Конспект занятия Учимся выбирать подарки
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Занятие рассчитано на группу из 7-12 человек, в т.ч. группу компенсирующей направленности для детей с ТНР,  7-8 лет. В ходе занятия дети выводят правила удачного  выбора подарка, размышляют, можно ли дарить животных и при каких условиях, учатся вставать на место другого человека и учитывать потребности, интересы,  желания окружающих людей. В занятии используются методы психогимнастики,  музыкальной терапии, приём дискуссиионного обсуждения, элементы приёма "мозговой штурм".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта совместной образовательной деятельности педагога-психолога с детьми

Автор конспекта

Попова Анна  Анатольевна

Возрастная группа

Подготовительная  к школе группа, компенсирующей направленности для детей с ТНР, 6-8 лет

Форма организации,

количество обучающихся

Групповое занятие,  12 человек.

Тема занятия

Учимся выбирать подарки

Используемые технологии и методы

 коммуникативная деятельность с элементами психогимнастики и  музыкальной терапии

Цель занятия

Создать условия для формирования умения выбирать подарки с учётом потребностей и интересов  партнёра по общению

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

1. Способствовать уточнению, расширению и активизации словарного запаса

2. Обеспечить условия для развития навыка обобщения информации и формулирования выводов

Обеспечить условия для развития эмпатии,  умения встать на место другого человека, видеть мир его глазами

Воспитывать умение учитывать мнение, потребности и интересы другого человека в процессе общения и выбора подарка.

Предварительная работа

Выполнение рисунка «Желанный подарок»

Материалы

Запись песни «Подарки» (Олег Попов),  картинки с изображением подарков (подарочные коробочки, велосипед, сладости, кукла, машинка, щенок, котёнок, конструктор, потрясающий вид с горы, билеты в театр, сертификат в магазин, путёвка на море, улыбка, массаж,  щенок в подарочной коробке),  условные значки «Важно!», картинки  с изображением зверей  и предпочитаемых ими лакомств (медвежонок, мёд, козлёнок, капуста, щенок, косточка, котёнок, миска молока, жеребёнок, овёс и т.д.),  

Ход занятия.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

I.Вводный (организационный момент)

Ритуальное приветствие. Определение темы и целей занятия. Педагог подводит к пониманию темы посредством загадки

Если ты хочешь, чтоб праздник был ярок, тогда приготовь для любимых…(подарок)

Он может быть огромным,

А может – небольшим,

Ведь главное, подарен

Он будет от души!

Посвятим наше занятие теме подарков и попробуем сформулировать правила выбора подарков, раскроем секреты, как сделать подарок особенно приятным.

А важные мысли, выводы, открытия, сделанные вами на занятии,  будем отмечать вот таким знаком «важно!» (жёлтый круг с восклицательным знаком)

Дети располагаются в кругу, отгадывают загадку, называют варианты предполагаемой темы

Активизация внимания детей.

Положительный эмоциональный настрой.

Мотивация на достижение целей занятия

Актуализация знаний

Педагог интересуется у детей, легко ли, по их мнению,  выбирать подарки?

Проводит упражнение «Самым лучшим подарком  для меня было бы…»

Рефлексия:

- Есть ли  среди вас те, кто почувствовал, что его невнимательно слушают товарищи? Что вы чувствовали, когда вас внимательно слушали / не слушали товарищи?

- Кто помнит, о чём мечтает Игорь, Катя...?

Представляя заранее сделанный рисунок, делятся мечтами о желанном подарке, например, конструкторе, щенке, велосипеде.

Отвечают на вопрос об испытываемых позитивных / негативных эмоциях

Эмоциональная вовлечённость и практика слушания друг друга

Тренировка осознания и называния своих чувств, предоставления обратной связи, слушания товарища

II Основной этап.

Открытие детьми нового знания

Рефлексия

Самостоятельное применение нового знания на практике.

III. Заключительный этап.

Итоги.

Рефлексия.

Проводит игру «Отыщи подарки», направленную на выяснение, что в понимании детей является подарком, а что нет

Совместный анализ выбора детей:

 - Как вы определяли, какое изображение относится к подарку, а какое – нет?

