Оценка поведения ребенка в ежедневных жизненных ситуациях для детей в возрасте от рождения до 36 месяцев
материал по психологии

Щербонос Мария Геннадьевна

Данный опросник предназначен для оценки поведения ребенка в ежедневных жизненных ситуациях. Маленький ребенок учится, общаясь и наблюдая за взрослыми людьми, осваивая различные навыки в повседневных делах. Например, во время еды он учится общаться с мамой: просить добавки, отказываться, звать маму. Во время купания ребенок учится брать игрушки, манипулировать ими, выполнять указания типа «закрой глазки». Во время чтения книжки ребенок знакомится с новыми словами, тренирует внимание и память.

Если ежедневные дела проходят легко, ребенок многому учится. Если в ежедневных делах есть трудности, например ребенок протестует против купания, убегает от мамы во время чтения, отворачивается или выплёвывает еду, все силы и мамы, и ребенка уходят на то, чтобы справиться с трудностями, у ребенка нет возможности в это время учиться. Важно наладить ежедневные дела, восстановив их обучающий потенциал.

Для этого сначала проводится оценка поведения ребенка, затем, если выявились трудности, родители вместе со специалистами определяют причины трудностей и намечают пути их преодоления. Данный опросник поможет Вам самостоятельно наблюдая за ребенком, оценить его поведение в ежедневных жизненных ситуациях. После того, как Вы заполните опросник, результаты обязательно нужно обсудить со специалистом и решить, нуждается ли ваш ребенок и Вы в помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprosnik_ezhs_dlya_roditelei.docx100.69 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка поведения ребенка в ежедневных жизненных ситуациях

для детей в возрасте от рождения до 36 месяцев

Данный опросник предназначен для оценки поведения ребенка в ежедневных жизненных ситуациях. Маленький ребенок учится, общаясь и наблюдая за взрослыми людьми, осваивая различные навыки в повседневных делах. Например, во время еды он учится общаться с мамой: просить добавки, отказываться, звать маму. Во время купания ребенок учится брать игрушки, манипулировать ими, выполнять указания типа «закрой глазки». Во время чтения книжки ребенок знакомится с новыми словами, тренирует внимание и память.

Если ежедневные дела проходят легко, ребенок многому учится. Если в ежедневных делах есть трудности, например ребенок протестует против купания, убегает от мамы во время чтения, отворачивается или выплёвывает еду, все силы и мамы, и ребенка уходят на то, чтобы справиться с трудностями, у ребенка нет возможности в это время учиться. Важно наладить ежедневные дела, восстановив их обучающий потенциал.

Для этого сначала проводится оценка поведения ребенка, затем, если выявились трудности, родители вместе со специалистами определяют причины трудностей и намечают пути их преодоления. Данный опросник поможет Вам самостоятельно наблюдая за ребенком, оценить его поведение в ежедневных жизненных ситуациях. После того, как Вы заполните опросник, результаты обязательно нужно обсудить со специалистом и решить, нуждается ли ваш ребенок и Вы в помощи.

Инструкция для заполнения

Наблюдайте за поведением ребенка в ежедневных ситуациях, заполните таблицу:

  • если вы ещё не видели у ребенка описанного поведения, поставьте галочку в столбике «Еще нет»
  • если вы иногда наблюдаете у ребенка описанное поведение, поставьте галочку в столбике «Редко»
  • если вы часто наблюдаете у ребенка описанное поведение, поставьте галочку в столбике «Часто»
  • если ребенок раньше уверенно выполнял данный навык, но перерос его, поставьте галочку в столбике «Уже не делает»

Столбик «возрастной диапазон» предназначен для обсуждения поведения ребенка со специалистом.

Возрастные диапазоны – это период, в котором большая часть детей начинает демонстрировать описанное поведение, но НЕ СТОИТ ориентироваться на них, чтобы характеризовать уровень развития ребенка.

