«СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА. ОТКУДА МЫ РОДОМ?»
консультация по психологии
Собрание-тренинг для родителей "Семейная система.Откуда мы родом?". Рассказыввется история про семью и из их истории делаются выводы, как нужно поступать и как можно не повторять ошибок своих родителей. Очень интересная тема, начинаешь задуиываться над своей жизнью. Переоцениваешь приоритеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx_azbuka_schastoivoy_semi.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА. ОТКУДА МЫ РОДОМ?»
- Приветствие и введение в тему (5 минут):
Педагог приветствует родителей, благодарит их участие и за желание работать над улучшением отношений с детьми. Говорит об основных правилах безопасных и доверительных отношений участников группы. И предлагает начать встречу.
- Разминка (15 минут)
Педагог: — Что значит быть осознанным родителем, на ваш взгляд? Ответы родителей фиксируются на доске/флипчарте. Принимаются все варианты без критики и осуждений. Обсуждается получившийся перечень. После чего обсуждается непосредственная связь между психологическим благополучием семьи (родителей в первую очередь) и ребенка.
III. Основная содержательная часть — мини-лекция
История. Начало
Ирине было тридцать лет, а ее дочери Варе всего три годика, когда женщина приняла решение развестись. Отношения с мужем Николаем стали портиться с момента рождения дочки. На первый взгляд ничего плохого Коля не делал: не пил, не обижал жену, содержал семью и даже пытался помогать с ребенком. Однако всякий раз, когда он приближался к Варе, на Ирину накатывал бесконтрольный страх. Ей казалось, что муж все делает не так и вообще ведет себя странно: ребенком интересуется мало, ему куда важнее работа. Этого Ирина не понимала – Варенька стала для нее всей жизнью.
– Я сама! – подскакивала она и забирала дочку из рук мужа.
– Отдохни лучше, – уговаривал он, – ты и так всю ночь не спала. У Вари зубки режутся.
– Спала, – настаивала она, – меня мама сменила.
– Значит, бабушке ты доверяешь ребенка, а отцу нет? – обижался супруг.
– Варя еще слишком маленькая! – чуть не плакала Ира. – Мама знает, как надо. А у тебя опыта никакого нет.
– Так из-за тебя же и нет! – Николай повышал голос. – Ты меня к дочке не подпускаешь!клама
– Выйди вон, – шипела Ира и сверкала глазами, – ты пугаешь ребенка!
Муж в ярости хлопал дверью и уходил курить на лестничную клетку. А Ира начинала плакать. Варя, конечно же, ревела вместе с ней. Женщина злилась на себя, не понимала, что происходит. В чем она обвиняет мужа? Откуда этот невыносимый страх? Конфликты из-за ребенка нарастали как снежный ком. Николай, за которого она выходила замуж по большой любви, казался теперь помехой. Он раздражал одним своим присутствием. А особенно тем, что никак не мог усвоить: теперь главная любовь Иры – это Варенька.
– Ну, разлюбила, бывает, – в комнату неслышной тенью проскальзывала Ирина мама, чтобы утешить дочку, – не переживай, мы и без Коли справимся! Я же вырастила тебя одна.
Каким я буду родителем?
Спокойным или тревожным? Внимательным или безразличным? Принимающим или отталкивающим? Любящим или холодным? Удивительно, но ответ на этот вопрос во многом зависит от прошлого: от того, какой опыт отношений сложился у нас самих с родителями, когда мы были маленькими. Готовясь к воспитанию детей, важно проверить семейные связи и разобраться с прошлым. Зачем? Чтобы понять, что мы можем бессознательно переносить на ребенка.
Ожидание и реальность в отцовстве и материнстве часто расходятся. Что представляет себе будущий родитель и каким он станет на самом деле – порой две разные вещи. Почему? Срабатывает так называемый сценарий. Или антисценарий. Сценарий – это шаблон поведения, который передается в семье из поколения в поколение. Стиль воспитания, реализация родительской роли, качество отношений родителя и ребенка. А антисценарий – это попытка сделать не так, как было принято в семье. Мы, например, думаем, что не повторим ошибок собственных матери и отца, не станем делать так же «плохо, как они». Но с появлением своего ребенка вдруг обнаруживаем в себе их черты, манеру общения, жесты, чувства и даже слова.
