Профилактика и коррекция жестокости и агрессивности в детской среде
методическая разработка по психологии
Профилактика и коррекция жестокости и агрессивности в детской среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_i_korrektsiya_zhestokosti_i_agressivnosti_v_detskoy_srede.docx | 394.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на
форуме педагогов-психологов МО Новокубанского района
«Дети и родители»
Педагог-психолог МДОБУ №7 Железнова Марина Владимировна
«Профилактика и коррекция жестокости и агрессивности в детской среде»
Профилактика и коррекция жестокости и агрессивности в детской среде опирается на несколько видов работы – работа с семьей (родителями, официальными представителями) с целью выявления семей, нуждающихся в помощи, индивидуальная работа с агрессором и жертвой, работа с коллективом детей, где возникают ситуации деструктивного поведения и конечно, взаимодействие с педагогами.
В коррекционно-профилактической работе с ребёнком необходимо в первую очередь выявить, что является причиной детской агрессивности, только тогда подобранные методы коррекции будут эффективны. Но иногда это сделать очень трудно, так как интенсивность и форма проявления агрессивных действий могут не соответствовать причинам, их спровоцировавшим. Предлагаю рассмотреть современные точки зрения на возникновение детской агрессивности и сформулировать соответствующие способы коррекции.
1.Возрастная динамика – различные учёные выявляли особенности возрастной динамики агрессивного поведения детей – И.А.Фурманова, Д.Фонтана, П.Поппер и другие фиксировали вспышки агрессии в состоянии фрустрации уже на первом году жизни, например кусание, если у ребёнка забрать игрущку. Агрессивные действия носят в этом возрасте импульсивный характер. Фрустрации могут являться основой агрессивности и в более взрослом возрасте.(Джон Доллард)
К 2 годам гнев становится более целенаправленным, проявляется в реакции нападения.
Дэвид Фонтана утверждает, что до 5-6 лет проявления детской жестокости является проявлением эгоцентричности. Ребёнок вплоть до 6 лет зачастую не осознает, что окружающие чувствуют боль также, как и он. Т.к. с 3-4 летнего возраста увеличивается роль влияния окружающей среды и игры на поведение ребёнка, то в дошкольном учреждении необходимо организовывать беседы после игр-упражнений «Отражение», «Обзывалки овощами», также хорошо помогает постановка сценок(деспотичный родитель, друг, Маша из мультика и т.д.) в ходе которых каждый может побывать на месте другого.
Анализ возрастной динамики детской агрессивности показывает её снижение к 7 годам, Этому способствует усвоение правил поведения, а также страх наказания и социального неодобрения. Повторный подъем агрессивности в связи с возрастом возникает в подростковом возрасте, когда социальные нормы ребёнок проверяет на правильность, прочность и устойчивость.
В любом возрасте для снижения возрастного пика агрессии хорошо помогает библиотерапия, арт-терапия и сказкотерапия.
Гнев как эмоция лежит нередко в основе агрессивного поведения. Одна из функций гнева – защитная. Любой человек имеет право на гнев. Но агрессивное поведение основанное на гневе уже не так безобидно, как просто эмоция. Рассмотрим подробнее.
2.Агрессивное поведение как защита формируется на основе ранее приобретенного негативного опыта. Базируются на воспоминаниях о беспомощности, перенесённой жестокости, оскорблениях, несправедливых упреках. В первую очередь необходимо разрядить травмирующие переживания посредством беседы, песочной терапии, арт-терапии. Затем индивидуально подбираются методы конструктивного выражения гнева и ярости в ответ на возможную конфликтную ситуацию.
3. Вторая положительная функция гнева выделена Г. Линделфилдом - декомпрессия. Она характеризует сброс накопившегося напряжения. В связи с этим формируется стремления к катарсису – стремление к эмоциональной разрядке, посредством снижения артериального давления,но агрессия сопровождается катарсисом только когда она направлена на сверстников. Джек Хокансон доказал в течении 20 лет, что выплеск агрессии зачастую чреват неприятными последствиями. Человек испытывает не чувство облегчения, а наоборот - открытое выражение ярости делает его ещё неистовее, усиливая негативное отношение к обьекту проявления гнева.
Если ребёнок пытается достичь разрядки посредством агрессивных действий, то необходимо обучить его другим способам выхода гнева – арт-терапия и песочная, также обучение высказываниям в форме «Я-сообщений», упражнение «безмолвный крик», «кулак в подушку», «кукла для битья» в групповой работе упражнения «датский бокс», «спустить пар» и другие подобные упражнения.
4. Вирджиния Квинн проанализировала разнообразные способы выражения гнева, как основы агрессии. Прямой гнев – причина агрессии как выход эмоций на поступок конкретного человека, например ребёнку наступили нечаянно на ногу, а он ударил в ответ. В данном случае ребёнку можно помочь, работая с подгруппой, обучив социально приемлемым способам выплеска гнева посредством песочной, сказкотерапии, постановкой небольших психологических этюдов.
Второй способ «перенос гнева» по В .Квинн– ребёнок является жертвой в одной жизненной ситуации, копит гнев, а выплескивает его в другой в форме агрессивного поведения, в основном - на более слабого. В данном случае также подходят любые упражнения на выплеск негативных скрытых эмоций, но в индивидуальной работе, так как зачастую носят интимный семейный характер.
4. Враждебность как основа агрессии очень опасна. Именно она выступает основой булллинга. Л.Берковиц дает определение враждебности как негативной установки, к другому человеку или группе людей, «которая находит своё выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта - жертвы». Работа по профилактике враждебности помогает не допустить серьёзные проблемы в будущем. Факторы, контролирующие агрессивность:
- Адекватное отражение реальности
- Эмпатия, сочувствие
- Ответственность за поступки
- Контроль над эмоциями и поведением в целом.
