Рабочая программа педагога-психолога 2022-2023 учебный год
рабочая программа по психологии (старшая, подготовительная группа)
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, подготовительных к школе групп и групп компенсирующей направленности для детей с ОНР
Программа составлена в соответствии с законодательной базой разного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2022-2023_2.docx | 120.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7 «УЛЫБКА» г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413840 Саратовская область, г. Балаково, ул. Н. Леонова, 10, тел / факс: (8 845 3) 62-25-20.
БИК 046359000, ИНН 6439047768, ОКПО 51418118, КПП 643901001
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
Детский сад № 7
_____Е.В. Мельниченко
«__»___________2022
Приказ №____
Рабочая программа педагога-психолога
Гузановой Татьяны Сергеевны
на 2022-2023 учебный год
Принято на заседании
Педагогического совета
МАДОУ детский сад № 7
«__»___________2022 г.
Протокол№____
г. Балаково 2022 г
Содержание
I. Пояснительная записка.
1. Перечень нормативных документов, на основании которых осуществляется образовательная деятельность…………………………………………………………….....................................................3
2. Программно-методический комплекс…………………………………..……………………………..4
3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.…………...…………………………….4
4. Цели, задачи и принципы реализации рабочей программы педагога-психолога…………………..6
5. Особенности образовательной деятельности ……………………………………………...................6
- Расписание непосредственно образовательной деятельности…………………………......................6
-Формы организации детей………………………………………………..……………………………...7
- Содержание коррекционно-развивающей работы с учётом требований ФГОС ДОУ……………...7
- Основные методы обучения……………………………. ……………...…........................................... 8
Структура НОД с детьми…………………….…………………………………………………………..8
- Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы………………….8
- Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения программы ……………………………………………………………………………………...9
6. Условия и средства реализации рабочей программы……………………………………………….10
- Материально-техническое обеспечение…………………………………............................................10
- Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………...........................10
- Среда ближайшего социума…………………………………………………………………………...12
7. Взаимодействие с родителями………………………………………………………………………..12
II. Основная часть программы.
- Структура программы………………………………………………………………………………….13
- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 5-6 лет (подгрупповая форма)………………...14
- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет (подгрупповая форма)………………...15
- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 5-6 лет (индивидуальная форма)……………...16
- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет (индивидуальная форма)……………...17
- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по коррекции и развитию процессов познавательной сферы детей 6-7 лет (подгрупповая форма)………………….18
- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по коррекции и развитию психологической готовности к школьному обучению…………………………………….19
I. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, подготовительных к школе групп и групп компенсирующей направленности для детей с ОНР
Программа составлена в соответствии с законодательной базой разного уровня:
1. Нормативно-правовая база рабочей программы
Федеральный уровень |
10. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО». 11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». 12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс].─ Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/ |
Региональный уровень |
1. Приказ министерства образования Саратовской области от 24.04.2014 № 1177 «Об организации научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ОУ (№ 1177)). |
Уровень МАДОУ детский сад № 7 «Улыбка» |
1. Устав МАДОУ детский сад № 7 «Улыбка» от 16 августа 2017 года № 3533 2. Лицензия МАДОУ детский сад № 7 «Улыбка» на право осуществления образовательной деятельности от 12 января 2015 года № 1752 |
2. Программно-методический комплекс.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013 г. № 1155); с учётом Основной образовательной программы, МАДОУ детский сад № 7 «Улыбка», «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дрофеевой.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, составлена на основе: программы дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» под редакцией Л.Г. Петерсон; программы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ТЫ, МЫ» под редакцией О.Л. Князевой и Р.Б. Стёркиной; программы по эмоциональному развитию детей дошкольного и младшего возрастов «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» под редакцией С.В. Крюковой, Н.П. Слободняк.
3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) | Группа с ТНР (5-7 лет) | |
Восприятие | Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов. | Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. | Нечёткое слуховое восприятие, слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слова. Недостаточность зрительного восприятия, дети затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Пространственные нарушения проявляются и при рисовании. |
Внимание | Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7. | Увеличивается устойчивость внимания (20-25 минут). Объем внимания составляет 7-8 объектов. | Внимание детей не устойчивое, низкий уровень произвольного внимания. С трудом сосредотачивают внимание на анализе, условий поиска различных способов и средств в решении задач. |
Память | Начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д. | К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память. | У детей с ТНР зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нормально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание. |
Мышление | Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления, формируются операции логического сложения и умножения классов. Так, дети при группировании объектов могут учитывать два признака, способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения. | К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. | Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно. |
Воображение | Характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. | Характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка. | Воображение, являясь непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям, тесно связано с речью. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения. |
Речь | Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. | Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Начинает формироваться письменная речь. Увеличивается словарный запас – 3000 слов | Нарушение артикуляционной моторики (медленные, неточные, не полные движения губ и языка; ограничение движений языка вверх и в стороны; отсутствие более сложных движений) сочетающиеся с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук. Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков. |
4. Цель, задачи и принципы реализации рабочей программы
педагога-психолога.
Цель | Задачи | Принципы |
Всестороннее развитие всех психических процессов с учётом возможностей, потребностей и интересов дошкольника. | Корректировать эмоциональное, личностное и коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет; - повышать уровень познавательных способностей детей 6-7 лет; - повышать уровень психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет. |
детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов)
на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при которых сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
|
5. Особенности организации образовательной деятельности.
