Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога с воспитанниками старшей группы с ЗПР на 2022-2023 уч.год
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Курс индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми ЗПР  (старшая группа) направленных на формирование пространственно-временных представлений, произвольной деятельности, функцию контроля и программирования деятельности. Развитие коммуникативной, игровой, познавательной деятельности, продуктивного взаимодействия.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

педагога-психолога  с воспитанниками  ЗПР старшей группы

                                          на 2022-2023 учебный год

   Согласно Заключениям  ТПМПК  воспитанникам  старшей группы  были определены направления работы педагога-психолога в форме индивидуальных/ подгрупповых занятия по формированию пространственных представлений и произвольной деятельности, функции программирования и контроля, коммуникативной и игровой деятельности, продуктивного взаимодействия, компетенций познавательной деятельности.

 Цель коррекционно-развивающих занятий с дошкольником ЗПР: сформировать пространственно-временные представления, произвольность деятельности, развить коммуникативную и игровую деятельность, продуктивное взаимодействие, компетенций познавательной деятельности.                                                                                                         Задачи:                                                                                                                                  - научить: ориентироваться в схеме собственного тела; воспринимать местоположение и удаленность предметов в пространстве; воспринимать пространственные отношения между предметами; ориентироваться на листе бумаги; правильно использовать и понимать пространственные предлоги;                                                                             - сформировать: знания об окружающем пространстве; временные понятия и представления; представления о последовательности различных событий; умение воспроизводить временные ряды (времена года, части суток, дни недели);                                                                                                                                    - расширить словарный запас;

- развивать общую и мелкую моторику и нейродинамические показатели;

- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображение;                                                                                                      - формирование  произвольной  деятельности  (умение следовать образцу, соблюдение правил);

- активизировать интерес к  продуктивному общению и игровой деятельности.

   Продолжительностью – 25 минут (старшая группа)                                                          в период с 15 сентября по  25 мая.

Форма занятий – индивидуальная, 2раза в неделю

Диагностическое обследование  проводится до и после прохождения  полного курса коррекционно-развивающих занятий по  Методике                       Павлова Н.И., Руденко Л.Г. «Экспресс-диагностика детей дошкольного возраста».

Тематический план  занятий

№ п/п

Содержание занятия

Количество занятий

1

Диагностическое обследование

1

2

Игрушки

1, стр.40

3

-Вводная беседа

-Задание «Вверх – вниз»

- Игра «Когда это бывает?»

-Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками»

-Упражнения: «Один - много», «Сравни по величине», «Круг»

-Ритуал прощания

1

4

Овощи

1, стр. 26-29

5

-Вводная беседа

- Задание «Впереди-сзади»

-Игра «Назови пропущенное слово»

-Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим»

- Упражнения: «Один-много», «Сравни по величине», «Треугольник»

-Ритуал прощания

1

6

Фрукты

1, стр.31

7

-Вводная беседа

- Задание «Впереди – позади»

- Упражнение с картинками «Разложи по порядку (утро, день, вечер, ночь)»

-Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками»                                                                                     - Упражнение: «Один,много, ни одного», «Сравни по величине», «Квадрат»

-Ритуал прощания

1

8

Осень. Признаки осени

1, стр.13,54,78

9

-Вводная беседа

-Задание «Справа-слева (ориентировка в схеме собственного тела)»

- Игра «Назови пропущенное слово»

- Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками»

- Упражнения: «Один, много, поровну», «Сравни по величине, длине», «Круг, треугольник»                              

-Ритуал прощания

1

10

Деревья

1,стр.19

11

-Вводная беседа

- Задание «Справа-слева»

- Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь»

- Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим»

-Упражнения: «Больше - меньше (методом наложения), «Сравни предмет по длине, ширине (методом наложения)», «Круг, треугольник, квадрат»

-Ритуал прощания

1

12

Грибы. Ягоды

1,стр.23,47

13

-Вводная беседа

-Задание «Справа-слева (ориентировка в схеме собственного тела)»

- Игра «Когда это бывает?»

- Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками»

- Упражнения: «Чего большем - чего меньше? (метод приложения)», «Сравни предмет по длине, ширине (метод зрительного соотнесения)», «Круг, треугольник, квадрат»

-Ритуал прощания

1

14

Домашние животные

1,стр. 81

15

-Вводная беседа

-Задание «Справа-слева (в пространстве)»

- Игра «Назови пропущенное слово»

-Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим»

-Упражнения: «Чего больше - чего меньше? (метод зрительного соотнесения)», «Сравни предмет по длине, ширине, высоте величине », «Мешочек с формами»

-Ритуал прощания

1

16

Дикие животные

1, стр.87

17

-Вводная беседа

- Задание «Вверху слева – внизу справа»

-Игра «Что мы делаем?»