«Отношение ребенка к действительности с самого начала – социальное отношение, – утверждал Лев Семенович Выготский. – В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом. Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому человеку».
Мы принимаем от наших родителей семейные ценности и традиции, усваиваем уклад жизни и модель взаимодействия внутри семьи, чтобы передать все это своим детям. Забота о младших, уважение к старшим, здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, любовь к труду и многое другое закладывается в семье на самых ранних этапах развития.
Влияние родителей на формирование личности ребенка невозможно переоценить. Именно поэтому шесть уроков первой части базового курса для мам и пап «Азбука счастливой семьи» будут посвящены семейной системе и поиску гармонии с опытом, полученным в прошлом, с самим собой и своей второй половиной.
Ребенок в кругу семьи получает главные знания о себе и о мире, учится уважать и любить, формирует собственное представление о будущем – здоровом и успешном или не очень. Все это складывается через отношения с нами, родителями. Чтобы вырасти физически и психически крепким, умственно развитым, глубоко чувствующим, уверенным в себе и целеустремленным, нужна заботливая, любящая семья. Нужны благополучные родители, которые счастливы сами, живут в любви и дарят детям тепло.
Человек не может полюбить себя, если его никто не любил. Способность любить не может быть выстроена в изоляции, а только в доброжелательном взаимодействии между людьми.
Род и семья – это основа каждой новой жизни. Большая ошибка думать, что ребенка можно воспитать в отрыве от семейных ценностей, традиций, сценариев и моделей. Важно осознать прошлое и найти в нем опору.
Что скрывает прошлое?
Неосознанное или пренебрежительное отношение к собственным корням нередко мешает понять себя. Отсутствие информации о предках, семейные тайны и секреты могут стать источником серьезных проблем. Многие болезни и зависимости, а также расставания и разводы бывают связаны с нарушением родовых отношений.
Но никогда не поздно обратить внимание на опыт прошлого и проанализировать то, что годами, а иногда десятилетиями оставалось «скелетом в шкафу» семьи. Осознать то влияние, которое этот «скелет» оказывает на настоящее.
Да, благополучное детство было далеко не у каждого из нас. Мамы и папы большинства современных родителей, сами того не желая, допускали ошибки и в жизни, и в воспитании. Зачастую причина кроется в том, что они и сами не видели благополучной модели семьи, им неоткуда было взять нужных примеров. Наши бабушки и дедушки, тоже по незнанию и из-за тягот судьбы, порой эмоционально ранили своих детей. Но главное заключается в том, что они старались. Несмотря на череду войн, потерь, болезней, растили и любили своих детей. Сохраняли ценности и традиции наших предков, передавая из поколения в поколение духовность и жизнестойкость семьи.
И мы вправе ими гордиться. Благодаря прародителям и родителям у нас есть великий дар – жизнь. Мы обладаем своей уникальностью, внешностью и талантами. Важно найти в себе силы для признательности своему роду: «Спасибо за то, что я в этом мире есть! Спасибо за то, что я такой, какой есть!»
Знакомство с прошлым, его понимание дает человеку устойчивость и силы. За нами ресурс и любовь многих родных людей. Даже если некоторые из них совершали дурные поступки, другие были добры. Если бы в нашем роду не было любви и силы, мы бы просто не появились на свет.
История. Продолжение
Ира подала документы на развод с Николаем. Мама поддержала дочку: ее пенсии и заработка Иры, учительницы начальных классов, хватит на скромную жизнь, даже если отец Вари откажется платить алименты.
– Как по нотам, – тяжело вздохнула Аня, Ирина подруга, которая заглянула в гости. – У тебя же и мать, и бабушка развелись.
– Это тут при чем?!
В тот вечер Ира чувствовала себя отвратительно. Суд был назначен на завтра. Новость о разводе сделала из Николая монстра: он угрожал отомстить и по суду забрать ребенка себе.