Расписание непрерывной образовательной деятельности.
День недели | НОД | Время |
Понедельник | Индивидуальная работа с воспитанниками. Коррекционно-развивающая деятельность, познавательная сфера. | 10.00-11.30 11.30-12.00 |
Вторник | Индивидуальная работа с воспитанниками. Коррекционно-развивающая деятельность, эмоционально-личностная сфера. | 9.30-11.00 11.30-11.50 |
Среда | Коррекционно-развивающая деятельность, познавательная сфера. Индивидуальная работа с воспитанниками. | 9.30-10.00 10.30-12-00 |
Четверг | Коррекционно-развивающая деятельность, эмоционально-личностная сфера. Индивидуальная работа с воспитанниками. | 9.30-9.50 10.30-12.00 |
Пятница | Индивидуальная работа с воспитанниками. Коррекционно-развивающая деятельность, эмоционально-личностная сфера или познавательная сфера. | 9.30-11.00 11.30-11.50 |
Формы организации детей.
Формы | Индивидуальная | Подгрупповая |
Задачи | Выбирать и применять упражнения, направленные на устранения нарушений эмоционально-личностной сферы. На занятиях установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством изучаемого материала, корригировать психические процессы сгладить невротические реакции. Продолжительность индивидуальных занятий не более 20-25 мин. для детей старшей группы, не более 30 мин. для детей подготовительной к школе группы, частота их проведения 1 раз в неделю. | Воспитать навык коллективной работы. Научить детей работать сообща, в парах и самостоятельно. Для подгрупповых занятиях объединяются дети, имеющие сходный уровень развития эмоционально-личностной или познавательных сфер. Продолжительность подгрупповых занятий с детьми старших групп не более 25мин. 1 раз в неделю, а с детьми подготовительных к школе групп не более 30 мин. 1 раз в неделю. |
Выбор формы организации детей осуществляется на основе результатов психолого-педагогической диагностики.
Содержание коррекционно-развивающей работы с учётом требований
ФГОС ДО
Содержание коррекционно-образовательной работы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывают следующие структурные элементы, представляющие определённые направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
№ п\п | Направления развития | Цель |
1 | Познавательное развитие. | Развитие у детей познавательных интересов через решение логических задач; тренировка всех процессов познавательной сферы. |
2 | Речевое развитие. | развитие всех компонентов устной речи в различных видах и формах детской деятельности. |
3 | Социально-коммуникативное развитие. | умение ребёнка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. |
4 | Художественно-эстетическое развитие. | формирование эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений; удовлетворение потребностей в самовыражении. |
5 | Физическое развитие. | развитие общей и мелкой моторики, умения контролировать свои движения и управлять ими. |
Процесс развития личности ребёнка обеспечивается в различных видах общения, а так же в игре. Образовательный процесс, строится на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательного процесса.
Основные методы обучения | |
Игры, направленные на развитие познавательных процессов. | Игры, направленные на развитие коммуникативных способностей, успешной социализации, усвоение норм и правил поведения. |
Упражнения направленные на стабилизацию эмоционального фона. | Упражнение направленные на коррекцию поведения. |
Игры малой подвижности. | Элементы изотерапии. |
Элементы сказкотерапии | Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы). |
Структура НОД с детьми.
№ п\п | Наименование | Описание |
1 | Ритуал приветствия. | Позволяет создавать атмосферу доверия и принятия, на подгрупповых занятиях – способствует сплочению детей. |
2 | Разминка. | Выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие напротив, направленные на снятия эмоционального возбуждения (пальчиковые игры, музыкальные и танцевальные игры, упражнения с элементами психогимнастики). |
3 | Основная часть (1-3 упражнения). | Совокупность упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. |
4 | Ритуал прощания. |
№ п/п | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы. |
1 | Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.), способен выбирать себе род занятий. |
2 | Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, активно участвует в совместных играх. |
3 | Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно правит своими чувствами, старается разрешать конфликты, умеет выражать, отстаивать свою позицию по разным вопросам. |
4 | Ребёнок проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается. |
5 | Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах детской деятельности и прежде всего в игре. |
6 | Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности. |
7 | Ребёнок проявлять ответственность за начатое дело. |
8 | Ребёнок «открыт» новому (проявляет стремление к получению знаний) |
9 | Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира. |
10 | Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации. |
11 | Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. |
Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.
Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания диагностики.
При проведении психолого-педагогической диагностики используются как низкоформализованные методы (наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности), так и высокоформализованные методы (тест-игра, диагностические игровые задания, проективные техники – интерпритация картинки, окончания произведения, завершения предложения).
Периодичность психолого-педагогической диагностики: 2 раза в год (первая неделя октября, третья неделя мая для детей 5-6 лет, четвёртая неделя сентября, конец апреля для детей 6-7 лет). Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности методов. Периодичность позволяет не переутомлять детей и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание психолого-педагогической диагностики тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Система психолого-педагогической диагностики проводится по диагностическим пособиям, предложенным следующими авторами:
- Н.Е. Веракса. Диагностика готовности ребёнка к школе. М.: Мозайка-Синтез, 2008.
