Методическая разработка «Возможности использования эйдетики в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии

Мишина Людмила Петровна

Всю входящую информацию  не обязательно усваивать. Задача каждого человека — научиться ее быстро анализировать, при этом усваивая нужную.Существует  специально разработанная для этого методика- эйдетика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

    Методическая разработка «Возможности использования эйдетики в работе с детьми дошкольного возраста»

Все мы сегодня живем в информационном обществе. Ежедневно каждый из нас погружается в неимоверно большой поток информации, источниками которого являются телевизоры, газеты, интернет, книги, рекламные плакаты и многое другое. В связи с этим психологи даже ввели понятия «информационный стресс» и «информационная перегрузка». Важно знать, что всю входящую информацию совсем не обязательно усваивать. Задача каждого человека — научиться ее быстро анализировать, при этом усваивая нужную. Это умение необходимо не только взрослым, но в первую очередь детям. Современные дети вынуждены усваивать гораздо больше информации, нежели дети, например, тридцать лет назад. Именно поэтому уровень познавательных и творческих способностей должен быть достаточно высоким. На помощь приходит специально разработанная для этого методика под названием эйдетика.

Сам термин «эйдетика» (или эйдетизм) произошел от греческого слова «эйдос» — «образ», и ввел его в 1907 году сербский ученый Виктор Урбанчич. Считается, что именно он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, позволяющие спустя время воспроизводить увиденное до мельчайших деталей.

Не обошли вниманием эйдетику и советские психологи (Павел Блонский, Лев Выготский, Александр Лурия), правда, с 1936-го в СССР в силу разных причин на эти исследования был наложен запрет. Вернулся интерес к методике в 90-е годы, когда открылась первая школа эйдетики. Основал ее в 1989 году Игорь Матюгин. Здесь людей обучали: грамотной работе с информацией; запоминанию большого объема текста по специально разработанной методике; развитию памяти; развитию образного мышления; развитию воображения.

Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе, потому что её важным принципом является опора на образы, а именно ассоциативность и воображение способны заинтересовать ребенка. Маленький ученик запомнит тот материал, который привлек его, заставил удивиться, восхититься или даже рассмеяться. Это и лежит в основе упражнений эйдетики, позволяющих применять образную память для запоминания сухой информации. Система эйдетики позволяет малышу с удовольствием окунуться в мир знаний и, главное, запоминать всю информацию быстро и максимально осмысленно. Использование образов и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания.

Эйдетика ставит перед собой следующие задачи:

  • стимулировать инициативу и стремление детей к познанию;
  • развить скрытые в каждом способности и таланты;
  • научить развернутой и осмысленной монологической речи;
  • способствовать развитию памяти, воображения, слухового и зрительного внимания.

Упражнения есть для самых разных групп: малыши, дошкольный возраст, школьники и студенты. Особенно эйдетика полезна для детей, так как она способствует их всестороннему развитию, улучшению памяти и повышению концентрации внимания, и при этом сам процесс запоминая представляет собой веселую и увлекательную игру, а это значит, что учеба будет приносить им только сплошное удовольствие. Таким образом, эта техника позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда придётся осваивать большие объемы информации, прибегая при этом к творческому подходу.

МЕТОДЫ

Первый метод — зрительная прорисовка. Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений при подготовке к школе. Ребенку это дается довольно тяжело, но если к контурам символа добавить детали, превращая сухие знаки в какой-либо предмет, то дело пойдет быстрее и легче. Например: шесть – замок, восемь – очки и так далее. 

Вот варианты предметов, которые получатся из цифр от 0 до 9.

  • Ноль — зеркало.
  • Единица — ёлка.
  • Двойка — лебедь.
  • Тройка — змея.
  • Четвёрка — парусник.
  • Пятёрка — морской конёк.
  • Шестёрка — кит.
  • Семёрка — бумеранг.
  • Восьмёрка — снеговик.
  • Девятка — воздушный шар.

 

Второй метод — мысленная прорисовка. Он подходит для запоминания стихотворений. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, А.С. Пушкина и представим дуб, русалку, ходящего по цепи кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

Ребёнок должен почувствовать и представить всё, о чем говорится в стихотворении.

 

Третий метод — запоминание точной информации. Эта техника включает в себя:

  • мнемонику. Эта специальная техника даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники — возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Или не менее известную подсказку для тех, кому не давались названия и порядок падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».
  • цепной метод представляет собой построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Например, нужно запомнить последовательность слов или картинок. Для этого придётся мысленно составить свой видеофильм или придумать сказку.