Столбик «функциональная цель» помогает понять, как то или иное поведение ребенка помогает ему становиться

  • более самостоятельным (независимым от помощи других людей),
  • более вовлеченным (участвующим в процессе, а именно это позволяет ребенку учиться),
  • более компетентным и уверенным в социальном взаимодействии с другими людьми.

Столбик «домен по МКФ*» указывает на то, к какой основной области жизнедеятельности ребенка относится оцениваемое поведение, это в дальнейшем поможет Вам и специалисту выбрать наиболее важное для ребенка направление помощи.

Домены по МКФ («Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья»)

Д1 – научение и применение опыта

Д4 – мобильность (подвижность)

Д7 – социальные взаимодействия и отношения

Д2 – выполнение требований

Д5 – забота о себе (самообслуживание)

Д8 – неформальное образование

Д3 – коммуникация

Д6 – бытовая жизнь (помощь по дому)

Д9 – жизнь в сообществах

КАК РЕБЕНОК ПРОСЫПАЕТСЯ

Возрастной диапазон (в месяцах)

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Плачет, вскрикивает или кряхтит, когда проснулся

0-1

Соц

Д3

2

Если, проснувшись, плачет, но успокаивается, когда берут на руки, качают, прикасаются

0-1

Соц

Д2 Д7

3

Спокойно реагирует (не кричит), когда достают из кроватки

0-1

Соц

Д2 Д7

4

Улыбается, шевелит ножками и ручками, когда взрослый подходит к кроватке

2-3

Соц

Д3

5

Интересуется игрушками, тянет ручки к игрушкам, находящимся в кроватке

2-3

Сам

Д1

6

Поворачивает голову на голос взрослого

3-4

Соц

Д3

7

Проснувшись, переворачивается на бок или на живот

3-5

Сам

Д4

8

Проснувшись, зовет взрослого голосом

5-6

Соц

Д3

9

Просыпается без плача

6-7

Сам

Д2

10

Смотрит на взрослого и протягивает к нему ручки, когда он собирается взять ребенка

7-8

Соц

Д7

11

Проснувшись, садится

8-9

Сам

Д4

12

Проснувшись, встает

8-10

Сам

Д4

13

Проснувшись, встает и ходит вдоль бортика кроватки

10-12

Сам

Д4

14

Лепечет, когда проснулся

11-12

Соц

Д3

15

Проснувшись, вылезает из кроватки самостоятельно

18-20

Сам

Д4

16

Играет в комнате с игрушками до тех пор, пока взрослый не придет в комнату

22-24

Сам

Д1

17

Просыпается, выходит из комнаты и исследует жилье

22-24

Сам

Д1 Д4

18

Проснувшись, выходит из комнаты, чтобы найти взрослого

22-24

Соц

Д7

19

Самостоятельно садится на горшок после сна

24

Сам

Д5

20

Выполняет просьбы взрослого, например, «снимай пижамку», «садись на стульчик»

24

Сам

Д2 Д3 Д8

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

КАК РЕБЕНОК СПИТ ДНЕМ

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Засыпает самостоятельно (некоторое покачивание считать, как самостоятельно)

0-1

Сам

Д5

2

Засыпает без расстройства и суеты

0-1

Сам

Д5

3

Просыпается без расстройства

0-1

Сам

Д5

4

Спит достаточное время

1-3

Сам

Д5

5

Смотрит/слушает повторяющиеся движения/звуки, чтобы заснуть

4-6

Сам

Д2

6

Играет в кроватке, если не спит

9-12

Сам

Д1

7

Научился и демонстрирует понимание слов о сне

12-14

Соц

Д3 Д8

8

Использует предметы (например, одеялко, игрушку), чтобы успокоиться

12-15

Сам

Д2

9

Отказывается спать

12-15

Сам

Д1

10

Использует слова, чтобы сказать, что хочет спать

16-18

Соц

Д3

11

Спит один раз в день

18-20

Сам

Д5

12

Спит в кроватке (не в люльке)