- Е.Б. Кучерова. Диагностика эмоциональных состояний дошкольника. – М.: Генезис, 2002.
- А.Н. Веракса. Индивидуальная психологическая диагностика: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2014г.
- Н.И. Гуткина. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПБ.: Питер, 2004г.
Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогической диагностики является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации в оптимальные сроки.
Диагностика эмоционально-личностной сферы. |
Определение уровня развития коммуникативной сферы общения проводится по методике «Капитан корабля», автор Е.А. Рыбак. Стимульный материал: рисунок корабля или игрушечный кораблик. Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают корабль и задают ряд определённых вопросов, которые, как правило, не вызывают у детей особых затруднений. По результатам ответов составляется социометрическая таблица. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников, могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы, попадают в группу отверженных (или игнорируемых). Определение уровня самооценки проводится по методике «Лесенка». Эта методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают близкие люди и как соотносятся эти представления между собой. Выявления уровня взаимоотношений в семье, показатель стабильности эмоционального фона исследуется с помощью рисуночного теста «Моя семья». Эта проективная методика выявляет специфику восприятия ребёнком той ситуации, в которой он находится, его актуальные потребности, страхи, желания. Определения уровня социализации проводится при помощи диагностической беседы «Нравится ли тебе в детском саду?». Эта диагностическая беседа определяет эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду. (Приложение № 1). |
Диагностика развития познавательной сферы. |
- Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» - исследование зрительного восприятия; - методика «Узнай кто это» - исследование зрительного восприятия; - методика «Чем залатать коврик?» - исследование процессов восприятия; - методика «Проставь значки» - оценка переключения и распределение внимания; - методика «Придумай рассказ» - исследование воображения; - методика «Придумай игру» - исследование воссоздающего воображения; - методика «Зашумлённые изображения» А.Р. Лурия – исследование процессов мышления (синтез); - методика «Времена года» - исследование процессов мышления (обобщение); - методика «Нелепицы» - исследование процессов мышления (анализ); - методика «Узнай фигуру» - исследования процессов памяти. (приложение № 2). |
6. Условия и средства реализации рабочей программы.
Материально – техническое обеспечение. |
Пространство кабинета педагога-психолога организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, кабинет разделён на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Выделяются следующие зоны:
Материально-техническая оснащённость рабочего места подразумевает оборудование кабинета мебелью и техническими средствами. Удобная и функциональная мебель, разумно подобранная и расставлена:
простые карандаши, акварельные краски, кисточки, альбомы для рисования, куклы для театра, мяч).
|
Учебно-методическое обеспечение. |
В учебно-методическое оснащение входят:
В набор практических материалов для коррекции и развития психических процессов входят пособия по развитию эмоционально-личностной и эмоционально-волевой сфер 5-6 лет: - демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально «Наши чувства и эмоции»; - наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам. Кем быть?»; - эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроения»; - демонстрационный материал. Беседы по картинкам «Я расту»; - демонстрационный материал. Беседы по картинкам «Чувства. Эмоции»; - демонстрационный материал. Беседы по картинкам «Я и моё поведение» - демонстрационный материал. Беседы по картинкам «Я развиваюсь»; - сборник игр на эмоции. Пособия по развитию познавательной сферы 6-7 лет: - развивающая игра «Весёлые клеточки»; - наглядно-дидактические пособия. Рассказы по картинкам «Весна», «Осень», «Родная природа», «Мой дом». - настольная игра «ДО и ПОСЛЕ»; - наглядно-дидактическое пособие «Четвёртый лишний»; - развивающая игра «Загадочные картинки»; - тестовые задания для проверки знаний детей 5-7 лет «Готов ли ты к школе. (Память, мышление, внимание)»; - настольная развивающая игра «Выбери картинку»; - развивающая игра «Найди по описанию»; - настольная развивающая игра «Подбери по цвету и форме»; - задание для подготовки к школе «Развиваем внимание»; - развивающие игры-лото «В мире животных», «Что быстрее, кто сильнее»; - развивающие игры: «Противоположности», «На что это похоже?» - развивающая игра для дошкольников «найди четвёртый лишний»; - развивающая игра для пальцев рук «Мистер Твистер». |
В учебно-методическое оснащение также входит и библиотека практического психолога:
- литература по общей психологии; - литература по детской психологии;
- литература по педагогической психологии; - диагностическая литература;
- коррекционно-развивающая литература; - литература для родителей;
- литература по правовым вопросам; - периодические издания.
Название | Автор | Издательство | Год |
Практический психолог в детском саду. | А.Н.Веракса, М.Ф. Гуторова | МОЗАЙКА - | 2014 |
Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. | А. Н. Веракса | МОЗАЙКА – СИНТЕЗ | 2014 |
Задержка психического развития у детей: методические принципы и технология диагностической и коррекционной работы | М.О. Винник | «Феникс» | 2007 |
Проектная деятельность дошкольников (для занятий с детьми 5-7 лет) | Н.Е. Веракса | МОЗАЙКА - | 2014 |
Индивидуальная психологическая диагностика (ребёнка 5-7 лет) | А. Н. Веракса | МОЗАЙКА - | 2012 |
Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период | О.Е. Белова | «Учитель» | 2015 |
Педагогическая диагностика (развитие детей перед поступлением в школу) | Т.С. Комарова | МОЗАЙКА - | 2013 |
Родительские собрания в ДОУ | О.Л. Зверева, Т.В. Кротова | «Айрис-пресс» | 2007 |
Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников | Я.Л. Коломенский Е.А. Панько | «Линка-Пресс» | 2009 |
Развитие познавательных способностей дошкольников (для занятий с детьми 4-7 лет) | Е.Е. Крашениннико | МОЗАЙКА - | 2014 |
Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка | О.Л. Иванова | «Речь» | 2009 |
Среда ближайшего социума.
