Семинар-практикум для воспитателей с элементами аромо-арт терапии
учебно-методический материал по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-trening_dlya_vospitateley.docx | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
для воспитателей с элементами аромо-арт терапии
Семинар-практикум для воспитателей «Повышение эффективности системы взаимодействия среди воспитателей и командное взаимодействие во всех его проявлениях»
Цель: сплочение коллектива, принятие особенностей друг друга, получение навыков совместной работы и обучение приемам результативного взаимодействия.
Задачи тренинга:
- Создать положительную атмосферу в течение семинара-практикума (объединение, атмосфера доверия; поощрение участников к совместной длительной работе, поддержка каждого из участников);
- Сформировать модель эффективной команды (направить группу на достижение общей цели и реализации задач; отработать правила совместной коллективной работы с учетом интересов каждого участника; развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях; повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей).
- Игровая коррекция поведения (снижение чрезмерного эмоционального напряжения; устранение барьеров, мешающих продуктивным конструктивным действиям; регуляция социальных отношений).
Оборудование: ватман, листы А4, кофе, баночки, фоновая музыка
В тренинговом занятии используются такие приемы как:
- Моделирование ситуаций;
- Игровые моменты и их анализ;
- Активная обратная связь;
- Обсуждение значимости темы;
- Прослеживание участниками стратегий личного поведения.
Актуальность:
В современных условиях главным критерием эффективной работы образовательного учреждения является команда специалистов. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов. Поэтому, одним из наиболее востребованных личных качеств воспитателя дошкольного образовательного учреждения, наряду с профессионализмом, надежностью, чуткостью, готовностью прийти на помощь, является способность действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.
Говоря об эффективности работы команды, по мнению Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина, можно выделить такие её признаки:
* неформальная и открытая атмосфера;
* понимание и принятие задач;
* желание прислушиваться друг к другу;
* участвуют все члены группы в обсуждении принципиальных вопросов;
* поощрение, как высказывание идей, так и выражение чувств в ходе обсуждения;
* центрация разногласий между членами группы вокруг идей и методов, а не вокруг личностей;
* осознание действий и решений, принятых на согласии, а не на голосовании большинства
Структура семинара-практикума:
- Вступление – 1 мин.
- Вводная часть /Орг. моменты– 3 мин.
- Презентация по теме - 5 мин.
- Психологическая игра «Таверна Удачи» – 41 мин.
- Рефлексия – 8 мин.
- Орг. конец – 2 мин.
Вступление
Здравствуйте коллеги. Рассаживайтесь пожалуйста. Сегодня мы предлагаем вам
принять участие в семинаре-практикуме посвященному эффективному командообразованию. Это будет наше первое занятие по данной теме.
Просьба отключить мобильный телефон. Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок –вы тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.
Вводная часть:
Невозможно сделать всю работу одному и время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека.
В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха!
Без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Приведу распространенные примеры-сравнение:
В одном климате растение может расти, цвести и пахнуть в другом – засохнуть.
Так и в трудовом микроклимате: при одних условиях люди чувствуют себя легко и комфортно, стремятся к общению, при других ощущают беспокойство, неудовлетворенность, хотят проводить на своем рабочем месте меньше времени.
А построение отношений в трудовом коллективе можно сравнить со строительством дома.
Из каких материалов он будет построен, таким он и будет.
От того, как он построен, зависит, будет ли это избушка на курьих ножках или роскошный дворец.
То же происходит и с отношениями.
Команда – это здание.
Его фундамент, строительные материалы – это качества характеров коллектива, настроение, готовность прийти на помощь, поддержка и теплота или обратные им – замкнутость, недоверие и т. д.
И прежде чем мы переедем к актуальности данной темы.
Хочу рассказать о структуре нашего мероприятия:
1.Теоретическая часть. В ней сегодня лишь подчеркну актуальность, поскольку для воспитателя, педагога очень важной понимать и осознавать, что «один в поле не воин», и как любят говорить тренеры по командообразованию «1+1=5». Это формула означает что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем по одиночке. Смысл командообразования заключается в том, чтобы сделать из простой суммы элементов упорядоченную систему.
2. Практическая часть-психологическая игра «Таверна удачи».
В ходе нашего семинара необходимо соблюдать и выполнять следующие правила:
1.Правило активности. Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий.
2.«Здесь и сейчас». Во время работы обсуждаем только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени.
3.«Правило круга». Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы.
4.Правило «Одного микрофона». Перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
5.«Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…».
6. Принцип доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.
В современных условиях главным критерием эффективной работы образовательного учреждения является команда специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс. От квалификации воспитателя, педагога, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития всего образовательного учреждения.
Образовательные учреждения, стремящиеся получить конкурентное преимущество за счет качества своей работы, инноваций, в первую очередь должны думать о развитии коллектива, команды. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов. Поэтому, одним из наиболее востребованных личных качеств воспитателя, педагога дошкольного образовательного учреждения, наряду с профессионализмом, надежностью, чуткостью, готовностью прийти на помощь, является способность действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.