- Упражнения: «Вдох-выдох», «Тянемся к солнышку», «Равновесие», «Рисование двумя руками», «Подвигаем глазками»

-Упражнения: «Чего больше - чего меньше? », «Сравни предмет по длине, ширине, высоте величине », «Мешочек с разными по величине фигурами»

-Ритуал прощания

1

18

Человек. Части тела

1,стр.160

19

-Вводная беседа

-Задание «Вверху справа – внизу слева»

-Игра «Назови соседей»

--Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим»

- Упражнения: «Больше - меньше», «Найди бабочку с одинаковым узором», «Выдели изображение предметов геометрических фигур, поставь черточки в геометрических фигурах»

-Ритуал прощания

1

20

Одежда

1,стр.113

21

-Вводная беседа

-Задание «Вверху слева, вверху справа - внизу слева, внизу справа»

- Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Упражнения: «Китайский болванчик», «Струночка», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазками»

- Упражнения: «Сравни равные и неравные группы предметов», «Найди такое же изображение», «Положи на картинки похожие геометрические фигуры»

-Ритуал прощания

1

22

Обувь

1,стр.128

23

-Вводная беседа

- Задание «Верхняя слева-нижняя справа (на листе)»

-Игра «Что мы делаем?»

- Упражнения: «Китайский болванчик», «Потягивания, «Ласточка», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазками»

- Упражнения: «Сравни равные и неравные группы предметов (по количеству)», «Найди такое же изображение», «Положи на картинки похожие геометрические фигурки»

- Ритуал прощания

1

24

Головные уборы

1, стр.116

25

-Вводная беседа

-Задание «Вверх-вниз, влево - вправо»

-Игра «Назови соседей»

- Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазками»

-Упражнения: «Установи равенство между неравными по количеству группами предметов (способ добавления 1 предмета)», «Найди посуду с одинаковыми узорами», «Покажи и назови большого, среднего, маленького Мишку, большой, средний и маленький треугольник».

- Ритуал прощания

1

26

Зима. Признаки зимы.

1,стр.84

27

-Вводная беседа

-Задание «Вверху - внизу, слева - справа, в центре»

-Игра «Вчера, сегодня, завтра»

-Упражнения: «Китайский болванчик», «Струночка», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим»

-Упражнения: «Установи равенство между неравными по количеству группами предметов (способ добавления 1 предмета)», «Найди варежки с одинаковыми узорами», «Покажи и назови большого, среднего, маленького Зайку, большой, средний и маленький круг».

- Ритуал прощания

1

28

Новый год

1,стр.101

29

-Вводная беседа

-Задание «Вверху - внизу, слева - справа, в центре»

-Игровое упражнение «Исправь ошибку»

-Упражнения: «Вдох, пауза, выдох, пауза», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестные марширование, «Подвигаем глазками и подышим»

- Упражнения: «Установи равенство между неравными по количеству группами предметов (способ убавления 1 предмета)», «Дифференциация по величине, высоте ширине и толщине», «Найди аналогичные геометрические фигуры и изображения»

- Ритуал прощания

1

30

Зимние забавы

1, стр.99

31

-Вводная беседа

-Задание «Слева-справа, в центре»

- Игры-загадки про части суток

-Упражнения: «Китайский болванчик», «Струночка», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами»

-Упражнения: «Установи равенство между неравными по количеству группами предметов (способ убавления 1 предмета)», «Дифференциация по величине, высоте ширине и толщине», «Найди аналогичные геометрические фигуры и изображения»

- Ритуал прощания

1

32

Мебель

1,стр. 69

33

-Вводная беседа

-Задание «Слева-справа, в центре»

-Беседа на тему «Времена года»

-Упражнения: «Китайский болванчик», «Потягивания», «Ласточка», «Перекрестное марширование, «Подвигаем глазками»

-Упражнения: «Больше-меньше-поровну», «Разложи сумочки по своим местам», «Разложи геометрические фигуры по величине, форме»

- Ритуал прощания

1

34

Посуда

1, стр.62-65

35

-Вводная беседа

-Задание «Слева-справа, в центре»

-Беседа и рассматривание картинок на тему «Зима»

- Упражнения: «Свеча», «Угол»,» равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим»

-Упражнения: «Больше-меньше-поровну», «Разложи сумочки по своим местам», «Разложи геометрические фигуры по величине, форме»

- Ритуал прощания

1

36

Транспорт

1, стр.104-108

37

-Вводная беседа

-Задание «Слева-справа, в центре»