- Взаимодействие с родителями.
Данная программа предполагает участие родителей. Консультирование родителей может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Число встреч с родителями не ограничивается. Консультации с родителями обязательные по итогам диагностики. Взаимодействие с родителями подразумевает также анкетирование по различным темам и запросам родителей. Взаимодействие с родителями осуществляется в течение всего рабочего времени по расписанию педагога-психолога. (Приложение 4)
II. Основная часть рабочей программы педагога-психолога на
2022-2023 учебный год.
Структура программы.
Часть программы по эмоционально-личностному развитию состоит из трёх основных разделов программы О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной « Я, ТЫ, МЫ», включающих в себя блоки психолого-педагогических технологий программы С.В. Крюковой, Н.П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь».
Раздел 1. «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач:
- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения;
- понять, что он, как и каждый человек, уникален и не повторим.
Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребёнок должен знать, что он может, а что ему не удаётся. Его возможности ещё ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, что не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребёнка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае, взрослые должны помогать ребёнку, поверить в свои силы.
I Блок. «Я и мои эмоции»
В этом блоке собраны игры и упражнения направлены на закрепление навыков самообладания, внимании к самому себе, к своим переживаниям, желаниям, преодолению неуверенности, развитию положительной самооценки.
Раздел 2. «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучаем ими пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Педагог способствует постепенному сознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что своё внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаём, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
II Блок. «Я + Я»
Здесь содержаться игры и упражнения, направленные на закрепления и обогащение у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных способностей других людей. Формирование внимательного отношения к людям и друг другу. Развития языка эмоций с помощью: жестов, мимики и пантомимики.
Раздел 3. «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Педагог обучает детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы поведения.
Педагог помогает ребёнку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приёмам их самостоятельного разрешения.
III Блок. «Я и моё окружение».
В этом разделе собраны игровые упражнения, направленные на успешную социализацию дошкольников. Понимание и соблюдение норм и правил поведения в обществе. Игры, направленные на развитие коммуникативной сферы общения: преодоления конфликтов, умение анализировать своё поведение.
Содержание программы по развитию процессов познавательной сферы основано на учебно-методическом пособии Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Игралочка – ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет». Это пособие ориентировано на комплексное развитие личности ребёнка: развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знания не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Возрастные особенности детей 5-7 лет требуют использование большей частью игровой формы деятельности. Поэтому в рабочей программе большое количество игровых упражнений.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологический комфорт, обеспечивающий их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, веры в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха – необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.
Содержание программы по психологической готовности к школе строится на основе цикла занятий, предложенных в Пособиях для психологов и педагогов «Практический психолог в детском саду», 2-е издание под редакцией А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторовой и «Коррекционных сказок для успешной адаптации к обучению в школе» М.А. Панфиловой.
Перспективное планирование непосредственно-образовательной
деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной
сферы детей 5-6 лет (подгрупповая форма)
№ п /п | Тема | Цель | Дата проведения |
Раздел 1. Уверенность в себе. I Блок. «Я + Я»
1 | Знакомство | Обеспечить развития чувства принадлежности к группе, обеспечить развитие навыков позитивного социального поведения. | Ноябрь |
2 | НОД № 2 | Обеспечить развития чувства единства, сплочённости. | Ноябрь |
3 | НОД № 3 | Обеспечить умение действовать согласованно, пробудить чувство эмпатии. | Ноябрь |
4 | НОД № 4 | Способствовать развитию самоуважения детей, формированию рефлексии эмоциональных состояний. | Декабрь |
5 | НОД № 5 | Повышать у детей уверенность в себе, способствовать развитию позитивного отношения к сверстникам. | Декабрь |
6 | НОД № 6 | Обеспечить развитие лучшего понимания себя и других. | Декабрь |
