Доклад «Психолого-педагогическая поддержка семьи с детьми, часто болеющих респираторными заболеваниями»
статья по психологии

Шипулина Ирина Николаевна

Дисгармоничное воспитание, частые конфликты в семейной обстановке создают состояние психоэмоционального напряжения у ребенка и тем самым снижают адаптивные возможности организма, в том числе снижают сопротивляемость иммунной системы. Выявление особенностей детско-родительских отношений подразумевает не только диагностику нарушений в системе родитель-ребенок, но и оказание помощи в решении этих нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:  «Психолого-педагогическая поддержка семьи с детьми, часто болеющих респираторными заболеваниями».

Выполнила:

педагог-психолог

МБОУ СОШ №12 (д/с №24)

Шипулина Ирина Николаевна

г.о.Красногорск

2021 г.

В дошкольном детстве здоровье ребенка является важным фактором психофизического развития. Частые респираторные заболевания - один из ведущих факторов риска хронической патологии, оказывающей отрицательное влияние на психофизическое становление ребенка. Болезнь, основным симптомом которой являются нарушения дыхания, по данным статистики, является самым массовым заболеванием современного человека. Именно ОРВИ обуславливают до 40 % от всех инфекционных заболеваний и до 60 -70 % - среди детей. Они могут привести к таким соматическим осложнениям, как аллергия, бронхит, пневмония и др. В связи с тем, что ребенок часто болеет и пропускает школу или дошкольные учреждения, возможно также отставание в усвоении знаний, недостаток навыков общения, что может привести к задержке в развитии, к искажению формирования личности ребенка, к психолого-педагогической запущенности. Поэтому так важно возможно раньше выявить факторы, приводящие к ослаблению формирующегося организма, как медицинского, так и психологического характера.

Известно, что фундамент развития ребенка закладывается в семье, а наиболее значимыми факторами, влияющими на его формирование, является атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в семье. Такое решающее значение семьи определяется тем, что семья на ранних этапах развития человека является единственной, а позже одной из наиболее важных социальных групп, в которые включен ребенок. По отношению к различным внутрисемейным влияниям члены семьи отличаются особой открытостью, а следовательно, уязвимостью. Семейные отношения многосторонни и зависимы  друг от друга – изменение одних из них вызывают «цепную реакцию» изменений во всех других.

Дисгармоничное воспитание, частые конфликты в семейной обстановке создают состояние психоэмоционального напряжения у ребенка и тем самым снижают адаптивные возможности организма, в том числе снижают сопротивляемость иммунной системы. Чем младше ребенок, тем слабее иммунная система, а следовательно, сильнее действие внешних неблагоприятных условий. Не исключая конституционального фактора, психологический фактор является триггерным, пусковым механизмом в формировании частой заболеваемости вирусными инфекциями. Болезнь становится способом реагирования на неблагоприятные условия семейной среды.

Проблема влияния детско-родительских отношений на возникновение заболевания детей широко обсуждается в психологической литературе в рамках разных подходов. Подчеркивается связь эмоционального, психического и соматического реагирования у детей дошкольного возраста. Среди источников эмоционально обусловленных (психосоматических заболеваний) можно указать:  Внутренний конфликт; Мотивация или условная выгода; Эффект внушения другим лицом; Самонаказание; Болезненный, травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы периода раннего детства.

Дисгармоничное родительское воспитание приводит к возникновению эмоциональной напряженности у детей.

Существуют различия в детско-родительских отношениях у детей часто болеющих респираторными заболеваниями и здоровых детей:

  1. В семьях часто болеющих детей преобладают гиперопека по доминирующему типу, неустойчивость воспитания, воспитательная неуверенность родителей, страх потери ребенка и проекция нежелательных качеств на ребенка.
  2. Матерей часто болеющих детей характеризует повышенная интроверсия, тревожность, снижение социальной адаптации и гибкости поведения. Имеет место неадекватная оценка жизненной ситуации, в связи с чем мать не может оказать поддержки своему ребенку. У них наблюдается наличие противоречивых психических черт, создающих почву для возникновения интрапсихической напряженности и внутренних конфликтов.

3. Эмоционально-личностные и коммуникативные особенности детей часто болеющих респираторными заболеваниями следующие: они более интровертированы по сравнению со здоровыми сверстниками, неуверены в себе, более тревожны.

    4.  В семьях с детьми, часто болеющих респираторными заболеваниями, наблюдается нарушение эмоционального контакта, ребенок ощущает недостаточность чувства общности и единства с членами семьи. Часто болеющие дети в отличие от здоровых имеют нарушение эмоциональной связи с матерью и другими членами семьи, что может являться причиной ухода в болезнь.

Как показали исследования этой проблемы, существует определенный стиль воспитания, отношения к ребенку, вследствие чего болезнь для него -  это выход из сложной хронической напряженной ситуации, возможная выгода ухода в болезнь. У ребенка по всей видимости существует предрасположенность конституциональная или сформированная именно по такому типу реакция на сложную для него ситуацию.

