Рабочая программа педагога-психолога 2022-2023 учебный год
рабочая программа по психологии (старшая, подготовительная группа)

Гузанова Татьяна Сергеевна

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, подготовительных к школе групп и групп  компенсирующей направленности для детей с ОНР

    Программа составлена в соответствии с законодательной базой разного уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2022-2023_2.docx120.98 КБ

Предварительный просмотр:

Gerb-black

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 7 «УЛЫБКА»  г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413840 Саратовская  область, г. Балаково, ул. Н. Леонова, 10, тел / факс: (8 845 3)  62-25-20.

БИК 046359000, ИНН 6439047768, ОКПО 51418118, КПП 643901001

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 7

_____Е.В. Мельниченко

«__»___________2022

Приказ №____

Рабочая программа педагога-психолога

Гузановой Татьяны Сергеевны

на 2022-2023 учебный год

Принято на заседании

Педагогического совета

МАДОУ детский сад № 7

«__»___________2022 г.

Протокол№____

г. Балаково 2022 г

Содержание

I.  Пояснительная записка.

1. Перечень нормативных документов, на основании которых осуществляется образовательная деятельность…………………………………………………………….....................................................3

2. Программно-методический комплекс…………………………………..……………………………..4    

3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.…………...…………………………….4

4. Цели, задачи и принципы реализации рабочей программы педагога-психолога…………………..6

5. Особенности образовательной деятельности ……………………………………………...................6

- Расписание непосредственно образовательной деятельности…………………………......................6

-Формы организации детей………………………………………………..……………………………...7

- Содержание коррекционно-развивающей работы с учётом требований ФГОС ДОУ……………...7

- Основные методы обучения……………………………. ……………...…........................................... 8

Структура НОД  с детьми…………………….…………………………………………………………..8

- Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы………………….8

- Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения программы ……………………………………………………………………………………...9

6. Условия и средства реализации рабочей программы……………………………………………….10

- Материально-техническое обеспечение…………………………………............................................10

- Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………...........................10

- Среда ближайшего социума…………………………………………………………………………...12

7. Взаимодействие с родителями………………………………………………………………………..12

II.   Основная часть программы.

- Структура программы………………………………………………………………………………….13

- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 5-6 лет (подгрупповая форма)………………...14

- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет (подгрупповая форма)………………...15

- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 5-6 лет (индивидуальная форма)……………...16

- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет (индивидуальная форма)……………...17

- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по коррекции и развитию процессов познавательной сферы детей 6-7 лет (подгрупповая форма)………………….18

- Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по коррекции и развитию психологической готовности к школьному обучению…………………………………….19

I.    Пояснительная записка.

    Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, подготовительных к школе групп и групп  компенсирующей направленности для детей с ОНР

    Программа составлена в соответствии с законодательной базой разного уровня:

               1. Нормативно-правовая  база рабочей программы

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.,  № 30384).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  4. Приказ министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»  (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ   от 28.09.2020 г. №  28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  7. Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  8. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  9. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-10 «О плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования».

10. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382  «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО».

11.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс].─ Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/

Региональный уровень

1.  Приказ министерства образования Саратовской области от 24.04.2014 № 1177 «Об организации научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ОУ (№ 1177)).

Уровень МАДОУ детский сад № 7 «Улыбка»

1. Устав МАДОУ детский сад № 7 «Улыбка» от 16 августа 2017 года № 3533

2. Лицензия МАДОУ детский сад № 7 «Улыбка» на право осуществления образовательной деятельности от 12 января 2015 года № 1752

2. Программно-методический комплекс.

   Данная рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013 г. № 1155); с учётом Основной образовательной программы, МАДОУ детский сад № 7 «Улыбка», «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дрофеевой.

   Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, составлена на основе: программы дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» под редакцией Л.Г. Петерсон; программы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ТЫ, МЫ» под редакцией О.Л. Князевой  и Р.Б. Стёркиной; программы по эмоциональному развитию детей дошкольного и младшего возрастов «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» под редакцией С.В. Крюковой,  Н.П. Слободняк.

        3.  Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа (6-7 лет)

Группа с ТНР

(5-7 лет)

Восприятие

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Усваиваются сенсорные эталоны:  форма, цвет,  величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.

Нечёткое слуховое восприятие, слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слова. Недостаточность зрительного восприятия, дети затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Пространственные нарушения проявляются и при рисовании.

Внимание

Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания  к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.

 Увеличивается устойчивость внимания (20-25 минут). Объем внимания составляет 7-8 объектов.

Внимание детей не устойчивое, низкий уровень произвольного внимания.  С трудом сосредотачивают внимание на анализе, условий поиска различных способов и средств в решении задач.

Память

Начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

 К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

У детей с ТНР зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нормально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание. 

Мышление

Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления, формируются операции логического сложения и умножения классов. Так, дети при группировании объектов могут учитывать два признака, способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения.

К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно.

Воображение

Характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных,  и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным,  в  результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее  просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Воображение, являясь непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям, тесно связано с речью. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения.

Речь

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.  Дети могут  правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

 Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Начинает формироваться письменная речь. Увеличивается словарный запас – 3000 слов

Нарушение артикуляционной моторики (медленные, неточные, не полные движения губ и языка; ограничение движений языка вверх и в стороны; отсутствие более сложных движений) сочетающиеся с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук. Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков.

4. Цель, задачи и принципы реализации рабочей программы

педагога-психолога.

