Значение продуктивных видов деятельности с целью развития коммуникативных качеств.
консультация по психологии

Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования.  Разработана методика воспитания коммуникативных качеств речи средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение продуктивных видов деятельности с целью развития коммуникативных качеств.

  Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования. Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнуто к 5-6 годам, то этот путь, как правило, к сожалению, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет  за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому остро встает проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию.

        Известно, образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре: в произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала. Разработана методика воспитания коммуникативных качеств речи средствами русских народных сказок, пословиц и поговорок. Предлагаемая деятельность носит поэтапный характер.

        Первый этап – разъясняющее-мотивационный.

        Цель – формировать правильное понимание иносказательного смысла слов и выражений, употребляемых в сказках, пословицах и поговорках, и знание правил их употребления, а также осознание особенностей композиционного построения сказок. Работа начинается с формирования у детей способности понимать содержание русских народных сказок, эмоционально на него откликаться, уметь выражать свое отношение к событиям и героям, а также оценивать значение выразительных средств для раскрытия художественного образа. Учитывая, что интонационная выразительность во многом зависит от умения рассказчика и понимать, и передавать эмоции и чувства героя, на данном этапе педагогической работы с детьми обсуждается эмоциональное состояние героев. Особое внимание уделяется средствам языковой выразительности. На начальном этапе широко используется прием совместного комментирования. Кроме того, большое место в работе уделяется пословицам и поговоркам, встречающимся в русских народных сказках. Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок детям предлагается картинки, отображающие их буквальный и переносный смысл. Это помогает детям лучше понять смысл данных выражений и найти их место в определенном контексте, стимулирует умение их употребления в собственных речевых высказываниях. При этом взрослый советует детям в своих рассказах использовать пословицы и поговорки.

         Второй этап – теоретически и практически развивающий.

        Цель – формировать представление о языковых средствах, помогающих создавать обобщенные и иносказательные образы фольклорных произведений. Одной из задач этого этапа является логическое построение сказочного сюжета. Текст сказки делится на смысловые части, и их основное содержание отражается в схематичном рисунке, где изображаются персонажи, выполняемые ими действия, существенные атрибуты и предметы. Таким образом, разложенные карточки представляют собой модель сказки, по которой ребенок имеет возможность создавать новые сюжеты. Эффективным заданием для осознания структуры текста является заполнение его отсутствующих частей. Например, детям предлагается начало и конец сказки, объединенные лишь персонажами. Ребенок должен ответить, получилась ли сказка?  И если нет, что нужно сделать, чтобы получилась? Для формирования точности речевых высказываний используется игра «Да-Нет». Педагог дает правильную или неправильную характеристику сказочного героя, совершенного им поступка, а дети должны были согласиться с этим или нет. Например:  «Мальчки-с-пальчик маленький, скромный, тихий, трусливый. Правильно ли я сказала о герое?».   С этой же целью проводится конкурс «Живой словарик». Дети должны объяснить «непонятные» слова (веретено и т.п.). Постепенно дети осваивают представления об интонации как важном средстве выразительности и учатся голосом передавать различные настроения, выражать вопрос, побуждение, просьбу и т.д.         

На втором этапе продолжается  работа по ознакомлению детей с пословицами и поговорками. Итогом второго этапа должно стать задание на подбор к русским народным сказкам пословиц и поговорок. Например варианты соответствующих по смыслу пословиц к сказкам: «Рукавичка» (В тесноте да не в обиде), «Гуси-лебеди» (Трудно найти, легко потерять), «Царевна-лягушка» (не было бы счастья, да несчастье помогло) и т.д.

Третий этап – репредуктивно-творческий.

Цель – учить адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.

На данном этапе работы ребенок занимает позицию импровизатора, владеющего умением оценивать выразительную речь. Особое внимание уделяется творческим играм-драматизациям, театрализованным и режиссерским играм, постановке спектаклей, которые обеспечивают совершенствование исполнительских умений: каждый ребенок логично строит свои высказывания, точно употребляет  слова и активно использует средства выразительности речи. Другой эффективный прием – построение высказывания по предложенному начальному предложению, т.е. ориентируясь на заданное начало, ребенок самостоятельно развивает сюжет. Например, по загадке: «Красная девушка по небу ходит» составляется начало сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве шла по небу красная девушка. И вдруг…». Еще один не менее эффективный прием – проблемная ситуация. Детям предлагаются, например, такие проблемные ситуации: если бы Аленушка сразу съела пирожок, предложенный печкой, как изменилась бы сказка. При использовании этого приема, ребенок переносит самого себя или воображаемого персонажа из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст – о самом себе или о воображаемом герое. Обращение к личному опыту активизирует детей; в речевых высказываниях начинают встречаться образные выражения. Интересным оказывается еще один прием – прием трансформации текста. Например, вспомните сказку «Лиса и журавль» и придумайте похожую сказку о том, как заяц пошел в гости к волку. Кроме того, детям предлагается сочинить текст письма или срочной телеграммы герою какой-либо сказки. Сочинение собственных сказок является итогом всей работы.

Таким образом, в процессе всей работы у детей значительно расширяется словарный запас, активизируется их речевые высказывания, обогащается эмоциональный опыт. Все это способствует формированию коммуникативных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

laquo;Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

«Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

laquo;Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Презентация "Продуктивные виды деятельности как средство развития творческих способностей ребенка"

В презентации представлены основные виды продуктивной деятельности дошкольников как средство развития творческих способностей детей....

Презентация Роль продуктивных видов деятельности в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный период в  соответствии с закономерностями психического развития я...

Консультация для воспитателей: «Возможность продуктивных видов деятельности для психического развития слабослышащих детей»

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих ...

Использование и значение продуктивной изобразительной деятельности на общее развитие детей и готовности к школе.

Выступление на родительском собрании об использовании и значении продуктивной изобразительной деятельности на общее развитие детей и готовности к школе....