Конфликты и их разрешение
консультация по психологии

Разрешение межличностных конфликтов, между педагогом и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx681.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты и их разрешение

Хотелось бы сегодня поговорить о конфликтах и конфликтных ситуациях, которые происходят с нами в нашей жизни. Конфликты бывают разные:

  • Семейные конфликты
  • Конфликты между родителями и детьми
  • Конфликты между руководителями и подчинёнными
  • Конфликты в условиях учебной деятельности.

О конфликтах в учебной и воспитательной деятельности и будет обсуждение.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия.

У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Однако бывают случаи, когда стороны не могут найти общий язык и дело доходит до конфликта. Что такое конфликт? Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение»Конфликты — это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления. Самое страшное в конфликте — это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть — главные чувства конфликтов. Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком. Однако ребенка отдают в садик, чтобы он учился социализации в группе. Учился общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы.

Излишняя же озабоченность родителей только нервирует детей, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения? - будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы".

Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Причины конфликта различны: несоответствие целей педагогов и родителей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

 Необходимо справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора: категоричность высказываний, повышенный тон.

Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость,вызовет ответную реакцию: как говорится, «посеешь ветер — пожнешь бурю». Правильным действием со стороны собеседника будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию.

Мы должны уметь сдерживать свои эмоции и не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства, проявлять эмоциональную выдержку.

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощено и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них. Такая беседа увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы.

Бывает несколько стратегий разрешения конфликта:

  • Соперничество, это навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
  • Компромисс, состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.
  • Приспособление, вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций
  • Уход от решения проблемы, попытка уйти из конфликта при минимуме затрат.
  • Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Конструктивному разрешению конфликтов способствуют использование оппонентами стратегии сотрудничества и компромисса.

Компромисс, может быть, достигнут с помощью техники открытого разговора, а сотрудничество – с помощью метода принципиальных переговоров.

Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в конфликте, которого нельзя избежать.

Английский поэт. Генри Тейлор

hello_html_113ef650.jpg

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/z/zWsgLhKB9Dqnt71CEGw2b8YmMuTJc0NiQpoVAdIHe/slide-24.jpg

Процедура урегулирования конфликта

  • Воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле
  • Не делать поспешных выводов
  • При обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений
  • Научиться ставить себя на место другой стороны
  • Не давать конфликту разрастись
  • Проблемы должны решаться теми, кто их создал
  • Уважительно относиться к людям, с которыми общаешься
  • Всегда искать компромисс

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0dc1/000689e8-5aa61539/img14.jpg

G:\ATps5B7vq7M.jpg

Упражнение «Мусорное ведро» (5 мин.)

Задачи упражнения:

- повышение эмоционального фона группы;

- профилактика депрессивных состояний.

Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.

После чего по желанию участники могут рассказать, что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем посередине круга ставиться мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.

Памятка

Беспроигрышный метод решения конфликтов”

  • Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
  • Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
  • Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
  • Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
  • Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

hello_html_113ef650.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конфликты и их разрешение»

Конфликты и их разрешение - чрезвычайно важный этап развития ребенка, который требует активной работы мозга. Общаясь со сверстниками, дети учатся мириться и искать компромиссы, вести переговоры и дого...

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)

прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...

«Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»

Методическая разработка занятия для педагогов...

Консультация для родителей: «Характер семейных конфликтов. Тактика разрешения семейных конфликтов».

Характер семейных конфликтов. Тактика разрешения семейных конфликтов...

Конспект семинара-практикума на тему: «Конфликты. Способы их разрешения»

Конспект семинара-практикума на тему: «Конфликты. Способы их разрешения»...

"Конфликты. Способы их разрешения"

quot;Конфликты. Способы их разрешения"...

Детские конфликты и их разрешение

       Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, притязаниями и с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает т...