7 | НОД № 7 | Способствовать повышению групповой сплочённости; способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств. | Декабрь |
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды. II Блок. «Я и мои эмоции»
8 | Радость | Обеспечить узнавание чувства радости; Обеспечить развития способности понимать эмоциональное состояние другого человека. | Январь |
9 | Радость | Обеспечить воспроизведение чувства радости; обеспечить развития умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. | Январь |
10 | Грусть | Обеспечить узнавание чувство грусти; способствовать развитию навыков саморегуляции. | Февраль |
11 | Удивление | Обеспечить узнавание чувства удивления; способствовать закреплению мимических навыков. |
12 | Интерес | Обеспечить узнавание чувства интереса; обеспечить развития воображения; обеспечить запоминания элементов выразительных движений. | Февраль |
13 | Злость | Обеспечить узнавания чувства злости; снятия психоэмоционального напряжения. | Февраль |
14 | Злость | Продолжение знакомства с чувством злости, развития умения справляться со злостью. | Март |
15 | Страх | Обеспечить развитие умения детей выражать чувство страха в мимике и движениях; обеспечить развитие умения справляться с чувством страха. | Март |
16 | Любовь | Обеспечить узнавание чувства любви; способствовать формированию у детей умения любить окружающих. | Март |
17 | Итоговое | Обеспечить усвоение полученных знаний и умений; обеспечить усвоение умения различать чувства. | Март |
Раздел 3. Социальные навыки. III Блок. «Я и моё окружение»
18 | Дружба | Добиться усвоение понятия «дружба»; способствовать развитию взаимопонимания между детьми. | Апрель |
19 | Мои друзья | Обеспечить узнавание качеств«доброта» и «взаимовыручка»; содействовать формированию доброжелательных взаимоотношений. | Апрель |
20 | Порадуй своего друга | Обеспечить развитие умения проявлять чувства эмпатии, внимания, заботы. | Апрель |
21 | Мы вместе | Обеспечить закрепление умения общаться позитивным способом со сверстниками; помочь понять, что дружба дарит радость общения. | Апрель |
Перспективное планирование непосредственно-образовательной
деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной
сферы детей 6-7 лет (подгрупповая форма)
№ п/п | Тема | Цель | Дата проведения |
Раздел 1. Чувства, желания, взгляды. I Блок. «Я и эмоции»
1 | Азбука настроения | Обеспечить развитие умения определять эмоциональные состояния. | Октябрь |
2 | Отгадай эмоцию | Обеспечить развитие умения различать и понимать эмоциональное состояние других людей. | Октябрь |
3 | Язык жестов и движений | Обеспечить усвоение знаний о культуре жестов; обеспечить развитие умения владеть своими эмоциями при помощи мимики, жестов, движений. | Октябрь |
4 | Давайте жить дружно! | Способствовать формированию чувства принадлежности к группе; обеспечить развитие умения преодолевать трудности в общении | Октябрь |
5 | Эмоциональные состояния | Обеспечить развитие умения дифференцировать и адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей. | Ноябрь |
6 | Игры, этюды, упражнения | Способствовать развитию воображения, выразительности движений; добиться усвоения основных эмоций. | Ноябрь |
Раздел 2. Уверенность в себе. II Блок. «Я + Я»
7 | Автопортрет | Обеспечить умение выделять свои индивидуальные особенности внешности | Ноябрь |
8 | Узнай себя | Обеспечение развития позитивного представления о себе самом; способствовать формированию уверенности в своих силах. | Ноябрь |
9 | Я знаю! Я могу! | Помочь увидеть в себе положительные стороны; убедить в том, что ребёнок понимает и ценит других. | Декабрь |
10 | Мои желания | Помочь развить позитивное представление о своём «Я», повысить самооценку, преодолеть эмоциональную скованность. | Декабрь |
11 | Волшебное зеркало | Способствовать развитию самопознания, повышению уровня самооценки. | Декабрь |
12 | Я нужен | Способствовать формированию адекватной самооценки, развитию уверенности в себе; обеспечение развития сплочённости группы. | Декабрь |
Раздел 3. Социальные навыки. III Блок. «Я и моё окружение»
13 | Мои друзья | Добиться эмоционального раскрепощения детей, преодоление барьера отчужденности; обеспечить развитие общительности. | Январь |
14 | Одна команда | Обеспечить развитие коммуникативных навыков. | Январь |
15 | Перевоплощение | Обеспечить развитие умения понимать взаимоотношения людей по жестам, позе, мимики. | Февраль |
16 | Танцевальный марафон | Добиться двигательного раскрепощения, снятие эмоционального напряжения. | Февраль |
17 | Давайте жить дружно! | Обеспечить развитие групповой сплоченности, преодоления трудности в общении; способствовать формированию позитивного отношения со сверстниками. | Февраль |
18 | Мальчики и девочки | Обеспечить усвоение различий между мальчиками и девочками, гендерных навыков общения. | Февраль |
19 | С кем я живу | Помочь детям почувствовать себя любимыми и принимаемыми другими членами семьи; обеспечить развитие умение проявлять уважение, доверие и взаимопонимание к другим членам семьи. | Март |
