Деловая игра «Семья на пороге школьной жизни».
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Григорьева

Конспект деловой игры «Семья на пороге школьной жизни» разработан с целью создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе. Данный материал включает будет интересен психологам и педагогам при подготовке семинаров, тренингов, деловых игр, родительских собраний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для родителей: «Семья на пороге школьной жизни».

Пояснительная записка

Специалистами, такими, как: врачи, педагоги и психологи были выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

         Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.

Занятие предназначено для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание занятия предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.

Актуальность

Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Наиболее эффективная форма работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб будущих первоклассников, организованный на базе дошкольного учреждения. Родительский клуб, а в частности занятие «Семья на пороге школьной жизни» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского деловой игры в рамках реализации родительского клуба представляет собой интересную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе.

Задачи:

  1. Подвести итоги промежуточной диагностики готовности к обучению в школе воспитанников;
  2. Вовлечь родителей в процесс определения «Готовность к обучению в школе»;
  3. Определить практически значимые рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе.

Форма проведения: деловая игра.

Участники: родители воспитанников, готовящихся к переходу на новую образовательную ступень – школу.

Информационно – техническое оснащение:

  • Перечень факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе;
  • Презентация, содержащая в себе необходимую информацию о школьной готовности (понятие, виды, особенности развития и т.д.)
  • Информационные буклеты с рекомендациями по оказанию помощи ребенку в процессе адаптации к школе.

Ход деловой игры.

  1. Организационная часть.

Приветственное слово.

Уважаемые родители! Скоро наши дети пойдут в школу. Закончится дошкольное детство и начнётся новый важный этап в вашей жизни. Поэтому тему нашей деловой игры мы так и назвали: «Семья на пороге школьной жизни».

Упражнение «Пирог».

Цель: включение родителей во взаимодействие, активизация знаний о своем ребенке.

Ход упражнения: Всем вам предложен пирог, получить его кусочек можно ответив на два вопроса:

  1. В чем мои сильные стороны как родителя?
  2. В чем сильные стороны моего ребенка в роли школьника?

 Угощать друг друга мы будем по очереди.

  1. Основная часть

Информационная справка.

Родителя предлагается определение понятия «готовность ребенка к школе».

Упражнение «Пирамидка»

Вам предлагается определить степень значимости некоторых показателей школьной готовности ваших детей. Перед вами лежат кирпичики с отображенными на них качествами школьника, готового к обучению. В основании пирамидки лежать 4 наиболее важных качества, далее 3 наименее значимых показателей и далее по убыванию значимости.

Показатели школьной готовности:

  1. умеет сравнивать количество предметов в двух группах;
  2. знает и овладевает правилами подвижных игр;
  3. умеет оценивать свои поступки в категориях «хорош/плохо»;
  4. знает и называет части света;
  5. ориентируется в пространстве «право/лево» «верх/низ»;
  6. может составить связный и логичный рассказ с опорой на иллюстрацию;
  7. ориентируется по компасу;
  8. способен сохранять концентрацию внимания во время занятия в течении 40 минут;
  9. овладевает умением складывать из бумаги геометрические фигуры;
  10. ребенок владеет знаниям о ценностях своей семьи, семейных традициях, распределении семейных обязанностей.

После распределения показателей, участники кратко обсуждают распределение знаний, умений и навыков будущего школьника.

Информационная справка.

Родителям предлагается информация о сферах готовности детей к школе (физическое развитие, психологическая готовность (эмоциональная, личностная, познавательная, коммуникативная и т.д.)).

Упражнение «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Цель: активизация знаний о ребенке, оценка способностей ребенка, определение собственного уровня тревоги о будущем ребенка.

Вы все очень хорошо знаете своих детей. Возьмите фигурку ученика и напишите на ней те качества, которыми, по вашему мнению, обладает ваш ребёнок, а ниже качества, которые ещё недостаточно сформированы. А теперь поставьте фигурку на одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе «Ведет, ведет дорога до школьного порога»

Полоска красного цвета означает сильное Ваше беспокойство, жёлтая - умеренное, зелёная полоска - нет особого беспокойства.

Информационная справка.

Родителям предлагается информация о процессе адаптации к школе, школьных неврозах.

Упражнение «Карточки с фразами»

Для этого упражнения нам потребуется разделение на команды. Выдается жеребьевка.

Каждый из нас, будучи школьником, переживал стереотипное отношение к себе в связи с этой социальной ролью. На карточках вы можете найти «типичные» фразы, обращенные к школьнику. Ваша задача определить то, какие эмоции может испытать школьник, в связи с похожим обращением к нему.

На слайде представлены пиктограммы эмоций с названиями.

Фразы:

  • Вот пойдёшь в школу там тебе … Ты, наверное, будешь двоечником?
  • Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты будешь учиться только на пятёрки.
  • Учись так, чтобы за тебя не приходилось краснеть.
  • Попробуй мне только сделай ещё раз такую глупую ошибку.
  • Оценки не главное в учебе, нам важно, чтобы ты чувствовал себя хорошо.
  • Сейчас ты получил двойку, но мы уверены, что ты сам сможешь исправить свои оценки.
  • А я, когда в школе учался(ась), тройки домой не приносил(а).
  • Если бы не твои оценки, у нас в семье и проблем бы не было.
  • Надеюсь, мы не вырастили хулигана.
  • Если ты столкнешься с проблемами, мы всегда тебя поддержим.

Далее проходит обсуждение фраз и эмоций, которые переживают дети в ситуациях, когда они является объектом данного обращения.

Мы определили, что испытывает ребенок, когда в его адрес обращены такие фразы. Так мы определили важности поддержки ребенка в процессе обучения в школе, а также в процессе адаптации к образовательному учреждению.

Упражнение «Садовник и сад»

Цель: активизировать знание родителей о способах поддержки своих детей в процессе адаптации к школе.

Перед родителями изображение сада. Давайте представим, что наши дети - это цветущий сад.  В сложной ситуации адаптации наши дети могут испытывать стресс, а сад может начать увядать, гаснуть. Давайте подумаем, как мы поддержим наших детей.

После проходит обсуждение вариантов оказания помощи детям в процессе адаптации к школе.

  1. Заключительная часть.

Упражнение «Мои пожелания»

Перед родителями мешочек или сундучок, наполненный конфетами. На каждой конфете написано чувство (радость, любовь, доброта, удовольствие, воодушевление, интерес, любопытство, любознательность). Каждый родитель вытягивает конфету со словом и составляет для своего ребенка пожелание, например: «Я хотел(а) бы, чтобы наши дети пошли в школу с радостью», после чего передает емкость с конфетами другому родителю.

В завершении родители заполняют анкеты рефлексии о мероприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Ребёнок на пороге школьной жизни"

Участниками данной игры являются педагоги ДОУ, учителя начальной школы, родители детей подготовительной группы. В ходе игры её участники совместно решают какие психологические характеристики наиболее ...

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...

"Семья на пороге школьной жизни"

В настоящее время, к сожалению, многие родители считают, что основное при подготовке к школе - научить ребенка читать, писать и считать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребенка в ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Звучит спокойная музыка. Садятся за столы, пьют чай. Воспитатель: Добрый вечер мамы и папы, наши гости. Мы очень рады встрече с нашими уважаемыми учителями. Сегодня мы постараемся совместны...

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни"

Родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школьной жизни"...