Кружок "Развиваемся, общаемся, играем"
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Основные задачи кружка:
Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи.
Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
Обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Обучение детей правилам хорошего тона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_razvivaemsyaobshchaemsya_igraem.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 50» «Незабудка»
Рабочая программа кружка
«Развиваемся, общаемся, играем»
для детей 5-6 лет
на 2021-2022 учебный год
Педагог – психолог
Багоцкая С.И.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.
Основным видом деятельности курса является развитие нестандартного логического мышления. Именно умение логически мыслить позволяет ребенку самостоятельно вводить новшества в различные виды деятельности, развивать в себе выявленные таланты. Программа кружка «Развиваемся, общаемся, играем» выполнена преимущественно для той категории детей, у которых занижена самооценка, недостаточно развиты психические процессы. Вместе с тем, как показала практика, эта программа доступна и интересна детям всех возрастов и с разными диагнозами. Она важна также и для детей с высоким уровнем развития, поскольку развивает все психические процессы и позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.
Нововведением программы является включение заданий по развитию креативного мышления, развития пространственного мышления (задания повышенной сложности с использованием компьютера), специальные упражнения с элементами тренинга по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников, развития способностей и одаренности дошкольников.
Данная образовательная программа рассчитана на детей 5 - 6 лет.
Продолжительность занятий составляет 20 – 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные задачи кружка:
Совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, речи.
Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
Обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Обучение детей правилам хорошего тона.
Методика направлена на развитие:
творческого воображения (через нестандартный взгляд на систему, преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования);
памяти и внимания (через систему специальных игр, с использованием метода ассоциации и зацепок);
речи (через пальчиковые игры, игры со словом и звуком, методы сочинения сказок);
логического мышления, пространственного воображения (через методы, основанные на системном подходе, и развивающие игры с использованием компьютера);
коммуникативных качеств (через психотехнические игры и театрализацию, тренинги на развитие социальной одаренности);
координации и мелкой моторики.
Характерная особенность занятий по данной методике:
комплексность (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя вышеуказанные элементы);
игровая форма (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания);
доброжелательная творческая атмосфера (ребёнок может высказывать свои мысли в слух, не боясь того, что его осмеют или подвергнут критике. На занятиях соблюдаем правило «Не критикуй!» Учимся видеть в высказывании, рисунке, поделке крупицу оригинального, чтобы ребёнок постоянно чувствовал удовлетворение от сделанного).
Задачи по разделам.
Проигрывание различных социальных ролей для формирования положительных нравственных качеств.
Развитие умения общаться как со сверстниками, так и со взрослыми на основе познавательного материала: коротких сообщений о жизни животных, об особенностях характера человека и т.д.
Формирование умения свободно держаться пред аудиторией (инсценирование стихов, басен и т.д.)
Развитие умения понять другого, встать на его точку зрения.
Занятия включают следующие методы обучения:
этюды;
упражнения (творческого и подражательно-исполнительного характера);
игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные, компьютерные;
творческие игры: сюжетно-ролевые, игры- драматизации, компьютерные игры;
дидактические, развивающие игры;
чтение и обсуждение художественных произведений;
беседы, беседы – диспуты;
мини-конкурсы;
импровизации;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
сочинение историй;
дискуссии;
свободное и тематическое рисование;
аутотренинги (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
Принципы проведения занятий:
системность подачи материала,
наглядность обучения,
цикличность построения занятия,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:
игрового преподнесения заданий;
создания положительного образа дошкольника;
при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники (для детей подготовительной группы);
подкрепление положительного отношения к занятиям;
закрепления знаний о школьных принадлежностях;
закрепления образцов ролевого поведения;
формирования чувства уверенности.
Ожидаемые результаты.
Знать:
различия между мальчиками и девочками;
о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки мешают общению друг с другом.
Уметь:
понимать и описывать свои желания и чувства;
различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
сравнивать эмоции и контролировать свои эмоциональные реакции;
вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
устанавливать ассоциативные цепочки между разнообразными объектами, предметами, явлениями;
сочинять различные сказки, фантастические объекты, устанавливать связи фантастических объектов с реальным миром;
уметь сравнивать, анализировать, обобщать, исключать предметы по различным темам;
уметь продолжать логический ряд, решать аналогические задачи;
концентрировать свое внимание, легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
изображать на рисунке свое внутреннее состояние;
уметь понять другого, встать на его точку зрения:
переносить новый способ деятельности на аналогичный материал;
систематизировать объекты по функциям и свойствам;
концентрировать свое внимание, легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
Календарно-тематический план работы кружка «Развиваемся, общаемся, играем»
№п/п | Тема занятия. | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. | Путешествие в сказку «Маша и медведь» | |||
2. | Путешествие в сказку «Теремок» | |||
3. | «В осеннем саду» | |||
4. | «В осеннем лесу» | |||
5. | Перелетные и зимующие птицы | |||
6. | Развитие временных представлений. | |||
7. | Развитие восприятия, памяти, внимания и наблюдательности. | |||
8. | Развитие восприятия, памяти, внимания и наблюдательности. | |||
9 | Развитие памяти, мышления, умственной деятельности. | |||
10 | Развитие произвольного внимания, ориентации в пространстве, мелкой и общей моторики. | |||
11 | Развитие произвольного внимания, умения анализировать несложные формы объектов. | |||
12 | Развитие памяти, наблюдательности, логического мышления. |
1. | Развитие произвольного внимания. | |||
2. | Развитие пространственных представлений. | |||
3. | Развитие зрительной памяти. |
|
| |
4. | Ориентировка в пространстве. Развитие зрительных ощущений. |
| ||
5. | Развитие слуховых ощущений. | |||
6. | Развитие произвольного внимания. |
| ||
7. | Развитие наглядно - образного мышления. | |||
8. | Развитие процессов анализа, зрительно – двигательных координаций. |
| ||
9. | Развитие умения сравнивать, анализировать. |
| ||
10. | Развитие зрительной памяти. |
| ||
11. | Развитие мышления, вербальной памяти. | |||
12. | Развитие мышления. | |||
13. | Развитие зрительной опосредствованной памяти. | |||
14. | Развитие умения анализировать и сравнивать. |
| ||
15. | Развитие пространственного восприятия, мышления. | |||
16. | Развитие вербального мышления, зрительной памяти, пространственных представленй. | |||
17. | Развитие произвольного внимания, наглядно – образного мышления. |
| ||
18. | Развитие произвольной сферы, вербального и наглядно – образного мышления. | |||
19. | Волшебная сказка чувств. | |||
20. | Формирование коммуникативных навыков. | |||
21. | Диагностическое занятие. | |||
22 | Диагностическое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Играем и учимся общаться" (игры коммуникативной направленности)
Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллекти...
Учите детей общаться играя.
Важно научить ребёнка умению общаться со сверстниками....
Проект "Играя - общаюсь, играя - развиваюсь"
Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми...
Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"
Проект "Общаемся играя" направлен на формирование у детей старшей группы ДОУ навыков общения...
Родительский клуб "Растим счастливого ребенка".Тема: «Взаимодействие семьи и детского сада» «Творим, общаемся, играем»
Повышение педагогической компетентности родителей по взаимодействию детского сада с семьей для целостного развития личности ребенка....
Методическая разработка "Учимся общаться, или общаемся играя"
Слайд 1Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад №96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Учимся общаться, или общаемся играя&ra...