24

Сам

Д2

13

Если не спит, не мешает спать другим

24

Соц

Д7 Д9

14

Может не спать в течение дня

32-36

Сам

Д5

15

Следует указаниям взрослых относительно дневного сна

36

Соц

Д2

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

КАК РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К НОЧНОМУ СНУ, СПИТ НОЧЬЮ

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Засыпает, если запеленать и положить в кроватку

0-3

Сам

2

Засыпает без расстройства с небольшой помощью

3-4

Сам

3

Спит в собственной кроватке

3-4

Сам

Д2

4

Успокаивается при засыпании с помощью любимых предметов (одеяльце, игрушка, соска)

4-6

Сам

Д2

5

Спит всю ночь, просыпаясь на кормление при наличии дневного сна (3-4 раза)

6-8

Сам

6

Знает и показывает, что хочет во время подготовки ко сну

10-12

Соц

Д3 Д8

7

Использует слова или жесты во время подготовки ко сну

12-15

Соц

Д3

8

Понимает слова, связанные с подготовкой ко сну

12-15

Соц

Д3

9

Научился выполнять действия при подготовке ко сну, участвует в их выполнении

20-24

Сам

Д2 Д8

10

Остается в кровати всю ночь

24-30

Сам

Д2

11

Быстро укладывается в кровать, даже если не сразу засыпает

24-30

Сам

Д2

12

Рассказывает о событиях в течение дня или о планах на следующих день

30-36

Соц

Д3

13

Слушается взрослых во время подготовки ко сну

30-36

Соц

Д2 Д8

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

ПРИЕМ ПИЩИ

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Начинает и заканчивает сосать грудь/бутылочку, не расстраиваясь

0-1

Сам

Д5

2

Глотает без затруднений молоко/смесь

0-1

Сам

Д5

3

Хорошо сосет из бутылочки или груди

1

Сам

Д5

4

Пьет достаточное количество молока/смеси из бутылочки или груди

1

Сам

Д5

5

Приемы пищи достаточно частые (например, каждые 3-4 часа)

1-2

Сам

Д5

6

Во время приема пищи сидит в высоком стуле, не сползая

6-7

Сам

Д4

7

Пытается трогать еду

6-7

Вов

Д1

8

Сам держит бутылочку

6-7

Сам

Д4 Д5

9

Начинает есть густую пищу

6-7

Сам

Д5

10

Трогает, берет небольшие кусочки еды пальцами

7-8

Вов

Д4

11

Ест кашу/молоко, удерживая слюни во рту

8-9

Сам

Д5

12

Жует пищу, используя дёсны

8-10

Сам

Д5

13

Пьет сам из поильника

10-12

Сам

Д5

14

Следует режиму кормления

10-12

Соц

Д2

15

Использует пинцетный захват, чтобы брать маленькие кусочки пищи

12-14

Вов

Д1 Д4

16

Учится следовать / следует простым указаниям, сопровождаемым жестами (например, «возьми это», «выплюнь»)

12-14

Соц

Д2 Д8

17

Использует слова или жесты, чтобы попросить «есть» и «пить»

12-14

Соц

Д5 Д3

18

Пальцем указывает на еду, которую хочет

12-14

Соц

Д3

19

Осмысленно говорит «нет» или мотает головой, когда чего-то не хочет

14-16

Соц

Д3

20

Использует ложку и вилку с переменным успехом

18-20

Сам

Д4 Д5 Д8

21

Умеет делать отдельные глотки из чашки, набирая в рот нормальное количество воды (не захлебывается и не давится)

18-20

Сам

Д5 Д8

22

Остается за столом то время, которое нужно для приема пищи (уместное для его возраста)

18-20

Вов

Д2 Д8

23

Использует слова или жесты, чтобы попросить конкретную пищу или питье

18-20

Соц

Д3

24

Просит «еще»

18-20

Соц

Д3

25

Сообщает «закончил»

18-20

Соц

Д3

26

Кладет в рот соответствующее количество еды за раз

18-20

Сам

Д1 Д8

27

Во время еды сидит на обычном стуле (детском)