– Есть такое понятие «родовой сценарий», – объяснила подруга. – Женщины часто бессознательно повторяют судьбы матерей, бабушек и прабабушек. А мужчины – отцов, дедов, прадедов.
– Да ну тебя, какая-то ерунда! – Иру раздражала болтовня Ани.
– Сама посуди, – Аня не унималась, – простой пример: женщина в родах. Если мама и бабушка рожали легко, значит, и дочь, скорее всего, легко родит. У тебя как было?
– Сутки почти, – Ирина нахмурилась, – и у мамы так же. Трудно.
– Ну вот, – Аня обрадовалась непонятно чему. – Может, все-таки подождешь с разводом? Это же не то, чего хочешь ты. Просто подумай.
Что такое семейное благополучие?
Очень часто в современном мире благополучие путают с материальным достатком, хотя деньги не гарантируют гармонии и счастья. В жизни нет ничего важнее отношений между людьми. Когда рядом нет самых близких, любимых или они не в порядке, когда человек недоволен собой, то и при деньгах он будет страдать. Порой, желая для своих детей только лучшего, родители направляют все время и усилия на решение материальных задач, даже когда базовые потребности семьи уже удовлетворены. Но для развития ребенку нужны надежные доверительные отношения с родителями, нужны мама и папа рядом. Психологическое благополучие ребенка имеет приоритетное значение для формирования его личности, и зависит оно в основе своей от качества детско-родительских отношений и в целом от качества отношений внутри семьи.
Конечно, свои сильные и слабые стороны есть у каждой семьи. Но при этом у всех благополучных семей обнаруживается несколько общих критериев.
1. Самооценка
Для благополучия необходима достаточно высокая самооценка каждого члена семьи. Она рождается из безусловного принятия и любви. Человек, который уважает и ценит себя, не станет самоутверждаться за чужой счет и унижать близких. Напротив, он им станет поддержкой.
2. Коммуникации
Семье необходимо прямое, ясное, честное и конкретное общение. Разумеется, такой стиль отношений основан на доверии между всеми членами семьи. Невозможно создать доверительные отношения, если есть страх, чувство небезопасности, тайны и секреты друг от друга.
3. Правила
Каждой семье необходимы гибкие, гуманные, соответствующие обстоятельствам ее жизни правила. Они произрастают из ценностей семьи и тесно с ними связаны. Не может быть вседозволенности. Но при этом обязана быть свобода, которая понимается как ответственность.
4. Связь с социумом
Семье важны открытые, доверительные социальные связи. Хорошие коммуникации и уважительные отношения с окружающими – важный маркер благополучия семьи.
«В удачной семье легко уловить мысль, что человеческая жизнь и человеческие чувства – самая большая ценность, – пишет известный психолог Вирджиния Сатир. – Родители в такой семье чувствуют себя лидерами, а не боссами и считают себя обязанными оставаться человечными в любой ситуации. Они с готовностью сообщают ребенку свое мнение вне зависимости от того, хорошее оно или плохое, говорят ему о своем горе и радости, разочарованиях и удачах. Они учат детей вести себя с окружающими так, как ведут себя сами».
К счастью, сегодня многие мамы и папы понимают это, становятся осознанными, думают о психологическом благополучии детей и умеют опираться на свой детский опыт, даже не слишком удачный, чтобы переосмыслить детско-родительские отношения.
Пример из жизни
Не так давно подруга рассказала мне свою историю. Когда родились двое ее детей, она стала сильно уставать и часто срывалась на крик. Понимала, что так нельзя, стыдила себя, но внутри нее в моменты непослушания малышей словно включался автомат. Однажды свидетелем такого срыва стала свекровь.
– Красавица моя, ты зачем так кричишь? – ласково спросила мама мужа.
– Они по-другому не понимают! – огрызнулась подруга.
– Доченька, – свекровь подошла к невестке и взяла ее за руку, – очень неприятно, когда дети не слушаются. Но ты меня сейчас слышишь, родная?