Цель

Задачи

Принципы

Всестороннее развитие всех психических процессов с учётом возможностей, потребностей и интересов дошкольника.

Корректировать эмоциональное, личностное и коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет;

 - повышать уровень познавательных способностей детей 6-7 лет;

 - повышать уровень психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.

  1. полноценное проживание ребёнка всех этапов

детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов)

  1.  обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности

на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при которых сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

  1. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребёнка  полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  2. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  3. сотрудничество организации с семьёй;
  4. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  5. стимулирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  6. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  7. учёт этнокультурной ситуации развития детей.

5. Особенности организации образовательной деятельности.

Расписание непрерывной образовательной деятельности.

День недели

НОД

Время

Понедельник

Индивидуальная работа с воспитанниками.

Коррекционно-развивающая деятельность,  познавательная сфера.

10.00-11.30

11.30-12.00

Вторник

Индивидуальная работа с воспитанниками.

Коррекционно-развивающая деятельность, эмоционально-личностная  сфера.

9.30-11.00

11.30-11.50

Среда

Коррекционно-развивающая деятельность,  познавательная сфера.

Индивидуальная работа с воспитанниками.

9.30-10.00

10.30-12-00

Четверг

Коррекционно-развивающая деятельность, эмоционально-личностная сфера.

Индивидуальная работа с воспитанниками.

9.30-9.50

10.30-12.00

Пятница

Индивидуальная работа с воспитанниками.

Коррекционно-развивающая деятельность, эмоционально-личностная сфера или познавательная сфера.

9.30-11.00

11.30-11.50

Формы организации детей.

Формы

Индивидуальная

Подгрупповая

Задачи

Выбирать и применять упражнения, направленные на устранения нарушений эмоционально-личностной сферы. На занятиях установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством изучаемого материала, корригировать психические процессы сгладить невротические реакции. Продолжительность индивидуальных занятий не более 20-25 мин.  для детей старшей группы, не более 30 мин. для детей подготовительной к школе группы, частота их проведения 1 раз в неделю.

Воспитать навык коллективной работы.  Научить детей работать сообща, в парах и самостоятельно. Для подгрупповых занятиях объединяются дети, имеющие сходный уровень развития эмоционально-личностной или познавательных сфер. Продолжительность подгрупповых занятий с детьми старших групп  не более 25мин. 1 раз в неделю, а с детьми подготовительных к школе групп не более 30 мин. 1 раз в неделю.

Выбор формы организации детей осуществляется на основе результатов психолого-педагогической диагностики.

Содержание коррекционно-развивающей работы с учётом требований

ФГОС ДО

Содержание коррекционно-образовательной работы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывают следующие структурные элементы, представляющие определённые направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

№ п\п

Направления развития

Цель

1

Познавательное развитие.

Развитие у детей познавательных интересов через решение логических задач; тренировка всех процессов познавательной сферы.

2

Речевое развитие.

развитие всех компонентов устной речи в различных видах и формах детской деятельности.

3

Социально-коммуникативное развитие.

 умение ребёнка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

4

Художественно-эстетическое развитие.

формирование эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений; удовлетворение потребностей в самовыражении.

5

Физическое развитие.

развитие общей и мелкой моторики, умения контролировать свои движения и управлять ими.

   Процесс развития личности ребёнка обеспечивается в различных видах общения, а так же в игре. Образовательный процесс, строится на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательного процесса.

Основные методы обучения

Игры, направленные на развитие познавательных процессов.

Игры, направленные на развитие коммуникативных способностей, успешной социализации, усвоение норм и правил поведения.

Упражнения направленные на стабилизацию эмоционального фона.

Упражнение направленные на коррекцию поведения.

Игры малой подвижности.

Элементы изотерапии.

Элементы сказкотерапии

Здоровьесберегающие  технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы).

Структура НОД с детьми.

№ п\п

Наименование

Описание

1

Ритуал приветствия.

Позволяет создавать атмосферу доверия и принятия, на подгрупповых занятиях  – способствует сплочению детей.

2

Разминка.

Выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие напротив, направленные на снятия эмоционального возбуждения (пальчиковые игры, музыкальные и танцевальные игры, упражнения с элементами психогимнастики).

3

Основная часть (1-3 упражнения).

Совокупность упражнений и

приёмов, направленных на решение задач данного занятия.

4

Ритуал прощания.

п/п

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы.

1

Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных  видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.), способен выбирать себе род занятий.

2

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, активно участвует в совместных играх.

3

Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно правит  своими чувствами, старается  разрешать конфликты, умеет выражать, отстаивать свою позицию по разным  вопросам.

4

Ребёнок проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается.

5

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах детской деятельности и прежде всего в игре.

6

Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности.

7

Ребёнок проявлять ответственность за начатое дело.

8

Ребёнок «открыт»  новому (проявляет стремление к получению знаний)

9

Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.

10

Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации.

11

 Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми

планируемых результатов освоения Программы.

Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания диагностики.

   При проведении психолого-педагогической диагностики используются как низкоформализованные методы (наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности), так и высокоформализованные  методы (тест-игра, диагностические игровые задания, проективные техники – интерпритация картинки, окончания произведения, завершения предложения).

   Периодичность психолого-педагогической диагностики: 2 раза в год (первая неделя октября, третья неделя мая для детей 5-6 лет, четвёртая неделя сентября, конец апреля для детей 6-7 лет). Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности методов. Периодичность позволяет не переутомлять детей и не нарушать ход образовательного процесса.

