Развитие Я-ребенка, как основа его психического здоровья
консультация по психологии

"Я"-психического развития ребенка состоит из ВПФ и личностных показателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razitie_ya_rebenka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие «Я» ребенка, как основа его психического здоровья.

       «Я» психического развития ребенка состоит из ВПФ (память, внимание, воображение, мышление) и личностных показателей. Уровень развития должен соответствовать норме. Я вам расскажу о том, что д.б. наиболее ярко выражено у наших детей – это развитие коммуникативности.

     Одной из важнейших проблем современности является проблема общения. Потребность в общении – главное условие и основной способ жизни человека. Без межличностного общения невозможно формирование полноценной личности. В последние годы у детей все чаще возникают отклонения в прохождении процесса общения. Общение имеет большое значение для формирования детской психики, ее развития, становления личности ребенка. Оно определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Л.С. Выгодский отмечал, что сложные формы психической жизни ребенка формируются в процессе общения.  Развитие, усложнение и обогащение форм общения помогают усвоению ребенком от окружающих различного рода знаний и умений. Надо отметить, что единого понятия «общение» нет, что усложняет рассмотрение проблемы общения. Разные педагоги и психологи определяют его по разному, т.к. общение составляет контекст всей нашей жизни, оно проникает во все ее сферы.

       Способности общаться ребенок учится в коммуникативной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Способность к общению включает в себя:

  • Желание вступать в контакт с окружающими
  • Умение организовать общение (умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации)
  • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
  • Знания о средствах с помощью которых происходит общение.

Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь и невербальные средства общения (внешний вид, прикосновения, жесты, мимика, пантомимика, интонация, система контакта глазами и т.д.) Необходимо отметить, что невербальная коммуникация, «работая» преимущественно на подсознательном уровне психики играет огромную роль в человеческом взаимодействии, являясь одним из основных средств передачи обратной связи партнеру по общению. Чтобы получить наиболее точную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на невербальные составляющие его поведения в процессе взаимодействия. Ребенок, не умеющий общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, снижается самооценка, возрастает робость, неуверенность в себе, замкнутость. При нормальном развитии, у детей к 5-6 годам формируется внеситуативно-личностное общение, появляется адекватная самооценка. От самооценки зависит умение общаться.

     В настоящее время появляется все больше детей, имеющих трудности в протекании процесса общения. Отечественный психиатр, еще в середине 20 века, разделял детей, имеющих трудности в общении на нормальных и ненормальных, исключительных. Он отмечал, что «психические черты» (отклонения) у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает соответствующее усилие. Психопаты и нервные дети не могут этого сделать без длительной, целенаправленной, систематической медико-педагогической коррекции, т.к. они не в состоянии достаточно проявить активно-волевого усилия и чувств. У них слабая, заторможенная восприимчивость к воспитанию. Поэтому,  я хотела бы рассказать о некоторых отклонениях в прохождении процесса общения у детей, не имеющих ярко выраженных психопатий и неврозов и поддающихся коррекционному психолого-педагогическому воздействию.

Агрессивный ребенок.  Первые признаки агрессивности наблюдаются после  двух с половиной лет. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов  психологической защиты. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, которые имеют прямую или косвенную формы. Поведение агрессивного ребенка часто носит провокационный характер.  Выделяют две причины, наиболее частые, агрессии у детей:

  • Это боязнь быть травмированным, обиженным. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.
  • Пережитая обида или душевная травма, или само нападение.

Надо отметить, что у невротиков агрессия – знак отверженности, отчаяния, забитости. Как только повышается самооценка, агрессия у них уходит.

Агрессия у детей психопатического склада происходит от излишней расторможенности. Она ситуационна, непродолжительна, она следствие эмоционального дисбаланса, нестабильности. Их хаотическая, кипучая энергия как бы затуманивает интеллект. Шизофреническая агрессия концептуальна. Такие дети регидны, непластичны.

