Семинар практикум Имаготерапия
методическая разработка по психологии

Хайрова Татьяна Викторовна

Само слово "имаготерапия" уходит корнями в латинское слово imago ("образ"). Неудивительно: ведь данный вид помогающей практики подразумевает воспроизведение личностью определённого комплекса образов, в которые включены образ мысли, образ слова, и образ действия. Будучи разновидностью поведенческой психотерапии, имаготерапия ставит целью научение субъекта более адекватным реакциям на внешние раздражители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_imagoter.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                                           

Семинар – практикум на тему:

«ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

        Подготовила

Педагог – психолог

Хайрова Т.В.

               

Само слово "имаготерапия" уходит корнями в латинское слово imago ("образ"). Неудивительно: ведь данный вид помогающей практики подразумевает воспроизведение личностью определённого комплекса образов, в которые включены образ мысли, образ слова, и образ действия. Будучи разновидностью поведенческой психотерапии, имаготерапия ставит целью научение субъекта более адекватным реакциям на внешние раздражители.

Имаготерапевтический процесс как таковой подразумевает несколько этапов.

 На первом этапе ведущую роль играют рассказ и инсценировка. Клиенту вначале предлагается рассказать о том, каким он хотел бы стать, а затем ежедневно последовательно воспроизводить в своём поведении желаемые элементы образа. Второй этап, часто именуемый "театром экспромта", характеризуется проигрыванием в групповой форме каких-либо жизненных ситуаций — что часто сопровождается использованием техник танцевально-двигательной терапии.

На третьем, завершающем этапе акцент ставится на студийных занятиях: субъекту предоставляется возможность вместе с группой проигрывать на сцене небольшие комедийные и драматические постановки, корректирующие черты психической конституции пациента. Так, слишком застенчивым и стеснительным лицам предлагается освоить роли раскрепощённых весельчаков, а тем, у кого эмоции порой льются "через край" — напротив, роли людей сдержанных и рассудительных.

ИМАГОТЕРАПИЯ (лат. imago - образ, представление) - психотерапевтический метод, направленный на выработку у больного способности воспроизводить определённый комплекс образов в своём воображении, отражающий трудные жизненные ситуации, и представлять себя в качестве человека, адекватно реагирующего на них

Метод расширяет коммуникативные возможности пациента, развивает способность к воспроизводству нужного ("лечебного") образа, к мобилизации собственного жизненного опыта. Является вариантом поведенческой психотерапии.

Проводится чаще в группе, реже - индивидуально. Длительность метода - несколько месяцев.

В работе с детьми имаготерапию можно представить как театрализацию психотерапевтического процесса, в основе которого лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию. Опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. Используется совместно с : сказкотерапий; песочной терапией;

изотерапией (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок); библиотерапией (исцеление при помощи книг); имаготерапией (работа с театральными образами); фототерапией; цветотерапией; музыкотерапией.

Задачи имаготерапии заключаются в укреплении и обогащении эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей, а также в воспитании способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способности выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я».

Дети дошкольного возраста, благодаря особенностям своей эмоционально-волевой сферы, являются наиболее восприимчивой категорией к жанру сказки, и соответственно основным объектом сказкотерапии.

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением зрения, слуха, интеллектуальной недостаточности, речи, и др.

Используем имаготерапию при:

- нарушениях поведения;

- страхах;

- нарушении коммуникативной сферы.

Известно, что дети с удовольствием слушают сказки. Они грустят и радуются вместе с их героями, с интересом следят за сюжетом, эмоционально реагируют на неожиданные повороты во взаимоотношениях персонажей.

Работая с куклой, звуки речи должны направляться к зрителям, необходимо позаботиться о четкой дикции, о достаточной силе голоса. Действуя с куклой, надо следить за тем, чтобы её движения соответствовали содержанию произносимых реплик, их интонации. Голос и речь должны соответствовать внутренней характеристике персонажа.

В работе можно выделить два уровня сложности:

1-ый вариант:

Ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения. Никаких слов он не заучивает. Каждый ребенок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Важно поддержать инициативу детей высказать что – либо. Внимание уделяется не тексту, а самому общению, взаимодействию.

2-й вариант:

Ребенок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения, или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.

Драматизируя сказку, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к драматизации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способам воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене.

Здесь помогут дидактические игры, например«Посмотри и повтори»«Вспомни и воспроизведи»«Узнай, чей это жест»«Кто как двигается»«Кому весело, кому грустно» и т. д. Пока одни дети выполняют задание, педагог вместе с остальными детьми может внимательно следить за игрой каждого маленького актера, отмечая при этом индивидуальное своеобразие передачи образа, исполнения роли.

