"Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»
статья на тему
Методические рекомендации содержат основные правила, которые следует соблюдать используя загадки в работе с детьми дошкольного возраста; возможности использования загадок в различных видах деятельности педагога с детьми;раскрывают цели и задачи речевого развития,решаемые с помощью использования этой устной формы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»
Наверное не раз нам приходилось видеть картину: расшалившиеся дети- шум, гам, суета. Как их угомонить, как привлечь к себе внимание ? Тогда взрослый предлагает детям отгадать загадку , и тут же несколько пар заинтересованных детских глаз устремляются на него.
Чем же привлекает детей загадка?
Загадка кратка по форме и в тоже время имеет элемент игры и соревновательности, а это очень любят дети.
Чем же привлекательна загадка для педагогов и заботливых родителей?
Загадки дают возможность взрослому в легкой непринужденной форме подтолкнуть детей к серьезной аналитической и речевой работе, причем это может происходить в любое удобное время и в любом месте( на прогулке, в группе, дома, в транспорте и т.д.), то есть загадки имеют большой развивающий и обучающий потенциал, а именно:
Речевое развитие
- Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
-Помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.
- Загадка - наилучшая форма для развития доказательной речи дошкольников .Дети учатся лаконично аргументировано строить свой ответ доказательство.
- Яркий и образный язык, используемый в загадках, способствует развитию у детей « поэтического взгляда на действительность.
- Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними собственно и начинается с загадки.
Умственное развитие
- Направляет внимание детей на предметы, явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначении этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Формирование коммуникативных навыков
- Умение внимательно слушать собеседника.
- Умение в корректной форме доказывать свою точку зрения.
- Учит сопереживать чужой неудачи и искренне радоваться чужому успеху.
Всем загадка хороша и способна решать целый комплекс педагогических задач, но чтобы использовать ее наиболее эффективно ,необходимо знать следующие правила .
Правила работы с загадкой.
- Учитывать речевые и возрастные особенности детей.
- Загадываемый объект должен быть хорошо знаком детям, особенно те его свойства, о которых будет говориться в загадке. Чем меньше ребенок- тем проще загадка. В ней должны упоминаться основные ярко выраженные признаки загадываемого предмета. Например: « Лает, дом охраняет»
- Детям постарше можно загадывать загадки на второстепенные признаки с использованием не сложных метафор и образных сравнений. Например : « В лесу – чудо, растет блюдо»
- Читать загадку надо не торопясь, можно несколько раз.
- Если дети затрудняются, надо прочитать загадку еще раз и интонационно выделить наиболее важные места в загадке.
- Можно задать наводящие вопросы по тексту загадки, что в дальнейшем послужит планом доказательства.
- Обязательно надо загадывать разные загадки об одном и том же.
- Если ребенок отгадал загадку, обязательно задайте вопрос: « Как ты догадался? Докажи , что это…» При ответе побуждайте ребенка использовать речевые конструкции: « Я так считаю, потому что…. Это…., потому что…..»
- Если ребенок не может отгадать загадку необходимо выяснить , все ли слова ему понятны.
- Если чувствуйте, что загадка сложна для ребенка, не следует допускать бездумного перечисления возможных отгадок, отложите эту загадку на потом, переключите внимание ребенка на другое задание или загадку.
- Если ребенок отгадал загадку и доказал правильность своего решения, обязательно похвалите его и искренне порадуйтесь его успехам.
Как можно использовать загадку в работе с детьми
1 Как организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед.
- В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадка вносит определенную "живинку" в занятия, она заставляет по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
2 Как способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении.
- С этой целью Загадки используются в конце занятия или в процессе любой деятельности в течении дня. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.
3. Как элемент праздника или игры, во всех видах деятельности детей.
- Проведение досугов, викторин, игр .Например Занятия полностью посвященные загадкам из цикла " В гостях у Бабушки Загадушки"( " Прятки с загадками", " Волшебный сундучок", " Что? Где? Когда?")
Загадка может быть использована как:
- - .организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед.
- Загадка вызывает интерес, переключает внимание детей.
- - способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении.
- С этой целью Загадки используются в конце занятия или в процессе любой деятельности в течении дня.
- - как элемент праздника или игры, во всех видах деятельности детей.
- Проведение досугов, викторин, игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации....
Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, со...
«Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
использование загадок в образовательном процессе...
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста...
Методическая разработка «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, сопоставляет, уга...
«Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову. Особое место загадка занимае...
Методическая разработка Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации...