Методика «Маски» (Т.Д. Марцинковская)
тест по психологии (старшая группа)
Диагностический комплекс для исследования общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе и уровня развития речевой коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_maski_t.d._martsinkovskaya.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Маски» (Т.Д. Марцинковская)
Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе.
Возраст: 5 – 7 лет.
Форма проведения: индивидуальная
Стимулъный материал. Предлагается на одной карточке пять масок, на которых с помощью простых знаков (черточки, полуовал, круг) изображены различные эмоции: радость, печаль, страх, гнев и удивление, которые легко распознаются ребенком.
Проведение теста и инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть все маски на карточке и назвать каждую из них. «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (своего класса)?» После того, как он выбрал одну из них, и прошла небольшая беседа с ребенком при ответе на первый вопрос, ему задаются последующие вопросы, и обсуждается каждый ответ ребенка: «Какую маску ты выберешь для себя, когда идешь в детский сад (в школу)? Какую маску ты выберешь для ребят, когда они смотрят на тебя?».
Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением при ответе на первый вопрос, подсчитывают, сколько раз были выбраны маски и какие. Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в классе или группе, а потому не испытывающих тревоги от того, что здесь с ними мало общаются.
Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом, выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отгороженность от группы.
Подсчитывают также и количество выборов «доминирование и подчинение» — как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Особенно это важно для детей, неудовлетворенных своим статусным местом. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом.
Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей им важно показывать навыки организации деятельности сверстников, их игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться самостоятельно.
Протокол исследования социальных связей детей группы и их эмоционального характера
(Методика «Маски»)
Код ребенка _____________ Дата проведения _____________
Цель: Исследование общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе.
№ | Вопрос | Выбранная эмоция | ||||
Радость | Печаль | Страх | Гнев | Удивление | ||
1 | Какое лицо у тебя бывает, когда ты смотришь на ребят твоей группы? | |||||
2 | Какую маску ты выберешь для себя, когда идешь в детский сад? | |||||
3 | Какую маску ты выберешь для ребят, когда они смотрят на тебя? | |||||
4 | Какую маску ты выберешь, когда встречаешь _______________? |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагнос...
Презентация "Психодиагностика детского развития" по работам Марцинковской Т.Д.
У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Для изучения этой части детского...
Мастер-класс для родителей подготовительной группы "Маска, маска, я тебя знаю"
Повышение родительской компетентности в применении театральных масок для развития фантазии и творческих способностей детей....
Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)
Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)...
Метод социометрии «Два домика» (Т. Д. Марцинковская)
Определение межличностных отношений в группе, круга значимых общений ребёнкаМетодика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимо...
Социометрические методики «Два домика» Т.Д. Марцинковская, «Капитан корабля» А.А. Романов
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношенийв группе, выявление симпатий к членам....
Мастер – класс для родителей. «Маска, маска, я тебя знаю» (венецианские маски).
Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точ...