 Чтобы разобраться, нам  надо определиться, по каким признакам мы определяем, что это подарок.

- Какие чувства, эмоции вызывают подарки?  

- Что хочет нам показать человек, преподносящий подарок?

- В чём отличие подарка от покупки?

- Исходя из названных вами признаков подарка,  могут ли поход в цирк, поездка на море,  участие в мастер-классе, сертификат в любимый магазин, путешествие, сеанс массажа, комплимент, улыбка считаться подарками?

- Можем сделать вывод, что подарки бывают разными и подарками могут быть не только вещи и предметы, которые можно потрогать, но и впечатления, новый опыт, новые ощущения, эмоции, интересные занятия, новые знания?

Музыкальная физминутка под песню Олега Попова «Подарки», просит детей не только повторять выразительные движения, но и обратить  внимание на содержание песни

Чего не дарят людям в день рождения…

Фантазии гостей предела нет

Одни приходят с книжками для чтения

Другие с целым ворохом конфет

А мне подарили      2 раза

Белку,

жука

и синицу

А мне подарили     2 раза

Зайца,

Ежа,

И сову

И может вполне    2 раза

Вполне в зоопарк превратиться

Квартира моя     2 раза

Квартира в которой живу

Кому-то принесли в подарок удочку

Кому-то мотороллер заводной

Я так мечтал, что мне подарят дудочку

Подарков сто, а дудки ни одной!

- Ребята, какое чувство вы испытываете по отношению к герою песни?

- Как вы думаете, что чувствовал герой, получив такое количество необычных и нежданных подарков?

- Почему  герой песни огорчён, ведь гости хотели порадовать именинника? В чём была их ошибка?

- А бывало ли так, что вы тоже, выбирая подарок, больше думали  о том, что купили бы это  для себя, не задумываясь,  нужна ли, порадует ли  эта вещь того, кому вы собрались её подарить? Случалось ли с вами такая ситуация, что вашему подарку не рады?

Благодарит детей за искренние высказывания

Подводит детей к выводу.

- Выбирая подарок, чьи интересы, желания и потребности надо учитывать в первую очередь: свои или того, кому даришь подарок?

Упражнение «Трудный выбор».

Предлагает детям разделиться на 2 команды: тех, кто считает, что подарить животное – это хорошая идея, и тех, кто считает, что животных лучше не дарить.

Помогает членам команд находить,  формулировать аргументы, подтверждающее то или иное мнение, задаёт наводящие вопросы, обращает внимание на необходимость учёта интересов животного, готовность человека ухаживать за живым существом, согласие родителей на появление нового члена семьи и др.

Выслушав доводы команд, помогает сформулировать вывод,   называет ту команду, которая была более убедительна, и предлагает остальным поздравить её аплодисментами, пожать руки, сказать слова одобрения, похвалы друг другу.

 

Проводит игру «Выбери подарок». Предлагает детям по очереди наугад вытягивать картинку с животным, не показывая её остальным, изобразить животное, затем выбрать для него подходящий подарок-лакомство

- Какие задания вас особенно заинтересовали ?

- Что было для вас удивительным или трудным сегодня?

- Изменилось ли ваше мнение о том, как выбирать подарки?

- Какими правилами вы будете руководствоваться, выбирая подарок?

 

Проводит ритуальное прощание

Анализируют варианты, представленные на картинках сравнивают, обмениваются мнением, что можно назвать подарком, а что нельзя, распределяют изображения в коробочки с надписью «подарки» и «другое»

выделяют существенные признаки подарка, отвечая на вопросы педагога:

- приятные, радостные, положительные чувства вызывают,

-хорошее к нам отношение, симпатию, любовь, расположение

достаётся нам даром,  преподносится  бескорыстно, не предполагая обмена на что-либо

Делают вывод, что подарками могут быть не только конкретные вещи и предметы, которые можно потрогать и красиво упаковать). Складывают все картинки в коробку «подарки» и отмечают первый вывод знаком «Важно!», прикрепляя его к доске.

