Использование дидактических игр в работе педагога-психолога ДОУ
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Игра имеет важное значение в формировании психики детей дошкольного возраста. Она предоставляет возможность ребёнку познакомиться с окружающим миром в живой, увлекательной форме Способствуя изучению нового, развивая детское воображение, игра выступает «школой детской воли». В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Формируется умение действовать сообща, взаимодействовать с коллективом. В своей работе, в процессе индивидуальных и групповых занятиях, я использую дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в работе педагога-психолога ДОУ.

Игра имеет важное значение в формировании психики детей дошкольного возраста. Она предоставляет возможность ребёнку познакомиться с окружающим миром в живой, увлекательной форме Способствуя изучению нового, развивая детское воображение, игра выступает «школой детской воли». В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Формируется умение действовать сообща, взаимодействовать с коллективом. В своей работе, в процессе индивидуальных и групповых занятиях, я использую дидактические игры. Все они направлены на развитие психических процессов у ребенка, воспитанию усидчивости, развитию связной речи, развитию мелкой моторики. Приведу пример одной из таких  игр для детей младшего школьного возраста.

Дидактическая игра «Матрешки»

Цель: знакомство детей с классификацией предметов, с первым счетом, с понятиями «большой, средний, маленький», «больше-меньше», развитие внимания, памяти, мышления, речевой активности.

Содержание:4 большие карты с матрешками разных размеров, 64 маленькие карточки-с предметами разных размеров.

В начале игры психолог знакомит детей с материалом игры. Показываются карты и спрашивается:

-Что здесь нарисовано?

-Сколько здесь матрешек?

-Разложи матрешек по росту, начиная с самой большой.

Далее показываются карточки с изображением предметов(ложка, пирамидка, сарафан и т.д.).Обращается внимание на то, что предметы на маленьких карточках тоже разного размера.

Вариант1.

Психолог отбирает карточки с матрешками и раздает детям. При этом говорит: «твоя матрешка будет одеваться, твоя-обедать и чай пить, твоя-будет в огороде овощи собирать, а твоя- играть с игрушками».

Себе психолог отбирает по одному комплекту карточек- одежду, посуду, овощи, игрушки- всего 16 карточек. Эти карточки он перемешивает и кладет перед собой стопкой рисунками вниз.

Затем, открывая верхнюю карточку, он показывает ее играющим и спрашивает: «Что это? Кому нужна эта карточка?». Ребенок, которому нужна эта карточка, говорит, например: «Это сарафан. Он нужен моей матрешке. Она одевается » .Если ребенок не ошибся, психолог отдает ему эту карточку и он кладет ее возле матрешки. Если же он ошибся, то психолог кладет эту карточку под низ стопки. Затем психолог открывает следующую карточку и т.д.

Игра заканчивается, когда психолог раздаст детям все свои карточки. Выигравшим считается тот, ко первым подберет к своей матрешке все маленькие карточки.

Вариант 2.

Психолог отбирает все маленькие карточки, перемешивает их и раскладывает на столе рисунками вниз. Затем он предлагает участникам игры: собрать одному- все карточки с игрушками, другому-с одеждой, третьему – с овощами, четвертому – с посудой.

Тот, кто начинает игру, открывает любую карточку и смотрит, что на ней нарисовано. Если эта карточка нужна ему, он берет ее себе, если же не нужна, то кладет ее рисунком вниз на прежнее место. Затем второй играющий открывает любую карточку и т.д.

Игра заканчивается, когда все участники ее подберут свои карточки. Выигравшим считается тот, кто сделает это первым.

Вариант 3.

Психолог раздает детям по одной матрешке и говорит при этом: «Тебе большую матрешку, тебе поменьше, тебе-еще меньше, а тебе маленькую». Маленькие карточки он оставляет у себя. Затем психолог отбирает 4 карточки с одинаковыми предметами, например, с платками, кладет их на середину стола, и обращаясь к ребенку, у которого самая большая матрешка, спрашивает: «Какой платок нужен твоей матрешке?» Ребенок должен сказать : «Моей матрешке нужен большой платок. У меня большая матрешка». Если ребенок ответил правильно, психолог отдает карточку с большим платком и т.д. Так психолог выкладывает каждый раз по четыре одинаковых предмета и предлагает детям сказать, какой из матрешек принадлежит этот предмет.

Когда дети научатся быстро различать величину предметов, можно предложить им карточки в обратном порядке- от маленького  до большого предмета.

Выигравшим считается тот, кто подберет больше карточек для своей матрешки.

Вариант 4

Маленькие карточки ведущий раздает играющим поровну, карточки с матрешками выкладывает на середину стола одну под другой. Затем, обращаясь к детям, говорит, например: «Проснулись утром матрешки, стали одеваться. Что надели матрешки? »

Играющие должны разложить карточки с одеждой в таком порядке. Чтобы возле большой матрешки лежала одежда самого большого размера, возле средней-среднего размера.

Каждый кладет в очередной ход только одну карточку, в любой ряд. При этом он говорит, например: «Это большой платок. Они нужен большой матрешке». Или : «Этот платок поменьше, он нужен той матрешке, которая поменьше» и т.д.

Когда будет собрана одежда, психолог откладывает карточки в сторону и говорит: «А теперь матрешки будут завтракать. Какая посуда понадобится матрешкам?»

Дети подбирают для каждой матрешки посуду так же, как подбирали одежду. Затем они собирают овощи и игрушки.

Игра заканчивается, когда будут правильно подобраны все карточки.

В процессе игры педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Постепенно усложняя материал и учитывая требования программы, формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.). Особенность применения игр в процессе занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т.к. задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «БОС-ТЕХНОЛОГИЙ» В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Высокие стрессовые и эмоциональные нагрузки не проходят для здоровья человека бесследно, в частности наблюдается значительное увеличение распространенности психосоматических и нервно-психических наруш...

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО

Особенности использования интерактивного стола в работе педагога-психолога в ДОО Мы уже давно осознали, что функционирование современной системы образования без внедрения информационных технологи...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...

Работа по теме самообразования на 2017-2019 год "Использование кинетического песка в работе педагога-психолога"

План работы педага-психолога по теме самообразования на 207-2019 уч.годМероприятия с родителями, педагогами и детьми...