Мастер – класс: Что такое кейс – метод?
консультация по психологии

Сазонова Наталья Александровна

В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним  из перспективных методов на наш взгляд, становится  Кейс – метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_-metod.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Что такое кейс – метод?

В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним  из перспективных методов на наш взгляд, становится  Кейс – метод

Это нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Кейс-метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Основные цели кейс - метода

- развитие навыков анализа и критического мышления;

- соединение теории и практики;

- демонстрация различных позиций и точек зрения;

- представление примеров принимаемых решений и их последствий.

Кроме того, при решении задач формируются различные компетентности:

- отрабатываются коммуникативные навыки - точно выражать свои мысли;

- уметь слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию;

- развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации;

- вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;

- формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;

- приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала;

- осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. На данном этапе формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. Знакомство с ситуацией, её особенностями

2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).

5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

В заключении, хотелось бы отметить, что использование кейс метода в работе с молодыми педагогами позволяет применять на практике теоретический материал, что положительно влияет на дальнейшую его работу.

Примерные ситуации

1.Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

2.Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:
- Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, "много разнообразных игрушек"?

3.Пятилетняя Таня, играя, разбрасывает игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более пятидесяти) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!» Вмешался папа. Он, приласкав Таню, сказал ей:-«Ладно, Танечка, на этот раз тебе простим. Я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать и на следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике пять игрушек, остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «запрятал от ребенка игрушки», и в том, что он вмешался: «Таня сама должна была собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще пять игрушек. Таня обрадовалась и охотно продолжала играть.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие?

4. Наверное, с упрямством своей дочки вари мама борется уже почти полгода. Но Варя, как и прежде, почему-то ей продолжает многое делать назло и не желает подчиняться ее требованиям и просьбам.

А мама Вари и сама не привыкла подчиняться, и из-за этого у них конфликты дома с папой. Причем все это происходит на глазах у дочки. Но мама девочки считает, что то, что можно ей, конечно, неприемлемо для Вари, и продолжает каждый день показывать малышке, что Варя в доме ничего не значит. Но даже несмотря на это, Варя становится упрямее день ото дня и конфликтует с мамой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Кейс-технология в работе педагога ДОУ"

Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность исполь...

Мастер- класс «Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике»

Мастер- класс.  Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике.Мастер-класс по теме «Возможности использования кейс-метода или метода анализа конкретно...

Мастер – класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОО»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ, направленный на знакомство с кейс-технологиями, повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм ...

Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»

Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.Задачи:расширить знания участников мастер-класса о методе кей...

Мастер – класс для педагогов «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста»

Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения....

Мастер-класс для педагогов "Кейс-технология в работе логопеда"

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях....

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОО»

Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.Задачи:расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью формирования у педагогов ДОО профессиональных компетенций;соз...