20-24

Сам

Д2 Д4

28

Обращается за помощью любым подходящим способом (напр., когда нужно что-то открыть, нарезать)

20-24

Соц

Д7

29

Ест разнообразную еду

22-24

Сам

Д5

30

Удаляет обертки и кожуру перед тем, как начать есть еду

22-24

Сам

Д4 Д5

31

Самостоятельно использует ложку или вилку

24-26

Сам

Д4 Д5

32

Ждет сервировки еды около 10 минут без суеты

24-26

Соц

Д2 Д8

33

Обращает внимание на людей вокруг себя во время еды

24-26

Соц

Д7

34

Выполняет 2-х составные указания (например «Положи ложку и дай чашку»)

24-26

Соц

Д2

35

Откусывает кусочки твердой пищи (яблоко, мясо, печенье)

28-30

Сам

Д5

36

Наливает жидкость в чашку из бутылки или графина

30-32

Сам

Д5 Д8

37

Использует салфетку, чтобы сохранять рот и руки чистыми

30-32

Сам

Д5 Д8

38

Может выбрать еду, когда предлагают выбор

30-32

Соц

Д1

39

Режет мягкую пищу безопасным ножом

34-36

Вов

Д4 Д5 Д8

40

Сервирует стол посудой под присмотром взрослого

34-36

Вов

Д6 Д9

41

Ест и пробует разные виды пищи, не отказываясь

36

Сам

Д2

42

Участвует в приготовлении / подготовке к еде со взрослым

36

Вов

Д6 Д9

43

Умеет вилкой окунуть пищу в соус и донести в рот

36

Сам

Д4 Д5

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

ОДЕВАНИЕ

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Переходит к одеванию и раздеванию без плача

0-1

Соц

Д2

2

Участвует в одевании без плача

0-1

Вов

Д2

3

Рассматривает свои ручки во время одевания

2-3

Сам

Д1

4

Поднимает ноги во время смены подгузника

6-7

Вов

Д4

5

Носит одежду различных текстур

6-7

Сам

Д2

6

Помогает одеванию, протягивая руки и ноги в рукава и штанины

10-12

Вов

Д4 Д5

7

Стягивает с себя носки и шапку

12-14

Сам

Д5

8

Указывает ручки и ножки на себе, когда его спрашивают

13-15

Соц

Д3 Д8

9

Снимает тапочки

14-16

Сам

Д5 Д8

10

Понимает название предметов одежды

18-20

Сам

Д1 Д8

11

Узнает себя в зеркале

18-20

Соц

Д1

12

Показывает, что хочет надеть

14-16

Соц

Д3

13

Расстегивает застежки (липучки)

18-20

Сам

Д4 Д5

14

Помогает раздевать себя, вытаскивает руки и ноги из рукавов и штанин

18-20

Вов

Д5

15

Использует жесты или слова, называя части одежды

20-24

Соц

Д3 Д8

16

Использует жесты или слова для 1-6 частей тела

20-24

Соц

Д3 Д8

17

Активно помогает одевать себя

24-28

Вов

Д5

18

Расстегивает молнии, кнопки, пуговицы

30-32

Сам

Д4 Д5 Д8

19

Надевает некоторую одежду самостоятельно

30-32

Сам

Д5 Д8

20

Одевается и раздевается с помощью

34-36

Сам

Д5 Д8

21

Надевает носки

36-38

Сам

Д5 Д8

22

Надевает обувь

36-38

Сам

Д5 Д8

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

ТУАЛЕТ / СМЕНА ПОДГУЗНИКА

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Не плачет во время смены подгузника

0-1

Соц

Д2

2

Во время смены подгузника обращает внимание на лицо того, кто меняет подгузник (если ребенок слепой, не отвечайте на этот вопрос)

