«Работа психолога в период адаптации ребенка в детском саду».
картотека по психологии

Гордиенко Нина Юрьевна

Данная работа представлена в виде психолого-педагогической задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Задачи69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа психолога в период адаптации ребенка в детском саду».

Данная работа представлена в виде психолого-педагогической задачи.

Содержание.

Глава 1. Психолого-педагогическая задача.

Глава 2. Ответы на вопросы для анализа.

  • Характеристика дошкольного возраста
  • Направления и виды работ, проводимые педагогом-психологом, в период адаптации детей к дошкольной организации.
  • План психологической диагностики по данному обращению.
  • Формы психолого-педагогической работы с семьей необходимые в данной ситуации.

Задача: Оля (3 г. 2 мес.) начала ходить в детский сад. Мама Оли приводила дочку утром и не могла сразу уйти, так как девочка плакала, отказывалась идти в группу. В группе она часто сидела одна со слезами на глазах. С детьми играть отказывалась, на предложения воспитателя также часто реагировала отказом и нежеланием чем-либо заниматься.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Наступают и волнения и тревоги у родителей - Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложиться у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде?

К процессу адаптации ребенка может также добавиться кризис трех лет. Это период, когда малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А взрослые, этого не видят или, по крайней мере, не желают видеть, потому что проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды, что негативно сказывается на адаптации, о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

Ответы на вопросы для анализа:

Характеристика дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.
Компоненты личностного развития.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

        С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение.

       В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

       Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. 

Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). 

       В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

       Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. 

Основные задачи развития:

  1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
  2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
  3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
  4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
  5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Направления и виды работ, проводимые педагогом-психологом, в период адаптации детей к дошкольной организации.

Целью психологического сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Организационная модель службы психологического сопровождения включает в себя следующие направления деятельности психолога: диагностическое, профилактическое, развивающее, коррекционное направление, консультативное и просветительское.

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. 

В младшем дошкольном возрасте  проводится:

психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.

План психологической диагностики по данному обращению.

Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения девочки младшего дошкольного возраста, в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи исследования.

  • На основе теоретического анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей трех летнего возраста, провести эмпирическое исследование, на предмет выявления особенностей адаптации.
  • Подобрать комплекс диагностических методик.
  • Провести исследование адаптации ребенка.
  • Проанализировать и выявить эффективные программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
  • Рекомендации родителям - как помочь ребенку в адаптации к детскому саду.

Методы исследования.

  1. Метод наблюдения.
  2. Метод опроса родителей.
  3. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
  4. Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
  1. Метод наблюдения.

Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования. Исследование проводится воспитателем группы и психологом. В итоге мы получаем целостную картину происходящего, то есть поведение ребёнка во всей полноте.

Наблюдение проводиться в процессе жизнедеятельности ребенка в детском саду:

  • в привычной для девочки ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);
  • в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре;
  • в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).
  1. Метод опроса родителей.

Также проводится опрос родителей малышки, с целью выявления особенностей её взаимодействия со сверстниками.

Текст опросника:

  1. Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?
  2. Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).
  3. Какая реакция прослеживается у ребенка на нового человека? (страх, любопытство, приветливость, агрессия).
  4. Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?
  5. Как ведет себя ребенок в незнакомом для него месте? (плачет, ведет себя спокойно, ведет себя возбужденно, появляется агрессия?)
  6. Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми?
  7. Как ваш ребенок относится к своим сверстникам? (дружелюбно, настороженно, агрессивно)
  8. Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?
  9. Существует ли любимая коллективная игра или игрушка у вашего ребенка в детском саду?
  10. Слушается ли ваш ребенок воспитателя?
  11. Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей).

3 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Таблица 1 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро, до 10 минут

Медленно

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

Какова длительность сна?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но бывает сухой

Нет, ходит мокрый

Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

Нет

Есть (какие именно?)

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?

Проявляет

Только в привычной обстановке

Проявляет ли интерес, активность при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

Инициативен ли в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только со взрослыми

Не умеет играть

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого

Не идет на контакт со взрослыми

Инициативен ли в отношении с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

Был ли опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

Как перенес разлуку?

Очень тяжело

Спокойно

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в детский сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

Формы психолого-педагогической работы с семьей необходимые в данной ситуации.

Адаптационный период - это привыкание к новому ритму жизни, к коллективу, новым требованиям и новым людям. Это серьезное испытание для трехлетнего ребенка. На адаптацию специалисты отводят до 3 недель, хотя у некоторых детей этот период может длиться и дольше.

Чем же мама Оли может помочь ей?

Рекомендации родителям Оли

  1. Прежде чем идти в группу, организуйте для малыша «экскурсию» в садик. Погуляйте на площадках. Расскажите, как весело и интересно ребятам вместе играть, читать книжки, рисовать, лепить, танцевать, петь.
  2. Обратите внимание ребенка на жизнерадостное настроение девочек и мальчиков. Хорошо, если садик посещает брат, сестра или просто знакомый малыш. Общение с ними положительно скажется на настроении будущего детсадовца. Достаточно направить разговор в нужное русло. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышке нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: маме чаще нужно говорить, ребенку, что она его любит, обнимать, брать на руки.
  3. Снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность.
  4. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малышку сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
  5. Необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
  6. Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому совет, лучше папе провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.

Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса.

НЕЛЬЗЯ!

  • Делать сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малышку с ее ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • Обманывать. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к ощущению предательства со стороны мамы.
  • Наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «Подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • Отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

В качестве заключения

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.

Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.

Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта

В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС   были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...

«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду».

На сегодняшний день актуальна тема взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей любого возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей ясельной группы детского сада.Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками.Они выполняют следующие функции:Благотво...