   Содержание психолого-педагогической диагностики тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Система психолого-педагогической диагностики проводится по диагностическим пособиям, предложенным следующими авторами:

- Н.Е. Веракса. Диагностика готовности ребёнка к школе. М.: Мозайка-Синтез, 2008.

- Е.Б. Кучерова. Диагностика эмоциональных состояний дошкольника. – М.: Генезис, 2002.

- А.Н. Веракса. Индивидуальная психологическая диагностика: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2014г.

- Н.И. Гуткина.  Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПБ.: Питер, 2004г.

   Обязательным требованием к построению системы психолого-педагогической диагностики является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации в оптимальные сроки.

Диагностика эмоционально-личностной сферы.

   Определение уровня развития коммуникативной сферы общения проводится по методике «Капитан корабля», автор Е.А. Рыбак. Стимульный материал: рисунок корабля или игрушечный кораблик. Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают корабль и задают ряд определённых вопросов, которые, как правило, не вызывают у детей особых затруднений. По результатам ответов составляется социометрическая таблица. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников, могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы, попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

   Определение уровня самооценки проводится по методике «Лесенка». Эта методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают близкие люди и как соотносятся эти представления между собой.

   Выявления уровня взаимоотношений в семье, показатель стабильности эмоционального фона исследуется с помощью рисуночного теста «Моя семья». Эта проективная методика выявляет специфику восприятия ребёнком той ситуации, в которой он находится, его актуальные потребности, страхи, желания.

   Определения уровня социализации проводится при помощи диагностической беседы «Нравится ли тебе в детском саду?». Эта диагностическая беседа определяет эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду. (Приложение № 1).

Диагностика развития познавательной сферы.

- Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» - исследование зрительного восприятия;

- методика «Узнай кто это» - исследование зрительного восприятия;

- методика «Чем залатать коврик?» - исследование процессов восприятия;

- методика «Проставь значки» - оценка переключения и распределение внимания;

- методика «Придумай рассказ» - исследование воображения;

- методика «Придумай игру» - исследование воссоздающего воображения;

- методика «Зашумлённые изображения» А.Р. Лурия – исследование процессов мышления (синтез);        

- методика «Времена года» - исследование процессов мышления (обобщение);

- методика «Нелепицы» - исследование процессов мышления (анализ);

- методика «Узнай фигуру» - исследования процессов памяти.

(приложение № 2).

6. Условия и средства реализации рабочей программы.

Материально – техническое обеспечение.

Пространство кабинета педагога-психолога организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, кабинет разделён на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Выделяются следующие зоны:

  • зона беседы с клиентом и консультативной работы;
  • зона диагностической и коррекционно-развивающей работы;
  • зона игровой терапии (тренинговая зона);
  • зона релаксации и снятия эмоционального напряжения;
  • личная (рабочая) зона психолога.

Материально-техническая оснащённость рабочего места подразумевает оборудование кабинета мебелью и техническими средствами. Удобная и функциональная мебель, разумно подобранная и расставлена:

  1. рабочий стол психолога;
  2. шкаф для: пособий и развивающих игр; хранения развивающих методик; документации и методической литературы;
  3.  рабочий  детский стол с регулирующими ножками;
  4. 3 детских стула с регулирующими ножками и 2 стула психолога;
  5. зеркало;
  6. музыкальный проигрыватель и электронный носитель с музыкальными записями;
  7.  Набор материалов для работы с детьми: цветные карандаши, фломастеры,

простые карандаши, акварельные краски, кисточки, альбомы для рисования, куклы для театра, мяч).

  1. Бассейн с разноцветными шариками
  2. Стол с песком для рисования с подсветкой

Учебно-методическое обеспечение.

В учебно-методическое оснащение входят:

  • набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей;
  • раздаточный материал для родителей и педагогов.

В набор практических материалов для коррекции и развития психических процессов входят

пособия по развитию эмоционально-личностной и эмоционально-волевой сфер 5-6 лет:

- демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально «Наши чувства и эмоции»;

- наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам. Кем быть?»;

- эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроения»;

- демонстрационный материал. Беседы по картинкам «Я расту»;

- демонстрационный материал. Беседы по картинкам «Чувства. Эмоции»;

- демонстрационный материал. Беседы по картинкам «Я и моё поведение»

- демонстрационный материал. Беседы по картинкам «Я развиваюсь»;

- сборник игр на эмоции.

Пособия по развитию познавательной сферы  6-7 лет:

- развивающая игра «Весёлые клеточки»;

- наглядно-дидактические пособия. Рассказы по картинкам «Весна», «Осень», «Родная природа», «Мой дом».

- настольная игра «ДО и ПОСЛЕ»;

- наглядно-дидактическое пособие «Четвёртый лишний»;

- развивающая игра «Загадочные картинки»;

- тестовые задания для проверки знаний детей 5-7 лет «Готов ли ты к школе.  (Память, мышление, внимание)»;

- настольная развивающая игра «Выбери картинку»;

- развивающая игра «Найди по описанию»;

- настольная развивающая игра «Подбери по цвету и форме»;

- задание для подготовки к школе «Развиваем внимание»;

- развивающие игры-лото «В мире животных», «Что быстрее, кто сильнее»;  

- развивающие игры: «Противоположности», «На что это похоже?»