При входе новых детей в коллектив необходимо познакомить всех более глубоко нежели имя – фамилия, пусть ребята узнают, что нравится новенькому, какие у него есть увлечения. При явном отторжении коллективом одного из детей проводятся комплексные мероприятия – выявляются ребята с наиболее выраженной враждебностью и с ними проводится коррекционно-профилактическая работа посредством библиотерапиии, песочной, сказкотерапии.
Со всем коллективом детей, где наблюдается враждебность проводится игротерапия(например «ворвись в круг»), поостановка этюдов, совместные коллажи или создание коллективных арт-обьектов, любая деятельность, направленная на раскрытие индивидуальности каждого участника и в то же время объединяющая общей идеей, целью.
5. Слабое развитие социально-когнитивных навыков по мнению Дубинко Н.А. также является причиной агрессивного поведения ребёнка. М.Раттер установил тесную связь расстройств поведения детей с серьёзными отставаниями в усвоении знаний. В данном случае у ребёнка снижен эмоциональный интеллект и когнитивные способности. Рекомендованы в работе игры и упражнения по развитию эмоционального интеллекта(например Ю.Б. Гиппенрейтер ), а также развитие высших психических функций.
6. Одна из причин, закрепляющих агрессивное поведение детей, посещающих образовательные учреждения , является неправильно выбранный стиль взаимоотношений с детьми. Демократический стиль дает самый низкий процент детей с асоциальным поведением. В. Элесиос изучавший этот феномен выделяет как негативные авторитарно-принимающий (строгость и справедливость , высокая эмпатия педагога - этот стиль не подходит импульсивным детям) и авторитарно-отчужденный(жестокость,отчуждённость, наказания без обсуждения конфликта – у детей возрастает скрытая агрессия и агрессия от тревоги).
В данном случае рекомендована работа с педагогом, т.к. низкий уровень квалификации не позволяет таким педагогам справиться со сложностями в детском коллективе.
7. Социальное научение – теория предложенная Альбертом Бандурой. Важным элементом социального научения является подкрепление, под которым понимается какое- либо действие, призванное усилить определённую реакцию (похвала, замечание,улыбка, издевка)
Социальное научение может осуществляться посредством семьи, социума, телевидения и гаджетов. Было отмечено , что дети чаще подражают в поведении моделям одинакового с ними пола. Положительное подкрепление агрессивного поведения ведёт к его закреплению и усилению враждебности.
Если причиной лежит социальное научение, то необходимо направлять работу на обесценивание копируемой модели ребёнком и закладывание на её место более продуктивной и социально приемлемой модели. В данном случае эффективно начинать работу индивидуально -со сказкотерапии, арт-терапии, проективных методик. И лишь затем переходить к закреплению поведенческих моделей посредством игротерапии, этюдов, тренингов, просмотр роликов с продуктивным сценарием выхода из конфликтной ситуации.
В результате правильно подобранной коррекционно-профилактической работы с опорой на индивидуальные особенности, ребёнок не чувствует себя беспомощным, становится более уверенным и спокойным, агрессия постепенно сходит на нет.
Таблица –опора для коррекции и профилактики детской агрессивности
составитель Железнова М.В. педагог-психолог МДОБУ №7
Причина агрессивности | Способ коррекции |
Фрустрации | Подбадривание, терапия основанная на выборе, изменение установок, возможность добиться успеха в какой-либо деятельности. |
Эгоцентричность | Техники направленные на формирование эмпатии, игротерапия |
Защитная агрессия | Разрядить травмирующие переживания посредством беседы, песочной терапии, арт-терапии. Затем индивидуально подбираются методы конструктивного выражения гнева и ярости в ответ на возможную конфликтную ситуацию. |
Катарсис | Необходимо обучить адекватным способам выхода гнева – арт-терапия и песочная, также обучение высказываниям в форме «Я-сообщений», упражнение «безмолвный крик», «кулак в подушку», «кукла для битья» в групповой работе упражнения «датский бокс», «спустить пар» и другие подобные упражнения. |
Выражение прямого гнева | Обучение в группах социально приемлемым способам выплеска гнева посредством песочной, сказко- терапии, постановкой небольших психологических этюдов. |
Перенос гнева | Упражнения на выплеск негативных скрытых эмоций, но в индивидуальной работе |
Враждебность | Любая деятельность, направленная на раскрытие индивидуальности каждого участника и в то же время объединяющая общей идеей, целью. |
Слабое развитие социально-когнитивных навыков | Игры и упражнения по развитию эмоционального интеллекта, а также развитие высших психических функций. |
Неправильно выбранный стиль взаимоотношений с детьми. | Работа с педагогом по формированию демократического стиля |
Социальное научение | Обесценивание копируемой модели ребёнком и закладывание на её место более продуктивной и социально приемлемой модели.Эффективно начинать работу индивидуально -со сказкотерапии, арт-терапии, проективных методик. И затем переходить к закреплению поведенческих моделей посредством игротерапии, этюдов, тренингов, просмотр роликов с продуктивным сценарием выхода из конфликтной ситуации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для педагогов и родителей на тему "Агрессивное поведение дошкольников: профилактика и коррекция" содержит теоретический материал о природе детской агрессивности, возрастные особ...
Агрессивное поведение дошкольников: профилактика и коррекция
Презентация для педагогов о природе детской агрессивности и мерах её профилактики и коррекции...
"Рекомендации психолога для родителей по профилактике и коррекции агрессивности у ребенка"
Уважаемые родители, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум. Так ж...
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».
Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...
Рекомендации по профилактике и коррекции детской агрессивности
Рекомендации по профилактике и коррекции детской агрессивности...