Сказки должны быть небольшими по объёму и простыми по содержанию, чтобы ребенок не испытывал затруднений в понимании их содержания и пересказе.

Упражнение «Мир перевоплощения» 

главным образом направлено на снятие мышечных зажимов (поэтому может включаться в упражнения «на разогрев» в начале тренинга) и развитие невербальных средств коммуникации. В этом упражнении сочетаются элементы музыкотерапии, имаготерапии, библиотерапии, изотерапии. Суть упражнения: учащимся предлагается поговорить на языках разных видов искусств. На каком языке говорит театр, балет, музыка, литература, изобразительное искусство? Чтобы это понять, нужно на языках этих видов искусства показать весну (возможен любой объект). По завершении упражнения проводится рефлексия – что удалось/не удалось, что было сложно?

Упражнения «Скульптор и глина»

 Суть: участники разбиваются на пары, в каждой паре один человек играет роль «скульптора», а второй – «глины». Задача скульптора вылепить из глины скульптуру, выражающую какое-либо эмоциональное состояние, делается это путем непосредственных физических воздействий на глину без использования слов. Задача глины – быть пластичной, податливой, максимально полно воплотить замысел скульптора. После окончания работы получившиеся скульптуры выставляются на всеобщее обозрение, а другие участники выдвигают гипотезы о том, что они выражают. Когда все гипотезы выслушаны, скульпторы делятся своим первоначальным творческим замыслом. По завершении - рефлексия.

Данное упражнение способствует развитию экспрессивности, умения выражать свои эмоции и чувства, развитию способности давать «обратную связь», эмпатии, направлено на развитие групповой сплоченности.

Упражнение  Преодоление раздражительности 
Закройте глаза.
Сконцентрируйтесь на
своих переживаниях.
Представьте ситуацию,
когда вы больше всего
раздражаетесь, или конкретного человека,
вызывающего у вас
это чувство. Вызовите
образ (по примеру
предыдущего
упражнения). Максимально
активизируйте
воображение,
переживите ситуацию,
когда вы чувствуете,
что этот человек раздражает вас до
последней степени.
Расслабьте лицо и
руки, дайте своей воле
приказ успокоиться и
представьте, что вы абсолютно терпеливы
и не поддаетесь ни на
какой его вызов. Что
бы он ни делал в
вашем мысленном
представлении, чтобы раздражить вас, вы
должны быть
терпеливы. Вам это
удается. Похвалите
себя, почувствуйте
удовлетворение. Зафиксируйте, что вам
нравится ваше новое
поведение.
Улыбнитесь.
Растворите в вашем
воображении вызванный образ,
опустите его. Еще раз
похвалите себя.
Повторяйте это
упражнение в
различных вариациях, с разными людьми до
тех пор, пока вы
перестанете
чувствовать
раздражительность в
ответ на мелкие неприятности
повседневной жизни.
Таким путем вы
можете постоянно
работать над собой,
изменяя себя.

Упражнение Растворение чувства обиды
Растворение чувства обиды Расслабьтесь, закройте
глаза. Дышите
спокойно и ритмично.
Представьте, что вы в
затемненном театре и
перед вами небольшая сцена.
Поставьте на сцену
человека, который вас
обидел. Вызовите в
памяти его образ.
Произнесите про себя следующую формулу:
«Перед моим
внутренним взором
появляется человек
(тот или иной образ)».
Повторите это пять раз. Затем мысленно
произнесите: «Образ
становится все более
четким». Когда вы ясно
увидите этого
человека, представьте, что с ним происходит
что-то хорошее, то, что
для этого человека
имеет большое
значение. Представьте
его улыбающимся и счастливым.
Задержите этот образ в
вашем представлении
2–3 минуты, а потом
пусть он исчезнет. Для
этого произнесите следующую формулу:
«Образ постепенно
уходит» (2–4 раза).
Образ исчез».
Затем, когда человек,
которого вы хотите простить, покинет
сцену, поставьте туда
себя. Представьте, что
с вами происходит
только хорошее.
Представьте себя счастливым и
улыбающимся. Это
упражнение
растворяет темные
облака накопленной
обиды. Делайте это упражнение один раз в
день, в течение месяца
и посмотрите,
насколько вам станет
легче жить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар – практикум на тему: «ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар – практикум на тему:«ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...