- развивающая игра для дошкольников «найди четвёртый лишний»;

- развивающая игра для пальцев рук «Мистер Твистер». 

В учебно-методическое оснащение также входит и библиотека практического психолога:

       - литература по общей психологии;                                  - литература по детской психологии;

       - литература по педагогической психологии;                  - диагностическая литература;

       - коррекционно-развивающая литература;                       - литература для родителей;

       - литература по правовым вопросам;                                - периодические издания.

Название

Автор

Издательство

Год

Практический психолог в детском саду.

А.Н.Веракса,

М.Ф. Гуторова

МОЗАЙКА -
СИНТЕЗ

2014

Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника.

А. Н. Веракса

МОЗАЙКА – СИНТЕЗ

2014

Задержка психического развития у детей: методические принципы и технология диагностической и коррекционной работы

М.О. Винник

«Феникс»

2007

Проектная деятельность дошкольников (для занятий с детьми 5-7 лет)

Н.Е. Веракса

МОЗАЙКА -
СИНТЕЗ

2014

Индивидуальная психологическая диагностика (ребёнка 5-7 лет)

А. Н. Веракса

МОЗАЙКА -
СИНТЕЗ

2012

Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период

О.Е. Белова

«Учитель»

2015

Педагогическая диагностика (развитие детей перед поступлением в школу)

Т.С. Комарова

МОЗАЙКА -
СИНТЕЗ

2013

Родительские собрания в ДОУ

О.Л. Зверева,

Т.В. Кротова

«Айрис-пресс»

2007

Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников

Я.Л. Коломенский

Е.А. Панько

«Линка-Пресс»

2009

Развитие познавательных способностей дошкольников (для занятий с детьми 4-7 лет)

Е.Е. Крашениннико

МОЗАЙКА -
СИНТЕЗ

2014

Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка

О.Л. Иванова

«Речь»

2009

Среда ближайшего социума.

  1. Взаимодействие с родителями.

Данная программа предполагает участие родителей. Консультирование родителей может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Число встреч с родителями не ограничивается. Консультации с родителями обязательные по итогам диагностики. Взаимодействие с родителями подразумевает также анкетирование по различным темам и запросам родителей. Взаимодействие с родителями осуществляется в течение  всего рабочего времени по расписанию педагога-психолога. (Приложение 4)

II. Основная часть рабочей программы педагога-психолога на

2022-2023 учебный год.

      Структура программы.

   Часть программы по эмоционально-личностному развитию состоит из трёх основных разделов программы О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной « Я, ТЫ, МЫ», включающих в себя блоки психолого-педагогических технологий программы С.В. Крюковой, Н.П. Слободняк  «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь».

   Раздел 1. «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач:

- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения;

- понять, что он, как и каждый человек, уникален и не повторим.

   Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребёнок должен знать, что он может, а что ему не удаётся. Его возможности ещё ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, что не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребёнка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае, взрослые должны помогать ребёнку, поверить в свои силы.

   I Блок. «Я и мои эмоции»

В этом блоке собраны игры и упражнения направлены на закрепление навыков самообладания, внимании к самому себе, к своим переживаниям, желаниям, преодолению неуверенности, развитию положительной самооценки.

   Раздел 2. «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучаем ими пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

   Педагог способствует постепенному сознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что своё внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаём, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

   II Блок. «Я + Я»

   Здесь содержаться игры и упражнения, направленные на закрепления и обогащение у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных способностей других людей. Формирование внимательного отношения к людям и друг другу. Развития языка эмоций с помощью: жестов, мимики и пантомимики.

   Раздел 3. «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

   Педагог обучает детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы поведения.

   Педагог помогает ребёнку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приёмам их самостоятельного разрешения.

III Блок. «Я и моё окружение».

   В этом разделе собраны игровые упражнения, направленные на успешную социализацию дошкольников. Понимание и соблюдение норм и правил поведения в обществе. Игры, направленные на развитие коммуникативной сферы общения: преодоления конфликтов, умение анализировать своё поведение.

   Содержание программы по развитию процессов познавательной сферы основано на учебно-методическом пособии Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Игралочка – ступенька к школе.                     Математика для детей 6-7 лет». Это пособие ориентировано на комплексное развитие личности ребёнка: развитие его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.

   Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знания не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

   Возрастные особенности детей 5-7 лет требуют использование большей частью игровой формы деятельности. Поэтому в рабочей программе большое количество игровых упражнений.

   Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологический комфорт, обеспечивающий их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, веры в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха – необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.

   Содержание программы по психологической готовности к школе строится на основе цикла занятий, предложенных в Пособиях для психологов и педагогов «Практический психолог в детском саду», 2-е издание под редакцией А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторовой и «Коррекционных сказок для успешной адаптации к обучению в школе» М.А. Панфиловой.

Перспективное планирование непосредственно-образовательной

деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной

сферы детей  5-6 лет (подгрупповая форма)

п /п

Тема

Цель

Дата

проведения

Раздел 1. Уверенность в себе.  I Блок. «Я + Я»

1

Знакомство

Обеспечить развития чувства принадлежности к группе, обеспечить развитие навыков позитивного социального поведения.

Ноябрь

2

НОД № 2

Обеспечить развития чувства единства, сплочённости.

Ноябрь

3

НОД № 3

Обеспечить умение действовать согласованно, пробудить чувство эмпатии.

