"Волшебные камешки Марблс" для детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по психологии (старшая группа)
У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, только в ней идет психическое развитие ребенка. Дошкольный возраст — это время, когда закладывается фундамент личностной и познавательной сферы ребенка. Роль развивающей психологической работы играет не последнюю роль в формировании ребенка. Ребенок через интересные формы работы, творческую предметно – практическую деятельность познает окружающий мир, учится общаться, развивает свое внимание, память, мышление, мелкую моторику, творческое воображение, речь.
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Применение камешков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать удобнее, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.
Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marbls.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы
- Санитарно-гигиенические нормативы работы
- Планируемые игры с использованием камушков «Марблс»
- Перспективное планирование
- Литература
- Пояснительная записка
У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, только в ней идет психическое развитие ребенка. Дошкольный возраст — это время, когда закладывается фундамент личностной и познавательной сферы ребенка. Роль развивающей психологической работы играет не последнюю роль в формировании ребенка. Ребенок через интересные формы работы, творческую предметно – практическую деятельность познает окружающий мир, учится общаться, развивает свое внимание, память, мышление, мелкую моторику, творческое воображение, речь.
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Применение камешков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать удобнее, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.
Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием.
Увеличение числа обучающихся с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Работа с нетрадиционным и материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления. Работа с разноцветными камнями «Марблс» по силе воздействия на ребенка схожа с праздником – она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого нетрадиционного материала можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией цветов. Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Программа разработана для детей с ОВЗ 5-6 лет.
В занятие, проводимое педагогом - психологом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводится несколько раз, постепенно их усложняя
Соответствие требованиям ФГОС
- Материал может использоваться как в организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной), так и в самостоятельной деятельности детей.
- Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.
- Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.
- Цель и задачи программы
Цель: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуальное развитие детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей, воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Задачи, которые решаются при использовании шариков Марблс в играх и упражнениях:
- Формирование ориентировки на листе бумаги.
- Обогащение словарного запаса.
- Знакомство с различными видами сенсорных эталонов.
- Формирование умения детей сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер).
- Развитие сложных координированных движений рук и моторики пальцев.
- Развитие памяти, внимания, логического мышления детей.
- Развитие фантазии и творческого воображения.
- Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.
- Обогащать игровой опыт каждого ребенка через разнообразные упражнения с камнями.
В занятие может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется
педагогом.
- Санитарно-гигиенические нормативы работы
Нужно отметить то, что при работе с данным материалом следует соблюдать следующие рекомендации:
- Гигиена рук.
- Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.
- Проводить игры в присутствии взрослых, т.к. Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
- Для достижения наилучшего эффекта релаксации использовать соответствующую музыку.
- Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.
- Планируемые игры с использованием камушков «Марблс»
Развитие пространственных представлений
- Помоги зайчику добраться до морковки (игра дорожки)
- Помоги двум друзьям встретиться (игра дорожки).
«Разноцветные дорожки»
Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например, «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.
Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.
«Лабиринты».
Развитие тактильных ощущений.
Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков «Марблс» (Например, небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) Оборудование: емкость глубокая, камешки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить, что это.
«Золушка».
А). Разбери по цвету.
В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
Б). Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
В). Разбери по размеру.
Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
Развитие внимания, памяти и мышления.
«Продолжи узор»
Перед ребенком кладется картинка, в которой нарисованы пустые кружочки. Попросить ребенка заполнить пустые кружочки камушками определенного цвета
Самостоятельные игры. Дети придумывают сюжет сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Волшебный космос» для детей с тяжелыми нарушениями речи
Образовательный проект «Волшебный космос» начат в юбилейный год полёта человека вокруг Земли с педагогами, детьми логопедической группы и их родителями ( более 50 человек...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по развитию речи с элементами математики "Волшебный лес"
Данный конспект занятия преднозначен для детей с ОНР 3 уровня....
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Конспект ООД в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, по познавательному развитию Тема: «Волшебные крышечки»
Занятие по развитию математических представлений у детей средней группы с применением современного дидактического материала...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по развитию речи с элементами математики Путешествие в волшебный лес, полный сказок и чудес
Конспект для детей логопедической группы с элементами математики...
Мастер - класс для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи "Волшебный песок"
Цель данного мастер - класса: повышение педагогической компетентности родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в вопросах использования песочной терапии в совместной деятельности с деть...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...