Нельзя с полной уверенностью отнести частые респираторные заболевания к числу психосоматических. Но возможна опосредствованная связь сомы и психики. Эта связь находится на психологическом уровне. Не исключая конституционального фактора, психологический фактор является триггерным, пусковым механизмом в формировании часто повторяющегося заболевания вирусными инфекциями. Возможно символическое объяснение симптома частых простуд и ангин как условно выгодное. Симптом ребенка может быть включен в систему взаимоотношений и быть условно выгоден не только ребенку, но и родителям.

Выявление особенностей детско-родительских отношений подразумевает не только диагностику нарушений в системе родитель-ребенок, но и оказание помощи в решении этих нарушений. Поскольку опосредствованное психологическое формирование хронического простудного заболевания у детей осуществляется через семью, а точнее через взаимодействие ее членов, корректирующая работа  должна быть направлена, прежде всего, на развитие и увеличение эффективности коммуникаций. Считаем целесообразным уделять внимание формированию навыков межличностного общения, помогать матери и ребенку лучше узнать друг друга, наладить эмоциональный контакт. Не следует забывать и об укреплении физического здоровья и саморегуляции ребенка как основы психологического благополучия.

Задачами психолого-психологической поддержки семьи   с ребенком часто болеющим респираторными заболеваниями являются:

- Гармонизация детско-родительских отношений, приобретение родителями чувственного опыта при взаимодействии с детьми, формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребенком;

- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка, с учетом возрастных, гендерных и индивидуально-личностных особенностей;

- Формирование в семье установки на здоровый образ жизни.

- Стабилизация эмоционального состояния ребенка, формирование чувства уверенности ребенка, поддержка в семье ценностного отношения к здоровью.

- Расширение социальных контактов ребенка, формирование положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование навыков общения.

- Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции развития, воспитания и обучения ребенка, развитие познавательной и игровой деятельности ребенка с учетом зоны ближайшего развития.

Психолого-психологическая поддержка семьи с ребенком часто болеющим респираторными заболеваниями представляет хорошо организованную систему оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, разработанную  для конкретной семьи  с учетом индивидуального подхода.

К основным методам психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений относят методы, которые являются базисными в поведенческом и психодинамическом  направлениях, это и метод десенсибилизации, игротерапия, арт-терапия, психоанализ, поведенческий тренинг, песочная игротерапия, аутогенной тренировки, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия и др..

В специальные методы включают тактические и технические приемы психокоррекции, которые учитывают индивидуально-психологические факторы возникновения проблем. Эти  две группы методов взаимосвязаны.

В подборе методов коррекции эмоциональных нарушений необходимо учитывать специфику направленности конфликта, определяющего эмоциональное состояние ребенка. При внутриличностном конфликте используют игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При коррекции детско-родительских отношений, а так же межличностных конфликтах используют групповую психокоррекцию, способствующую гармонизации  межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыком самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.

В психолого-психологической поддержке семьи с ребенком часто болеющим респираторными заболеваниями выделим основные блоки: диагностический- изучение особенностей ребенка, детско-родительских отношений, анализ фактов способствующих возникновению проблем; установочный- формирование положительной установки ребенка и его родителей на совместную деятельность, эмоционально-доверительного контакта с психологом и специалистами; коррекционный-  гармонизация процесса эмоционального развития ребенка и детско-родительских отношений, преодоление внутрисемейного кризиса; оценочный- анализируются  результаты деятельности, поведенческие и эмоциональные реакции ребенка.

Решение указанных задач требует реализации междисциплинарного и межведомственного подхода и составляет перспективу оказания  психолого-педагогической поддержки семьи с детьми, часто болеющих респираторными заболеваниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Л А Н мероприятий по укреплению семейных ценностей, поддержке семей с детьми

Реализация ФГОС ДО предполагает обеспечение личностно- развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей, что возможно осуществить через построение системной. работы с родителя...

Помощь и поддержка семей с детьми-инвалидами в г. Санкт-Петербург

Помощь и поддержка семей с детьми-инвалидами в г. Санкт-Петербург   Родители детей-инвалидов испытывают огромное множество сложностей в воспитании и обучении ребёнка, и как следствие - посто...

Электронный портфель игровых и образовательных практик поддержки семей с детьми дошкольного возраста "Дети в приоритете"

laquo;Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете»)»...

Статья "Психолого-педагогическая поддержка семьи с детьми часто болеющими респираторными заболеваниями

Фундамент развития ребенка закладывается в семье, а наиболее значимыми факторами, влияющими на его формирование, является  атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, п...

Доклад "Психолого-педагогические условия ранней профориентации дошкольников с учетом ФОП ДО"

Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Соблюдение психолого-педагогических условий по ранней профориентации поможет дошкольникам на...