Ноябрь

4

НОД № 4

Способствовать развитию самоуважения

детей, формированию рефлексии эмоциональных состояний.

Декабрь

5

НОД № 5

Повышать у детей уверенность в себе, способствовать развитию позитивного отношения к сверстникам.

Декабрь

6

НОД № 6

Обеспечить развитие лучшего понимания себя и других.

Декабрь

7

НОД № 7

Способствовать повышению групповой сплочённости; способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств.

Декабрь

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды. II Блок. «Я и мои эмоции»

8

Радость

Обеспечить узнавание чувства радости;

Обеспечить развития способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Январь

9

Радость

Обеспечить воспроизведение чувства радости; обеспечить развития умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Январь

10

Грусть

Обеспечить узнавание чувство грусти; способствовать развитию навыков саморегуляции.

Февраль

11

Удивление

Обеспечить узнавание чувства удивления; способствовать закреплению мимических навыков.

12

Интерес

Обеспечить узнавание чувства интереса; обеспечить развития воображения; обеспечить запоминания элементов выразительных движений.

Февраль

13

Злость

Обеспечить узнавания чувства злости; снятия психоэмоционального напряжения.

Февраль

14

Злость

Продолжение знакомства с  чувством злости, развития умения справляться со злостью.

Март

15

Страх

Обеспечить развитие умения детей выражать чувство страха в мимике и движениях; обеспечить развитие умения справляться с чувством страха.

Март

16

Любовь

Обеспечить узнавание чувства любви; способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Март

17

Итоговое

Обеспечить усвоение полученных знаний и умений; обеспечить усвоение умения различать чувства.

Март

Раздел 3. Социальные навыки. III Блок. «Я и моё окружение»

18

Дружба

Добиться усвоение понятия «дружба»; способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Апрель

19

Мои

друзья

Обеспечить узнавание качеств«доброта» и «взаимовыручка»; содействовать формированию доброжелательных взаимоотношений.

Апрель

20

Порадуй своего друга

Обеспечить развитие умения проявлять чувства эмпатии, внимания, заботы.

Апрель

21

Мы вместе

Обеспечить закрепление умения общаться позитивным способом со сверстниками; помочь понять, что дружба дарит радость общения.

Апрель

Перспективное планирование непосредственно-образовательной

деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной

сферы детей 6-7 лет (подгрупповая форма)

п/п

Тема

Цель

Дата

проведения

Раздел 1. Чувства, желания, взгляды. I Блок. «Я и эмоции»

1

Азбука настроения

Обеспечить развитие умения определять эмоциональные состояния.

Октябрь

2

Отгадай эмоцию

Обеспечить развитие умения различать и понимать эмоциональное состояние других людей.

Октябрь

3

Язык жестов и движений

Обеспечить усвоение знаний о культуре жестов; обеспечить развитие умения владеть своими эмоциями при помощи мимики, жестов, движений.

Октябрь

4

Давайте жить дружно!

Способствовать формированию чувства принадлежности к группе; обеспечить развитие умения преодолевать трудности в общении

Октябрь

5

Эмоциональные

состояния

Обеспечить развитие умения дифференцировать и адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей.

Ноябрь

6

Игры, этюды, упражнения

Способствовать развитию воображения, выразительности движений; добиться усвоения основных эмоций.

Ноябрь

Раздел 2. Уверенность в себе. II Блок. «Я + Я»

7

Автопортрет

Обеспечить умение выделять свои индивидуальные особенности внешности

Ноябрь

8

Узнай себя

Обеспечение развития позитивного представления о себе самом; способствовать формированию уверенности в своих силах.

Ноябрь

9

Я знаю!

 Я могу!

Помочь увидеть в себе положительные стороны; убедить в том, что ребёнок понимает и ценит других.

Декабрь

10

Мои желания

Помочь развить позитивное представление о своём «Я», повысить самооценку, преодолеть эмоциональную скованность.

Декабрь

11

Волшебное зеркало

Способствовать развитию самопознания, повышению уровня самооценки.

Декабрь

12

Я нужен

Способствовать формированию адекватной самооценки, развитию уверенности в себе; обеспечение развития сплочённости группы.

Декабрь

Раздел 3. Социальные навыки. III Блок. «Я и моё окружение»

13

Мои друзья

Добиться эмоционального раскрепощения детей, преодоление барьера отчужденности; обеспечить развитие общительности.

Январь

14

Одна команда

Обеспечить развитие коммуникативных навыков.

Январь

15

Перевоплощение

Обеспечить развитие умения понимать взаимоотношения людей по  жестам, позе, мимики.

Февраль

16

Танцевальный марафон

Добиться двигательного раскрепощения, снятие эмоционального напряжения.

Февраль

17

Давайте жить дружно!

Обеспечить развитие групповой сплоченности, преодоления трудности в общении; способствовать  формированию позитивного          отношения со сверстниками.

Февраль

18

Мальчики и    девочки

Обеспечить усвоение различий  между мальчиками и девочками, гендерных навыков общения.

Февраль

19

С кем я живу

Помочь детям почувствовать себя любимыми и принимаемыми        другими членами семьи; обеспечить развитие умение проявлять уважение, доверие и взаимопонимание к другим членам семьи.  

Март

20

Я знаю, я умею, я могу

Добиться повторения приобретённых знаний, умений, навыков.