2-3

Вов

Д7

3

Остаётся спокойным во время смены подгузника

4-8

Соц

Д2

4

Часто намеренно вокализирует во время смены подгузника

8-10

Соц

Д3

5

Сообщает, когда нуждается в смене подгузника

12-14

Соц

Д3 Д5

6

Понимает слова, связанные с туалетом

18-20

Соц

Д3

7

Сидит на горшке необходимое количество времени

18-20

Сам

Д4 Д5

8

Использует слова или жесты во время смены подгузника / туалета

18-20

Соц

Д3

9

Участвует в процессе мытья рук

18-20

Вов

Д4 Д5

10

Если посадили на горшок, делает все «дела»

24-26

Сам

Д5

11

Снимает штанишки, чтобы сходить в туалет

24-26

Сам

Д5 Д8

12

С напоминанием моет руки после туалета

24-26

Сам

Д5 Д8

13

Может не испачкать штанишки три часа (если уже частично имеет навык пользования туалетом)

24-26

Сам

Д5

14

Надевает штанишки после использования туалета

26-28

Сам

Д5 Д8

15

Когда ребенок говорит, что хочет в туалет, он действительно хочет в туалет (не ложная тревога)

28-32

Сам

Д3

16

Просит помочь с вытиранием после туалета

30-32

Соц

Д3

17

Время от времени остается сухим всю ночь

32-36

Сам

Д5

18

Полностью сам управляется с туалетом

36

Сам

Д5

19

Сотрудничает с взрослым, когда он просит ребенка сходить в туалет

36

Соц

Д5 Д7

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

ИГРА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ / ДЕТЬМИ

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Принимает окончание игры с другими без расстройства

0-1

Соц

Д2

2

Следит взглядом за человеком

2-3

Вов

Д7

3

Оживляется, когда взрослый подходит к нему

2-3

Соц

Д7

4

Приглашает взрослого поиграть вокализациями или улыбкой

3-4

Соц

Д3 Д7

5

Смотрит на человека и вокализирует в ответ на свое имя (для слепых детей – только вокализирует)

5-6

Соц

Д3

6

Участвует в простых играх с взрослым или старшими детьми, например ку-ку

6-7

Соц

Д9

7

Играет с другими людьми без суеты и расстройства

6-7

Соц

Д2

8

Подражает другим людям во время игры (например, звукам, простым движениям)

8-10

Сам

Д1

9

Смеется над разными удивительными ситуациями

8-10

Соц

Д7

10

Демонстрирует понимание слов, обозначающих игры или игрушки

10-12

Соц

Д3 Д8

11

Говорит или лепечет по очереди со взрослым во время разговора

10-12

Соц

Д3

12

Повторяет звуки или жесты, если над ними смеются

10-12

Соц

Д7

14

Использует простые слова или жесты, чтобы попросить продолжения игры

10-12

Соц

Д3

15

Ходит больше, чем ползает, чтобы приблизиться к другим людям во время игры

12-14

Сам

Д4

16

Если приглашают поиграть, отзывается

12-14

Соц

Д7

17

Использует слова или жесты во время игры

12-14

Соц

Д3 Д8

18

Дает понять, чего он хочет во время игры

14-16

Соц

Д7

19

Соблюдает очередь во время совместной игры

18-20

Соц

Д3 Д9

20

Использует предложение из 2-х слов, чтобы попросить или прокомментировать

20-22

Соц

Д3

21

Убирает игрушки по указанию взрослого

20-22

Сам

Д2 Д6

22

Дает понять, что игрушка принадлежит ему

22-24

Соц

Д3

23

Поет фрагменты песенок

22-24

Сам

Д3 Д8

24

В основном умеет контролировать свои движения во время игры с другими людьми

22-24

Соц

Д2

25

Отвечает на конфликт плачем или становясь агрессивным

24-26

Соц

Д7

26

Вовлекается в простые игры «понарошку»: например «в больницу», кормление куклы и др.

