Эмоциональный интеллект
материал

 Барбарина Ольга Александровна

 материал на ширму для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emocionalnyy_intellekt.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект

Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количества знаний по специальности, то сегодня все больше и больше внимания уделяют совсем другому? А именно – интеллекту эмоциональному.

Попросту говоря, тому, насколько человек способен различать и выражать свои эмоции, а именно управлять ими и подчинять их пользе дела.

Будьте уверены на все сто: развивая эмоциональный интеллект ребенка сегодня, вы оказываете неоценимую услугу карьере сына или дочери завтра.

Как это сделать? Очень просто. Для развития эмоционального интеллекта важно выполнять три правила.

Правило 1. быть открытым в своих чувствах

Ребенок всегда берет пример с родителей. Если родители открыты и эмоционально свободны – это гарантия того, что и ребенок, скорее всего, вырастет таким же.

Пока ребенок маленький, интереснее людей для него нет. Ребенок с живым любопытством готов выслушивать рассказы обо всем, происходящем в вашей жизни. И в вашей душе тоже – об этом не стоит забывать.

Не стесняйтесь быть открытыми и рассказывать о своих чувствах! К тому же, если ребенок может не понять до конца всех хитросплетений ваших отношений с начальником или участковым педиатром, эмоции детям ясны всегда. Заодно вы преподадите сыну или дочке урок, как можно выражать свои чувства так, чтобы не задеть, не оскорбить и не ранить окружающих. А это тоже очень и очень важно!

Правило 2.Позволяйте ребенку выражать свои чувства

«Нечего плакать – ты же мальчик!»  «Нельзя злиться – ты от этого становишься такая некрасивая!» - частенько говорим мы сыну или дочке… «Чего ревешь? Я же не навсегда ухожу!» - такими словами мы «прощаемся» с ребенком в детском саду.

А часто ли мы задумываемся, что стоит за слезами, криком, бурным весельем (в тот самый момент, когда у бабушки болит голова…)?

На самом деле за всем этим скрываются эмоции ребенка. Окриками, упреками, угрозами и наказаниями мы демонстрируем их полное неприятие и игнорирование, а так же запрет на их выражение. Но может ли ребенок перестать чувствовать? Нет, не может. А вот что он может – так  это научиться не обращать никакого внимания на свои ощущения. Потом мы удивляемся, почему подросшие дети не проявляют сочувствия к нам , постаревшим родителям. А кто их этому научил, разве не мы сами?.. что уж говорить о том, что подобное отношение к самому себе – верный путь  к несчастливой и нескладывающейся личной жизни (нет опыта привязанности, искренности, открытости, доверия), бурному расцвету психосоматических заболеваний (чувства находят выход через тело)…поэтому давайте позволим нашим детям чувствовать так, как они могут и хотят. Наша же, взрослая, задача – понять, принять их эмоции и научить выражать их социально приемлемым путем. Не через агрессию, крик, визг, топанье ногами и т.д., а словами.

Знает ли ваш ребенок такие фразы, как «Мамочка, я сегодня так обиделся, что мне хотелось все порвать, разбросать и визжать долго – долго»? или : «Я сегодня был так счастлив, что готов весь садик на одной ножке попрыгать!»

Подобных слов можно придумать великое множество. Как ввести их в лексикон ребенка? Проще всего – с помощью сказки или игры. Например, встретились две машины, и одна говорит другой: «Когда в меня залили невкусный бензин, я очень расстроилась». Вторая ей в ответ: «Я понимаю, тебе было очень неприятно. А у меня хозяин лег в больницу – мне  без него грустно и скучно». – «Ой, конечно, понимаю, ты сейчас так расстроена!» вариант счастливой беседы вы можете придумать сами.

Правило 3. Учите ребенка радоваться жизни

В жизни редко бывает так, что мы делаем только то, что хотим. Но и жизнь, полностью подчиненная исключительно долгу, вряд ли может быть счастливой. Ведь долг – это исполнение того, что нужно кому – то другому, а не лично тебе.

Выход из этой ситуации есть: не спешите выспрашивать у воспитателя, как он себя вел, как слушался и т.д. вместо этого поговорите с самим ребенком. Спросите, что нового он узнал? Что ему было интересно, а что – не очень? Что понравилось и почему? Поначалу ребенок будет давать невнятные односложные ответы, а то и просто не поймет, о чем именно его спрашиваете. Продолжайте задавать такие вопросы каждый день, да и просто вечером перед сном пробегитесь мысленно по прошедшему дню, обсудите его с ребенком. А чтобы ему было понятнее, расскажите о своих делах и связанных с ними эмоциях.

Можете вспомнить истории из своего детства. (Только ни в коем случае не превращайте это в морализование по поводу того, как вы ответственны, собраны, аккуратны и служите во всем примером!). Поверьте, через некоторое время ваш ребенок начнет отвечать, все более и более развернуто, а главное, станет обращать внимание именно на эти аспекты своей жизни.

Второй шаг на пути к достижению цели – научиться переключать внимание с «негатива» на «позитив». Допустим, ребенку не нравиться убирать игрушки. Когда в следующий раз вы попросите его помочь в этом «скучном» деле, «переведите стрелки» - говорите в процессе уборки о том, как здорово, когда все чисто и аккуратно, как порадуется папа, как вы освободите место для следующей игры…

Практикуйте это постоянно, сталкиваясь с делами, которые ваше чадо не любит – тем самым вы научите его видеть позитивную перспективу в неприятной обязанности. Плюс, что может быть лучше, чем доставить радость кому – то другому!

Следуя этим нехитрым правилам изо дня в день, вы научите своего ребенка прекрасно разбираться  и командовать всем, что касается как его собственного эмоционального состояния и его, внешних проявлений, так и чувствовать, сочувствовать и сопереживать другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Тест на эмоциональный интеллект

Тест даст Вам возможность поразмышлять над проявлением своих эмоций....

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Понятие эмоциональный интеллект, позитивный интеллект

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта, описывающие структуру эмоци...

Журнал для родителей "Психолог и Я" Тема: «Эмоциональный интеллект - новый вид интеллекта или хорошо забытые эмоции?»

В этом году все выпуски журнала «Психолог и Я» будут посвящены на мой взгляд достаточно актуальной теме – теме эмоционального интеллекта.Наши эмоции и чувства бывают очень яркими, на...