Мастер – класс: Что такое кейс – метод?
консультация по психологии
В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним из перспективных методов на наш взгляд, становится Кейс – метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_-metod.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Что такое кейс – метод?
В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним из перспективных методов на наш взгляд, становится Кейс – метод
Это нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Основные цели кейс - метода
- развитие навыков анализа и критического мышления;
- соединение теории и практики;
- демонстрация различных позиций и точек зрения;
- представление примеров принимаемых решений и их последствий.
Кроме того, при решении задач формируются различные компетентности:
- отрабатываются коммуникативные навыки - точно выражать свои мысли;
- уметь слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию;
- развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации;
- вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
- формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;
- приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала;
- осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения.
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки кейса. На данном этапе формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией, её особенностями
2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).
5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
В заключении, хотелось бы отметить, что использование кейс метода в работе с молодыми педагогами позволяет применять на практике теоретический материал, что положительно влияет на дальнейшую его работу.
Примерные ситуации
1.Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.
Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?
2.Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:
- Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, "много разнообразных игрушек"?
3.Пятилетняя Таня, играя, разбрасывает игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более пятидесяти) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!» Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей:-«Ладно, Танечка, на этот раз тебе простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать и на следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике пять игрушек, остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «запрятал от ребенка игрушки», и в том, что он вмешался: «Таня сама должна была собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще пять игрушек. Таня обрадовалась и охотно продолжала играть.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие?
4. Наверное, с упрямством своей дочки вари мама борется уже почти полгода. Но Варя, как и прежде, почему-то ей продолжает многое делать назло и не желает подчиняться ее требованиям и просьбам.
А мама Вари и сама не привыкла подчиняться, и из-за этого у них конфликты дома с папой. Причем все это происходит на глазах у дочки. Но мама девочки считает, что то, что можно ей, конечно, неприемлемо для Вари, и продолжает каждый день показывать малышке, что Варя в доме ничего не значит. Но даже несмотря на это, Варя становится упрямее день ото дня и конфликтует с мамой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей "Кейс-технология в работе педагога ДОУ"
Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность исполь...
Мастер- класс «Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике»
Мастер- класс. Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике.Мастер-класс по теме «Возможности использования кейс-метода или метода анализа конкретно...
Мастер – класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОО»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ, направленный на знакомство с кейс-технологиями, повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм ...
Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»
Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.Задачи:расширить знания участников мастер-класса о методе кей...
Мастер – класс для педагогов «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»
Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения....
Мастер-класс для педагогов "Кейс-технология в работе логопеда"
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях....
Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОО»
Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.Задачи:расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОО профессиональных компетенций;соз...