Март

Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей 5 – 6 лет (индивидуальная форма)

п/п

Тема

Цель

Дата

проведения

1

Знакомство

Психоэмоциональное раскрепощение, положительный эмоциональный  настрой на совместную деятельность

Ноябрь

2

3

4

Кто я?

Я росту, и изменяюсь.

Я-мальчик / девочка

Какие девочки – какие мальчики

Развитие адекватной самооценки, эмоциональное раскрепощение, понимание различия между мальчиками и девочками.

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

5

6

7

8

9

10

Я хозяин своих чувств

Кто такой хозяин своих чувств?

Я учусь не драться.

Я учусь не обзываться.

Я учусь не обижаться.

Можно ли обидеться на маму?

Ты обиду не держи поскорее расскажи.

Развитие умения контролировать свои эмоции и чувства, формирование волевых черт характера и поведения, развитие коммуникативных навыков, снятие повышение агрессии, снятие тревожности, психоэмоциональное раскрепощение.

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Мои чувства

Страх.

Кто живёт в темноте.

Злость.

Любовь. Я люблю  маму/папу – мама/папа

любят меня.

Я люблю своих друзей

Я люблю всех людей.

Герой и подвиг.

Радость.

Счастье.

Развитие представлений о видах чувств, формирование способности преодолевать негативные чувства и эмоции,

формирование способностей открыто выражать позитивные чувства и эмоции, формирование навыков позитивного поведения; снятие повышенной тревожности и агрессии, психоэмоциональное раскрепощение.

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Март

20

Итоговое

Психоэмоциональное раскрепощение, закрепление освоенных умений и навыков.

Апрель

Перспективное планирование непосредственно-образовательной

деятельности по развитию процессов эмоционально-личностной сферы детей

6-7 лет (индивидуальная форма)

п/п

Тема

Цель

Дата

проведения

1

Знакомство

НОД 1

НОД 2

Психоэмоциональное раскрепощение, положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность.

Ноябрь

Ноябрь

2

Наши чувства

НОД 3

НОД 4

НОД 5

НОД 6

Развитие умения распознавать

и оценивать свои эмоции и эмоции других людей; преодоление зажатости и снятие агрессии.

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

3

Я и мои друзья

НОД 7

НОД 8

НОД 9

Формирование понятия (дружбы); развитие умения понимать и оценивать поступки других; снижение тревожности.

Декабрь

Декабрь

Декабрь

4

Настроение

НОД 10

НОД 11

НОД 12

Развитие понимать настроение человека, снижение психоэмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Январь

Январь

Февраль

5

Я владею собой

НОД 13

Повышение уверенности в себе, развитие умения контролировать свои эмоции; снятие повышенной тревожности и агрессии.

Февраль

6

Я владею своим телом

НОД 14

Развитие умения владеть собой, своими эмоциями, заряжать себя активностью, бодростью; снятие усталости.

Февраль

7

Наши страхи

НОД 15

НОД 16

Выявление реальных страхов ребёнка, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях; снятие завышенной самооценки. Создание эмоционально-положительного заряда.

Февраль

Март

8

Разные ситуации

НОД 17

НОД 18

Моделирование поведения детей в конкретных жизненных ситуациях; формирование стремления к саморазвитию

(мотивация достижения успеха)

Март

Март

9

Я и Мы

НОД 19

НОД 20

Развитие внимания к окружающим людям, развитие наблюдательности. Повышение уверенности в себе, снижение тревожности, повышение самооценки.

Март

Апрель

Перспективное планирование непосредственно-образовательной

деятельности по коррекции и развитию процессов познавательной сферы детей

6-7 лет (подгрупповая форма)

п/п

Тема

Программное содержание

Дата

проведения

1

НОД 1

Игра «Внимание, флажок». Упражнение «Что изменилось?»

Игра «Обведи и раскрась».

Октябрь

2

НОД 2

Игра «Назови как можно больше...». Упражнение «Обведи предметы по 2». Игра «Что перепутал художник». Релаксация «Порхание бабочки»

Октябрь

3

НОД 3

Игра «Гномик». Упражнения на пространственные отношения.

Игра «Сложи картинку». Релаксация «Полёт высоко в небе»

Октябрь

4

НОД 4

Игра «Назови как можно больше…». Упражнение на сравнение.

Игра «Гномик».

Октябрь

5

НОД 5

Игра «Кто больше завяжет узелков». Упражнение «вставь пропущенные знаки». Игра «Волшебный мешочек».

Ноябрь

6

НОД 6

Игра «Птицы и птенчики». Упражнение «Число 1».

Игра «Разрезные картинки». Релаксация «Музыкальная шкатулка»

Ноябрь

7

НОД 7

Игра «Соедини точки и раскрась». Упражнение «Число 2».

Игра «Ловкие руки». Релаксация «Водопад».

Ноябрь

8

НОД 8

Игра «Раскрась рисунок». Упражнение на сложение предметов.

Игра «Что перепутал художник».

Ноябрь

9

НОД 9

Игра «Четвёртый лишний». Упражнение «Раздели яблоки».

Упражнение на сравнение в пределах 3. Релаксация «Танцующие руки».

Декабрь

10

НОД 10

Игра «Рисование по клеткам». Игра «Составь задачи по картинкам». Игра-шутка.

Декабрь

11

НОД 11

Игра «Загадки-отгадки». Упражнения «Допиши цифры».

Игра «Раскрась разными способами». Игра «Внимание, флажок».

Релаксация «Полёт высоко в небе».

