Готовность к школе: качественный переход, а не количество навыков. Консультация
консультация по психологии
Одним из главных результатов дошкольного детства является поступление ребёнка в школу. Поступление в школу кардинально меняет социальное положение и статус ребёнка. В связи с чем, основной задачей детского дошкольного учреждения является формирования готовности к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole._konsultatsiya.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Готовность к школе:
качественный переход, а не количество навыков»
Готовность к школе — это наличие у ребёнка определенных свойств и навыков поведения, а также ряда компетенций, необходимых ему для восприятия, переработки и успешного усвоения знаний.
Готовность к школе – это не только овладение ребёнком определенными умений и знаний, а наличие у него совокупности конкретных компонентов. Данные компоненты определены во ФГОС ДО и представляют собой целевые ориентиры, на которые опираются педагоги ДОУ и к которым они стремятся.
Именно поэтому одной из задач современного детского сада является создание необходимых условий для успешного формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Под условиями понимается создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей естественному формированию всех компонентов готовности к школе, в процессе полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства.
Таким образом, готовность ребёнка дошкольника к обучению в школе формируется постепенно на протяжении всего периода дошкольного детства, специфические её показатели проявляются к семи годам.
Готовность ребёнка к школе определяется наличием ряда показателей, каждый из которых должен быть на необходимом уровне:
- Интеллектуальная готовность к школе – это наличие у ребёнка определенной системы знаний, умений и навыков. Кроме того, ребёнок должен обладать способами познаниями, такими как умение не просто слушать учителя, но и слышать его, формулировать и задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя и сверстников понятно и развернуто.
- Эмоционально-волевая готовность к школе – сформированность у ребёнка произвольности поведения, психических процессов, деятельности, эмоциональной регуляции.
- Личностная готовность к школе – это наличие у ребёнка адекватной оценки самого себя, своего поведения, уровня собственных знаний.
- Коммуникативная готовность к школе – овладение ребёнком навыков свободного общения ос взрослыми и сверстниками, умение ясно, точно и логично излагать собственные мысли.
- Мотивационная готовность к школе – наличие у ребёнка познавательной и социальной мотивации, сформированная внутренняя позиция по поводу нового социального статуса – школьник.
Особенности формирования готовности к школе в рамках ДОУ
На процесс формирования готовности ребёнка к школе оказывают влияние все педагоги ДОУ (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Такой комплексный подход предусмотрен ФГОС ДО. Это необходимо для того, чтобы дать общую оценку готовности ребёнка к школе, осуществив всесторонний анализ всех компонентов разными специалистами.
Основным методом формирования готовности ребёнка к школе является игра. Это связано с тем, что именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Через игру у детей формируется представление об окружающем мире, приобретаются знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе игры у ребёнка развиваются необходимые личностные качества, такие как ответственность, самостоятельность, настойчивость, старательность и ответственность.
В процессе игры у ребёнка формируются навыки организованного поведения, что готовит его к последующему обучению к школе.
Таким образом, занимаясь развитием ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста – игры, осуществляется подготовка его будущей ведущей деятельности – учебной.
Условия формирования готовности к школе
В рамках ДОУ необходимо соблюдать ряд условий по формированию у детей готовности к школьному обучению.
Педагогические условия формирования готовности к школе:
- Использование в воспитательно-образовательной деятельности разнообразных видов мотивации (игровая, практическая, познавательная, учебная, личностная, сравнительная и т.д.).
- Применение различных игровых тренингов, направленных на развитие у детей дошкольного возраста произвольности поведения.
- Использование игровых этюдов с целью осуществления психо-мышечной тренировки, а также с целью овладения детьми приёмами саморасслабления.
- Использование расширенной шкалы оценивания результатов детской деятельности. Оценка может быть комплексной, включать в себя оценивание непосредственно педагогом, другими детьми, самооценку.
- Использование в образовательной деятельности различных методов, средств и форм обучения, их сочетание и чередование.
- Применение в воспитательно-образовательной деятельности разнообразных методов, средств и приемов умственного обучения и развития детей дошкольного возраста (активная деятельность, развивающие игры, изобразительная и театрализованная деятельности, конструирование, практическая деятельность и т.д.).
- Наличие у воспитателя чёткой позиции по вопросам формирования у детей дошкольного возраста готовности к обучению в начальной школе. Позиция педагога должна быть направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребёнка.
Таким образом, в рамках дошкольного образовательного учреждения должны быть созданы все необходимые условия для успешного формирования у детей готовности к последующему обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"...
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Физическая готовность к школе"
Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Физическая готовность к школе"...
Поощрение навыков готовности к школе у дошкольников
Дошкольные годы — это время, когда родители и педагоги должны сосредоточиться на том, чтобы помочь ребенку развить инструменты, необходимые ему для достижения успеха, прежде чем отправиться в школу. Р...