Психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания детей
статья по психологии (старшая группа)

РАКОВА  ЗОЯ  ВИКТОРОВНА

 Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении и в семье, должно обеспечивать формирование у ребенка любви к ближнему и к своей Родине, творческое отношение к труду, бережное отношение ко всему многообразию собственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_aspekty_patrioticheskogo.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические аспекты патриотического

воспитания детей

Не существует единого бесспорного определения нравственности как научного понятия, и это имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Мораль, как особый способ практически-духовного освоения действительности, нравственность, как совокупность практических форм взаимоотношения людей, являются важнейшей и сложнейшей сферой взаимоотношений человека и общества.

В текущей работе под термином «нравственность» мы будем понимать, в первую очередь, систему внутренних правил человека, основанную на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [4; c.46]. Основная задача нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это воспитание гуманных отношений.

По мнению Р.С. Буре, в сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия детьми дошкольного возраста сказки, позволили выделить следующие особенности: Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение [3; с.66].

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической деятельности, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации жизни детей дошкольного возраста: деятельности, отношений, общения, учитывающей их возрастные и индивидуальные особенности. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. [1; с.23].

Нравственное воспитание включает:

  • формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
  • ознакомление с нравственными идеалами, требованиями

общества, доказательство их правомерности и разумности;

  • превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
  • формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
  • формирование нравственных привычек.

Помимо этого, нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении и в семье, должно обеспечивать формирование у ребенка любви к ближнему и к своей Родине, творческое отношение к труду, бережное отношение ко всему многообразию собственности. [4; c.93].  Результатом такого воспитания является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Развитие дружеских отношений в детском коллективе также требует особого внимания педагога. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо). Задача педагога – воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.

В повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т.д. Необходимо постоянно обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

В процессе нравственного воспитания необходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

Таким образом, нравственное воспитание - непрерывный процесс, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Список литературы

  1. Буре, Р.С. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду –

М.: Просвещение, - 1987.

2.   Демидова, О.Н., практическое пособие для воспитателей и методистов

ДОУ «Будьте вежливы всегда». – Воронеж , 2009.

  1. Довгун, А.И. О некоторых условиях успешного использования методов

воспитания. // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.56

4. Нартова – Бачавер, С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии – М.: Просвещение, 1996- с. 3-14

5. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников - М.: 1987. - 143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе экспериментальной площадки в ДОУ. Функционирование Службы ранней помощи. Этапы в работе....

Доклад по итогам исследовательской деятельности «Психолого-педагогические подходы обучения одаренных детей»

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...