Декабрь

12

НОД 12

Игра «Четыре стихии». Упражнение «Разгадай шараду».

Упражнение на сравнение. Игра «Телеграмма».

Декабрь

13

НОД 13

Игра «Отгадай предмет». Упражнение на пространственную ориентацию. Упражнение «Вычисли закономерность».

Игра «Незаконченное предложение». Релаксация «Полёт бабочки».

Январь

14

НОД 14

Игра «Повторяем друг за другом». Упражнение «Замкни линии».

Упражнение «Соедини точки по порядку». Игра «Лишнее слово».

Январь

15

НОД 15

Игра «Что изменилось?». Упражнение «Найди закономерность».

Упражнение «Признаки фигур». Игра «Мы в лес ходили».

Февраль

16

НОД 16

Игра «Продолжи предложения».  Упражнение «Дополни до четырёх». Упражнение «Продолжи узор». Игра «Не прерывный рассказ». Релаксация «Полёт бабочки».

Февраль

17

НОД 17

Игра «Закрой лишнюю картинку». Упражнение «Раскрась».

Упражнение «Подсчитай углы».  Игра «Мы в лес ходили».

Февраль

18

НОД 18

Игра «Последовательность событий». Упражнение на пространственную ориентацию. Упражнение «Реши задачу».

Игра «Найди по описанию». Упражнение на релаксацию. «Музыкальная шкатулка».

Февраль

19

НОД 19

Игра «Что сначала, что потом?». Упражнение «Число 5».

Упражнение «Сделай одинаковым». Игра «Дружные хлопки».

Март

20

НОД 20

Игра «Нарисуй и зачеркни». Упражнение «Разложи яблоки».

Упражнения «Соедини точки». Игра «Слепой танец».

Март

21

НОД 21

Игра «Что изменилось?». Упражнение «Сравни числа».

Упражнение «Продолжи ряд». Релаксация 2Полёт высоко в небе».

Март

22

НОД 22

Игра «Запоминаем вместе». Игра «Нарисуй забор».

Упражнение «Распредели детей». Игра «Дружные хлопки».

Март

23

НОД 23

Игра «Говори наоборот». Игра «Расшифруй шараду». Упражнение «Сравни числа». Игра «Зеркало». Релаксация «Полёт бабочки».

Апрель

24

НОД 24

Игра «Разрезные картинки». Упражнение «Дополни до шести»

Упражнение «Продолжи узор». Игра «Что изменилось?».

Апрель

Перспективное планирование непосредственно-образовательной

деятельности по коррекции и развитию психологической готовности к школьному обучению

п/п

Тема

Цель

Дата проведения

1

Игра «Летает, не летает»

Игра «Отгадай-ка»

Игра «не шевелись»

Совершенствование внимания, регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма.

Март

2

Игра «Что изменилось»

Упр. «Собери квадрат»

Игра карлики и

 великаны»

Чтение сказки « Создание лесной школы»

Развитие внимания, произвольной памяти, наглядно-образного мышления, быстроты реакции, снятие психоэмоционального напряжения.

Март

3

Игра «Закончи слово»

Игра в «Гости к зайчику»

Игра «Запомни своё место»

Чтение второй сказки «Букет учителя»

Развитие речи, внимания, быстроты реакции, расширение словарного запаса, наглядно-образного мышления, умение ориентироваться по схеме.

Март

4

Игра «Назови одним словом»

Игра «В гости к зайчику»

Игра «Земля, воздух, вода, огонь»

Чтение третьей сказки «Смешные страхи».

Преодоление страха перед школой. Развитие познавательной мотивации к учёбе Развитие мышления, умение ориентироваться по схеме, представление об окружающем мире.

Март

5

Игра «Скажи наоборот»

Упр. «Сложи узор»

Игра «Карлики и великаны»

Чтение 4-ой сказки

 «Игры в школе»

Развитие интереса к  посещению школы. Развитие пространственного мышления, способности создавать узоры по образцу, внимания, быстроты реакции.

Апрель

6

Игра «Назови соседей»

Упр. «Головоломки»

Игра «Запомни своё место»

Чтение 5-ой сказки «Школьные правила»

Развитие представлений о школьных правилах. Формирование умения решать задачи на основе мыслительного анализа путём выдвижения гипотезы и её проверки. Создание бодрого настроения.

Апрель

7

Игра «Земля, воздух, вода, огонь»

Игра «Карлики и великаны»

Игра «Скажи наоборот»

Чтение 6-ой сказки «Собирание портфеля»

Снятие эмоционального напряжения. Развитие интереса к школьным принадлежностям. Развитие внимания, быстроты реакции, мышления.

Апрель

8

Упр. «В какой руке сколько?»

Упр. «Сложи узор»

Игра «Назови одним словом»

Чтение 7-ой сказки «Белочкин сон»

Развития пространственного мышления, речи, словарного запаса. Создание бодрого настроения и благоприятной эмоциональной атмосферы.

Апрель

9

Упр. «В какой руке сколько»

Игра «Отгадай-ка»

Игра «Летает, не летает»

Чтение 8-ой сказки «Госпожа аккуратность»

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции. Развитие интереса к посещению школы, представлений об аккуратном обращении со школьными принадлежностями.

Апрель

10

Упр. «В какой руке сколько?» Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Не шевелись»

Чтение 9-ой сказки «Жадность»

Совершенствование внимания, умения регулировать своё поведение. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Развитие представлений о негативных формах поведения.