20 | Я знаю, я умею, я могу | Добиться повторения приобретённых знаний, умений, навыков. | Март |
Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 5 – 6 лет (индивидуальная форма)
№ п/п | Тема | Цель | Дата проведения |
1 | Знакомство | Психоэмоциональное раскрепощение, положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность | Ноябрь |
2 3 4 | Кто я? Я росту, и изменяюсь. Я-мальчик / девочка Какие девочки – какие мальчики | Развитие адекватной самооценки, эмоциональное раскрепощение, понимание различия между мальчиками и девочками. | Ноябрь Ноябрь Ноябрь |
5 6 7 8 9 10 | Я хозяин своих чувств Кто такой хозяин своих чувств? Я учусь не драться. Я учусь не обзываться. Я учусь не обижаться. Можно ли обидеться на маму? Ты обиду не держи поскорее расскажи. | Развитие умения контролировать свои эмоции и чувства, формирование волевых черт характера и поведения, развитие коммуникативных навыков, снятие повышение агрессии, снятие тревожности, психоэмоциональное раскрепощение. | Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Январь |
11 12 13 14 15 16 17 18 19 | Мои чувства Страх. Кто живёт в темноте. Злость. Любовь. Я люблю маму/папу – мама/папа любят меня. Я люблю своих друзей Я люблю всех людей. Герой и подвиг. Радость. Счастье. | Развитие представлений о видах чувств, формирование способности преодолевать негативные чувства и эмоции, формирование способностей открыто выражать позитивные чувства и эмоции, формирование навыков позитивного поведения; снятие повышенной тревожности и агрессии, психоэмоциональное раскрепощение. | Январь Февраль Февраль Февраль Февраль Март Март Март Март |
20 | Итоговое | Психоэмоциональное раскрепощение, закрепление освоенных умений и навыков. | Апрель |
Перспективное планирование непосредственно-образовательной
деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей
6-7 лет (индивидуальная форма)
№ п/п | Тема | Цель | Дата проведения |
1 | Знакомство НОД 1 НОД 2 | Психоэмоциональное раскрепощение, положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность. | Ноябрь Ноябрь |
2 | Наши чувства НОД 3 НОД 4 НОД 5 НОД 6 | Развитие умения распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей; преодоление зажатости и снятие агрессии. | Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь |
3 | Я и мои друзья НОД 7 НОД 8 НОД 9 | Формирование понятия (дружбы); развитие умения понимать и оценивать поступки других; снижение тревожности. | Декабрь Декабрь Декабрь |
4 | Настроение НОД 10 НОД 11 НОД 12 | Развитие понимать настроение человека, снижение психоэмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов. | Январь Январь Февраль |
5 | Я владею собой НОД 13 | Повышение уверенности в себе, развитие умения контролировать свои эмоции; снятие повышенной тревожности и агрессии. | Февраль |
6 | Я владею своим телом НОД 14 | Развитие умения владеть собой, своими эмоциями, заряжать себя активностью, бодростью; снятие усталости. | Февраль |
7 | Наши страхи НОД 15 НОД 16 | Выявление реальных страхов ребёнка, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях; снятие завышенной самооценки. Создание эмоционально-положительного заряда. | Февраль Март |
8 | Разные ситуации НОД 17 НОД 18 | Моделирование поведения детей в конкретных жизненных ситуациях; формирование стремления к саморазвитию (мотивация достижения успеха) | Март Март |
9 | Я и Мы НОД 19 НОД 20 | Развитие внимания к окружающим людям, развитие наблюдательности. Повышение уверенности в себе, снижение тревожности, повышение самооценки. | Март Апрель |
Перспективное планирование непосредственно-образовательной
деятельности по коррекции и развитию процессов познавательной сферы детей
6-7 лет (подгрупповая форма)
№ п/п | Тема | Программное содержание | Дата проведения |
1 | НОД 1 | Игра «Внимание, флажок». Упражнение «Что изменилось?» Игра «Обведи и раскрась». | Октябрь |
2 | НОД 2 | Игра «Назови как можно больше...». Упражнение «Обведи предметы по 2». Игра «Что перепутал художник». Релаксация «Порхание бабочки» | Октябрь |
3 | НОД 3 | Игра «Гномик». Упражнения на пространственные отношения. Игра «Сложи картинку». Релаксация «Полёт высоко в небе» | Октябрь |
4 | НОД 4 | Игра «Назови как можно больше…». Упражнение на сравнение. Игра «Гномик». | Октябрь |
5 | НОД 5 | Игра «Кто больше завяжет узелков». Упражнение «вставь пропущенные знаки». Игра «Волшебный мешочек». | Ноябрь |
6 | НОД 6 | Игра «Птицы и птенчики». Упражнение «Число 1». Игра «Разрезные картинки». Релаксация «Музыкальная шкатулка» | Ноябрь |
7 | НОД 7 | Игра «Соедини точки и раскрась». Упражнение «Число 2». Игра «Ловкие руки». Релаксация «Водопад». | Ноябрь |
8 | НОД 8 | Игра «Раскрась рисунок». Упражнение на сложение предметов. Игра «Что перепутал художник». | Ноябрь |
9 | НОД 9 | Игра «Четвёртый лишний». Упражнение «Раздели яблоки». Упражнение на сравнение в пределах 3. Релаксация «Танцующие руки». | Декабрь |
10 | НОД 10 | Игра «Рисование по клеткам». Игра «Составь задачи по картинкам». Игра-шутка. | Декабрь |
11 | НОД 11 | Игра «Загадки-отгадки». Упражнения «Допиши цифры». Игра «Раскрась разными способами». Игра «Внимание, флажок». Релаксация «Полёт высоко в небе». | Декабрь |