– Да…
– Слышишь, – мягко кивнула свекровь, – и все понимаешь. А ведь я говорю очень тихо, душа моя. И дети так: подойди к ним, возьми за руку, посмотри в глаза и скажи им, что ты чувствуешь.
– Думаете, это поможет?
– Конечно, – пожилая женщина улыбнулась, – мои трое так и выросли.
После ухода свекрови подруга долго думала над ее словами. Над связью между прошлым и настоящим. Ее муж никогда не повышал голоса. Он в недоумении смотрел на жену в моменты срывов. Негативные чувства мужчина выражал словами, а не криком: «Я очень расстроен, что…», «Мне тяжело, если…», «Это больно, когда…». Он так привык с детства, наблюдая за мамой и папой. А вот подруге досталась другая модель отношений в семье, и она на бессознательном уровне переняла от своей матери такой способ выражения гнева – крик. Подруге удалось разомкнуть эту цепь. Сегодня ее дети уже подросли. И вслед за мамой прекрасно выражают свои чувства не криком, а словами.
Главный фокус развития детей – в родителях, в наших отношениях с собой, самыми близкими людьми и окружающим миром.
Что мы оставим после себя?
Будущее семьи и нашего рода – это, конечно, дети. Какие отношения складываются с ними, как чувствуют себя дочери и сыновья в семье, какую модель взаимодействия наблюдают на примере мамы и папы – таким во многом и станет их будущее. Яркий и печальный пример слепка родительского отношения к себе – взрослые сироты, которые нередко оставляют на попечение государства собственных детей. «Довольно часто родители покидают своего ребенка в том же возрасте, – пишет психотерапевт Филиппа Перри, – когда их собственный родитель стал недоступен. Порой человек стремится эмоционально отстраниться от детей, когда они достигают возраста, в котором он сам чувствовал себя одиноко».
Мы, родители, словно закладываем рисунок судьбы ребенка, плетем каждый день и в каждом моменте ее прочную – или, напротив, слишком тонкую – нить.
На формирование ребенка влияет, бесспорно, не только отношение родителей, но и его личные особенности, возрастные возможности, законы генетики и биологии, окружающая среда, культурная эволюция, экономика, политика – много всего! «Психическое развитие ребенка, – писала доктор психологических наук, известный советский ученый Лидия Ильинична Божович, – представляет собой сложный процесс, понимание которого всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые воздействуют на ребенка, но и сложившихся особенностей его психики, через которые преломляется влияние этих условий… Об этом приходится специально говорить, потому что до сих пор еще встречаются попытки вывести возрастные и индивидуальные особенности ребенка непосредственно из анализа внешних обстоятельств его жизни».
Для понимания пути развития важна именно совокупность условий, их индивидуальное сочетание в жизни ребенка. Но чем более ранний возраст мы беремся рассматривать, тем сильнее окажется влияние, которое оказывают родители.
Разумеется, человек может многое осознать и изменить в собственной судьбе, став взрослым и тем более став родителем. Он может сознательно принять то положительное, что было заложено его родом, и отказаться от негативных моделей отношений, в которые он был погружен в своем детстве. Однако здесь важно говорить о социальной поддержке. Об окружающих людях, о специалистах, готовых проявлять доброжелательность и оказывать помощь.
И тогда даже спустя десять, двадцать, тридцать лет удается найти опору в собственном прошлом, получается услышать необходимые многим из нас слова: «Дело было не в тебе», «Твоим родителям пришлось тяжело», «Они старались как могли», «Они любили тебя», «Мама и папа хотели для тебя лучшей судьбы и делали все, что считали правильным для достижения этой цели». Понимание приносит облегчение и новые возможности – теперь уже точно можно поступать другим образом, не следовать за негативным сценарием, ведь все стало наконец логичным и ясным.
Но это огромный труд: через понимание, принятие и усилия воли «переписать» то, что было «начертано» в ранние годы жизни.
История. Завершение
На следующий день Ирина не явилась в суд. А поскольку Николай возражал против развода, судья принял решение отложить слушание. По совету подруги Ира обратилась к психотерапевту, который помог ей разобраться в причинах глубинных страхов и внезапного неприятия мужа.
