой. Необходимо, чтобы ребенок понял вашу непримиримость к подобному поведению.
Шаг второй: Далее следует предложить ребенку пожалеть, обнять того, кого он хотел обидеть, попросить у него прощение, извиниться. Этот шаг работает на формирование у малыша основ эмпатии к окружающим, сопереживания с ними. Если ребенку это сложно, можно это сделать вместе с ним.
Шаг третий: Заключительный момент - в том, чтобы авансировать личность ребенка, сказав: “Больше так не делай, ведь ты у нас добрый мальчик (девочка)”. Это шаг также необходим, ведь ребенок еще очень мал, он только начинает усваивать границы допустимого поведения. При этом можно приобнять ребенка, погладить его по голове. Посмотреть уже более мягко ему в глаза. После этого можно переключиться на другие дела. Не следует долго говорить о промахе ребенка и многократно напоминать об этом. Тем не менее, важно всякий раз, когда ребенок посягает на ваш авторитет, его останавливать подобным образом. Не оставлять без внимания ни единого раза. Важно в этом быть последовательным и принципиальным. Кроме этого, необходим единый подход в этом от каждого из членов семьи, кто участвует в воспитании ребенка.
Если ребенок старше - среднего или старшего дошкольного возраста, он уже должен усвоить недопустимость посягательства на родительский авторитет. Важно ему освоить правила поведения со взрослым. Но, если неадекватное поведение порой проявляется у него, всякий раз родителю также необходимо останавливать ребенка, показывая недопустимость такого поведения. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания эти проявления. В этом случае первые два шага остаются такие же. Это и решительная остановка недопустимого поведения и напоминание, что важно его исправить, извинившись. А об положительном авансировании личности ребенка в этом случае речь не идет. Ведь ребенок уже должен знать эти нормы. И здесь возможно словесное напоминание о правилах и достойном поведении. Необходимы вразумляющие разговоры о нормах поведения. Точное понимание авторитета, семейного закона «естественной субординации», умение подчиняться взрослому, как ни странно, помогают ребенку становиться внутренне свободным. И обеспечивает в дальнейшем позитивное и успешное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Замечательной помощницей в формировании родительского авторитета, в понимании иерархии семейных отношений является мудрая сказка. Кто из нас не знает сказки «Репка»? Рассказывая ее ребенку, рассматривая с ним картинки при чтении, мы даже не задумываемся, сколько ценных советов и разумных наставлений зашифровано в ней. Оказывается, эта сказка о семейной команде, где показан успех общего дела при дружной командной работе. «Дружно – не грузно, а врозь, - хоть брось!». Это сказка и об авторитете в семье Главного, о его ответственности перед всеми, о заботе и мудрости. И это понятно: Дед – прародитель, основа семьи. Его миссия – заботиться обо всех членах семьи, чтоб каждый был сыт, накормлен, находился при деле. Он - кормилец, должен продумать, что надо сделать для общего семейного благополучия. И он садит Репку. Это важно, но не достаточно. Он должен продумывать это дело так, чтобы каждый развивался, участвуя в этом. И им замыслен такой урожай, чтобы все от мала до велика могли себя при этом проявить: от Бабки до Мышки. Дед – это настоящий семейный лидер, непререкаемый авторитет в семье. Авторитет главы семьи никем не подвергается сомнению, не обсуждается. Все знают и видят - он Главный: за всех отвечает, всех привечает, всем помогает. И каждый из членов семьи его слушается, подчиняется, вкладывая свою посильную лепту в общее дело. Все приходят на зов своевременно, все знают свое место, все прикладывают максимальные усилия для успешного завершения дела. Никто не лезет вперед, не толкается, не оспаривает себе другое, лучшее место. Как говорится в пословице: «всяк сверчок – знай свой шесток». Так происходит и здесь: каждое место важно и уместно. Так всегда бывает, если Авторитет в почете пребывает! Все продумано и предусмотрено умом Главного. Каждый получит то место в общем деле, которое ему по силам, умению да разумению. И поэтому успех важному общему делу обеспечен, репка вытянута! Мудрая сказка показывает, как все должно быть. Внимая ее подсказкам, всем нам следует заботиться об авторитете Главного, о Родительском Авторитете. Ведь на главном в семье – большая ответственность, с него большой спрос. Ему и уважение оказывать надо, и внимание, и почитание, как и раньше было:
- первая тарелка щей за столом отцу;
- дети сидят за столом спокойно, своей тарелки щей дожидаются, терпения набираются;
- спокойно, не торопясь кушают, слово родительское слушают;
- коль родители что – то сделать предлагают, дети выполняют;
- будь внимателен, не кичись, от отца и матери уму – разуму учись;
- родителей уважай, не перебивай, советы их выполняй, во всем помогай…
Мудрые советы, не правда ли? Как бы было замечательно, если бы мы руководствовались ими при воспитании своих детей! Тогда в каждой семье всегда бы вырастала Семейная Репка сочной, питательной и крепкой. И всяк бы знал свое место, старших уважал, посильно помогал. И сам при этом достойно бы развивался и умом – разумом прирастал. И хватало бы семейных сил, чтобы совместным усилием вытянуть любую репку и распределить для общего семейного Блага. Всем – на радость и пользу. Пусть так и будет в каждой семье. Все в наших руках!
В статье использовались материалы из семинаров
по икогенологии ( науке о воспитании детей,
семейном благополучии). Этот термин введен Автором
Метода Комплексной Сказкотерапии, доктором
психологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Лебедева Ирина Ивановна педагог-психолог
высшей квалификационной категории,
сказкотерапевт, икогенолог, ОАО «РЖД»
ЧДОУ детский сад № 125, г.Екатеринбург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский авторитет.Правила семейного воспитания
Родительский авторитет...
Презентация "Родительский авторитет в семейном воспитании""
Презентация "Авторитет родителей"...
Открытый урок по развитию речи в младшей группе для воспитателей ДОУ.Тема"Сказка репка по картинкам"
Методическая разработка по развитию речи в младшей группе по сказке репка....
методическая разработка Открытый урок по развитию речи в младшей группе Тема:Сказка репка по картинкам
Развивать внимание детей, активизировать словарный запас, формирование у детей желания рассказывать вместе с воспитателем, побуждать детей внимательно слушать и повторять за воспитателем...
Конспект урока по сказке репка
напомнить детям сказку "Репка", формировать умение слушать произведение в сопровождении показа настольного театра;-вызывать желание рассказать сказку вместе с воспитателем;- учить детей отве...
Уроки добра ООД "Развитие речи с элементами театрализованной деятельности сказка "Репка" вторая младшая группа"
Цель: учить пересказу детей совместно с воспитателем сказки «Репка».Задачи:Образовательные:-продолжать формировать лексико-грамматический строй речи,-продолжать учить инсценировать и ...
ПАМЯТКА СЛАГАЕМЫЕ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА
ПАМЯТКАСЛАГАЕМЫЕ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА...