Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога с воспитанниками старшей группы с ЗПР на 2022-2023 уч.год
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Курс индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми ЗПР (старшая группа) направленных на формирование пространственно-временных представлений, произвольной деятельности, функцию контроля и программирования деятельности. Развитие коммуникативной, игровой, познавательной деятельности, продуктивного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс индивидуальных занятий педагога-психолога для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
педагога-психолога с воспитанниками ЗПР старшей группы
на 2022-2023 учебный год
Согласно Заключениям ТПМПК воспитанникам старшей группы были определены направления работы педагога-психолога в форме индивидуальных/ подгрупповых занятия по формированию пространственных представлений и произвольной деятельности, функции программирования и контроля, коммуникативной и игровой деятельности, продуктивного взаимодействия, компетенций познавательной деятельности.
Цель коррекционно-развивающих занятий с дошкольником ЗПР: сформировать пространственно-временные представления, произвольность деятельности, развить коммуникативную и игровую деятельность, продуктивное взаимодействие, компетенций познавательной деятельности. Задачи: - научить: ориентироваться в схеме собственного тела; воспринимать местоположение и удаленность предметов в пространстве; воспринимать пространственные отношения между предметами; ориентироваться на листе бумаги; правильно использовать и понимать пространственные предлоги; - сформировать: знания об окружающем пространстве; временные понятия и представления; представления о последовательности различных событий; умение воспроизводить временные ряды (времена года, части суток, дни недели); - расширить словарный запас;
- развивать общую и мелкую моторику и нейродинамические показатели;
- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображение; - формирование произвольной деятельности (умение следовать образцу, соблюдение правил);
- активизировать интерес к продуктивному общению и игровой деятельности.
Продолжительностью – 25 минут (старшая группа) в период с 15 сентября по 25 мая.
Форма занятий – индивидуальная, 2раза в неделю
Диагностическое обследование проводится до и после прохождения полного курса коррекционно-развивающих занятий по Методике Павлова Н.И., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика детей дошкольного возраста».
Тематический план занятий
№ п/п | Содержание занятия | Количество занятий |
1 | Диагностическое обследование | 1 |
2 | Игрушки | 1, стр.40 |
3 | -Вводная беседа -Задание «Вверх – вниз» - Игра «Когда это бывает?» -Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками» -Упражнения: «Один - много», «Сравни по величине», «Круг» -Ритуал прощания | 1 |
4 | Овощи | 1, стр. 26-29 |
5 | -Вводная беседа - Задание «Впереди-сзади» -Игра «Назови пропущенное слово» -Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим» - Упражнения: «Один-много», «Сравни по величине», «Треугольник» -Ритуал прощания | 1 |
6 | Фрукты | 1, стр.31 |
7 | -Вводная беседа - Задание «Впереди – позади» - Упражнение с картинками «Разложи по порядку (утро, день, вечер, ночь)» -Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками» - Упражнение: «Один,много, ни одного», «Сравни по величине», «Квадрат» -Ритуал прощания | 1 |
8 | Осень. Признаки осени | 1, стр.13,54,78 |
9 | -Вводная беседа -Задание «Справа-слева (ориентировка в схеме собственного тела)» - Игра «Назови пропущенное слово» - Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками» - Упражнения: «Один, много, поровну», «Сравни по величине, длине», «Круг, треугольник» -Ритуал прощания | 1 |
10 | Деревья | 1,стр.19 |
11 | -Вводная беседа - Задание «Справа-слева» - Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь» - Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим» -Упражнения: «Больше - меньше (методом наложения), «Сравни предмет по длине, ширине (методом наложения)», «Круг, треугольник, квадрат» -Ритуал прощания | 1 |
12 | Грибы. Ягоды | 1,стр.23,47 |
13 | -Вводная беседа -Задание «Справа-слева (ориентировка в схеме собственного тела)» - Игра «Когда это бывает?» - Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками» - Упражнения: «Чего большем - чего меньше? (метод приложения)», «Сравни предмет по длине, ширине (метод зрительного соотнесения)», «Круг, треугольник, квадрат» -Ритуал прощания | 1 |
14 | Домашние животные | 1,стр. 81 |
15 | -Вводная беседа -Задание «Справа-слева (в пространстве)» - Игра «Назови пропущенное слово» -Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим» -Упражнения: «Чего больше - чего меньше? (метод зрительного соотнесения)», «Сравни предмет по длине, ширине, высоте величине », «Мешочек с формами» -Ритуал прощания | 1 |