Застенчивый ребенок  .  Он не склонен к яркому проявлению эмоций. Основные трудности в общении лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Ребенок сосредоточен не на том, что он делает, а на том, как его оценят взрослые. По существу, застенчивость – это сочетание крайнего эгоцентризма с заниженной самооценкой. Невротическое отклонение – избирательный мутизм. Означает, что ребенок молчит не со всеми, но вступает в словесный контакт с очень ограниченным кругом людей.

Замкнутый ребенок. Не хочет и не знает как общаться. Замкнутость проявляется достаточно рано. Характеризуется отсутствием импульса общительности. Неохотно общаются с другими, предпочитая играть сами с собой или оставаться вдалеке от товарищей, погруженные в свои мечты, фантазии.

Гиперактивный ребенок. Основные признаки – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Действует, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет. Не помнит обиды, не держит зла. Часто эгоистичны, демонстративны, требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности.

Лидеры.  У настоящих лидеров не нарушена функция общения. Он умеет ладить с другими людьми.

Псевдолидер. «Якалка». Конфликтен, обидчив, плохо идет на компромисс, часто бывают ябедами или занудами. Ранимы, любая неудача воспринимается, как катастрофа. Не умеют быстро ориентироваться в новой обстановке. Трусливы, но часто трусость сочетается с гипертрофированным самолюбием. Не обладают даром общения.

Таким образом, наиболее типичными для детей дошкольного возраста являются следующие отклонения от нормы в процессе общения: агрессия, застенчивость, замкнутость, псевдолидерство.

Это мы говорили о вербальном общении. Однако психологи установили , что с помощью речи мы передаем и получаем 20-40% информации, а остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств. Вербальный канал используется для передачи информации, в то время, как невербальный применяется для обсуждения межличностных отношений, передачи эмоций.  Невербальное общение осуществляется по нескольким каналам, таким как: интонация, жест, мимика, взгляд, прикосновение, дистанция между общающимися. Мимика выражает эмоциональное состояние людей в процессе общения. Жест может сказать о внутреннем мире человека, его душевном состоянии, желаниях, отношении к данному событию. Визуальное взаимодействие – около 80% чувственных впечатлений человек получает через глаза, обеспечивается обратная связь с партнером. Интонация – дети обладают исключительным «эмоциональным слухом» и, поэтому, по интонации могут расшифровать не только содержание сказанного, но отношение к нему со стороны других людей. Дистанция общения – ученые утверждают, что дистанция между говорящими зависит от отношения между ними. Обучение невербальным средствам общения необходимо для повышения уровня прохождения процесса общения у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь к ребенку как основа его социального и психического развития

Любовь к ребенку как основа его социального и психологического развития....

Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.

В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....

Театрализованные игры по развитию коммуникативных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического здоровья.(в основе «Психогимнастика М.И. Чистяковой"

Формирование у детей различных психических процессов (внимание, память, выразительная моторика.); обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния....

Консультация для воспитателей. Изучение наследия Ушинского - основа воспитания психически здорового члена общества.

Психологическое здоровье детей неразрывно связано с познанием окружающего мира. Необходимо поощрять детей в стремлении действовать самостоятельно. Умение руководить и направлять активное исследование ...

доклад Развитие у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым.

Начиная уже с раннего детства, в результате целенаправленного педагогического воздействия у ребенка формируется физическое, психическое, социальное здоровье и другие качества, необходимые для всесторо...

Методическая разработка педагогического совета "Психологическая комфортность воспитательно-образовательной среды в ДОУ как основа физического и психического здоровья детей"

Методическая разработка педагогического совета "Психологическая комфортность воспитательно-образовательной среды в ДОУ как основа физического и психического здоровья детей". Цель: Анализ пси...

«Физическое и психическое здоровье – основа успешного обучения в школе детей с ограниченными возможностями здоровья»

   Готовить ребенка  с ОВЗ к школе – это значит не только обеспечить  количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И ...