-Беседа и рассматривание картинок на тему «Весна»

-Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки»

- Упражнения: «Сравни множество, с помощью составления пар (линией)», «Сравни два предмета по двум признакам – длине, ширине (лента, шарф, дорожка, речка)», «Круг, треугольник, квадрат, шар – выдели признаки»

- Ритуал прощания

1

38

День защитников Отечества

1, стр.138

39

-Вводная беседа

-Задание «На (в предметно-практической деятельности)»

-Беседа и рассматривание картинок на тему «Лето»

- Упражнения: «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим»

-Упражнения: «Сравни множество, с помощью составления пар (линией)», «Сравни два предмета по двум признакам – длине, ширине (лента, шарф, дорожка, речка)», «Круг, треугольник, квадрат, шар – выдели признаки»

- Ритуал прощания

1

40

Профессии

1, стр.119

41

-Вводная беседа

-Задание «Над (в предметно-практической деятельности)»

-Беседа и рассматривание картинок на тему «Осень»

- Упражнения: «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки»

-Упражнения: «Сравни множество предметов разных по цвету», «Сравни предметы по трем признакам величины- длина, ширина, высота», «Круг, треугольник, квадрат, шар, куб-выдели признаки»

- Ритуал прощания

1

42

Мамин праздник

1,стр.149

43

-Вводная беседа

-Задание «На-над (в предметно-практической деятельности)»

-Игровое задание «Разложи картинки по порядку» (картинки времена года)

-Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки»

-Упражнения: «Сравни множество предметов разных по цвету», «Сравни предметы по трем признакам величины- длина, ширина, высота», «Круг, треугольник, квадрат, шар, куб-выдели признаки»

- Ритуал прощания

1

44

Животные жарких стран

1, стр. 93

45

-Вводная беседа

-Задание «Под (в предметно-практической деятельности)»

- Игра «Когда это бывает?»

-Упражнения: «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим»

-Упражнения: «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по четырем признакам величины- длина, ширина, высота, толщина», «Прямоугольник и его элементы - углы и стороны»

- Ритуал прощания

1

46

Весна. Признаки весны

1, стр.145

47

-Вводная беседа

- Задание «На-над-под (на листе)»

-Игра «Времена года»

-Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки»

-Упражнения: «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по четырем признакам величины- длина, ширина, высота, толщина», «Прямоугольник и его элементы - углы и стороны»

- Ритуал прощания

1

48

Птицы

1, стр.132,157

49

-Вводная беседа

-Задание «В (в предметно-практической деятельности)»

-Характеристика частей суток и их особенностей (утро-день-вечер-ночь)

-Упражнения: «Свеча», «Угол», «Равновесие с поворотом», «Одностороннее марширование», «Подвигаем глазами и подышим»

-Упражнения: «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по четырем признакам величины- длина, ширина, высота, толщина», «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб – выдели признаки»

- Ритуал прощания

1

50

Рыбы

1, стр. 192

51

-Вводная беседа

-Задание «В-на (на листе)

- Установи последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)

-Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Памятник», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазками»

-Упражнения: «Сравни множество предметов разных по размеру», «Сравни предметы по четырем признакам величины- длина, ширина, высота, толщина», «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб – выдели признаки»

- Ритуал прощания

1

52

Космос (Цвет, форма, величина предметов)

1, стр.175

53

-Вводная беседа

-Задание «Перед-за (в предметно-практической деятельности)»

- Установи последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)

-Упражнения: «Сравни множество предметов разных по цвету, размеру, форме», «Сравни части множества, определяя их равенства и неравенства (способ составления пар)», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, располагая их в определенной последовательности – в порядке нарастания величины», «Сравни большие и маленькие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб»

- Ритуал прощания

1

54

Продукты питания

1, стр.157

55

-Вводная беседа

-Задание «Между (в предметно-практической деятельности)»

- Установи последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

-Упражнения: «Перекат, «Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки»

-Упражнения: «Сравни множество предметов разных по цвету, размеру, форме», «Сравни части множества, определяя их равенства и неравенства (способ составления пар)», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, располагая их в определенной последовательности – в порядке нарастания величины», «Сравни большие и маленькие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб»

- Ритуал прощания

1

56

Откуда хлеб пришел? (Геометрические фигуры)

1,стр.111

57

-Вводная беседа

-Задание «Между-за (на листе)»

- Установи последовательность событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

-Упражнения: «Перекат, «Упрямая шея», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазками и подышим»

-Упражнения: «Счет до 5 на основе наглядности», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, расположенных в случайном порядке», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.»