16 | Дикие животные | 1, стр.87 |
17 | -Вводная беседа - Задание «Вверху слева – внизу справа» -Игра «Что мы делаем?» - Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками» -Упражнения: «Чего больше - чего меньше? », «Сравни предмет по длине, ширине, высоте величине », «Мешочек с разными по величине фигурами» -Ритуал прощания | 1 |
18 | Человек. Части тела | 1,стр.160 |
19 | -Вводная беседа -Задание «Вверху справа – внизу слева» -Игра «Назови соседей» --Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим» - Упражнения: «Больше - меньше», «Найди бабочку с одинаковым узором», «Выдели изображение предметов геометрических фигур, поставь черточки в геометрических фигурах» -Ритуал прощания | 1 |
20 | Одежда | 1,стр.113 |
21 | -Вводная беседа -Задание «Вверху слева, вверху справа - внизу слева, внизу справа» - Игра «Вчера, сегодня, завтра» Упражнения: «Китайский болванчик», «Струночка», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазками» - Упражнения: «Сравни равные и неравные группы предметов», «Найди такое же изображение», «Положи на картинки похожие геометрические фигуры» -Ритуал прощания | 1 |
22 | Обувь | 1,стр.128 |
23 | -Вводная беседа - Задание «Верхняя слева-нижняя справа (на листе)» -Игра «Что мы делаем?» - Упражнения: «Китайский болванчик», «Потягивания, «Ласточка», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазками» - Упражнения: «Сравни равные и неравные группы предметов (по количеству)», «Найди такое же изображение», «Положи на картинки похожие геометрические фигурки» - Ритуал прощания | 1 |
24 | Головные уборы | 1, стр.116 |
25 | -Вводная беседа -Задание «Вверх-вниз, влево - вправо» -Игра «Назови соседей» - Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазками» -Упражнения: «Установи равенство между неравными по количеству группами предметов (способ добавления 1 предмета)», «Найди посуду с одинаковыми узорами», «Покажи и назови большого, среднего, маленького Мишку, большой, средний и маленький треугольник». - Ритуал прощания | 1 |
26 | Зима. Признаки зимы. | 1,стр.84 |
27 | -Вводная беседа -Задание «Вверху - внизу, слева - справа, в центре» -Игра «Вчера, сегодня, завтра» -Упражнения: «Китайский болванчик», «Струночка», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим» -Упражнения: «Установи равенство между неравными по количеству группами предметов (способ добавления 1 предмета)», «Найди варежки с одинаковыми узорами», «Покажи и назови большого, среднего, маленького Зайку, большой, средний и маленький круг». - Ритуал прощания | 1 |
28 | Новый год | 1,стр.101 |
29 | -Вводная беседа -Задание «Вверху - внизу, слева - справа, в центре» -Игровое упражнение «Исправь ошибку» -Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим» - Упражнения: «Установи равенство между неравными по количеству группами предметов (способ убавления 1 предмета)», «Дифференциация по величине, высоте ширине и толщине», «Найди аналогичные геометрические фигуры и изображения» - Ритуал прощания | 1 |
30 | Зимние забавы | 1, стр.99 |
31 | -Вводная беседа -Задание «Слева-справа, в центре» - Игры-загадки про части суток -Упражнения: «Китайский болванчик», «Струночка», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами» -Упражнения: «Установи равенство между неравными по количеству группами предметов (способ убавления 1 предмета)», «Дифференциация по величине, высоте ширине и толщине», «Найди аналогичные геометрические фигуры и изображения» - Ритуал прощания | 1 |
32 | Мебель | 1,стр. 69 |
33 | -Вводная беседа -Задание «Слева-справа, в центре» -Беседа на тему «Времена года» -Упражнения: «Китайский болванчик», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестное марширование, «Подвигаем глазками» -Упражнения: «Больше-меньше-поровну», «Разложи сумочки по своим местам», «Разложи геометрические фигуры по величине, форме» - Ритуал прощания | 1 |
34 | Посуда | 1, стр.62-65 |
35 | -Вводная беседа -Задание «Слева-справа, в центре» -Беседа и рассматривание картинок на тему «Зима» - Упражнения: «Свеча», «Угол»,» равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим» -Упражнения: «Больше-меньше-поровну», «Разложи сумочки по своим местам», «Разложи геометрические фигуры по величине, форме» - Ритуал прощания | 1 |
36 | Транспорт | 1, стр.104-108 |
37 | -Вводная беседа -Задание «Слева-справа, в центре» -Беседа и рассматривание картинок на тему «Весна» -Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки» - Упражнения: «Сравни множество, с помощью составления пар (линией)», «Сравни два предмета по двум признакам – длине, ширине (лента, шарф, дорожка, речка)», «Круг, треугольник, квадрат, шар – выдели признаки» - Ритуал прощания | 1 |
38 | День защитников Отечества | 1, стр.138 |
