Современная детская субкультура дошкольника
статья по психологии
Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Важная особенность детской субкультуры состоит в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет ο своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – этο скрытое диалогическое обращение κ миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн).
Помимо того что содержание детской субкультуры имеет некоторую стабильность и передается от поколения к поколению (считалки, дразнилки, игры и др.), оно еще и динамично, так как формируется на основе того содержания, которое предлагают детям взрослые: книжки, мультфильмы, игрушки и др.
Существует много аспектов, влияющих на особенности современного детства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 2
Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
СЛАЙД 3
Основные характеристики ребенка-дошкольника таковы:
Дошкольник :
– это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.
- это личность в стадии становления, первоначального складывания личности.
В дошкольном возрасте происходят социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения. Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.
Современная детская субкультура является весьма сложной системой, во многом закрытой для традиционных средств научного анализа.
СЛАЙД 4
Важная особенность детской субкультуры состоит в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет ο своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – этο скрытое диалогическое обращение κ миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн).
СЛАЙД 5
Помимо того что содержание детской субкультуры имеет некоторую стабильность и передается от поколения к поколению (считалки, дразнилки, игры и др.), оно еще и динамично, так как формируется на основе того содержания, которое предлагают детям взрослые: книжки, мультфильмы, игрушки и др.
Существует много аспектов, влияющих на особенности современного детства.
СЛАЙД 6
В большинстве исследований отмечаются две основные проблемы современной детской субкультуры: отсутствие времени и пространства для ее проявления и обеднение содержания . Это, с одной стороны, определяется современным детским сообществом, а с другой – приводит к его изменению.
СЛАЙД 7
Факторы влияющие на субкультуры современного дошкольника:
- Родители – это проблема взрослости и осознанности. Последнее время большинство родителей сами еще дети. Их поведение и поступки нельзя назвать осознанными.
- Телевидение – влияющие на детскую субкультуру (на тематику разговоров детей между собой), на первом месте находится телевидение. Телевизионный или компьютерный экран все больше подменяет для ребенка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми. Часто дошкольники бесконтрольно смотрят фильмы и передачи, предназначенные для взрослых (сериалы, боевики, «ужастики», развлекательные передачи, ток‐шоу и т.п.). В то же время, например, передачу «Спокойной ночи, малыши!», которая ориентирована как раз на детей, смотрят лишь 20% дошкольников.
- Особое место в формировании содержания детской субкультуры сегодня заняла реклама. Дети знают наизусть многие ее тексты. Выражения из реклам часто используют в разговорах. Нужно отметить, что есть полезные передачи, ориентированные на детей, но они теряются в существующем многообразии программ и, как показывают исследования, без специального контроля со стороны взрослых редко становятся популярными среди детей.
- В качестве одной из основных особенностей социальной ситуации развития современных дошкольников во многих работах отмечается доступность детям разнообразных гаджетов (планшетов, приставок, телефонов и др.). Ученые считают, что сегодня их пользователями становятся малыши уже с двух лет, а к концу дошкольного возраста практически все дети (порядка 98%) в той или иной степени пользуются компьютером, планшетом, телефоном и др. С одной стороны, гаджеты открывают детям новые возможности для развития и получения информации, а с другой – они вытесняют содержание детской жизни, которое существовало ранее. В первую очередь – игру и общение со сверстниками.
- Следующий важный фактор, определяющий специфику современного детства, можно обозначить как его загруженность, чрезмерную упорядоченность и структурированность. Родители, стремясь дать ребенку как можно лучшее образование, занимают его день настолько, что у него не остается свободного времени. Современные дошкольники в среднем помимо детского сада посещают еще два–три кружка.
- проблема с пространством, в котором существует детская субкультура. Исследования показывают, что, несмотря на то, что в городах имеются детские площадки, но той дворовой культуры, которая формировала детскую субкультуру, нет.
- Отсутствие разновозрастного коллектива. Основной контингент дворовых площадок в городах – дети раннего возраста, не посещающие дошкольные организации. У воспитанников детских садов, как уже было сказано выше, практически не остается свободного времени, и на детские площадки они в основной своей массе заглядывают редко. В младшем школьном возрасте картина меняется: чуть более половины детей гуляют во дворе, но в основном только в выходные. Это делает невозможным формирование разновозрастного коллектива, который является основным механизмом хранения и передачи субкультурного содержания от поколения к поколению Современные дворы порой задают правила игры и определяют действия детей: игровые площадки, ориентированные на чистый спорт, – турник, велосипед, сетки, физические «развивалки», тематические – пиратские корабли, теремки и др. Получается, что взрослые определяют содержание свободной деятельности детей.
- То, что сегодня предлагается детям, далеко не всегда соответствует их возрастным потребностям и положительно влияет на их развитие.