Повторяют за педагогом выразительные движения под музыку

«хватаются за голову»

округляют глаза

ладони совмещают, «раскрывая книгу»

руки в кольцо перед собой

руки поочерёдно прикладывают  к груди

«грызут орешки»

«рассматривают на ладони»

«машут крыльями»

«ушки на макушке»

Ладони с растопыренными пальцами к голове

Крутят головой в стороны

« испуганно хватаются за голову»

Закрывают ладонями глаза

Протягивают руки вперёд, в стороны

Руки «домиком» над головой

«забрасывают удочку»

Руки на «руле» кулачки подкручивают

«дуют в дудочку»

Расстроено осматриваются по сторонам

Возвращаются в круг, отвечают на вопросы психолога:

«сочувствие, жалость, желание утешить»

«разочарование, досаду, растерянность, неприятные чувства»

«потому что гости подарки выбрали на свой вкус, не спросив пожелания, не учтя его интересов и предпочтений»

Приводят примеры из жизни

Делают совместный вывод:

выбирая подарки, нужно ориентироваться на  интересы, вкусы, желания человека, которого хочешь порадовать, а не на свои)

Отмечают сделанный вывод знаком «Важно!» на доске

Каждая команда,  посовещавшись  2 минуты, называет доводы в пользу своей точки зрения:

«животное радует больше всего»

«родители могут быть против»

«появится четвероногий друг, тот о ком можно заботиться»

«с ним можно  играть»

«можно не угадать с породой, размером, цветом, характером животного»

«с животным нескучно»

«может быть аллергия на шерсть»

«животное успокаивает хозяина, полезно для души»

«животное потребует дополнительных затрат» и т.д.

Совместно с психологом делают вывод, что дарить животных очень рискованно и надо учесть множество факторов, чтобы подарок радовал всех. Лучше воздержаться от такого подарка.

Соперники пожимают друг другу руки, поздравляют с успешной защитой своей позиции. Отмечают вывод знаком «Важно!» на доске.

Изображают я животное с помощью мимики  и пантомимы, выбирают лакомство, руководствуюсь полученными знаниями

Дети по желанию отвечают на вопросы.

Соединяют руки, желают друг другу хорошего дня

Развитие мыслительных функций, навыков убеждения, донесения своих мыслей до партнёра по общению

Развитие аналитических способностей

Расширение представлений о возможных способах порадовать близких

Физическая разрядка, отдых, эмоциональное раскрепощение

Тренировка передачи эмоций посредством невербальных средств (мимики и  жестов)

Развитие эмпатии, умения поставить себя на место другого человека, посочувствовать ему

Выстраивание причинно-следственных связей

Формирование адекватной самооценки, правильного отношения к ошибкам и промахам

Развитие навыков работы в команде, ведения дискуссии

слушания друг друга,  поиска аргументов, рассмотрения проблемы с разных сторон

Формирование позитивного восприятия чужого успеха и умения радоваться за других

Способствование раскрепощению, свободному самовыражению, закреплению знаний

Развитие умения понимать свои чувства, осознавать  ограничения

Позитивный эмоциональный заряд на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Подарки мойдодыра" средняя группа

Занятие на тему: "Подарки Мойдодыра"Цель: продолжать укреплять и охранять здоровье детей; совершенствовать культурно-гигиенические навыки; развивать речь детей, обогащать словарь; закреплять умения вы...

Конспект занятия по изодеятельности "Подарки для детей Донбаса" для детей 5-7 лет

Цель: Создать новогоднюю поздравительную открытку.Задачи: Учить правильно составлять композицию. Закреплять навыки рисования тонких линий концом кисти. Воспитывать в детях сострадание, желание помочь ...

Конспект занятия по математике "Подарки от куклы Маши"

Занятие по математике во 2 младшей группе«Подарки от куклы Маши»Цель:    Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее о...

Конспект занятия по лепке «Подарки для белочки» во второй младшей группе

Конспект занятия по лепке«Подарки для белочки» во второй младшей группе...

Конспект занятия по лепке.«Подарки для белочки

lКонспект занятия по лепке«Подарки для белочки» во второй младшей группеКонспект занятия по лепке во второй младшей группе на тему: «Подарки для белочки»Цель:Воспитывать у дете...

Конспект занятия "Я выбираю"

Развитие у детей представлений о выборах....