Конфликты в нашей жизни
план-конспект занятия по психологии
Занятие квест для 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-kvest_konflikty_v_nashey_zhizni_3-4_klassy.docx | 514.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V вида»
Развивающее занятие-квест
по профилактике конфликтов
у обучающихся 3-4 классов
на тему: «Конфликты в нашей жизни»
Составители:
педагоги-психологи
Афанасьева М.М., Серебренникова О.Д.
г. Улан-Удэ, 2021 г.
Образовательная цель: сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.
Задачи:
- Развитие различных сторон общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции;
- Вовлечение обучающихся в зону социального творчества.
Оборудование: проектор, цветные стикеры, ноутбук, бланки ответов для команд, мультфильм "Мост", черновики и ручки (по кол-ву человек), карточки с ребусами, карточки "качества человека", ватман, карточки с названиями эмоций, бланки ответов.
Характеристика квеста
Тип: линейный квест.
По длительности: кратковременный.
По предметному содержанию: межпредметный.
По типу заданий: самопознание - направлено на исследование аспектов личности; творческое задание; аналитическая задача - предполагает поиск и систематизацию информации.
Правила квеста
1 В квесте принимают участие 3 команды по 4-5 человек.
2 Участники придумывает название команды и выбирают капитана.
Ход мероприятия
Здравствуйте! Мы- школьные медиаторы.
Медиатор 1- Сегодня у нас с вами не обычная встреча, а "квест". Кто может объяснить, что это такое? (Ответы детей).
Медиатор 2- Сейчас вам предстоит разделиться на 3 команды, опустите руку вниз, под стулом приклеены цветные стикеры, покажите нам их! А теперь, разделитесь на команды по цветовому признаку. Команды, займите места за столами.
Вам необходимо выбрать капитана и придумать названия своим командам.
1. Представление команд.
Медиатор 1- Переходим к следующему заданию.
Сейчас вам раздадут карточки с ребусом, расшифруйте его и выведите тему первого этапа квеста.
2. Разгадывание ребуса, формулировка темы. (Приложение №1)
Ведущий- И так, первый этап называется «КОНФЛИКТЫ». Внимание на экран. Демонстрация мультфильма «Мост»
Обсуждение мультфильма.
Медиатор 1- Давайте немного поиграем. Представьте, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням.
- Игровой тренинг «Созвездия»
Медиатор 1 - Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.
Медиатор 2 - Капитаны, подойдите к столу и возьмите конверт с заданием. В течении 4 минут, вам необходимо распределить написанные на карточках качества на две категории «способствуют общению», качества которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми и «мешают общению», качества которые мешают человеку жить, делая его несчастным.
4. Игра «Качества человека» (Приложение №2)
Медиатор 1 - Тема нашего следующего этапа называется «Эмоции». Как вы понимаете, что такое эмоции, какие эмоции вы знаете? Молодцы!
Медиатор 2 - Ну что ж, давайте немного разомнемся. Нас ждет эстафета! Приглашаем вас выйти в школьный коридор. Участники команд становятся друг за другом. Сейчас Вам будет предложен мешочек с карточками (медиаторы демонстрируют мешочки), на них описаны эмоции, которые нужно нарисовать в кружочках изображенных на ватмане. Каждый член команды берет 1 карточку, подбегает к ватману, рисует эмоцию, возвращается к команде и передает маркер следующему игроку.
- Эстафета "Нарисуй Эмоцию" (Приложение №3)
Медиатор 1 - Разум позволяет человечеству решать многие проблемы выживания. Однако в отношениях с другими людьми мы чаще слушаем эмоции, чем разум. Наши чувства и эмоции — это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Мимика - это способ выражения чувств и эмоций. Независимо от своей культурной и национальной принадлежности смех на лице другого человека дети начинают различать еще до 3 лет, боль — только в 5–6 лет, гнев — с 7 лет, страх и ужас — с 9–10, удивление — в 11 лет.
Медиатор 2 - Не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде. Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.
Медиатор 1- Команды, посовещайтесь и выберите человека, который будет выполнять следующее задание.
Медиатор 2 - Следующее задание называется «Угадай эмоцию». Представителям команд будут выданы карточки на которых написаны названия пяти эмоций. Ребята должны изобразить эти эмоции, а остальные угадать, что было задано.
- Конкурс-пантомима "Угадай эмоцию" (Приложение №5)
Медиатор 1 - Молодцы! Капитаны команд, подойдите пожалуйста и получите следующее задание.
