Создание условий для адаптации и ранней социализации дошкольников младшего возраста в условиях дошкольного учреждения
статья
Опыт работы дошкольного образовательного учреждения по созданию условий для адаптации и ранней социализации дошкольников младшего возраста в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_forum.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для адаптации и ранней социализации дошкольников младшего возраста в условиях дошкольного учреждения
1 слайд Адаптация к условиям дошкольного учреждение – испытание даже для активного, коммуникабельного ребенка. Поэтому, каждое дошкольное учреждение старается создать максимально комфортные условия для своих воспитанников в период адаптации.
Воспитанниками нашего дошкольного образовательного учреждения становятся дети с 2 лет. В этот период приоритетной задачей является: создание условий для адаптации и ранней социализации детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
2 слайд Для того, чтобы адаптация малышей прошла максимально комфортно, в МАДОУ № 15 разработаны и реализуются: дополнительная программа социально - педагогической направленности «Группа адаптации «Малышок» для детей до 2-х лет; программа дополнительного образования «Понарошкин мир» для дошкольников раннего возраста; организована работа Службы ранней помощи для детей раннего возраста с ОВЗ в формате инклюзивной группы «АИСТ». Программы разработаны в соответствии с методическими рекомендациями. Реализуют данные программы педагоги, имеющие высшее дошкольное образование и курсы повышения по темам: «Организация и содержание ранней помощи детям с нарушениями развития и их семьям», «Особенности работы с детьми раннего возраста».
3 слайд Группа адаптации «Малышок» (15 детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет) организована для детей раннего возраста, не посещающих детский сад. Группа организована с целью создания условий для всестороннего развития детей раннего возраста, их социализации и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения. Группа адаптации «Малышок» предполагает частичное включение детей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ 2-3 раза в неделю на 3 часа.
Для включения в группу мама и ребенок заводят медицинскую карту и проходят полное медицинское обследование. С родителем ребенка заключается договор на оказание услуги и издается приказ о зачислении ребенка в группу адаптации «Малышок».
Для каждого ребенка назначается педагог-куратор, определяется индивидуальный режим включения в детский коллектив, разрабатывается план сопровождения. В нем педагоги планируют деятельность с ребенком, фиксируют особенности его поведенческих реакций и планируют направления работы с родителями малыша для развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям.
4 слайд Пребывание ребенка в детском коллективе позволяет малышу не только социализироваться, общаясь с другими детьми в игровой деятельности, но и включиться в непосредственную образовательную деятельность, став полноценным участником воспитательно-образовательного процесса. Воспитанники группы адаптации становятся активными участниками детских праздников, развлечений. Один раз в неделю дети посещают студию «Игры с кинетическим песком», занятия в которой специально организует педагог-психолог.
5 слайд При обсуждении условий пребывания ребенка в группе учитываются индивидуальные особенности ребенка. Это может быть частичная интеграция ребенка в сопровождении мамы, которая находится с ним в детском коллективе. После начальной адаптации, ребенок продолжает посещение группы без мамы. Период совместного пребывания составляет 1-2 недели.
У родителей детей группы адаптации есть возможность обсудить с воспитателями особенности пребывания ребенка в коллективе (общение со сверстниками, предпочтения и особенности игры), получить консультацию всех специалистов ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, в том числе фельдшера, медицинской сестры).
Таким образом, происходит постепенное вхождение ребенка в образовательное пространство и приобщение его к детскому коллективу. Реализация программы дополнительного образования «Группа адаптации «Малышок» обеспечивает успешную социализацию ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
6 слайд В дошкольном учреждении созданы условия для сопровождения специалистами семей, имеющих детей раннего возраста с ОВЗ, не являющихся воспитанниками МАДОУ № 15. В 2018 – 2019 году помощь получила семья ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, который в соответствии с коллегиальным заключением территориальной ПМПК посещал ДОУ в режиме частичного включения в образовательный процесс в сопровождении родителя. Для ребенка разработан индивидуальный план сопровождения с учетом особенностей его психофизического развития. Ребенок на протяжении учебного года посетил занятия воспитателей и специалистов детского сада (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), а также имел возможность общаться со сверстниками нормативного развития в игровой деятельности. На протяжении пребывания ребенка в детском саду тьюторское сопровождение ему оказывала мама. Помимо этого, семья получила консультативную помощь специалистов дошкольного учреждения по демонстрации приемов работы с ребенком в домашних условиях, с учетом его индивидуальных психофизических особенностей. С сентября 2019 года, пройдя успешную адаптацию, ребенок стал воспитанником МАДОУ № 15, посещает 2-ю младшую группу в режиме полного включения в образовательный процесс.
Слайд В 2019 – 2020 году МАДОУ № 15 – участник муниципального проекта «Создание системы комплексной помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами»
В этом учебном году в инклюзивной группе АИСТ получают комплексное сопровождение ребенок с нарушением ОДА и ребенок с РАС.
7 слайд В МАДОУ № 15 функционирует студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» для детей младшего дошкольного возраста. Программа дополнительного образования разработана и реализуется педагогом-психологом, который осуществляет профессиональный подход к организации детской деятельности с пластичным материалом.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, в соответствии с социальными условиями жизни, способностями, с учетом особенностей темперамента детей.