Май

                                                                              Приложение 1

Протокол психологической диагностики развития эмоционально-личностной сферы

Ф.И. ребёнка:_________________________________________________________________________

Возраст:_____________________

Дата проведения: ____.____.20____.

Диагностику проводил:________________________________________________________________

Методика № 1. Оценка уверенности в себе «Лесенка».

Вопрос

Номер

 ступеньки

Высказывание ребёнка

Примечание

1.«Где ты стоишь?»

2.«Куда тебя поставила бы мама?»

3.«Куда тебя поставила бы

 воспитатель?» (с указанием И.О.)

Методика № 2. Уровень взаимоотношений детей в группе «Капитан корабля»

Вопрос

Выбранные дети

Высказывания ребёнка

Примечание

1.«Кого из группы ты взял бы в помощники?»

2.«Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?»

3.«Кого ни за что не взял бы с

 собой?»

4.«Кто ещё остался на

 берегу?»

Методика № 3. Рисунок «Моя семья».

Цвета

Последовательность рисования членов семьи

Особенности изображения фигур

Расположение

Примечание

Методика № 4. Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?»

Вопрос

Ответ

Характер ответа (положительный +, отрицательный -)

Примечание

1.Любишь ли ты ходить в детский сад?

2.Хотел бы ты работать в д/с, когда станешь взрослым? Кем?

3.Дружишь ли ты с ребятами в группе?

4.Часто ли вы ссоритесь?

5.Какое у тебя

 сегодня настроение?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

             Приложение № 2

Протокол углубленной диагностики развития процессов

познавательной сферы.

Ф.И. ребёнка:_________________________________________________________________________

Возраст___________________

Дата проведения: ___.___.20___.

Диагностику проводил ________________________________________________________________

Методика № 1. «Чего не хватает на этих рисунках»  (развитие восприятия).

Затраченное

время

Баллы

Уровень развития

Примечание

Методика № 2. «Узнай кто это» (исследование зрительного восприятия).

Затраченное время

Баллы

Кол-во просмотренных фрагментов

Уровень развития

Примечание

Методика №3. «Чем залатать коврик» (исследование зрительной памяти).

Затраченное

время

Баллы

Уровень развития

Примечание

Методика № 4. «Узнай фигуры» (исследование узнавания).

Затраченное

время

Баллы

Уровень развития

Примечание

Методика № 5. «Проставь значки»  (исследование распределения внимания).

Показатель N

Показатель n

S (баллы)

Уровень развития

Примечание

Методика № 6. «Придумай рассказ» (исследование воображения).

Признак оценивания

Баллы

Примечание

1.Скорость придумывания

2.Необычность, оригинальность сюжета

3.Разнообразие образов

4.Проработанность и детализация образов

5.Эмоциональность образов

Сумма баллов, уровень развития:

Методика № 7. «Придумай игру» (исследование воссоздающего воображения).

Признак оценивания

Балл

1.Оригинальность и новизна

2.Продуманность условий

3.Наличие различных ролей

4.Наличие правил

5.Точность критериев оценки успешности проведения игры

                                                 Сумма баллов:

                                          Уровень развития:

Методика № 8. «Нелепицы» (исследование процессов мышления (логика, анализ)).

Нелепица

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

Назвал

Объяснил

Выставленный балл: _________

Уровень развития: _____________________

Методика № 9. «Времена года» (исследование уровня мышления).

Время года

Лето

Осень

Весна

Зима

Назвал

Объяснил

Выставленный балл: _________

Уровень развития: ___________________

Методика № 10. «Зашумлённые изображения» (выявление характера зрительного восприятия).

Затраченное время

Балл

Примечание

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                             Приложение 3

Протокол диагностического обследования

Ф.И. ребёнка_________________________________________________________________________

Возраст___________________

Дата проведения: ___.___.20___.

Диагностику проводил:  _______________________________________________________________

Цель обследования: определение психологической готовности ребёнка к школьному обучению (по Н.И. Гуткиной).

  1.  Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника».

Ответы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вывод:______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Методика: «ДА и НЕТ».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Вывод ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Методика: «Сапожки»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Дополнительные загадки:

8.

9.

Вывод ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Методика: «Последовательность событий».

1 – 2 – 3

Вывод: ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Методика: «Звуковые прятки».

О

А

Ш

С

Вывод_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Методика: «Домик»

Вывод:______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. Методика по определению познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребёнка.

Вывод_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________  

Общий вывод:________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  Приложение 4

ЧАСЫ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ГУЗАНОВОЙ

ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад № 7  «Улыбка»

г. Балаково Саратовской области

ДНИ НЕДЕЛИ

ЧАСЫ РАБОТЫ

Перерыв на обед

ПОНЕДЕЛЬНИК

10.00-17.30

13.00-13.30

ВТОРНИК

8.00-16.30

13.00-13.30

СРЕДА

7.30-16.00

13.00-13.30

ЧЕТВЕРГ

8.00-16.30

12.30-13.00

ПЯТНИЦА

7.30-12.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Основная рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Аннотацияк рабочей образовательной программе педагога – психолога             Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с...

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год....

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога...

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Программа разработана на период 2022-2023 учебный год, позволяет построить систему психологического сопровождения в группе компенсирующей направленности на основе комплексного взаимодействия и преемст...

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка д...

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа является нормативным документом, определяющий организацию образовательного процесса, разработанной с учетом основной и адаптированной образовательной программы и предназначенной для ...