Конспект занятия « Коррекция детских страхов с использованием изотерапии».
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Клепикова Екатерина Дмитриевна

В материале даны рекомендации педагогам-психологам детского сада и школы, воспитателям, учителям начальных классов по организации и проведению психокоррекционной работы с детьми с невротическими страхами, дан практический материал: игры и упражнения для проведения занятий/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_izoterapii.docx13.12 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Клепикова Екатерина МРТЗ-21-1

Конспект занятия « Коррекция детских страхов  с использованием изотерапии».

Описание: В материале даны рекомендации педагогам-психологам детского сада и школы, воспитателям, учителям начальных классов по организации и проведению психокоррекционной работы с детьми с невротическими страхами, дан практический материал: игры и упражнения для проведения занятий, подробные комментарии к каждой части занятия.

В комментариях к каждой части содержатся пояснения и рекомендации к созданию соответствующей атмосферы на занятии, стимулирующей поддержке детей, к организации последующей психокоррекционной работы с детьми.

Ход занятия: Представленное занятие состоит из трех частей.

  1. Вводная часть предполагает создание безопасного комфортного пространства, развитие доверия, сплоченности и сотрудничества между детьми
  2. Основная часть включает ​ рисование страхов, по завершении которого проводится комплекс релаксационных упражнений.
  3. Заключительная часть – рефлексия. Подведение итогов занятия проходит в форме упражнения «Связующая нить».

Цель и задачи:

Цель занятия: коррекция детских страхов.

Основные задачи:

  1. помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию
  2. снизить ситуативную тревожность на занятии
  3. способствовать повышению самооценки детей
  4. обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Организация занятия

Занятие проводится с группой, состоящей из 3-4 детей 6-7-летнего возраста. Продолжительность занятия – от 25 до 30 минут.

Материал:

Клубок ниток; листы бумаги формата А4; простые карандаши ТМ; ластики; настольная игра «Поиграем в сказку» (картинки формата А4, состоящие из 6-9 частей).

Предварительная работа

Диагностика страхов. Беседа о способах избавления от имеющихся страхов (рисование, игра). Игры для развития доверия и сплоченности между детьми для усиления группового эффекта. Рисование на свободные и предложенные психологом темы («Свободный рисунок», «Я в детском саду», «Семья животных», «Автопортрет», «Я и мои друзья»).

Разогрев

Игра «Поменяйтесь местами те…»

Цель: способствовать развитию доверия и сплоченности между детьми в группе, развитию взаимопонимания; создать безопасное, комфортное пространство для последующей работы.

Психолог. Мы все с вами очень разные, и в то же время, все чем-то похожи друг на друга. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам ближе узнать друг друга. Поменяйтесь местами те, кто:

сегодня завтракал

кто любит мороженое

кому не нравится болеть

кто с нетерпением ждет Нового года и подарков

кто любит, когда ему читают книжки

кто любит играть и рисовать

кому не нравится драться

кто летом любит плавать, загорать и кататься на велосипеде.

Дети, понравилась вам игра? (Ответы детей). Мы лучше узнали друг друга, и, оказывается, у нас с вами действительно много общего.

Игра «Поиграем в сказку»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в группе.

Психолог. Дети, я предлагаю вам интересную игру. Перед вами на столе лежат части одной картинки. Всем вместе вам нужно сложить из частей картинку и узнать героев сказок. Обязательное условие игры – участвовать каждому и помогать по необходимости друг другу. (Дети выполняют задание. Предлагается сложить 2-3 картинки).

Комментарий. Психолог наблюдает за тем, чтобы каждый ребенок активно участвовал в выполнении задания, подбадривает детей.

Основная часть. Рисование страхов

Психолог. Дети, мы с вами уже говорили о «полезных» и «вредных» страхах. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают. Об этом мы говорили с вами на предыдущих занятиях.

Сегодня мы будем с вами страхи рисовать. Зачем рисовать страхи? (Ответы детей: «Чтобы избавиться от страхов», «Перестать бояться»)

Самый верный способ избавиться от страхов – нарисовать их. Если вы сможете нарисовать свой страх, а я уверена, вы обязательно сможете, вы постепенно перестанете бояться того, что сейчас вас пугает. ​ Итак, перед вами лежат листы белой бумаги. Выполните рисунок «Чего я боюсь днем» (или «Что мне снится страшное»).