Цель программы: создание условий для развития представлений об окружающем мире у дошкольников младшего возраста при интегративном взаимодействии восприятия произведений художественной литературы и игр с кинетическим песком.
Задачи программы представлены на слайде:
Образовательные:
- способствовать формированию первичных представлений о многообразии предметного окружения;
- формировать первичные представления детей о себе и ближайшем социальном окружении;
- содействовать формированию первичных представлений о природном многообразии;
- упражнять в элементарной характеристике образов литературных персонажей;
- расширять представления детей о свойствах кинетического песка, вспомогательных материалов, оборудования;
- совершенствовать операционально-технические возможности руки в процессе выполнения игровых заданий с песком, неоформленным материалом.
Развивающие:
- содействовать развитию у детей способности к эмоционально-заинтересованному восприятию художественного слова и осмыслению содержания;
- развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в социальном и природном мире;
- способствовать развитию изобразительных возможностей детей в процессе работы с разнообразными материалами;
- оказывать позитивное влияние на развитие коммуникативной сферы ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым.
Воспитывающие:
- воспитывать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к индивидуальным поделкам из песка и совместным продуктам деятельности;
- способствовать формированию социально-значимых личностных качеств: самостоятельность, целенаправленность действий, уважительное отношение к окружающим, умение вступать в коммуникативное взаимодействие;
- формировать адекватное межличностное поведение в группе сверстников.
Отличительной особенностью программы «Понарошкин мир» для младших дошкольников является интегрированный характер содержания детских видов деятельности. В процессе творческих занятия по программе педагог сочетает восприятие художественно-литературных произведений с релаксационными играми и созданием пластических образов по мотивам произведения из кинетического песка. В программе использованы классические литературные произведения для детей авторов России и других стран, фольклор народов мира. В процессе проведения организованной деятельности с воспитанниками, педагог обеспечивает положительный психоэмоциональный фон посредством общения с художественным словом, способствует гармонизации детско-взрослых отношений через игру и направляет воспитанников на создание поделок с использованием кинетического песка. Данная программа является вариативной. При необходимости допускается корректировка способов организации восприятия литературного материала, содержания деятельности.
8 слайд
Занятие с кинетическим песком имеют определенную структуру, тематически направлено и организуются 1 раз в неделю. Каждое занятие начинается с сюрпризного момента, игры или восприятия художественного произведения. Это способствует эмоциональному настрою, направляет активность в познавательное русло и способствует возникновению интереса к практической деятельности. На следующем этапе занятия мы приступаем к работе с песком. Работа с пластичным, податливым материалом снимает напряженность у малышей, вызывает желание экспериментировать с ним, сооружать разнообразные тематические композиции. Чтобы поддержать детский интерес, на каждом занятии использую разнообразный формовочный, декоративный и неоформленный материал. В процессе деятельности создаю условия для детского общения и взаимодействия. Малыши могут выполнять работу индивидуально, в парах или в малых группах. Формирование умения работать СООБЩА, взаимодействовать, делиться, демонстрировать постройку педагогу и сверстникам – очень важно при формировании и развитии коммуникативных навыком младших дошкольников. Увлекательная игровая деятельность, совместное творчество способствуют формированию коммуникативных способностей и приобретению опыта социального взаимодействия.
Таким образом, в процессе комплексного сочетания таких видов детской деятельности как восприятие художественной литературы и игра с кинетическим песком, у детей младшего дошкольного возраста в «интересно оправленной форме» пополняются и расширяются имеющиеся представления о мире, о взаимоотношениях людей в социокультурном пространстве.
Результат
- Группа адаптации «Малышок»
Благодаря постепенному вхождению ребенка в образовательное пространство происходит его успешная социализация и адаптация к условиям детского сада.
- Инклюзивная группа АИСТ
Благодаря интеграции в образовательный процесс, ребенок с ОВЗ социализируется и адаптируется к условиям детского сада, что способствует плавному переходу от частичного к полному включению ребенка в воспитательно-образовательный процесс.
В 2018 – 2019 году помощь получила семья Матвея М., который с 1 сентября 2019 года – воспитанник МАДОУ № 15 в режиме полного включения в воспитательно-образовательный процесс.
- Игры с кинетическим песком
У детей младшего дошкольного возраста в игровой форме пополняются и расширяются представления о мире, о взаимоотношениях людей в социокультурном пространстве, обогащается словарь, развиваются речь, коммуникативные навыки, воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Игры с детьми раннего возраста как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и привыкание к её условиям. Сделать этот период менее безболезненным для малышей помогут специально разраб...
«Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»
Проблема детского сада – адаптация ребёнка к дошкольному учреждению – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность ...
«Игры с детьми раннего возраста, как условие успешной адаптации к дошкольному учреждению»
Проблема детского сада – адаптация ребёнка к дошкольному учреждению – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность ...
Тема: «Создание благополучных условий для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми...
Проект «Счастливый малыш» для успешной адаптации и ранней социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Материал о том, как легко и радостно прожить адаптацию новых воспитанников к ДОУ, о том, как с помощью проектной деятельности можно усовершенствовать условия в детском саду для успешной адаптации дете...