24-26

Вов

Д9

27

Защищает свою собственность, говорит «мое»

24-26

Соц

Д3

28

Поддерживает игру с другими людьми около 15 минут

30-32

Соц

Д9

29

Руководит другими детьми

36

Соц

Д9

30

Разлучается с родителями для игры с другими людьми без тревоги

36

Соц

Д2 Д7

31

Играя с другими, не кусает и не бьет их

36

Соц

Д7

32

Инициирует игру с другими детьми

36

Соц

Д7 Д9

33

Во время игры-притворства назначает роли другим игрокам

36

Соц

Д8 Д9

34

Знает, как попросить другого ребенка поменяться игрушками

36

Соц

Д3 Д7

35

Во время игры не портит то, что сделали другие

36

Соц

Д7

36

Сотрудничает с взрослым во время игры (выполняет просьбы)

36

Соц

Д7

37

Играет в громкие и тихие игры в подходящее время и в подходящей ситуации

36

Сам

Д2 Д7

38

Сохраняет молчание в игре в прятки

36

Сам

Д2 Д8

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

ВРЕМЯ, КОГДА ИГРАЕТ ОДИН

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Переходит к/от самостоятельной игры, не расстраиваясь

1-3

Соц

Д2

3

Повторяет получившиеся действия с игрушками (стучит по игрушке руками, ногами)

3-4

Сам

Д1

4

Исследует предметы руками и ртом

4-6

Сам

Д1

5

Захватывает свою ногу и тянет ее в рот

4-6

Сам

Д1 Д4

6

Самостоятельно берет игрушки руками

5-6

Сам

Д1 Д4

7

Ищет невидимые предметы, включая соску или бутылку

7-8

Сам

Д1

8

Тянется до игрушки, которая вне досягаемости

7-8

Сам

Д1 Д4

9

Лепечет во время игры

8-10

Соц

Д3

10

Сам играет с игрушками 5-10 минут

8-10

Сам

Д1

11

Трогает предметы различной текстуры (пальчиковые краски, массу для лепки, песок, липкие вещества)

8-10

Сам

Д1

12

Ползает на четвереньках, чтобы достать игрушку

8-10

Сам

Д1 Д4

13

Имеет любимые игрушки и часто выбирает их для игры

8-10

Сам

Д1

14

Играет с разными игрушками

8-10

Сам

Д1

15

Если взрослый предлагает, легко выбирает игрушку, с которой хочет поиграть

10-12

Сам

Д1

16

Подбирает небольшие предметы кончиками указательного и большого пальцев (пинцетный захват)

12-14

Сам

Д1 Д4

17

Кладет (кидает) игрушки в контейнер и достает их оттуда

12-14

Сам

Д1 Д4

18

Соединяет игрушки вместе и раздвигает их, например детали конструктора Дупло

12-14

Сам

Д1 Д4

19

Инициирует самостоятельную игру

12-14

Сам

Д1

20

«Рисует» красками, маркерами, мелками (оставляет следы на бумаге)

14-16

Сам

Д1 Д4

21

Называет предметы во время игры

18-20

Вов

Д3 Д8

22

Конструирует во время игры (строит башенку или дорожку)

20-22

Сам

Д1 Д4

23

Знает, где хранятся игрушки и предметы (идет к шкафу, чтобы найти игрушку, кладет вещи на место)

24-26

Сам

Д1 Д6 Д8

24

Держит карандаш большим и указательным пальцем (не в кулаке)

24-26

Сам

Д4

25

Играет с большинством игрушек подходящим способом

24-26

Сам

Д1 Д8

26

Притворяется кем-то или чем-то

24-26

Сам

Д1

27

Представляет предметы чем-либо другим

24-26

Сам

Д1

28

Инициирует сложную (не повторяющуюся) игру, например в доктора

24

Сам

Д1

29

Играет с куклами (качает, кормит, лечит)

24

Сам

Д1

30

Использует знание основных цветов в игре (подбирает по цвету чашки и блюдца, кубики, лего)

28-30

Сам

Д1 Д8

31

Не сдается, если встречается с трудностями

28-30

Сам

Д2

32

Самостоятельно следит за безопасностью во время игры (не играет у горячей плиты)

28-30

Сам

Д7

33

Сотрудничает с взрослым во время игры (выполняет указания)