- перенасыщенность детской субкультуры содержанием, которое взрослые создают для детей. В связи с большим объемом разнообразной информации, доступной дошкольникам (телепередачи, мультфильмы, игры и т.п.), часто складывается такая ситуация, что, находясь в одной группе детского сада, воспитанники не владеют общим содержанием субкультуры. И, соответственно, не имеют общих тем для игры и общения.
- Под влиянием средств массовой информации детское сообщество перенасыщается элементами культуры взрослых, теряя собственное содержание. В среде современных дошкольников почти не представлен такой важный компонент детской субкультуры, как детский фольклор.
- Обеднение фольклора. Дети не знают мирилок, дразнилок, страшилок и др., не умеют их использовать, а это как раз и есть то содержание, которое передается из поколения в поколение и обеспечивает некоторую стабильность в овладении правилами регуляции поведения и эмоциональных переживаний.
- Игрушки и игры. Детские магазины завалены разнообразными игрушки, начиная от самых простых и заканчивая самыми современными. Содержание и формы игр значительно обеднели, зачастую сводятся к простому манипулированию игрушками. Технически оснащенная игрушка выступает не средством игры, действиями с которой малыш моделирует мир поведения и переживаний взрослых, а самодостаточной вещью, не оставляющей простора для его собственного творчества. И если раньше девочки играли в большей степени с куклами, а мальчики с машинками, сейчас это гендерное разделение размыто. Дети не зависимо от своей половой принадлежности могут отдавать свои предпочтения разным игрушкам.
СЛАЙД 8
Говоря об особенностях субкультуры дошкольников, следует:
• помнить о тенденциях ее трансформации в современном обществе и утрате ряда составляющих (дворовые игры, фольклор и др.);
• учитывать роль взрослых в формировании детской субкультуры и использовании ее как механизма социализации;
• обратить их внимание на необходимость более жестко отслеживать поток информации, выделяя в нем понятные и необходимые детям правила. В этой связи важнейшей задачей становится не только изучение особенностей субкультуры современных дошкольников, но и, в большей степени, поиск адекватных способов сохранения и передачи субкультурного содержания детям.
СЛАЙД 9
Как же нам ладить с детьми нового поколения?
- Любите своих детей, любите своих воспитанников, изучайте их и постарайтесь понять.
- Уважайте ребенка, у него могут быть свои взгляды и цели в жизни. Детей нельзя унижать, наказывать физически, без спроса вторгаться на их территорию – они очень чувствительны к границам своего «я»
- Определите зону ответственности ребенка и дела, с которыми он может справиться самостоятельно. При это если ребенок что-то делает для вас, обязательно благодарите. Так будет развиваться понимание того, что любые обязанности будь то домашние или нет – это вовсе не повинность, и за дело можно получать благодарность
- Прислушивайтесь к интересам и желаниям ребенка. Вникните в то, чем он увлечен, какую музыку слушает, какие клипы смотрит, какими программами пользуется, во что играет. Не отвергайте сразу то, что он делает.
- Организуйте интересный досуг. Часто дети просто не знают, что делать.
- Обязательно наличие физических нагрузок: это позволит им научится контактировать со своим телом.
- Разговаривайте с детьми обо всем, спрашивайте их мнения, советуйтесь.
- Учитесь вместе с детьми. Их могут интересовать необычные для вас области знаний. Не оставайтесь в стороне дабы не потерять интерес в глазах ребенка. Тем более что учится всегда полезно.
- Договаривайтесь с ребенком. Давить на детей бесполезно. Эти дети не терпят насилия. В этом случае они либо закроются, либо становятся агрессивными. Формулируйте свои пожелания не в виде авторитарных приказаний, а в виде просьб. При этом высказывайте их с позиции уверенного в себе воспитателя – наставника, осознающего последствия своих действий. Информируйте о своих действиях, избегайте вседозволенности. Для ребенка важно, чтобы был взрослый, который будет устанавливать правила, не только требовал их соблюдения от ребенка, но и сам соблюдал их, будь то родитель или воспитатель.
- Станьте примером для ребенка.
- Изучайте психологию ребенка и учитесь использовать гуманную педагогику во взаимодействии с ребенком. Учитесь быть осознанным педагогом.
Для конструктивного взаимодействия нужны такие способы взаимодействия, которые помогут нам научиться сотрудничать с ребенком, понимать его и принимать. Только изменив подход к воспитанию, мы сможем вырастить человека нового времени, иначе говоря – духовно развитого и самодостаточного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детская субкультура как механизм социализации дошкольников»
Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста....

"Современная детская субкультура"
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, вхо...
СЕМИНАР «ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ»
Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской субкультуре....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙДетская субкультура как механизм социализации дошкольников...
События - одна из форм приобщения дошкольников к детской субкультуре
Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и пред...

Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры (задачи, формы работы, Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре)
Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской ...