ПТСР: РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
учебно-методический материал по психологии
Буклет "ПТСР: РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_1_rabota_psihologa_s_detmi_perezhivshemi_ekstremalnuyu_situatsiyu.docx | 288.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Симптомы ПТСР у ребёнка:
1. Повышенный уровень тревожности
2. Неадекватные импульсивные поступки
3.Воспроизведение травмирующей ситуации в играх и рисунках
4.Агрессивность, замкнутость, капризность, раздражительность
5. Нарушение сна и аппетита
6. Потеря навыков самообслуживания
7. Страх расставания с мамой
8. Отказ от посещения детского сада или школы
9. Астенический синдром
Виды ПТСР:
1. Острое расстройство (продолжается до 3 мес.)
2. Хроническое расстройство.
3. Деформации эмоционально-волевой сферы
4. Отсроченный синдром (появление симптомов через 6 мес.)
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций.
Его причиной может быть любое сильное переживание, которое вызывает перенапряжение нервной системы ребёнка.
ПТСР: РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШЕМИ ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
Психологическая помощь детям, пережившим экстремальную ситуацию:
✅ Беседа с родителями, заполнение родительской анкеты для оценки травматических переживаний детей.
Цель. Определение типа травмы и выявление особенностей поведения ребёнка.
✅ Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей.
Цель. Настроить ребёнка на тему разговора, измерить силу психотравмирующей ситуации.
✅ Исследование эмоциональной сферы:
1. Рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Человек под дождём», «Семья в образах животных» др.
2. Определение самооценки модифицированной методикой Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн.
✅ Изучение негативных личностных проявлений.
✅ Составление плана работы с воспитанником на основе полученных данных
Посттравматический синдром, рекомендации родителям:
- Создать обстановку эмоциональной стабильности
- Реже посещать места массового скопления людей;
- Не позволять ребенку в одиночестве смотреть телевизионные новости;
- Создать атмосферу безопасности (обнимать ребенка, разговаривать с ним, принимать участие в его играх);
- Важно говорить, что вы – рядом, что все хорошо, он в безопасности;
- Читать книги – рассказы и сказки, где описываются сюжеты преодоления страха героями;
- Старайтесь не отвечать на агрессию, проявляемую ребёнком;
- Увеличьте его двигательную активность;
- Не настаивайте на разговорах, но в то же время неправильным будет говорить: «забудь это», «не думай об этом». Дети нуждаются в пояснениях произошедших событий. Можно вернуться к разговорам через некоторое время;
- Разговаривайте с ребенком о произошедших событиях столько, сколько у него есть потребность. Не стоит говорить: «Тебе это не понять», «Поймешь, когда вырастешь», «Я не могу тебе пояснить». Всегда есть что сказать. Постарайтесь, чтобы Ваши фразы были доступными и не пугали ребенка;
- Дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его переживаниям и вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Я знаю одного мальчика, с которым тоже такое случилось»);
- Поговорите с ребенком о тех чувствах, которые он испытал или испытывает. Вы можете сказать, что многие люди испытывали тревогу, страх, гнев, беспомощность. И что эти чувства – нормальны.
Все необходимые документы для диагностики ПТСР
(посттравматического стрессового расстройства у детей):
- Анкета для родителей
- Анкета по выявлению тревожности у детей
- Изучение негативных личностных проявлений
- Определение уровня самооценки
- Полуструктурированное интервью для детей
- Семья в образе животных
- Человек под дождём
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста
Использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится все популярнее. Они внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том чис...
Работа психолога с детьми с ДЦП
Особенности психического развития детей с ДЦП,диагностика познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП, коррекционно-развивающая работа ....
"Коррекционно - развивающие игры и упражнения для индивидуальной работы психолога с детьми подготовительной группы"
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится психологом с детьми, имеющими низкий уровень готовности к школьному обучению. Планируемые результаты: повышение уровня психологичес...
Элементы кинезиологии в работе психолога с детьми подготовительной группы
Использую кинезиологические упражнени с целью синхронизации работы полушарий головного мозга....
Мультфильмы в работе психолога с детьми (в помощь педагогу-психологу)
Рекомендации по работе с мультфильмами....
РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
Данный материал раскрывает тонкости развития личности детей в возрасте от 3-ёх лет....
пальчиковая гимнастика в работе психолога с детьми
Пальчиковая гимнастика одна из важных деталей в работе психолога в условиях ДОУ. Ведь она формирует двигательную активность, развивает речь, внимание, память, мелкую моторику....