- Ритуал прощания

1

58

Наша Родина - Россия

1, стр.184

59

-Вводная беседа

-Задание «Перед-за-между (на листе)»

-Упражнения: «Старт», «Упрямые ручки», «Памятник», «Перекрестное марширование», «Глазки»

- Упражнения: «Счет до 5 на основе наглядности», «Сравни 3-5 предметов разной длины, ширины, толщины, расположенных в случайном порядке», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.»

- Ритуал прощания

1

60

День Победы

1, стр.187

61

-Вводная беседа

-Задание «Между-за-на (на листе)»

-Повторение всех времен года, нахождение их на картинке

-Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Перекрестное марширование», «Подвигаем глазками и подышим»

-Упражнения: «Счет до 5: соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; обобщить после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.»

- Ритуал прощания

1

62

Цветы

1, стр.164

63

-Вводная беседа

-Задание «На-под-за-перед-в-между (на листе)»

-Упражнения: «Старт», «Упрямые ручки», «Ласточка», «Конфетка, лошадка, свеча», «Подвигаем глазками и подышим»

-Упражнения: «Счет до 5: соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; обобщить после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.»

- Ритуал прощания

1

64

Насекомые

1,стр.171

65

-Вводная беседа

-Задание «В центре, вверху слева, вверху справа, внизу слева, внизу справа»

-Игра «Вчера, сегодня, завтра»

-Упражнения: «Перекат», «Упрямая шея», «Равновесие с поворотом», «Конфетка, лошадка, свеча», «Глазки»

-Упражнения: «Счет до 5: соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; обобщить после подсчета», «Соотнеси форму предмета с геометрической фигурой: тарелка – круг, платок-квадрат, мяч-шар и т.д.»

- Ритуал прощания

1

66

Лето

1,стр 201

67,68

Диагностика

2

Всего:

68

Планируемые результаты: после прохождения курса коррекционно - развивающих занятий у детей формируются основные пространственные и временные представления:

• о собственном теле и взаиморасположении объектов по отношению к телу (вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева, посередине);

• о схеме тела с упором на «право – левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка;

•научатся определять времена года, месяцы, дни недели, части суток, время;

•научатся различать предлоги и определять размер, форму и величину предмета, сравнивать предметы по четырем признакам величины - длина, ширина, высота, толщина»                                                                                                • научатся ориентироваться на листе;

•о временных представлениях  (вчера, сегодня, завтра, раньше - позже, сначала – потом, в одно и то же время);

• совершенствуется зрительное восприятие, слухоречевая память, произвольное внимание, логическое мышление.

улучшаться показатели  регуляции собственной деятельности, появится интерес к совместным занятиям и играм, научатся соблюдать правила игры и действовать по образцу.

Используемая литература:

1.Программа «Развитие пространственных представлений детей  5 лет» авторы – Колганова В.С., Пивоварова Е.В..2015г.                                                                                                2 . «Изучаем пространство: лево - право, верх – низ, близко – далеко» авторов А. В. Сунцовой и С. В. Курдяковой. 2014г.                                                                                                        3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. «Ознакомление с окружающим миром» 5-6 лет, 2021г 4.Бортникова Е.Ф.  Серия «Готовимся к школе», «Развиваем пространственно-временные представления» (4-6 лет), 2018г.                                                                                               5.Бортникова Е.Ф. серия «Чудо - обучайка», «Развитие пространственно-временных представлений» (3-6 лет), 2020г.                                                                                                    6.Ульева У.А. «Математика для детей 5-6 лет», 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности на 2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности на 2022 - 2023 учебный год.Рабочая программа воспитателя старшей группы компенсирующей направленности для воспитанников с тяж...

Календарно-тематический план работы старшей группы детского сада на 2022-2023 учебный год

В материале представлен календарно-тематический план, разработанный с использованием календаря праздников РФ....

Перспективный план сотрудничества с семьёй в старшей группе №5 «Солнышко» на 2022-2023 учебный год

Цель: вовлекать родителей в совместные с детьми виды деятельности, помочь установить партнерские взаимоотношения.Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:Ориентировать родителей на измене...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ Средней группы №5 « Ладушки» НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Настоящая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образ...

План мероприятий по основам безопасности детей в старшей группе комбинированной направленности на 2022-2023 учебный год.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). ...

Примерное перспективное планирование работы с родителями (законными представителями) детей старшей группы № 1 «Гномы» на 2022 -2023 учебный год

Цель: установление позитивных продуктивных взаимоотношений ДОУ – Семья – Ребёнок.Задачи:Повышение активности и ответственности семей воспитанников в вопросах воспитания, обучения и развити...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеобразовательной направленности за 2022 - 2023 учебный год.

Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в ...