Команда – это коллектив единомышленников, механизм запускающий и осуществляющий эффективную деятельность всего учреждения. Насколько каждый воспитатель, педагог ощущает себя его частью, насколько чувствует свою значимость и востребованность – настолько он и мотивирован на совместное сотрудничество, самореализацию и саморазвитие как профессионала.
Педагогический коллектив в идеале должен работать как единая команда, реализующая единство личностных и профессионально-педагогических ценностей, и, в то же время, он может быть представлен различными более мелкими по численности командами, решающими конкретные педагогические задачи.
Признаки эффективной командыная и открытая атмосфера;
-понимание и принятие задач;
-желание прислушиваться друг к другу;
-участие всех членов группы в обсуждении принципиальных вопросов;
-поощрение, как высказывание идей, так и выражение чувств в ходе обсуждения;
-центрация разногласий между членами группы вокруг идей и методов, а не вокруг личностей;
-осознание действий и решений, принятых на согласии, а не на голосовании большинства.
Таким образом, командный метод работы постепенно, но уверенно входит в систему управления образованием. Дружный коллектив помогает друг другу реализоваться, как в профессии так и как члену социума, ведь одной из насущных потребностей человека является его желание принадлежать к какой-либо общности людей, группе. Работая одной командой можно выполнить те задачи, которые слишком сложны или трудоемки для одного человека. Эффективная работа в команде позволяет получить желаемые результаты гораздо быстрее, чем при одиночной работе. К лучшим результатам мы приходим, благодаря использованию коллективного знания, навыкам, опыту, креативности и инсайту каждого члена команды для достижения поставленной цели. Командообразование позволяет сэкономить время, сократить количество ошибочных решений и непродуктивное время.
Ход тренинга:
Участники сидят в кругу.
Ведущий: «Одно из главных правил нашей встречи – это доброжелательное и уважительное отношение друг к другу. Полностью запрещены негативные высказывания».
1. Упражнение «Мое имя».
Цель: сплочение группы, развитие эмпатии.
Участники передают друг другу мягкий мяч. Участник, у которого в руках оказывается мяч, называет свое имя и личностное качество на первую букву своего имени.
Ведущий: «Мы все такие разные, у каждого из нас своя судьба, свой путь, но по какой-то удивительной закономерности в данное время мы все оказались сотрудниками детского сада «Самоцветы».
Зачем судьба сводит людей?
Мудрецы говорят, что люди, оказавшиеся в одном месте в одно и то же время, могут быть полезны друг другу.
Мы предлагаем вам сегодня поиграть. Но сначала нужно настроить наш коллектив на совместную деятельность».
2. Упражнение «Пианино».
Цель: развитие невербальных навыков взаимодействия, создание чувства единения.
Ладони участников лежат на коленях соседей справа и слева. Ведущий задает ритм хлопков, которые поочередно передаются по кругу.
Ведущий: «Итак, мы начинаем нашу игру».
Игра «Таверна удачи».
На экране появляется изображение таверны.
Ведущий: «Давным-давно на перекрестке путей один добрый человек выстроил таверну и назвал ее «Находка». Мудрецы говорят, что путники, идя по дороге, именуемой Жизнь, всегда что-нибудь для себя находят. А в таверне путешественники всегда могли найти вкусную еду, кров и общество тех, кому будут интересны их истории...
Приглашаем вас, дорогие путники, посетить эту таверну».
Участники проходят за столы «таверны».
Сюжет первый. «Секрет таверны "Находка"»
Ведущий: «У хозяина таверны были свои причуды. Он не обслуживал единичные заказы. Его можно понять — в его маленькой кухне была только одна кастрюля и единственная сковорода.
Но, несмотря на причуду хозяина, таверна всегда была полна посетителей. В чем тут секрет? Как вы думаете?»
Ведущий провоцирует небольшое обсуждение, обмен мнениями.
После того как все участники игры выскажутся, ведущий продолжает.
Ведущий: «Оказывается, хозяин просил одиноких посетителей найти себе сотрапезника. Того, кто согласится съесть то же самое блюдо. Таверна славилась отменной кухней и поэтому желающему покушать приходилось искать себе компанию, знакомиться с другими посетителями таверны и искать среди них тех, у кого были бы такие же гастрономические пристрастия.
Итак, представьте, что вы все — одинокие путники, которые зашли в таверну "Находка".
Чтобы хозяин принял ваш заказ, вам необходимо найти сотрапезников. Для этого вам нужно объединиться в группы по 3- 4 человека».
Участники игры рассаживаются так, как будто сидят за столиком в таверне.