Медиатор 2- В конвертах новое задание. Расшифруйте кодовую фразу и вы узнаете тему нового этапа. Запишите ее на бланке ответов и сдайте жюри.
- Конкурс "Шифровка"(Приложение №6)
Медиатор 1- Тема нового этапа «Поведение при конфликте». Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление; соперничество или конкуренция; компромисс; сотрудничество. Выбор часто происходит на основе прошлого опыта. Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
Медиатор 2 - Представьте себе, что прозвенел звонок с урока, вы выходите из кабинета и....Вас сбивают с ног. Как вы поступите? Разыграйте эту ситуацию с позиций выхода из конфликта (избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соперничество), а какая именно стратегия - определит жребий!
- Кейс- ситуации «Выход из конфликта»
Обсуждение. Как вы считаете, какой выход из конфликтной ситуации, самый действенный? А почему?
Медиатор1- Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.
Приложение №1
(конфликт)
Приложение №2
Гнев | Доброта |
Зависть | Великодушие |
Жадность | Щедрость |
Обидчивость | Способность прощать |
Подозрительность | Доверчивость |
Тщеславие | Скромность |
Приложение №3
Нарисуйте в кружочках лица, выражающие эмоции |
радость |
обида |
гнев |
удивление |
страх |
Приложение №5
Зависть | Любопытство | Обида | Смущение | Гнев |
Восторг | Отвращение | Страх | Стыд | Удивление |
Гордость | Радость | Равнодушие | Влюбленность | Печаль |
Приложение №6
ДЕШИФРАТОР
Приложение №7
Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?
Инструкция: Прочитайте и решите, свойственно ли Вам то или иное поведение и проставьте баллы в табличку: часто – 3, от случая к случаю – 2, редко – 1.
1. Угрожаю и дерусь…
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, с чем – категорически не согласен (это может снизить площадь конфликта).
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь все обратить в шутку.
Бланк ответов
А | B | C | D | E |
1- | 2- | 3- | 4- | 5- |
6- | 7- | 8- | 9- | 10- |
11- | 12- | 13- | 14- | 15- |
|
|
|
|
|
Сложите баллы по колонкам. Самый высокий показатель и есть ваш стиль поведения.
Колонка «А» - «соперничество» .Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, в которой, по Вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Тип человека, который всегда прав.
Колонка «В» - «сотрудничество». Вы придерживаетесь позиции, что всегда можно договориться, «две головы лучше, чем одна». Во время спора Вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворяют обе стороны.
«С» - «компромиссный», сразу согласны на компромисс.
«Д» - «приспособление». Своего противника Вы уничтожаете добротой, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Е» - «избегание», Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводите конфликт до открытого столкновения.
БЛАНКИ ОТВЕТОВ ДЛЯ КОМАНД
БЛАНК ОТВЕТА ЗАДАНИЕ № НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________ ____________________________________ ОТВЕТ_____________________________ | БЛАНК ОТВЕТА ЗАДАНИЕ № НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________ ____________________________________ ОТВЕТ_____________________________ |
БЛАНК ОТВЕТА ЗАДАНИЕ № НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________ ____________________________________ ОТВЕТ_____________________________ | БЛАНК ОТВЕТА ЗАДАНИЕ № НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________ ____________________________________ ОТВЕТ_____________________________ |
БЛАНК ОТВЕТА ЗАДАНИЕ № НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________ ____________________________________ ОТВЕТ_____________________________ | БЛАНК ОТВЕТА ЗАДАНИЕ № НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________ ____________________________________ ОТВЕТ_____________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая гостинная "Что наша жизнь игра..."
Данный конспект предназначен для совместной работы родителей с детьми старшего дошкольного возраста по формированию детско-родительских отношений в процессе игровой деятельности ....
«Комнатные растения - спутники нашей жизни» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Содержание работы педагога по данному конспекту направлено на расширение и углубление знаний старших дошкольников о комнатных растениях. их строении ,способах размножения. значении для здоровья челове...
Жизнь-это мгновение, а мы расскажем о мгновениях нашей жизни
Юбилей детского сада...
Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!»
Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!» (фотоотчет)Два года назад я решила попробовать себя в чем-то новом, а так как я люблю рисовать и так же сильно люблю ...
Консультация для педагогов Конфликты в нашей жизни
Конфликт – ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для друго...
НОД "Здоровье - это наша жизнь, наше богатство"
Конспект игрового занятия для средней группы. Целью которого являетя формирование у детей представления о ЗОЖ. о здоровье и о его ценности для человеческой жизни....
Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь» Тема: «Воздух - наша жизнь»
Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь»Тема: «Воздух - наша жизнь»...