Теория и технология социализации детей дошкольного возраста
консультация по психологии

Стоянович Валентина Васильевна

Теория и технология социализации детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт реализации технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста

                                                                       


Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.

Социализация детей сегодня – это процесс, направленный на вхождение ребенка в социокультурную среду современного общества.

Главную роль в социализации ребенка на этом этапе играют и родители, и педагоги, и сверстники. В детском саду также расширяется предметный мир ребенка. В дошкольном образовательном учреждении ребенок может раскрыть и проявить свою индивидуальность.

Задачи социального развития детей в ДОО

- освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг другом; развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе

- развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие

- освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель города, я – житель России, я – житель Земли, я – часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях

- развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения

Этапы социализации:

1 этап – семья;

2 этап – дошкольное учреждение;

3 этап – школа;

4 этап - высшие и профессиональные учебные заведения.

Коммуникативное взаимодействие между детьми и взрослыми проходит в повседневной жизни и при спонтанном общении, но наиболее действенными являются специально организованные новые формы общения, способствующие эмоционально положительным контактам между детьми, развивающие доброжелательные отношения и интерес к другим детям и взрослым, развивающие инициативность в деятельности, направленные на общение.

Технологии социализации:

1.Традиционные – взаимодействие детей в образовательном пространстве, на занятиях, в режимных моментах.

2. Инновационные

Реализация инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении может реализоваться через:

1. групповые формы работы;

2. выход за пределы группы в стенах дошкольной организации;

3. выход в большой социум за пределы детского сада.

Групповые формы работы:

Круги: мини круги, математические круги, рефлексивные круги;

Почта;

Церемония чаепития;

Вкусные подарки для друзей;

Дежурство;

Технология «Доска общения»;

Клуб по интересам.

Задача тематических кругов – дать возможность детям определять свое отношение к выбранной теме, находить верный выход из жизненных ситуаций под общие темы «Я в обществе».

        Рефлективные круги проводятся перед вечерней прогулкой. На нем подводятся итоги прошедшего дня, отмечается, что было самое интересное, обсуждаются нравственные ситуации.

        Почта – это способ общения между детьми и взрослыми. Это групповой атрибут, расположенный в раздевальной комнате. В младшей группе служит способом общения между педагогом и родителями воспитанников. В старшей группе дополняется передачей информации между детьми, т.к. они овладевают письмом.

        На церемонии чаепития педагог знакомит детей с таким знакомым напитком как чай. Педагог предлагает всем высказаться о месте произрастания чая, сборе и изготовлении чая. Происходит обобщение сведений. Педагог знакомит детей с процессом заваривания чая, комментирует свои действия, акцентирует внимание детей на технике безопасности. Педагог предлагает детям принят участие в процессе заваривания чая. Традиция пить вместе чай постепенно формируется. Педагог знакомит с тем, что состав чая может быть разным и знакомит с травяными чаями. Далее дети самостоятельно планируют кого они хотят пригласить на чай, заваривают чай под контролем педагога, беседуют за столом.

        Вкусные подарки для друзей – это обучение действовать приспособлениями для чистки фруктов, ножами. Ребенок режет фрукты или овощи на дольки и угощает друзей.

        Во время дежурства дети совместными усилиями учатся сметать мусор, протирать столы, подметать пол.

        Технология «Доска общения» - это форма взаимодействия взрослых и детей в виде письменных сообщений, рисунков.

Выход за пределы группы в стенах дошкольной организации

Происходит обучение детей умению налаживать отношения с детьми младшего возраста, оптимальные условия взаимодействия детей в разновозрастных группах.

Методы: показ сказок, совместная театрализованная деятельность, кружковая работа в разновозрастными детьми, подарки малышам, сделанные своими руками, технология «детская журналистика».

Выход в большой социум за пределы детского сада

На данном этапе происходят парковые семейные прогулки, посещение музеев, выставки работ, смотры, соревнования, технология «Тематические акции»: «Покормите птиц зимой», «Лента памяти», «День пожилого человека», «Сотвори добро».

Организация эффективных форм межвозрастного общения

Принципы организации межвозрастного общения

  1. Эпизодичность
  2. Добровольность
  3. Взаимная заинтересованность
  4. Использование продуктов детского творчества как мост к общению
  5. Учет возрастных особенностей при организации игровой деятельности

Формы организации межвозрастного общения

- концерты

- подарки малышам, изготовленные своими руками

- совместные прогулки

- помощь в одевании и раздевании малышам старшими детьми

- совместные подвижные игры

- поход в гости

- продуктивные проекты

- кружковая работа с разновозрастными детьми

Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками. При этом определяется возможность постановки ребенком целей и задач, планированием действий, самоконтролем, коррекцией результатов деятельности, усвоения опыта рефлексии.

Дети пройдя 1 этап социализации в детском дошкольном учреждении становятся активными участниками жизни общества, участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы, предлагают свою помощь, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых и своего окружения. Все это результат социализации, познания окружающего мира и взаимодействия с ним.

Для того, чтобы инновационные технологии социализации были успешными, необходимо превратить инновации в традицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества, как средство социализации детей дошкольного возраста

Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей. В ...

Технология сотрудничества, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

Методический сборник "Социализация детей дошкольного возраста в совместной организованной деятельности с использование информационно-коммуникативных технологий"

В сборнике представлены конспекты ОД, разработки интерактивных игр для области "Социально-коммуникативное развитие"....

Использование современной технологии «Социальная акция» как эффективный метод социализации детей дошкольного возраста

Презентация  воспитателя МБДОУ БГО Детского сада №12 общеразвивающего вида Журавлёвой Евгении Евгеньевны из опыта работы по теме:  «Использование современной технологии «Социальн...