36

Соц

Д2

34

Знает место, где можно играть, и его границы

36

Сам

Д2

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

КУПАНИЕ / УМЫВАНИЕ

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Не плачет во время купания

1-3

Соц

Д2

2

Улыбается, отражению в зеркале

5-6

Соц

Д7

3

Смотрит в глаза, или иным способом взаимодействует со взрослым во время купания

6-7

Соц

Д7

4

Идет купаться/выходит из ванны без расстройства

6-7

Соц

Д2

5

Сидит во время купания в специальном стуле

7-8

Сам

Д4

6

Брызгается в воде

7-8

Сам

Д1 Д4

7

Держит мочалку

8-9

Сам

Д1 Д4

8

Играет с игрушками для купания

8-9

Сам

Д1

9

Достает игрушки, которые упали в воду

9-10

Сам

Д1 Д4

10

Демонстрирует понимание слов, связанных с купанием

9-10

Соц

Д3

11

Шалит и играет в ванной

10-12

Сам

Д1

12

Позволяет взрослому чистить ему зубы, не протестуя

12-14

Соц

Д2 Д5

13

Сотрудничает со взрослым во время подстригания ногтей

12-14

Вов

Д5

14

Протягивает ручки и ножки, чтобы помыть, или наклоняет голову, чтобы помыть волосы

18-20

Вов

Д5

15

Дает знать о том, что хочет делать во время купания

18-20

Соц

Д3

16

Пользуется словами или жестами во время купания

18-20

Соц

Д3

17

Дает знать словами или жестами, если температура воды некомфортная

20-22

Соц

Д3

18

Убирает игрушки для купания по просьбе

20-22

Сам

Д2 Д6

19

Самостоятельно моет части тела

24-30

Сам

Д5 Д8

20

Сотрудничает со взрослым, когда причесывается

24-30

Вов

Д2 Д7

21

Выбирает игрушки для купания

24-30

Сам

Д1

22

Позволяет собрать волосы / причесать без плача

24-30

Вов

Д2 Д5

23

Умывает лицо самостоятельно

36

Сам

Д5 Д8

24

Позволяет мыть голову без плача

36

Вов

Д2 Д5

25

Выполняет требования взрослого во время купания

36

Соц

Д2

26

Самостоятельно чистит зубы (под контролем взрослого)

36

Сам

Д5 Д8

27

Может причесаться, не всегда качественно

36

Сам

Д5 Д8

28

Вытирает лицо и руки самостоятельно

36

Сам

Д5 Д8

29

Может выбрать зубную пасту, заколки для волос и т.п.

36

Сам

Д1

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

ДОСУГ / КНИГИ / ТВ

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Переходит от одного вида досуга к другому без расстройства

1-3

Соц

Д2

2

Наблюдает за взрослым человеком (для детей с нарушением зрения пропустить)

2-3

Сам

Д1

3

Играет, лежа на животе и пользуется руками во время игры

4-6

Сам

Д1 Д4

4

Получает удовольствие от игры с взрослым лицом к лицу (типа ку-ку или забодаю): слушает, смотрит, улыбается, трогает лицо и т.д.

5-6

Соц

Д7

5

Сидит и самостоятельно играет с игрушками короткое время (3-5 минут)

7-8

Сам

Д1 Д4 Д8

6

Может поиграть самостоятельно не менее 10 минут

8-10

Сам

Д1 Д8

7

Некоторое время 3-5 минут слушает чтение книги вместе со взрослым (находится рядом)

12-14

Вов

Д8

8

Исследует ящики и шкафы

12-14

Сам

Д1

9

Нравится рассматривать книги, указывает на картинки в книге

14-16

Вов

Д1 Д8

10

Есть любимая книга

16-18

Соц

Д1

11

Есть любимая ТВ программа

20-24

Соц

Д1

12

Дает знать, что хочет посмотреть ТВ

20-24

Соц

Д3

13

Играет самостоятельно с игрушками не менее 15 минут

24-26

Д8 Д9

14

Спокойно сидит во время просмотра ТВ, короткое время до 10 минут

28-30

Соц

Д2

15

Делает вид, что читает книгу

30-32

Соц

Д1 Д8

16

Может сказать, какую передачу хочет посмотреть

36

Соц

Д3

17

Выполняет требования взрослого во время чтения книг или просмотра ТВ (например, покажи, скажи, повтори)