39 | -Вводная беседа -Задание «На (в предметно-практической деятельности)» -Беседа и рассматривание картинок на тему «Лето» - Упражнения: «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим» -Упражнения: «Сравни множество, с помощью составления пар (линией)», «Сравни два предмета по двум признакам – длине, ширине (лента, шарф, дорожка, речка)», «Круг, треугольник, квадрат, шар – выдели признаки» - Ритуал прощания | 1 |
40 | Профессии | 1, стр.119 |
41 | -Вводная беседа -Задание «Над (в предметно-практической деятельности)» -Беседа и рассматривание картинок на тему «Осень» - Упражнения: «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки» -Упражнения: «Сравни множество предметов разных по цвету», «Сравни предметы по трем признакам величины- длина, ширина, высота», «Круг, треугольник, квадрат, шар, куб-выдели признаки» - Ритуал прощания | 1 |
42 | Мамин праздник | 1,стр.149 |
43 | -Вводная беседа -Задание «На-над (в предметно-практической деятельности)» -Игровое задание «Разложи картинки по порядку» (картинки времена года) -Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки» -Упражнения: «Сравни множество предметов разных по цвету», «Сравни предметы по трем признакам величины- длина, ширина, высота», «Круг, треугольник, квадрат, шар, куб-выдели признаки» - Ритуал прощания | 1 |
44 | Животные жарких стран | 1, стр. 93 |
45 | -Вводная беседа -Задание «Под (в предметно-практической деятельности)» - Игра «Когда это бывает?» -Упражнения: «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим» -Упражнения: «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по четырем признакам величины- длина, ширина, высота, толщина», «Прямоугольник и его элементы - углы и стороны» - Ритуал прощания | 1 |
46 | Весна. Признаки весны | 1, стр.145 |
47 | -Вводная беседа - Задание «На-над-под (на листе)» -Игра «Времена года» -Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки» -Упражнения: «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по четырем признакам величины- длина, ширина, высота, толщина», «Прямоугольник и его элементы - углы и стороны» - Ритуал прощания | 1 |
48 | Птицы | 1, стр.132,157 |
49 | -Вводная беседа -Задание «В (в предметно-практической деятельности)» -Характеристика частей суток и их особенностей (утро-день-вечер-ночь) -Упражнения: «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим» -Упражнения: «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по четырем признакам величины- длина, ширина, высота, толщина», «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб – выдели признаки» - Ритуал прощания | 1 |
50 | Рыбы | 1, стр. 192 |
51 | -Вводная беседа -Задание «В-на (на листе) - Установи последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом) -Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазками» -Упражнения: «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по четырем признакам величины- длина, ширина, высота, толщина», «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб – выдели признаки» - Ритуал прощания | 1 |
52 | Космос (Цвет, форма, величина предметов) | 1, стр.175 |
53 | -Вводная беседа -Задание «Перед-за (в предметно-практической деятельности)» - Установи последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом) -Упражнения: «Сравни множество предметов разных по цвету, размеру, форме», «Сравни части множества, определяя их равенства и неравенства (способ составления пар)», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, располагая их в определенной последовательности – в порядке нарастания величины», «Сравни большие и маленькие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб» - Ритуал прощания | 1 |
54 | Продукты питания | 1, стр.157 |
55 | -Вводная беседа -Задание «Между (в предметно-практической деятельности)» - Установи последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра -Упражнения: «Перекат, «Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки» -Упражнения: «Сравни множество предметов разных по цвету, размеру, форме», «Сравни части множества, определяя их равенства и неравенства (способ составления пар)», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, располагая их в определенной последовательности – в порядке нарастания величины», «Сравни большие и маленькие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб» - Ритуал прощания | 1 |
56 | Откуда хлеб пришел? (Геометрические фигуры) | 1,стр.111 |
57 | -Вводная беседа -Задание «Между-за (на листе)» - Установи последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра -Упражнения: «Перекат, «Упрямая шея», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазками и подышим» -Упражнения: «Счет до 5 на основе наглядности», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, расположенных в случайном порядке», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.» - Ритуал прощания | 1 |
58 | Наша Родина - Россия | 1, стр.184 |