  • акровербальную технику (преобразование информации в стихотворную или песенную форму). Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. С детьми дошкольного возраста таким образом учим дни недели:

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал,

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Начинать заниматься можно с трехлетнего возраста. Нужно как можно чаще предлагать детям такие занятия. Нельзя заставлять, залог превосходного результата — интерес и хорошее настроение. Упражнения желательно выполнять в ходе ежедневных игр. На основе представленных примеров можно придумать множество интересных игр.

Упражнения на развитие внимания, фантазии, воображения

Найди лишнее. Для этого упражнения понадобятся карточки, либо можно создать мультимедийную презентацию и показывать задания на экране. Требуется исключить из списка предметов один, не связанный с остальными общими признаками. Порою разница бывает совершенно очевидна, но даже в этом случае дети могут удивить и даже рассмешить вас своими рассуждениями. Однако отвергать их доводы нельзя, иначе ребенок замкнется и побоится впредь высказывать свои мысли.  Например, среди этих картинок лишней можно назвать кукурузу. В ней нет косточек, в остальном есть. Еще один вариант — исключить виноград по цвету и т.д.

Воришка (Ищем, что пропало). Для этой игры также нужны карточки или мультимедийная презентация. Лучше начать с трех-четырех картинок и постепенно увеличивать их количество. Если игра проходит с картонными карточками, нужно разложить изображения на столе и внимательно рассмотреть их с ребенком. После попросить малыша отвернуться и забрать одну картинку со стола. Потом ему придется немного потрудиться и понять, какого же рисунка все-таки нет. Когда используется мультимедийная презентация, у нас появляется персонаж мышка-воришка, которая тащит всё, что плохо лежит либо прогрызает дырочки в картинках. Задача, которая стоит перед ребятами, вспомнить, что же было картинке, или какой предмет стащила мышка.

Что изменилось? Эта игра проводится при помощи мультимедийной презентации. На слайде появляется картинка. Просим ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить всё, что изображено. А чтобы запомнить, что было на ней, стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.

После этого появляется фея Шутка, которая начинает шалить, переставляя предметы местами или меняя их цвета. Задача малыша — угадать, что изменилось на картинке.

Как можно применить предмет. Предложите ребёнку проявить смекалку и найти как можно большее число вариантов применения какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Дети обычно называют следующие варианты: рисовать, писать, использовать как указку, строительный материал, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.  Таким образом, ребенок учится мыслить нестандартно, а в дальнейшем сумеет быстро найти выход из сложных ситуаций.

Упражнения на развитие образной и визуальной памяти

Образное мышление, на которое опирается эйдетика, также помогает улучшить память, учит быстро запоминать большой объем информации. Упражнений на развитие памяти, представленных в игровой форме, система эйдетики предлагает немало. Во-первых, они развивают речь ребёнка. Во-вторых, тренируют память (слова в вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой их назвали). В-третьих, такие упражнения помогут найти буйной фантазии ребёнка полезное направление.

Запомни слова. Суть данного упражнения — запомнить с первого раза определенный набор слов. Делать ставку здесь надо вовсе не на механическое бездумное запоминание, а на образное мышление. Для этого нужно заранее придумать смешную историю, в которой будут присутствовать эти слова или попросить детей придумать свою фантастическую историю, которая наверняка им отлично запомнится. Как правило, подобные забавные рассказы очень нравятся детям, и они без труда вспоминают, какие слова в них упоминались. Например, даны слова: телефон, карандаш, бант, шар, барабан, машина, самолет, чайник, конфеты. Можно придумать следующий рассказ: «У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Карандаш. Что Вам надо? Нужен бант. Иду на день рождения к шару. А шар такой большой, круглый, как барабан! Поеду к нему на машине, а лучше не поеду, а полечу на самолете. Он поставит чайник, и мы будем пить чай с конфетами!». А потом в голове как бы «снимаем» свой видеофильм.

Запомни картинки и образы. Потребуются карточки с изображением разных объектов: это могут быть картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек и т.д. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены, чтобы там встречались абсолютно все предметы с картинок и в той же последовательности. Для более взрослых деток можно усложнить задание: дать определенную тему. Например, детский сад, праздник, на море и так далее. Задание похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с точки зрения эйдетики. Предыдущее развивает образную, а данное — визуальную память.

