"Обучение и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья через применение технологии арт- терапии"
статья по психологии
Материал предназначен для работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_praktiki_v_psihokorrektsionnoy_rabote_s_obuchayushchimisya_imeyushchimi_ovz.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Межрегиональный конкурс профессионального мастерства
«Педагог- психолог коррекционных и инклюзивных образовательных организаций»
(номинация «Эффективные практики в психокоррекционной работе с обучающимися, имеющими ОВЗ»
«Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ»
Чубакова Руфина Хасановна
Педагог- психолог
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад «Теремок» п. Залари
Рп. Залари
Введение
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:
- Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
- Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
- Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
- Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
- Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
- Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Цель арт-терапии- не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.
Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом с ребенком и наблюдать, бережно следовать за ним, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.
Арт-терапия — это прежде всего, терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке психического развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Возрастные особенности
- 1–2 года. Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
- 3–5 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Необходим набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.
- 6–7 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
- Позднее дети, подростки и взрослые с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?
- Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
- Снижение уровня стресса.
- Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
- Преодоление возрастных кризисов.
- Решение семейных конфликтов.
- Повышение навыков коммуникации.
- Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
- Проработка психологических травм.
- Преодоление фобий.
Принципы интерпретации в арт-терапии
- Принцип детализации. Мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
- Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
- Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
- Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтического занятия. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
- Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает. «В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».
Этапы арт-терапии
- Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
- Основной этап — работа с ребенком.
- Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
- Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
- Завершающий этап (терминация).
«Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».
Методы арт-терапевтического процесса:
- Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
- Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
- Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
- Песочная терапия.
- Терапия водой.
- Игротерапия.
- Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
- Танцевально-двигательная терапия.
- Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
- Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
- МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.
Техники арт-терапии «Мандала»
Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка. Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК. Техника очень информативная, ресурсная. Это мягкий способ диагностики состояния ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении к самому себе, к миру и к окружающим.
Правила работы с детьми
- Предоставьте ребенку право выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая ближе ему по настроению.
- Предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую гамму.
- Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную музыку для фона.
- Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия. Помните: мы следуем за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь?
- Не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние и проблемы.
Задачи, которые можно решить с помощью техники «Мандала»
- Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
- Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
- Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
- Овладение изобразительными навыками.
- Развитие художественно-творческой активности.
Ход занятия
«Посмотри, какой волшебный круг! Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравится». Звучит медитативная музыка, и ребенок работает в спокойной обстановке. Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления (взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру).
Здесь нет четких правил, работа с мандалой — это творчество и интуиция. По окончании работы попросите ребенка придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение. «А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди ему место в комнате».
Во время занятия спрашивайте малыша, нравится ли ему то, что он нарисовал. Если да — то это ресурсное состояние, в котором ребенку комфортно пребывать. Значит, он черпает вдохновение и новые позитивные эмоции из своей работы, ему нравится, что появилась такая возможность — творить. А если малыша не устраивает его творение, ккруг можно изменить, разрезать или порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ к получившейся картинке. Какое чувство больше, какое — меньше? Почему тебе не нравится твой рисунок? «Наблюдайте за всеми изменениями ребенка, фиксируйте информацию в тетрадь.
Эти данные помогут понять, какую психо-коррекционную программу использовать с малышом в дальнейшем».
Значения цветов
Красный — символ жизненной энергии, силы, уверенности в себе (если его слишком много, то — самоуверенности или даже агрессивности),
Оранжевый — свидетельствует об амбициозности, завышенной самооценке, а также о трудности в общении.
Желтый — солнечный цвет, часто используют в мандалах люди искусства, он символизирует творчество, прибавляет оптимизма, радости, способствует раскрытию творческого потенциала, успешным новым начинаниям.
Зеленый — символ обновления, может свидетельствовать о силе родительских чувств, способности и готовности воспитывать детей (если очень много — гиперопека).
Синий — сила духа, спокойствие, выносливость, рассудительность, развитая интуиция. Голубой — символ дружелюбия, сострадательности, отзывчивости.
Фиолетовый — в мандале говорит о том, что человек стремится к гармонии, этот оттенок вдохновляет и очищает. Однако если фиолетовым закрашен центр мандалы, это может свидетельствовать о сильной связи (если не о полной зависимости) автора с матерью.
Коричневый — цвет земли, это — укорененность, практичность, желание стабильности, безопасности.
Черный — цвет тайны, тени, тьмы. Присутствие его в рисунке мандалы может свидетельствовать о депрессивном состоянии, опустошенности, утрате опоры и веры в жизни.
Белый — защитный цвет, символ чистоты, духовности, но если его слишком много, это может говорить об отсутствии энергии у автора такой мандалы.
Диагностические моменты на которые мы обращаем внимание:
- Как ребенок выполняет задание (сразу или после обдумывания)?
- Какие элементы и в каких количествах использует?
- С какой части круга начинает строить мандалу?
- Насколько симметричный узор выкладывает?
- Какие цвета использует?
- Вносит ли коррективы в свою работу (какие, как часто)?
- Насколько заполняет внутреннее пространство круга?
- Как центральная часть мандалы соотносится с внешним кругом?
- Чем заканчивает выполнение работы?
Интерпретация
- Общая композиция и цветовая гамма.
- Наличие центра и границ; цвет, форма, структура, последовательность изображения.
- Асимметрия.
- Признаки стадий «Большого круга Мандалы».
- Анализ используемых символов.
Заключение
Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития.
Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности и является эффективной практикой в психокоррекционной работе с обучающимися, имеющими ОВЗ.
Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии как средства развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдается комплексное использование различных технологий, сред...
Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста
Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья ...
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе....
Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие
В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...
Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через сотрудничество с родителями" (из опыта работы).
Адаптация в группе ребёнка с ОВЗ, начиная со второй младшей группы. Выпуск в общеобразовательную школу ребёнка с ОВЗ в тесном контакте с родителями и всеми специалистами ДОУ....
Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.
Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...