Подумайте, что вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. (Дети выполняют рисунки)

Комментарий. Предложенная тема дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, психологом не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают контакт, соприкосновение с ним, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

Психолог. Дети, вы закончили рисовать страхи. Покажите рисунки, если вы хотите, и расскажите, что вы нарисовали и почему. (Обсуждение рисунков при желании детей).

Комментарий. Если рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализовался как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны. Важным является выражение одобрения психологом по поводу выполнения задания (гордость за это в известной степени является антиподом страха, ​ повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе).

В дальнейшем занятия проводятся 2 раза в неделю. Детям предлагается нарисовать все имеющиеся у них страхи (на одном занятии изображается один или несколько страхов).

На последующих занятиях проводится рисование по контрасту. Ребенку предлагают нарисовать страхи снова, но так, чтобы на рисунках он изобразил себя небоящимся.

Инструкция в подобных случаях будет такой: «Нарисуй, что ты теперь боишься меньше (или совсем не боишься)». Ребенок должен изобразить себя в активной, противостоящей страху позиции. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Положительный успех подкрепляется похвалой, одобрением.

Комплекс релаксационных упражнений (по Джекобсону – детский вариант)

Комментарий. Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением. Тревожных детей необходимо обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).

Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.

Черепаха. Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза.

Слоненок. Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее напрягите мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело…

Высокий забор. Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится заброшенный фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 3 раза.

Муха. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его и напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу…

Жвачка. У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, как отдыхают мышцы лица… ​ 3 раза.

Жмурки. Вам нужно крепко зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.

Теплая лужа. Представьте, что вы стоите босиком возле большой теплой лужи с глубоким илистым дном. Вы наступаете в нее правой ногой, и ваши пальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, и вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцев ног, и вы надавливаете все сильнее и сильнее. Выньте правую ногу из лужи и расслабьте ее. Теперь то же левой ногой… 3 раза.

Самоанализ

Упражнение «Связующая нить»

Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.

Психолог. Дети, передавая клубок друг другу, расскажите, что вы сейчас чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).

Комментарий. Упражнение начинает психолог, показывая детям пример того, как можно рассказать о своих чувствах и пожеланиях. Упражнение помогает ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять других, способствует осознанию собственной ценности и ценности других людей, а также служит в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страхов (при соответствующих ответах детей с акцентом на преодолении страхов).

Психолог. Ребята, вы замечательно справились сегодня с заданиями. Мы продолжим наши занятия на следующей неделе.

Список литературы:

  1.  Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 1997.
  2.  Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.
  3.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. 2000.
  5. Конспекты — занятий по коррекции страхов и использованием изотерапии

https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/konspekt-zanyatiya-korrekciya-detskih-strahov-s-ispolzovaniem-izoterapii.html (дата обращения 09.02.2023)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий, развлечения, викторины с использованием дидактических игр для детей детского сада по ознакомлению с окружающим миром

предлагаю для пользования некоторые  наработки по ознакомлению с окружающим миром, которые могли бы помочь в проведении образовательного процесса внутри детских учреждений. ...

Конспект занятия по рисованию с использованием ИКТ с детьми старшей группы детского сада, тема: «Пришла весна, прилетели птицы»

Программное содержание:1. Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.2. Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, зе...

Конспект занятия по рисованию с использованием ИКТ с детьми старшей группы детского сада, тема: «Пришла весна, прилетели птицы»

Программное содержание:1. Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.2. Учить передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, зе...

Конспект занятия по ФЦКМ с использованием здоровьесберегающей технологии в старшей группе детского сада " Путешествие в страну волшебных трав"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира воспитанников старшей группы, на котором дети знакомятся с некоторыми лекарственными растениями и узнают, ка...

Конспект занятия по ФЭМП с использованием интерактивный доски в старшей группе детского сада

Конспект занятия по ФЭМП с использованием интерактивный доски старшей группе детского сада  Составила воспитатель МБДОУ№251 г. КрасноярскаМоргунова Елена Николаевна«Путешествие по...