Родительское собрание педагога-психолога во второй младшей группе. «Возрастные психические особенности детей 3-4 лет»
учебно-методический материал по психологии
Предварительный просмотр:
Родительское собрание педагога-психолога во второй младшей группе. «Возрастные психические особенности детей 3-4 лет»
Ход собрания:
Психолог предлагает родителям сыграть в игру «Перемены»: Взрослые встают в круг, ведущий предлагает поменяться местами тем - 1.кто любит отдыхать на природе, - 2.пуговицы на одежде,- 3.у кого двое детей,- 4.у кого дома есть кошка, - 5.кто любит собирать грибы.
Психолог обращает внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объеденяет.- А нас всех объеденяет желание поговорить о наших детях.
Тема нашей встречи «Возрастные психические особенности детей 3-4 лет»
Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признинии самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность - игровая.
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая- с формированием его деятельности. В этот период ребенок требует особого внимания к своим вопросам, он интересуется абсолютно всем и старается вытянуть из вас как можно больше информации. Не зря этот возраст называют почемучками. За этот год вы сможете вложить в ребенка без особых усилий самый большой объем информации. В последующие годы его мозг будет вмещать в себя гораздо меньше. Это особенность ребенка 3-4 лет.
Восприятие: Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, тт.к. оно создает фундамент для развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Восприятие для детей 3-4 лет носит предметный характер, т.е. свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. (Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый) Далее действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств.
Мышление: В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто».
Воображение: На 4-м году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память: Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти 2 объекта, к концу года-до 4-х объектов. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
Внимание: Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Чтобы переключить внимание ребенка с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. Объем внимания с 2-х объектов в начале года возрастает до 4-х к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7-8 минут.
Эмоции: В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настрония. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Игра: В этот период происходит переход от манипулятивной игры - ролевой. Продолжительность игры небольшая. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами – заместителями, охотно играет вместе с взрослыми и детьми.
Общение: (внеситуативное)3-4 года - это возраст, когда возникает потребность в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребенку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал с ним заодно. Детей радуют действия с игрушками, собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другим.
Речь: Ребенка отличает высокая речевая активность, его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.
Нашу встречу хочу продолжить непосредственным общением с вами:
- Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии самостоятельности вашего ребенка?
-Стал ли он другим за год?
-Что нового появилось? (высказывание родителей)
Известные психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда ребенок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «Я сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, выказывая нетерпение по поводу медленных и неумелых действий ребенка.
Психолог предлагает родителям послушать стих. И Муравейка «Я сама!»
Давай будем одеваться…
Я сама! Я сама!
Пойдем, будем умываться…
Я сама! Я сама!
Ну, идем, хоть причешу я…
Я сама! Я сама!
Ну, давай хоть покормлю я…
Я сама! Я сама!
В этом возрасте ребенок осознает себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребенок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.
Психолог: А сейчас я предлагаю разобрать ситуацию.
-Трехлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но…наизнанку. Малышь конечно этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит» эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы.
Малыш поднимает крик: Сам, сам, сам!
Мать строго говорит: Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:
-Правильно ли поступила мама? И почему?
-Бывают ли подобные ситуации у вас?
-Как вы выходите из них?
Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
К трем годам у ребена резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя - это приводит к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Первый из них негативизм, т.е. неплслушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать все наоборот.
Затем-упрямство, ребенок будет настаивать на своем просто потому, что он этого потребовал.
Так же впоследствии у ребенка может проявиться строптивость или своеволие (ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого), наблюдается такие явление, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведет себя агрессивно)
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
- Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?
- Как выходили из таких ситуаций?
Психолог читает (стих. »Взрослый» М.Шварц)
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире…
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться.
По приказу умываться,
По приказу одеваться.
Рано заправлять кровать.
По команде есть садиться,
По заданию учиться.
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему.
Де-мо-би-лизация!
При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в таких ситуациях?
Давайте разберем следующую ситуацию:
Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается!»
Какие действия нужно предпринять взрослым?
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Что же могут выполнять дети самостоятельно в младшем возрасте?
Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши. Обсуждение с родителями:
Мыть руки, засучивая рукава. Мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом. Не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, вешать его на отведенное место. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегтвать, застегивать,завязывать шнурки ботинок; замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому; пользоваться носовым платком,туалетом; пить из чашки; есть хорошо пережевывая пищу,с закрытым ртом,правильно пользоваться ложкой,салфеткой; убирать игрушки,книжки в определенное место).
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД педагога-психолога с детьми второй младшей группы «Репка»
Фронтальное тематическое занятие с детьми четвертого года жизни....
Нетрадиционное родительское собрание совместно с детьми второй младшей группы «Вот и стали мы на год взрослее…», на экологическую тематику.
Нетрадиционное собрание в совместной деятельности с воспитанниками позволяет сплотить детей и родителей, создать благоприятную психологическую атмосферу. Возможность активного участия в жизни группы....
Родительское собрание «Мы немножко подросли» вторая младшая группа
Ход собрания:«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец».В. А. Сухомлинский.Поэтому мы с...
Родительское собрание №1«Давайте познакомимся» (вторая младшая группа)
Цель: установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия.Задачи: познакомить родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы...
Конспект родительского собрания «Осенний калейдоскоп» во второй младшей группе
Конспект родительского собрания «Осенний калейдоскоп» во второй младшей группе...
Конспект родительского собрания по ПДД во второй младшей группе «Безопасные дороги – детям!»
Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном проис...
Занятия педагога-психолога ДОО Во второй младшей группе (3-4лет) « Добрые слова»
Занятие педагога-психолога в младшей группе ...