Игра в ассоциации. В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень хорошо развивает память. Ассоциации могут быть образными и словесными. Играя в образные ассоциации, используем карточки или дидактические настольно-печатные игры. Играя в словесные ассоциации, называем любое слово и просим ребёнка назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Получается как "вопрос-ответ". Либо даем ребенку определенную инструкцию, например:

Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и объясни мне.

Отгадай, о какой группе предметов идет речь.

Отгадай название предмета по описанию.

Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это.

 Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.

Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.

Дети очень любят подобные развивающие игры. Использование ассоциаций развивает способность быстро находить оригинальные решения и генерировать оригинальные идеи.

Упражнения на развитие зрительного восприятия

Исследователи. Нужно постараться детально рассмотреть с ребенком какой-нибудь предмет. Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, надписей, повреждений, недостатков и прочих. Незаменимы в этом мнемотаблицы. Они помогают не только в развитии связной речи, но и в заучивании стихотворений, составлении описательных рассказов, пересказывании произведений художественной литературы и т.д. Подобные занятия затрагивают многие аспекты теории эйдетики. Здесь присутствуют и ассоциации, и запоминание на основе образов, и опора на наглядно-игровой материал.

Сыщики. В эту игру любят играть даже взрослые. Нужно загадать какой-нибудь предмет, который находится в поле вашего зрения. Задача ребенка — отгадать, что вы загадали, задавая наводящие вопросы. На помощь снова приходят мнемонические таблицы, которые использовались в игре «Исследователи», потому что из них можно извлечь максимальное количество признаков предмета для составления наводящих вопросов (Какого цвета? Формы? Размера? Из какого материала? и т.д.). Чтобы детям было понятнее, желательно сначала поменяться с ними местами: они загадывают, а взрослый отгадывает.

Упражнения на развитие слухового восприятия

Музыкальные инструменты. Для этой игры берем глубокую коробку и детские музыкальные инструменты. Сначала нужно поиграть ими с детьми, потом спрятать в коробку. Не доставая предмет из коробки, издаем звук каким-либо инструментом. Дети должны отгадать, что это за инструмент.

Теремок. Эта игра, как правило, используется для детей младшего дошкольного возраста, но ее можно усложнять и проводить с детьми постарше.  Снова потребуется коробка и игрушки или карточки с изображением разных животных. Можно использовать деревянный пальчиковый театр в домике.

Прячем все предметы в короб (или деревянный домик) и спрашиваем малыша: «Кто в теремочке живет»? При этом нужно дать подсказку, произнося характерные признаки или воспроизводя характерные звуки животного.

Учимся различать запахи

Нюхач. Потребуются небольшие коробочки (или пластиковые яйца от киндер-сюрпризов) и ароматные продукты либо ароматические масла. Это могут быть ароматы кофе, специй, цветов, фруктов, хвойных и т.д. Раскладываем их по коробочкам и просим детей рассказать, что там лежит. Можно усложнить задание: сделать среди всех коробочек две с одинаковым запахом и попросить малышей найти пару. Предварительно следует ознакомить детей с запахами и их источниками; а также пояснить, что чеснок, например, пахнет резко и остро, а лимон имеет бодрящий и освежающий аромат и так далее.

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. При постоянном использовании приемов эйдетики у детей формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности:

  • способность восприятия и запоминания разных видов информации;
  • устойчивость внимания;
  • способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний;
  • свобода и выразительность речи;
  • навыки продуктивного общения;
  • уверенность в своих силах.

 С тех пор, как эйдетика заявила о себе как эффективная развивающая система обучения, стали появляться школы, тренинги, взявшие её за основу. Как правило, относятся они к системе дополнительного образования, поэтому занятия проходят здесь 2 — 3 раза в неделю в зависимости от возраста ребенка. Однако педагоги детского сада могут использовать основы эйдетики во время игр и занятий с дошкольниками ежедневно. Несмотря на то, что данная концепция считается довольно молодым направлением в педагогике, она сумела себя зарекомендовать как высокоэффективная методика с отличными результатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....

"Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»

Методические рекомендации содержат основные правила, которые следует соблюдать используя загадки в работе с детьми дошкольного возраста; возможности использования загадок в различных видах деятельност...

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста Лэпбук «Дикие животные».

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста    Лэпбук ...

Методическая разработка как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём.Методическая разработка – это...

Методическая разработка «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»

Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, сопоставляет, уга...

Методическая разработка "Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста".

В данной методической разработке представлен опыт работы воспитателя Григорьевой Ольги Сергеевны. Данная методическая разработка «Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возрас...