– Ваша мать развелась с вашим отцом, когда вам было три годика, – резюмировал специалист после путаного рассказа Ирины, – и бабушка тоже растила детей одна. С тех пор как младшей дочке, вашей маме, исполнилось три.
– Да. – Ирину потрясло это открытие, особенно совпадение возраста детей.
Она вдруг вспомнила то время, когда ее отец еще жил в семье, и в голове зазвучали слова матери, обращенные к мужу: «Уйди, я сама!», «Ты не знаешь, как надо», «Выйди вон, пугаешь ребенка!».
– Вы не написали ничего о прабабушке по материнской линии. Она растила своих детей в браке?
– Не знаю, – Ира замялась, – о прабабушке мне ничего не известно.
Тем же вечером Ира не без труда, но сумела добиться от бабушки правды, которую та скрывала десятилетиями. Оказалось, что прабабушка потеряла младшую дочь в трехлетнем возрасте. Ее муж впервые в жизни взял ребенка с собой на реку и недосмотрел: пока занимался починкой лодки, девочка вошла в воду и утонула. С того времени отношения между супругами разрушились: прабабушка не смогла пережить потери дочери и обвиняла в этом мужа. Дети росли в атмосфере ненависти прабабки к прадеду. Страх потерять ребенка по вине мужчины закрепился на уровне рода. Боль и непрожитое горе привели к тому, что дети усвоили про отца самое важное – он может стать причиной смерти ребенка. Возник родовой сценарий, который заставлял женщин тревожиться за жизнь ребенка и избавляться от мужа раньше, чем он мог, пусть и ненамеренно, причинить малышу вред. Ирина сумела понять, что ни ее собственной вины, ни вины Николая в ухудшении отношений между ними нет. Работа со специалистом помогла снизить тревожность Ирины и перестроить сценарий.
Иррациональный страх отступил, и вместо него стали видны другие качества мужчины – защитника, добытчика. Было решено погружать Николая в заботы о ребенке. Ведь его умения как отца – это залог безопасности дочери. Ирине и Николаю удалось сохранить брак и вырастить дочь в любви и счастье.
Стоит ли брать пассажиров на тонущий корабль?
Если в семье есть серьезные проблемы в отношениях с прошлым (родителями и прародителями) или настоящим (самими собой и вторыми половинами), невозможно создать успешного будущего (воспитать гармоничную личность ребенка).
Есть расхожее выражение: «На тонущий корабль пассажиров не берут». Его смысл в контексте семьи таков: отсутствие благополучных отношений с самим собой, с супругом, серьезные проблемы в отношениях с собственными родителями – это неподходящая почва для пополнения семьи. Каждой семье необходимо заранее подготовиться к появлению ребенка. Даже когда зачатие уже произошло, у родителей всегда есть целых девять месяцев для налаживания отношений и развития осознанности – многое можно успеть.
А начать стоит с древа семьи – такое задание выполняют даже школьники – и внимательно присмотреться к истории своего рода. Узнать больше о женщинах по материнской линии и мужчинах по отцовской: эта информация важна для нашего развития и формирования в качестве матерей и отцов соответственно. Нам нужно как следует подготовиться и найти ответы на многие внутрисемейные вопросы, чтобы успешно пройти через изменения, которые ребенок принесет в семью.
Главная мысль урока
Мы, родители, закладываем рисунок судьбы ребенка, плетем каждый день и в каждом моменте ее прочную – или, напротив, слишком тонкую – нить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по семейному патронажу.
Организация коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социаль...
Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций в духовно - нравственном воспитании....
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....
ПАКЕТ ОСНОВНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК для оценки параметров семейной системы замещающей семьи и индивидуальных особенностей ребенка
ПАКЕТ ОСНОВНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК для оценки параметров семейной системы замещающей семьи ииндивидуальных особенностей ребенка....
Семья особого ребенка: характеристики семейной системы
Семья особого ребенка: характеристики семейной системы...