"Обучение и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья через применение технологии арт- терапии"
статья по психологии

Материал предназначен для работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональный конкурс профессионального мастерства

 «Педагог- психолог коррекционных и инклюзивных образовательных организаций»

(номинация «Эффективные практики в психокоррекционной работе с обучающимися, имеющими ОВЗ»

«Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ»

Чубакова Руфина Хасановна

Педагог- психолог

Муниципального бюджетного

 дошкольного образовательного учреждения

детский сад «Теремок» п. Залари

Рп. Залари

 Введение

           Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

          Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

         В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.

 Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:

  1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
  3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

       Цель арт-терапии- не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.

        Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом с ребенком и наблюдать, бережно следовать за ним, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.

        Арт-терапия — это прежде всего, терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке психического развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Возрастные особенности

  • 1–2 года. Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
  •  3–5 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Необходим набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.
  •  6–7 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
  • Позднее дети, подростки и взрослые с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?

  1.  Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  2. Снижение уровня стресса.
  3.  Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  4. Преодоление возрастных кризисов.
  5. Решение семейных конфликтов.
  6. Повышение навыков коммуникации.
  7. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
  8. Проработка психологических травм.
  9. Преодоление фобий.

Принципы интерпретации в арт-терапии

  1.  Принцип детализации. Мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
  2. Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
  3. Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
  4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтического занятия. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
  5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает. «В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».

Этапы арт-терапии

  1.  Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
  2. Основной этап — работа с ребенком.
  3. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
  4. Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
  5. Завершающий этап (терминация).

«Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком». 

Методы арт-терапевтического процесса:

  1.  Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
  2.  Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
  3. Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
  4. Песочная терапия.
  5. Терапия водой.
  6. Игротерапия.
  7. Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
  8.  Танцевально-двигательная терапия.
  9. Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
  10. Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
  11.  МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Техники арт-терапии  «Мандала»

      Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка. Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК. Техника очень информативная, ресурсная. Это мягкий способ диагностики состояния ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении к самому себе, к миру и к окружающим.

 Правила работы с детьми

  1. Предоставьте ребенку право выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая ближе ему по настроению.
  2. Предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую гамму.
  3. Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную музыку для фона.
  4. Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия. Помните: мы следуем за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь?
  5.  Не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние и проблемы.

 Задачи, которые можно решить с помощью техники «Мандала»

  1. Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
  2.  Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
  3. Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  4. Овладение изобразительными навыками.
  5. Развитие художественно-творческой активности.

 

Ход занятия

 «Посмотри, какой волшебный круг! Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравится».  Звучит медитативная  музыка, и ребенок работает в спокойной обстановке. Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления (взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру).

        Здесь нет четких правил, работа с мандалой — это творчество и интуиция. По окончании работы попросите ребенка придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение. «А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди ему место в комнате».  

       Во время занятия спрашивайте малыша, нравится ли ему то, что он нарисовал. Если да — то это ресурсное состояние, в котором ребенку комфортно пребывать. Значит, он черпает вдохновение и новые позитивные эмоции из своей работы, ему нравится, что появилась такая возможность — творить. А если малыша не устраивает его творение, ккруг можно изменить, разрезать или порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ к получившейся картинке. Какое чувство больше, какое — меньше? Почему тебе не нравится твой рисунок? «Наблюдайте за всеми изменениями ребенка, фиксируйте информацию в тетрадь.

     Эти данные помогут понять, какую психо-коррекционную программу использовать с малышом в дальнейшем».

 Значения цветов

Красный — символ жизненной энергии, силы, уверенности в себе (если его слишком много, то — самоуверенности или даже агрессивности),

Оранжевый — свидетельствует об амбициозности, завышенной самооценке, а также о трудности в общении.

Желтый — солнечный цвет, часто используют в мандалах люди искусства, он символизирует творчество, прибавляет оптимизма, радости, способствует раскрытию творческого потенциала, успешным новым начинаниям.

Зеленый — символ обновления, может свидетельствовать о силе родительских чувств, способности и готовности воспитывать детей (если очень много — гиперопека).

Синий — сила духа, спокойствие, выносливость, рассудительность, развитая интуиция. Голубой — символ дружелюбия, сострадательности, отзывчивости.

Фиолетовый — в мандале говорит о том, что человек стремится к гармонии, этот оттенок вдохновляет и очищает. Однако если фиолетовым закрашен центр мандалы, это может свидетельствовать о сильной связи (если не о полной зависимости) автора с матерью.

Коричневый — цвет земли, это — укорененность, практичность, желание стабильности, безопасности.

 Черный — цвет тайны, тени, тьмы. Присутствие его в рисунке мандалы может свидетельствовать о депрессивном состоянии, опустошенности, утрате опоры и веры в жизни.

Белый — защитный цвет, символ чистоты, духовности, но если его слишком много, это может говорить об отсутствии энергии у автора такой мандалы.

 Диагностические моменты на которые мы обращаем внимание:

  • Как ребенок выполняет задание (сразу или после обдумывания)?
  • Какие элементы и в каких количествах использует?
  •  С какой части круга начинает строить мандалу?
  • Насколько симметричный узор выкладывает?
  • Какие цвета использует?
  •  Вносит ли коррективы в свою работу (какие, как часто)?
  • Насколько заполняет внутреннее пространство круга?
  •  Как центральная часть мандалы соотносится с внешним кругом?
  •  Чем заканчивает выполнение работы?

Интерпретация

  • Общая композиция и цветовая гамма.
  • Наличие центра и границ; цвет, форма, структура, последовательность изображения.
  • Асимметрия.
  • Признаки стадий «Большого круга Мандалы».
  • Анализ используемых символов.

Заключение

        Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития.

        Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности и является эффективной практикой в психокоррекционной работе с обучающимися, имеющими ОВЗ.

       Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...

Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья ...

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе....

Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие

   В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через сотрудничество с родителями" (из опыта работы).

Адаптация в группе ребёнка с ОВЗ, начиная со второй младшей группы.  Выпуск в общеобразовательную школу ребёнка с ОВЗ в тесном контакте с родителями и всеми специалистами ДОУ....

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...