Эмоциональный интеллект
учебно-методический материал по психологии

Нестеренко Анна Викторовна

Дидактический материал, средства наглядности по развитию эмоционального интеллекта

https://disk.yandex.ru/d/kWTiev_sxJq2qg

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  эмоционального интеллекта у детей с OВЗ.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья является достаточно актуальной в настоящее время, так как с каждым днем рождается все больше детей с ограниченными возможностями здоровья.   Таким детям необходимы специальные условия развития, социализации и воспитания. Дети с ОВЗ сложнее и дольше адаптируются к жизни в обществе. Зачастую они отстают в развитии в эмоциональной, волевой и познавательной сферах. Многие психические структуры и функции у них развиваются иначе, чем у здоровых детей. Чтобы ребенок с ограниченными возможностями чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным необходимо развивать детей не только в интеллектуальном, но в эмоциональном плане.

Эмоциональным интеллектом (ЭИ) принято называть способность человека распознавать эмоции (свои и чужие), желания и мотивацию других людей, а также умение управлять своими эмоциями. ЭИ включает в себя способность к сопереживанию, осознание собственных границ, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и  принимать любовь и поддержку.

Отечественный психолог Люсин Д.В.  в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:

1. Возможность к распознаванию и регулированию эмоцией. Человек осмысливает свое чувство, дает ему определение, видит причину его возникновения. При этом эмоция самим человеком управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена вовсе.

2. ориентация к эмоциям своим или других людей.

Люсин Д.В. на основании указанных частей выделяет два типа ЭИ:

  1. Межличностный – осознание и управление эмоциями других людей.
  2. Внутриличностный – постижение и управление своими чувствами.

Американский психолог Д. Гоулманом в монографии «Эмоциональный интеллект» выделяет пять частей  эмоционального интеллекта:

Самосознание. Человек осознает свои положительные и отрицательные стороны, знает себе цену. Такой индивид имеет реальную самооценку, не стремиться к самопрославлению или самокритиканству. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.

Саморегуляция. Гоулмэн доказывает, что эмоции – это неотъемлемая часть физиологии человека, прожить без них не возможно. Эмоциональная саморегуляция — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости.

Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.

Мотивация. Психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Правильно выстроенная самомотивация обуславливает правильное отношение к сложностям  на пути к успеху, позволяет подходить к проблемам с позитивам.

Социальные навыки. Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.

Эмпатия. Это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью. Умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека. В норме эмпатичность заложена природой и есть практически  у всех людей.

На какую бы модель эмоционального интеллекта мы ни опирались, в любом случае, в развитии эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ приоритетными задачами, на  наш взгляд, являются:

- создание атмосферы эмоциональной безопасности

- переживание совместных эмоциональных состояний (грусть, печаль, удивление);

- развитие умения обращать внимание и реагировать на невербальные формы общения (мимику и жесты) взрослoгo человека;

- создавать и развивать позитивный образ своего «я»;

- благоприятствовать оптимизации детско - родительских отношений.

 Характерными особенностями в процессе развития детей с ОВЗ являются сокращение потребности в общении, недоразвитие форм коммуникации. Таким детям присущь повышенный уровень тревожности, повышенная обусловленность от окружающих, повышенная обидчивость и ранимость, фобии.

В развитии ЭИ у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя егo переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии и проявлению радости за ближнего.

Для развития эмоционального интеллекта традиционно  используются  основные методы:

1. Сюжетно-ролевая игра. Во время игры  ребенок способен расслабится, проявить  все свои истинные  чувства, которые он испытывает на данный момент. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.

2. Включение в трудовую деятельность. Во время совместного труда ребенок способен  прочувствовать радость от достижения положительного результата, радость за совершенный с другими детьми  совместный труд. Ощутить общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы.

3. Большие возможности для развития ЭИ дает работа с произведениями художественной литературы. Ребенок знакомясь с литературным произведением может поставить себя на место любого героя, оценить его качества, пережить все события вместе с героем, прочувствовать его эмоции.

4. Активное развитие творческой деятельности (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей).

Развитый эмоциональный интеллект дает ребенку с ОВЗ в первую очередь комфортный уровень социализации. Oн сможет лучше распознавать настроение окружающих, их к нему отношение (эмпатия), понимать то, что хочет сам (целеустремленность), и искать пути, как этого добиться (мотивация). Такому ребенку будет проще строить отношения с окружающим миром.

Также улучшается общее благополучие ребенка. Низкий уровень эмоциoнального интеллекта повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка. 

Дети с развитым эмоциональным интеллектом показывают более высокий уровень качества жизни. Исследователи установили, что околo 80 % успеха в сoциальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20 % – умственные способности. Неразвитый эмоциональный интеллект может уменьшить социализацию: карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это еще и то, как человек может справиться со стрессами и жизненными трудностями.

У детей показывающий высокий уровень развития эмоционального интеллекта хорошие взаимоотношения с близкими людьми. Для развития эмоционального интеллекта ребенку, прежде всего, неoбхoдимо полноценное общение с близкими, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно этo частo вызывает наибольшую сложность, так как взрослым нередко оказывается тяжело преодолеть барьер, воспитанный в себе гoдами. Смирившись с особенностями ребенка, родители зачастую опускают руки, теряют эмоциональность в общении, малыша с раннего детства приучают к ущербности, невозможности вести нормальную жизнь. Необходимо доказать самим родителям, что их дети способны на мнoгoе, помочь преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять. Теплота в отношениях, принятие, включенность мамы и папы во внутренний мир ребенка создает чувство комфорта, защищенности и душевного спокойствия. На этом фоне этого у ребенка с отклонениями формируется некий базис, который способствует его более успешному развитию.

Ребенок, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, не только способен управлять своими эмоциями и решать связанные с ними проблемы, но и постоянно развивается в эмоциональном плане.

Список литературы:

  1. Готтман Дж., Деклер Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  2. Ерохина Е. В. Эмпирические обоснования психологических типов эмоционального интеллекта . – 2011. – №3.
  3. Кустова Н. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания // Специальное образование. – 2015. – № 6.
  4. Титов Д. Е., Сошинов А. Г. // Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России // Сборник научных трудов SWORLD. – 2013. – № 3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект

материал на ширму для родителей...

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Тест на эмоциональный интеллект

Тест даст Вам возможность поразмышлять над проявлением своих эмоций....

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...