59 | -Вводная беседа -Задание «Перед-за-между (на листе)» -Упражнения: «Старт», «Упрямые ручки», «Памятник», «Перекрестное марширование», «Глазки» - Упражнения: «Счет до 5 на основе наглядности», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, расположенных в случайном порядке», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.» - Ритуал прощания | 1 |
60 | День Победы | 1, стр.187 |
61 | -Вводная беседа -Задание «Между-за-на (на листе)» -Повторение всех времен года, нахождение их на картинке -Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазками и подышим» -Упражнения: «Счет до 5: соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; обобщить после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.» - Ритуал прощания | 1 |
62 | Цветы | 1, стр.164 |
63 | -Вводная беседа -Задание «На-под-за-перед-в-между (на листе)» -Упражнения: «Старт», «Упрямые ручки», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазками и подышим» -Упражнения: «Счет до 5: соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; обобщить после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.» - Ритуал прощания | 1 |
64 | Насекомые | 1,стр.171 |
65 | -Вводная беседа -Задание «В центре, вверху слева, вверху справа, внизу слева, внизу справа» -Игра «Вчера, сегодня, завтра» -Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки» -Упражнения: «Счет до 5: соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; обобщить после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.» - Ритуал прощания | 1 |
66 | Лето | 1,стр 201 |
67,68 | Диагностика | 2 |
Всего: | 68 |
Планируемые результаты: после прохождения курса коррекционно - развивающих занятий у детей формируются основные пространственные и временные представления:
• о собственном теле и взаиморасположении объектов по отношению к телу (вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева, посередине);
• о схеме тела с упором на «право – левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка;
•научатся определять времена года, месяцы, дни недели, части суток, время;
•научатся различать предлоги и определять размер, форму и величину предмета, сравнивать предметы по четырем признакам величины - длина, ширина, высота, толщина» • научатся ориентироваться на листе;
•о временных представлениях (вчера, сегодня, завтра, раньше - позже, сначала – потом, в одно и то же время);
• совершенствуется зрительное восприятие, слухоречевая память, произвольное внимание, логическое мышление.
• улучшаться показатели регуляции собственной деятельности, появится интерес к совместным занятиям и играм, научатся соблюдать правила игры и действовать по образцу.
Используемая литература:
1.Программа «Развитие пространственных представлений детей 5 лет» авторы – Колганова В.С., Пивоварова Е.В..2015г. 2 . «Изучаем пространство: лево - право, верх – низ, близко – далеко» авторов А. В. Сунцовой и С. В. Курдяковой. 2014г. 3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. «Ознакомление с окружающим миром» 5-6 лет, 2021г 4.Бортникова Е.Ф. Серия «Готовимся к школе», «Развиваем пространственно-временные представления» (4-6 лет), 2018г. 5.Бортникова Е.Ф. серия «Чудо - обучайка», «Развитие пространственно-временных представлений» (3-6 лет), 2020г. 6.Ульева У.А. «Математика для детей 5-6 лет», 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности на 2022 - 2023 учебный год.Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности для воспитанников с тяж...
Календарно-тематический план работы старшей группы детского сада на 2022-2023 учебный год
В материале представлен календарно-тематический план, разработанный с использованием календаря праздников РФ....
Перспективный план сотрудничества с семьёй в старшей группе №5 «Солнышко» на 2022-2023 учебный год
Цель: вовлекать родителей в совместные с детьми виды деятельности, помочь установить партнерские взаимоотношения.Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:Ориентировать родителей на измене...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ Средней группы №5 « Ладушки» НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Настоящая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образ...
План мероприятий по основам безопасности детей в старшей группе комбинированной направленности на 2022-2023 учебный год.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). ...
Примерное перспективное планирование работы с родителями (законными представителями) детей старшей группы № 1 «Гномы» на 2022 -2023 учебный год
Цель: установление позитивных продуктивных взаимоотношений ДОУ – Семья – Ребёнок.Задачи:Повышение активности и ответственности семей воспитанников в вопросах воспитания, обучения и развити...
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеобразовательной направленности за 2022 - 2023 учебный год.
Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в ...