Тренинг развития креативности и творческих способностей педагогов
методическая разработка по психологии
Тренинг для педагогов направленный на развитие творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnoe_myshlenie.pptx | 2.65 МБ |
kreativnoe_myshlenie_tekst.odt | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила группы С лушать друг друга не перебивая Проявлять активность, уважение к коллегам Говорить только от своего лица Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках В случае нежелания выполнять какое‑либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
Креативность способность человека создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, используя интуитивный выбор наряду с логическим, причем в довольно быстром темпе.
Портрет креативной личности
Сказочный вернисаж
ДРУДЛЫ
«Что здесь общего?»
«Зонтик»
"Творческая жизнь".
«Телеграмма»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тренинг креативности педагогов
Креативность – это способность человека создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, используя интуитивный выбор единственно верного решения; способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.
Креативность является одним из компонентов творческой личности и вовсе не обязательно наличие высоких интеллектуальных способностей. По каким признакам можно выделить креативную личность?
Креативные люди – смелые люди. Они не боятся пробовать новое. Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика. У креативных людей отличное чувство юмора. Креативные люди - это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими, легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы. Им интересен сам процесс, а не только результат.
Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек. Они всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое. Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно развивать.
Разработаны различные упражнения для развития креативных способностей. Их множество. Какие бы техники ни выбрали, главное, чтобы они заставляли мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.
Цель тренинга:
Развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия
Задачи тренинга:
1. Активизировать образную память и творческое воображение.
2. Содействовать развитию скорости и гибкости мышления, умению мыслить не стереотипно.
3. Способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности.
4. Тренировать способность распознавать и менять логические уровни.
Знакомство с правилами работы в группе:
- Слушать друг друга не перебивая
- Проявлять активность, уважение к коллегам
- Говорить только от своего лица
- Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках
- В случае нежелания выполнять какое либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
Разминка.
Цель: настроить участников на рабочий лад, вызвать положительные эмоции, снять эмоциональное напряжение.
1. Знакомство (круг)
Мы все знаем друг друга, поэтому представим не себя, а коллегу, сидящего рядом.
Каждый участник называет имя и какую-либо отличительную черту коллеги
2. Поменяйтесь местами те, кто умеет…
Основная деятельность.
3. Упражнение «Сказочный вернисаж»
(Работа в группе)
Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение мыслить не стереотипно.
Ведущий: Все мы родом из детства. Все знакомы с таким популярным фольклорным жанром, как сказка. Но это еще и волшебный источник, дающий вдохновение каждому творческому человеку. Сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Необходимо по описанию отгадать, о ком или о чем идет речь, и назвать сказку. Итак, начинаем.
1. В этой сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (Красная шапочка.)
2. Назовите сказку, в которой речь идет о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)
3. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в разные образы для своего жениха. Однако однажды его безрассудство и импульсивность в поведении привели к долговременной разлуке влюбленных. И, преодолевая различные препятствия, они все же объединяют свои судьбы. (Царевна-лягушка.)
4. В этой сказке главная героиня нагло и незаконно обманным путем не завладела чужим жилищем, различные влиятельные лица пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Однако удалось это лишь наименьшему из всех участников. (Заюшкина избушка. Лиса)
4. Друдлы (на слайдах) (Визуальные загадки; картинки-головоломки, которые можно дополнить, дорисовать с целью создания нового предмета)
(Работа в группе)
Цель: способствовать формированию гибкости мышления, ломке шаблонов и стереотипов, развитию воображения.
5. Упражнение «Что здесь общего?»
(работа в командах)
Участникам предлагаются два слова, обозначающие максимально отличные друг от друга предметы.
1 команда: Карандаш, яблоко
2 команда: мячик, кленовый лист (не настоящий)
Задача участников: найти между этими двумя объектами как можно больше сходных признаков. Побеждает та команда, которая придумает больше сходств.
6. Упражнение «Зонтик»
Как можно использовать зонтик в нашей работе?
Завершение.
7. Упражнение "Творческая жизнь".
(работа в командах)
Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Время: 7-15 минут. Материалы: бумага, ручки.
Инструкция: сформируйте перечень рекомендаций, которые позволят "сделать более творческой собственную жизнь", и записать их. Рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).
Команды озвучивают рекомендации. Обсуждение в группе, разбор всех вариантов. Листы крепятся для обозрения.
В качестве примера предлагается список рекомендаций, составленный специалистами по психологии креативности (Л. Кинг, 2005)
_ Регулярно выполняйте физические упражнения.
_ Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной.
_ Овладевайте техникой релаксации и медитации.
_ Совершенствуйте уверенность в себе.
_ Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.
_ Читайте художественную литературу, развивающую воображение.
_ Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.
_ Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.
_ Займитесь живописью или скульптурой.
_ Посещайте вдохновляющие места.
_ Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.
_ Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
_ Смотрите комедии и старайтесь сформировать свой собственный юмористический стиль.
_ Слушайте классическую музыку.
_ Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.
_ Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.
_ Думайте о себе как о творческой личности.
_ Думайте о креативности как о способе существования.
_ Подражайте той известной творческой личности, которой вы восхищаетесь.
_ Приучитесь задавать себе вопрос: «А что, если?.»
_ Не засиживайтесь перед телевизором.
_ Позвольте себе мечтать.
_ Не бойтесь оказаться неправым или совершить ошибку.
_ Не выносите поспешных суждений.
_ Интересуйтесь абсолютно всем.
11. Телеграмма пожеланий
(Обратная связь)
Вспомните, как раньше писали телеграмму. Четко, кратко, но смысл был понятен.
В своей телеграмме оставьте несколько слов о том, что происходило сегодня (мини отзыв). Понравилась ли эта тема, что не понравилось. Рекомендации для последующих занятий, пожелания и т. д.
Итог
В процессе занятия каждый из вас активно мыслил, искал нестандартные решения, играл. У всех отлично получилось. Если этот процесс вызвал у вас положительные эмоции и доставил удовольствие, то это как раз и важно, потому что развитие творческих способностей во многом связаны с желанием человека заниматься творческой деятельностью. Если есть желание, все получится!
За активную поддержку скажем друг другу Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический тренинг "Развитие креативных способностей педагогов".
Конспект педагогического тренинга на тему: "Развитие креативных способностей педагогов"....
Тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»»
Определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; развитие креативных и коммуникативных способностей участников занятия; содействия развитию творческого воображения, любознательност...
Тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»
Тренинг с педагогами на развитие креатвных способностей....
Практикум для педагогов с элементами тренинга «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ»
Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей. Задачи: - актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;- п...
Развитие креативности и творческих способностей дошкольников через художественное конструирование.
В группе с детьми я занимаюсь художественным конструированием. Мне и дошкольникам это очень нравится. В связи с этим я решила заниматься самообразованием в этом направлении....
Развитие креативных музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Чтобы заинтересовать современного ребенка нужно работать в современном ритме, идти в ногу со временем....
Педагогический тренинг «Развитие креативных способностей педагогов»
Цель: актуализировать творческое, креативное развитие педагогов, как одного из составляющих их профессиональной компетентности....