Семинар-практикум «Возможности использования игры в развивающих целях педагогами ДОУ»
план-конспект занятия по психологии

Стырова Елена Владимировна

Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все эти игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Для того чтобы знать, как изменять игры, подстраивая их для своих нужд, следует сначала очень четко уяснить цели, на которые мы хотим выйти в конце игры, и задачи, которые мы хотим решить в процессе. Например, одну и ту же игру мы можем применить для развития координации движений, для развития внимания и памяти, для коррекции эмоциональной сферы, для развития навыков коммуникации и т.д. Для того чтобы мы могли решать разные задачи, нам нужно всего лишь знать, что мы хотим получить, и в зависимости от этого мы можем менять ее содержание и выбирать степень сложности.

Что же нужно знать об игре, чтобы она стала для нас универсальным инструментом в развивающей работе?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Возможности использования игры в развивающих целях педагогами ДОУ»

Цель: расширение знаний педагогов о значении и возможностях использования игры у дошкольников.

Участники: педагоги и специалисты ДОУ

Ведущий: педагог-психолог

Материалы: Сложи узор (2 шт), Блоки Дьенеша (2 шт)

Время: 1 час

                                                              ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги и психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все эти игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Для того чтобы знать, как изменять игры, подстраивая их для своих нужд, следует сначала очень четко уяснить цели, на которые мы хотим выйти в конце игры, и задачи, которые мы хотим решить в процессе. Например, одну и ту же игру мы можем применить для развития координации движений, для развития внимания и памяти, для коррекции эмоциональной сферы, для развития навыков коммуникации и т.д. Для того чтобы мы могли решать разные задачи, нам нужно всего лишь знать, что мы хотим получить, и в зависимости от этого мы можем менять ее содержание и выбирать степень сложности.

Что же нужно знать об игре, чтобы она стала для нас универсальным инструментом в развивающей работе?

Определяя цели развития дошкольника в физиологическом, психическом, педагогическом или личностном плане, мы можем одну и ту же игру видоизменять, подгонять ее функциональное назначение под те задачи, которые нам необходимо решить.

В своей работе мы можем использовать метод модификации (переделки) игр. Это очень удобно, так как:

- не требуется большого количества игр вообще (невысокие материальные затраты);

- работаем со знакомым материалом (уже заранее знаешь, что и как работает в той или иной игровой ситуации);

- дети охотно играют в знакомые игры (это придает им уверенности в своих силах и знаниях);

- возникает возможность развития у детей умения творчески мыслить, развивается их воображение и фантазия.

Основными же задачами развивающей работы, под которые переделываются игры, являются:

- развитие познавательной сферы дошкольников;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование способностей к самостоятельной творческой деятельности;

- появление основных навыков учебной деятельности;

- формирование позитивной «Я-концепции» личности ребенка;

- развитие крупной и мелкой моторики детей;

- индивидуальный подход с учетом возраста и развития ребенка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

В практической части педагогам предлагается придумать варианты игр  с Блоками Дьенеша, Сложи узор и Танграмом по различным направлениям развития:

- развитие познавательной сферы дошкольников ( мышление, память, внимание)

- развитие творческого мышления и воображения

- развитие коммуникативных навыков

1. Блоки Дьенеша. Варианты игры «На что это похоже?»

(Источник: Н.Я. Кушнир. «Детский сад - школа: проблемы преемственности»)

Ведущий зачитывает педагогам Первоначальный вариант игры, а затем просит придумать несколько других вариантов этой игры (если педагогов много, то можно разделить их на две команды с условием : Кто придумает вариантов больше (с указанием возраста детей)

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета.

Детям дают геометрические фигуры из набора «Блоки Дьенеша» и просят найти в комнате как можно больше предметов, похожих на них. Если дети затрудняются назвать предметы, разрешается просто подойти и показать.

Вариант 1

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, дополнительно - развитие мелкой моторики рук.

Детям дают геометрические фигуры и просят найти в комнате как можно больше предметов, похожих на них. Затем предлагается вспомнить, какие предметы такой формы можно увидеть на улице, в магазине, в автобусе, и нарисовать какой-либо из этих предметов.

Вариант 2

Цель: развитие произвольного внимания, умения соотносить заданную форму с формой предмета, развитие мелкой моторики рук, дополнительно - развитие речи.

На листах бумаги педагог рисует геометрические фигуры (желательно различные), просит детей посмотреть на эти фигуры и, вспомнив, на что они похожи, дорисовать картинку. Затем дети по очереди показывают свои рисунки и рассказывают, что на них изображено (одно-два предложения-описания).

2.Варианты игры Танграм «Сложи картинку»

(Источник: Cост. М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова. «Дружно играем - себя развиваем»)

Первоначальный вариант

Цель: формирование произвольного внимания, восприятия, зрительной памяти, умения действовать по образцу, развитие мелкой моторики рук.

Взрослый выкладывает из геометрических фигур картинку (снеговика, домик, машинку, человечка) и предлагает детям выложить такую же.

Педагогам предлагается придумать свои варианты игр с Танграмом пояснить для чего будет использоваться игра для развития каких функций

Вариант 1.

Цель: развивать мышление, произвольное внимание, восприятие, зрительную память, воображение, речь, умение действовать по образцу, мелкую моторику рук, дополнительно - умение принимать решение самостоятельно.

Педагог показывает детям картинку с изображением какого-либо предмета (нарисованный домик, кораблик, башня) и предлагает сложить картинку по рисунку. В этой игре дети самостоятельно выбирают фигуры, из которых они складывают картинку.

3. Варианты игр с пособием  «Сложи узор»

Вариант ведущего: собери узор по схеме (простой, сложный).

Педагогам предлагается придумать свои варианты игр с пособием и пояснить для чего будет использоваться игра для развития каких функций

ИТОГ.РЕФЛЕКСИЯ.

Литература:

1. Дружно играем - себя развиваем: развивающие занятия и тренинги для детей 3–6 лет. Сост.: М.В. Мазурова, Т.Н. Язепова. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.

2. Кушнир Н.Я. Детский сад - школа: Проблемы преемственности: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Мн.: Полымя, 2000.

3. Соболева А.Н. Игра в тренинге: авторский подход. Статья 1.: Профессиональная успешность школьного психолога и возможности игры (интернет-ресурсы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возможность использование игры в коррекционно развивающих целях

Возможность использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом д...

Семинар - практикум для родителей средней группы. Тема: "Развивающие математические игры - своими руками".

Этот консультативный материал поможет родителям самостоятельно изготовить игровой материал и играть совместно с детьми....

Семинар – практикум для родителей «Знакомство с авторскими развивающими играми»

Развивающие  игры  создают  своеобразный  микроклимат  для  развития  творческих  сторон   интеллекта.  При  этом  разные  игры...

Семинар-практикум для родителей «Использование возможностей тимбилдинга как средства формирования коммуникативно-личностной готовности детей к обучению в школе»

Данная разработка представляет способ организации практического взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучен...

Семинар-практикум "Новые возможности мультимедийной презентации"

Семинар-практикум проходил в рамках городской творческой лаборатории для учителей-логопедов и воспитателей ГКН "Семь шагов к ИКТ-компетентпости" с целью повышения профессиональной компетентн...

Семинар-практикум культурная практика "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)

Семинар-практикум представила культурную практику "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)...

Семинар-практикум на тему: «Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в младшей группе».

Воспитатели младших групп могут для себя найти практические рекомендации по использованию в работе пособия "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича....