ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
презентация по психологии
Причины, виды и особенности психического развития детей с диагнозом ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребенок с диагнозом ЗПР- это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел и умел .» Эдуард Сеген
Что такое ЗПР ? Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г . «Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когданаряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные .» (В.В. Лебединский ) «Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций .» (Н.М. Назарова) * Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма
Причины ЗПР : Медико-биологические Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга, генетика, травмы. Функциональная незрелость ЦНС. Слабость процессов торможения и возбуждения. Социально-психологически е Образ жизни Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания. Стиль воспитания Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей .
Виды ЗПР: - конституциональная ЗПР ( вызвана замедлением созревания центральной нервной системы у детей, чаще всего она передаётся по наследству) - психогенная ЗПР( данный вид ЗПР обусловлен неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребёнок) - соматогенная ЗПР (обусловлена тяжёлыми и длительными соматическими заболеваниями ребёнка в раннем возрасте) - церебрально-органическая ЗПР( обусловлена органическим поражением головного мозга, возникшим в результате патологий беременности, родовых травм, тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.
Особенности развития психических процессов при ЗПР По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны. С началом школьного обучения значение памяти в деятельности ребенка значительно возрастает, поскольку запечатление, сохранение и воспроизведение информации являются необходимыми условиями овладения системой знаний, но школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники . Дошкольный возраст Школьный возраст ПАМЯТЬ
Особенности развития психических процессов при ЗПР Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети. У младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания Дошкольный возраст Школьный возраст ВНИМАНИЕ
Особенности развития психических процессов при ЗПР Наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера. У младших школьников с задержкой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В свою очередь низкий уровень познавательной мотивации приводит к тому, что у младших школьников рассматриваемой категории в отличие от нормально развивающихся редко обнаруживается готовность к решению мыслительных задач. Дошкольный возраст Школьный возраст МЫШЛЕНИЕ
Особенности развития психических процессов при ЗПР У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Давая самую общую характеристику младших школьников с задержкой психического развития, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом. Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих. Дошкольный возраст Школьный возраст ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
Эмоциональная сфера при ЗПР соматогенного происхождения* Эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим у младшего школьника преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, неустойчивость, вялость, сниженная выносливость, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. * формируется после рождения из-за внешних особенностей воспитания и ослабленного физического здоровья ребенка
Направление коррекционной работы при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР - повышение самооценки, активности и самостоятельности; - обучение ребенка умению управлять своим поведением; - смягчение эмоционального дискомфорта у детей; - устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями (повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и др.); - отработка навыков общения, развитие познавательной активности; - снятие мышечного напряжнения
Методы и методики коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР - Беседы, ролевые игры; - Поручения, упражнения; - Арт-терапия; - Тренинги , психогимнастика ; Закаливание организма, дыхательная гимнастика; индивидуальные занятия
Правила работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Рекомендации для тех, кто непосредственно общается с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного зажима эмоций.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...
особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)
Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...