12 | НОД 12 | Игра «Четыре стихии». Упражнение «Разгадай шараду». Упражнение на сравнение. Игра «Телеграмма». | Декабрь |
13 | НОД 13 | Игра «Отгадай предмет». Упражнение на пространственную ориентацию. Упражнение «Вычисли закономерность». Игра «Незаконченное предложение». Релаксация «Полёт бабочки». | Январь |
14 | НОД 14 | Игра «Повторяем друг за другом». Упражнение «Замкни линии». Упражнение «Соедини точки по порядку». Игра «Лишнее слово». | Январь |
15 | НОД 15 | Игра «Что изменилось?». Упражнение «Найди закономерность». Упражнение «Признаки фигур». Игра «Мы в лес ходили». | Февраль |
16 | НОД 16 | Игра «Продолжи предложения». Упражнение «Дополни до четырёх». Упражнение «Продолжи узор». Игра «Не прерывный рассказ». Релаксация «Полёт бабочки». | Февраль |
17 | НОД 17 | Игра «Закрой лишнюю картинку». Упражнение «Раскрась». Упражнение «Подсчитай углы». Игра «Мы в лес ходили». | Февраль |
18 | НОД 18 | Игра «Последовательность событий». Упражнение на пространственную ориентацию. Упражнение «Реши задачу». Игра «Найди по описанию». Упражнение на релаксацию. «Музыкальная шкатулка». | Февраль |
19 | НОД 19 | Игра «Что сначала, что потом?». Упражнение «Число 5». Упражнение «Сделай одинаковым». Игра «Дружные хлопки». | Март |
20 | НОД 20 | Игра «Нарисуй и зачеркни». Упражнение «Разложи яблоки». Упражнения «Соедини точки». Игра «Слепой танец». | Март |
21 | НОД 21 | Игра «Что изменилось?». Упражнение «Сравни числа». Упражнение «Продолжи ряд». Релаксация 2Полёт высоко в небе». | Март |
22 | НОД 22 | Игра «Запоминаем вместе». Игра «Нарисуй забор». Упражнение «Распредели детей». Игра «Дружные хлопки». | Март |
23 | НОД 23 | Игра «Говори наоборот». Игра «Расшифруй шараду». Упражнение «Сравни числа». Игра «Зеркало». Релаксация «Полёт бабочки». | Апрель |
24 | НОД 24 | Игра «Разрезные картинки». Упражнение «Дополни до шести» Упражнение «Продолжи узор». Игра «Что изменилось?». | Апрель |
Перспективное планирование непосредственно-образовательной
деятельности по коррекции и развитию психологической готовности к школьному обучению
№ п/п | Тема | Цель | Дата проведения |
1 | Игра «Летает, не летает» Игра «Отгадай-ка» Игра «не шевелись» | Совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма. | Март |
2 | Игра «Что изменилось» Упр. «Собери квадрат» Игра карлики и великаны» Чтение сказки « Создание лесной школы» | Развитие внимания, произвольной памяти, наглядно-образного мышления, быстроты реакции, снятие психоэмоционального напряжения. | Март |
3 | Игра «Закончи слово» Игра в «Гости к зайчику» Игра «Запомни своё место» Чтение второй сказки «Букет учителя» | Развитие речи, внимания, быстроты реакции, расширение словарного запаса, наглядно-образного мышления, умение ориентироваться по схеме. | Март |
4 | Игра «Назови одним словом» Игра «В гости к зайчику» Игра «Земля, воздух, вода, огонь» Чтение третьей сказки «Смешные страхи». | Преодоление страха перед школой. Развитие познавательной мотивации к учёбе Развитие мышления, умение ориентироваться по схеме, представление об окружающем мире. | Март |
5 | Игра «Скажи наоборот» Упр. «Сложи узор» Игра «Карлики и великаны» Чтение 4-ой сказки «Игры в школе» | Развитие интереса к посещению школы. Развитие пространственного мышления, способности создавать узоры по образцу, внимания, быстроты реакции. | Апрель |
6 | Игра «Назови соседей» Упр. «Головоломки» Игра «Запомни своё место» Чтение 5-ой сказки «Школьные правила» | Развитие представлений о школьных правилах. Формирование умения решать задачи на основе мыслительного анализа путём выдвижения гипотезы и её проверки. Создание бодрого настроения. | Апрель |
7 | Игра «Земля, воздух, вода, огонь» Игра «Карлики и великаны» Игра «Скажи наоборот» Чтение 6-ой сказки «Собирание портфеля» | Снятие эмоционального напряжения. Развитие интереса к школьным принадлежностям. Развитие внимания, быстроты реакции, мышления. | Апрель |
8 | Упр. «В какой руке сколько?» Упр. «Сложи узор» Игра «Назови одним словом» Чтение 7-ой сказки «Белочкин сон» | Развития пространственного мышления, речи, словарного запаса. Создание бодрого настроения и благоприятной эмоциональной атмосферы. | Апрель |
9 | Упр. «В какой руке сколько» Игра «Отгадай-ка» Игра «Летает, не летает» Чтение 8-ой сказки «Госпожа аккуратность» | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции. Развитие интереса к посещению школы, представлений об аккуратном обращении со школьными принадлежностями. | Апрель |
10 | Упр. «В какой руке сколько?» Игра «Что сначала, что потом» Игра «Не шевелись» Чтение 9-ой сказки «Жадность» | Совершенствование внимания, умения регулировать своё поведение. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Развитие представлений о негативных формах поведения. | Май |
Приложение 1
Протокол психологической диагностики развития эмоционально-личностной сферы
Ф.И. ребёнка:_________________________________________________________________________
Возраст:_____________________
Дата проведения: ____.____.20____.