36

Соц

Д2 Д8

18

Спокойно смотрит телевизор самостоятельно

36

Сам

Д1

19

Нравится, когда взрослый читает ему книгу, спокойно слушает (8-10 минут)

36

Сам

Д3

20

Спокойно играет, когда взрослые смотрят ТВ

36

Сам

Д2

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

ПРОГУЛКА

Возрастной диапазон

Еще не делает

Редко

Часто

Уже не делает

Функциональная цель/

область

Домен по МКФ

1

Понимает, что собирается на прогулку, сотрудничает во время одевания

12-14

Соц

Д2 Д5

2

Ходит на прогулке

14-16

Сам

Д4

3

Бегает на прогулке

18-20

Сам

Д4

4

Катается на игрушках без педалей (беговел)

18-20

Сам

Д4

6

Катается на горке (поднимается и спускается с маленькой горки)

24-26

Сам

Д4

7

Играет в песочнице короткое время (10-15 минут)

24-26

Сам

Д1

8

Играет в различные игры на улице, например в мяч, с машиной

24-26

Сам

Д1 Д8

10

С интересом и подходящим образом играет на детской площадке (20-30 минут): качается на качелях, катается с горки, забирается на лазалки

28-30

Сам

Д1 Д8

17

Катается на трехколесном велосипеде

32-34

Сам

Д4 Д8

18

Ползает по шведской стенке, висит на руках

34-36

Сам

Д4 Д8

21

Не убегает с детской площадки

36

Соц

Д2 Д7

22

Следует инструкции, которая дается на расстоянии

36

Соц

Д2 Д8

23

Катается с большой горки

36

Сам

Д4

24

Качается на разных качелях-каруселях

36

Сам

Д4

25

Проявляет интерес к другим детям, играющим рядом

36

Соц

Д7

26

Играет с другими детьми на площадке

36

Соц

Д9

Удовлетворены ли Вы тем, как протекает рутина?

Выберите подходящий балл, где 0 – совсем не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворен

Хотите ли Вы изменить рутину в лучшую сторону?

0            1             2             3             4              5

да                  нет

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

1

2

3

4

Рутины, в которых имеются несформированные / частично сформированные навыки

Рутины, которые родители считают трудными и хотят для них изменений

Области развития (домены), в которых находятся несформированные / частично сформированные навыки

Ресурсные рутины

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. «Трудные» ежедневные жизненные ситуации –

  1. «Ресурсные» ежедневные жизненные ситуации –

  1. Родители хотят изменить в лучшую сторону следующие ЕЖС –

  1. Потребность в углубленной оценке следующих областей (доменов) функционирования –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной, и, следовательно, психической зрелости; это период становления ребёнка полноценным членом человеческого общества....

Семинар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»

Тематические занятия в клубеСеминар-практикум «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или Как устанавливать запреты»(для родителей детей раннего возраста)...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».

Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются  в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками....

Семинар-практикум для родителей: «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или как устанавливать запреты»

Цели: познакомить родителей с особенностями «кризиса 3 лет»;со способами оценки деятельности и поведения ребенка; подвести  родителей к выводу о целесообразности устанавливаемых ...

Как оградить ребенка от опасных жизненных ситуаций

В наше активное и не всегда безопасное время необходимо правильно объяснять детям правила безопасного поведения  в быту, в общественных местах . Для этого существует несколько алгоритмов для роди...

Тест по оценке поведения ребенка в период "кризиса 3-х лет"

Тест по оценке поведения ребенка в период «кризиса трех лет».В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независ...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания».

Мастер-класс для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей  с расстройствами аутистического спектра...