Ведущий: «Сейчас вам нужно будет определиться с заказом. Вы придумываете блюдо, которое хотите заказать, даете ему название. Для того чтобы приготовить ваше блюдо, в этой таверне достаточно нарисовать его готовым. И поскольку это необычное место, то рисовать будем кофе».
Приготовление кофейного сиропа.
Возьмите хороший растворимый кофе (достаточно 1 стика) и добавляйте по капельке теплую кипяченую воду. Перемешивайте не очень интенсивно, чтобы не образовывались пузырьки воздуха. Должен получиться густой, насыщенный и тягучий сироп. Именно такой насыщенный цвет необходим для прорисовывания контуров и деталей на переднем плане. Чтобы получить более светлые тона коричневого можно сделать несколько разведений сиропа в ячейках палитры или регулировать оттенки, смачивая кисть в воде.
Каждая группа участников рисует свое блюдо.
Сюжет второй. «Блюдо в дорогу»
Ведущий: «Отменные получились блюда. Они войдут в книгу рецептов таверны «Находка».
Рисунки размещают на доске меню таверны.
Ведущий: «Да, таверна эта полна причуд! Не в правилах хозяина таверны "Находка" отпускать посетителей с пустыми руками. После вкусного обеда хозяин таверны каждому дарит кусочек пиццы, который вы унесете с собой. Этот кусочек пиццы состоит из множества ингредиентов и будет приправлен душевной атмосферой таверны "Находка". А приготовим мы его вместе. У хозяина пицца готова. Вам лишь нужно будет написать на этом кусочке доброе душевное пожелание.
Хозяин таверны раздает участникам «кусочки пиццы» (нарисованные). Участники пишут пожелания на обороте.
Ведущий: «Спасибо! Теперь я абсолютно уверенна, что каждый «кусочек пиццы» приправлен душевной атмосферой таверны "Находка".
Ведущий собирает «кусочки пиццы» в коробку, перемешивает. Дает участникам возможность не гладя выбрать «кусочек пиццы» и зачитать написанное на нем пожелание.
Заключение
Если люди собираются в одном месте в одно время, у них есть возможность получить нечто большее, чем они имеют в данный момент. В нашей игре — это возможность найти в каждом человеке что-то объединяющее. Зачем это нужно? Может быть для того, чтобы найти будущих единомышленников. Или для того, чтобы просто провести приятно время. А может, чтобы обогатить свой опыт опытом и знаниями другого; для того, чтобы начать формировать в себе умение работать в команде...
Ведущий: «Итак, благопожелания в дорогу все получили. Наша игра закончена, а дорога Жизни продолжается и зовет в добрый путь!».
Ведущий: «Уважаемые коллеги, нам важно ваше мнение о прошедшей игре-тренинге. Мы просим вас заполнить анкеты».
Ведущий раздает всем участникам анкеты.
Уважаемые коллеги!
Ваше мнение о прошедшем тренинге «Таверна «Находка» очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, оцените тренинг, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5-бальной шкале,
где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной.
1. Общая оценка тренинга:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Насколько комфортно вы чувствовали себя на тренинге
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Новизна и актуальность полученной информации
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Насколько вам было интересно
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. В целом вы удовлетворены или не удовлетворены качеством проведенного тренинга:
Полностью удовлетворен(а) | |
Не удовлетворен(а) | |
Затрудняюсь ответить |
6. Ваши замечания, пожелания___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
_______________________________________________________________________________
Уважаемые коллеги!
Ваше мнение о прошедшем тренинге «Таверна «Находка» очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, оцените тренинг, отвечая на предложенные Вам вопросы, по 5-бальной шкале,
где 1 – соответствует минимальной оценке, а 5 – максимальной.
1. Общая оценка тренинга:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Насколько комфортно вы чувствовали себя на тренинге
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Новизна и актуальность полученной информации
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Насколько вам было интересно
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. В целом вы удовлетворены или не удовлетворены качеством проведенного тренинга:
Полностью удовлетворен(а) | |
Не удовлетворен(а) | |
Затрудняюсь ответить |
6. Ваши замечания, пожелания___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Семинар-практикум «Рисование пальчиками и ладошками – эффективные методики арт – терапии для детей».
Познакомить родителей с техникой психотерапии арт-терапией и особенностями использования ее в работе с детьми....
«Тестопластика» Семинар практикум для педагогов, как один из методов арт-терапии.
laquo;Тестопластика»Семинар практикум для педагогов, как один из методов арт-терапии....
«Тестопластика» Семинар практикум для педагогов, как один из методов арт-терапии.
Цель: научить использовать возможности соленого теста в совместном творчестве воспитателей, родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения солёного теста, технологическими возможностя...
Семинар-практикум для родителей на тему: "Использования Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей"
Семинар-практикум для родителей на тему: "Использования Су-Джок терапии для сохранения и укрепления здоровья детей"...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов в ДОУ”
При помощи специальных упражнений корректируется поведение ребенка - в какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним задания, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, до...