Диагностику проводил:________________________________________________________________
Методика № 1. Оценка уверенности в себе «Лесенка».
Вопрос | Номер ступеньки | Высказывание ребёнка | Примечание |
1.«Где ты стоишь?» | |||
2.«Куда тебя поставила бы мама?» | |||
3.«Куда тебя поставила бы воспитатель?» (с указанием И.О.) |
Методика № 2. Уровень взаимоотношений детей в группе «Капитан корабля»
Вопрос | Выбранные дети | Высказывания ребёнка | Примечание |
1.«Кого из группы ты взял бы в помощники?» | |||
2.«Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?» | |||
3.«Кого ни за что не взял бы с собой?» | |||
4.«Кто ещё остался на берегу?» |
Методика № 3. Рисунок «Моя семья».
Цвета | Последовательность рисования членов семьи | Особенности изображения фигур | Расположение | Примечание |
Методика № 4. Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?»
Вопрос | Ответ | Характер ответа (положительный +, отрицательный -) | Примечание |
1.Любишь ли ты ходить в детский сад? | |||
2.Хотел бы ты работать в д/с, когда станешь взрослым? Кем? | |||
3.Дружишь ли ты с ребятами в группе? | |||
4.Часто ли вы ссоритесь? | |||
5.Какое у тебя сегодня настроение? |
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2
Протокол углубленной диагностики развития процессов
познавательной сферы.
Ф.И. ребёнка:_________________________________________________________________________
Возраст___________________
Дата проведения: ___.___.20___.
Диагностику проводил ________________________________________________________________
Методика № 1. «Чего не хватает на этих рисунках» (развитие восприятия).
Затраченное время | Баллы | Уровень развития | Примечание |
Методика № 2. «Узнай кто это» (исследование зрительного восприятия).
Затраченное время | Баллы | Кол-во просмотренных фрагментов | Уровень развития | Примечание |
Методика №3. «Чем залатать коврик» (исследование зрительной памяти).
Затраченное время | Баллы | Уровень развития | Примечание |
Методика № 4. «Узнай фигуры» (исследование узнавания).
Затраченное время | Баллы | Уровень развития | Примечание |
Методика № 5. «Проставь значки» (исследование распределения внимания).
Показатель N | Показатель n | S (баллы) | Уровень развития | Примечание |
Методика № 6. «Придумай рассказ» (исследование воображения).
Признак оценивания | Баллы | Примечание |
1.Скорость придумывания | ||
2.Необычность, оригинальность сюжета | ||
3.Разнообразие образов | ||
4.Проработанность и детализация образов | ||
5.Эмоциональность образов | ||
Сумма баллов, уровень развития: |
Методика № 7. «Придумай игру» (исследование воссоздающего воображения).
Признак оценивания | Балл |
1.Оригинальность и новизна | |
2.Продуманность условий | |
3.Наличие различных ролей | |
4.Наличие правил | |
5.Точность критериев оценки успешности проведения игры | |
Сумма баллов: | |
Уровень развития: |
Методика № 8. «Нелепицы» (исследование процессов мышления (логика, анализ)).
Нелепица | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 |
Назвал | |||||||
Объяснил |
Выставленный балл: _________
Уровень развития: _____________________
Методика № 9. «Времена года» (исследование уровня мышления).
Время года | Лето | Осень | Весна | Зима |
Назвал | ||||
Объяснил |
Выставленный балл: _________
Уровень развития: ___________________
Методика № 10. «Зашумлённые изображения» (выявление характера зрительного восприятия).
Затраченное время | Балл | Примечание |
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Протокол диагностического обследования
Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________________
Возраст___________________
Дата проведения: ___.___.20___.
Диагностику проводил: _______________________________________________________________
Цель обследования: определение психологической готовности ребёнка к школьному обучению (по Н.И. Гуткиной).
- Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника».
Ответы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Вывод:______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Методика: «ДА и НЕТ».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вывод ______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Методика: «Сапожки»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дополнительные загадки:
8.
9.
Вывод ______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Методика: «Последовательность событий».
1 – 2 – 3
Вывод: ______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Методика: «Звуковые прятки».
О
А
Ш
С
Вывод_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- Методика: «Домик»
Вывод:______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
- Методика по определению познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребёнка.
Вывод_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Общий вывод:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Приложение 4
ЧАСЫ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ГУЗАНОВОЙ
ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад № 7 «Улыбка»
г. Балаково Саратовской области
ДНИ НЕДЕЛИ | ЧАСЫ РАБОТЫ | Перерыв на обед |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 10.00-17.30 | 13.00-13.30 |
ВТОРНИК | 8.00-16.30 | 13.00-13.30 |
СРЕДА | 7.30-16.00 | 13.00-13.30 |
ЧЕТВЕРГ | 8.00-16.30 | 12.30-13.00 |
ПЯТНИЦА | 7.30-12.30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Основная рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
Аннотацияк рабочей образовательной программе педагога – психолога Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с...
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога...
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
Программа разработана на период 2022-2023 учебный год, позволяет построить систему психологического сопровождения в группе компенсирующей направленности на основе комплексного взаимодействия и преемст...
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка д...
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа является нормативным документом, определяющий организацию образовательного процесса, разработанной с учетом основной и адаптированной образовательной программы и предназначенной для ...