Значение лепки для развития психических процессов детей дошкольного возраста.
статья по психологии
Занятия лепкой развивают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы детей дошкольного возраста. Воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Помогают стать гармоничной, счастливой и творческой личностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lepka.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение лепки для развития познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов детей дошкольного возраста.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Руки – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. С раннего детства малышей привлекают всевозможные предметы. Им важно трогать, нанизывать, вынимать, переворачивать, катать и бросать все, что попадется на глаза. В результате этого важного процесса формируются определенные представления о предметном мире, совершенствуется рука ребенка – один из важных органов, дающий толчок развитию мышления и речи и других психических процессов (познавательных, эмоциональных и волевых) В младшем дошкольном возрасте идет активное обучение действиям с предметами, а старшем дошкольном возрасте стоит задача – доведение этих действий до автоматизма. Для этого воспитатель должен планировать работу по развитию мелкой моторики в специально организованной деятельности, совместной деятельности и создавать условия в повседневной деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте появляется больше возможностей для развития мелкой моторики рук. Дети взрослеют, и в совместной деятельности по художественному труду, рисованию, работе с ножницами, самообслуживанию они могут проявить свои способности. Великолепным инструментом развития мелкой моторики у дошкольников-является лепка. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. У современных детей часто наблюдается: нарушения регуляции нормального соотношения возбудительных и тормозных процессов в работе мозга - колебания работоспособности и повышенная истощаемость активности мозга; повышенная отвлекаемость, невнимательность; замедленность темпа работы, либо моторная гиперактивность и речевая расторможенность; трудности запоминания и воспроизведения информации, независимо от ее модальности (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной); особенности эмоционального реагирования (повышенная тревожность или склонности к грусти, пессимизму, эмоциональной неуравновешенности с быстрым переходом от плача к смеху и наоборот, либо склонность «застревать» на какой-то эмоции); двигательные нарушения (гипо- или гипертонус в мышцах; в графической деятельности тенденция к макро- или микрографии; синкинезии – лишние движения языком, губами, плечами и т.д. при выполнении заданий; моторная гиперактивность.
За счет активной работы мелкой моторики в процессе занятий лепкой мягко и постепенно корректируются:
-трудности восприятия: зрительного и зрительно-пространственного, слухового, тактильного (кожно-кинестетического);
-трудности произвольного удержания внимания на каком-то виде деятельности, появлении отвлекаемости
-трудности самоконтроля
-недостаточные возможности делать волевые усилия и выполнять задания, если они не вызывают интереса;
-пространственные трудности
-слабость рефлексии (не отдает отчета в своих действ
-трудности переключения
-речевые трудности
Лепка поможет, если:
-ребенок часто отвлекается на занятиях
-плохо понимает или запоминает материал
-излишне эмоционален
-часты перепады настроения
-легко возбудим, неусидчив
-недисциплинирован
-вял или медлителен
-неловок, неуклюж
Технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы. Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное.
Занятия лепкой развивают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы детей дошкольного возраста. Воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Помогают стать гармоничной, счастливой и творческой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста
программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...
Роль физического воспитания в развитии психических процессов детей дошкольного возраста
высказывания великих о роли физического воспитания, методика работы в разных возрастных группах....
Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"
В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...
Картотека игр для развития психических процессов детей дошкольного возраста
Игры на развитие психических процессов детей дошкольного возраста...
перспективный план "Развитие психических процессов детей дошкольного возраста посредством игры"
Перспективное планирование "Развитие психических процессов детей дшкольного возраста по средствам развивающих игр"...
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста...
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возраста...