Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по психологии

Коваленко Екатерина Вячеславовна

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.   

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Рабочая программа педагога-психолога

на 2022-2023 учебный год

Разработала: педагог-психолог

Коваленко Екатерина Вячеславовна

        

Богучар 2022

Пояснительная записка

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» (далее ДОУ) разработана в соответствии с:

1) Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО);  

2) нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения;

3) основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка», разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ локальными актами учреждения.

 Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.    

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Цели, задачи и принципы программы.

Цель программы: содействие созданию условий для формирования и укрепления физического и психического здоровья детей, комфортного и благоприятного климата в детском саду.

Эта цель реализуется в процессе игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности.

Задачи программы:

1. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепление здоровья и эмоционального благополучия.

2. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3. Оказание помощи и поддержки педагогам в решении проблем.

4. Проведение ранней диагностики детей с целью выявления возможных отклонений уже на начальных стадиях развития.

5. Способствовать созданию эмоционально благоприятного микроклимата в группах, при общении детей между собой и с педагогом.

В основу рабочей программы по психолого-педагогическому сопровождению развития дошкольников положены принципы:

1.  Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.

2.  Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.

3.  Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.

4.  Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития).

Программа  психолого-педагогического сопровождения в ДОУ рассчитана на учебный год.

Организация рабочего времени педагога психолога:

На непосредственную работу с участниками образовательного процесса отводится 50% рабочего времени, остальное время приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с детьми, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогами и родителями, организационно методическую деятельность.  

Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса:

- Индивидуальная;

- Подгрупповая;

- Групповая.

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми проводятся педагогом-психологом ежедневно как в часы, свободные от мероприятий по основной программе ДОУ, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ исключения могут составлять массовые утренники и праздники, другие общие мероприятия.  

Периодичность работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса с учётом распределения рабочего времени отражена в циклограмме.

Основные возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является периодом сенситивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем направлениям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Они возникают благодаря, во-первых, развитию речи позволяя и регулируя общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, во-вторых, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

Включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда происходит при участии значимых взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возрастные особенности развития детей 2 – 3 лет

Социально-эмоциональное развитие. Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Общая моторика, моторика рук. Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

Зрительно-моторная координация. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.

Восприятие и предметно-игровая деятельность. Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

Психическое развитие. Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше, полный - пустой).

Понимание речи. Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет

Социально-эмоциональное развитие. Любит давать игрушки и брать их у других. Нравится общаться с детьми и взрослыми, развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

Общая моторика, моторика рук. Бросает мяч через голову, хватает катящийся мяч. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту и другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 секунд. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит по образцу из 9 кубиков.

Зрительно-моторная координация. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

Восприятие и предметно-игровая деятельность. Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2 – 3 частей путем проб.

Речевое развитие. Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

Понимание речи. Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

Возрастные особенности детей 4 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.

Ведущая потребность

Восприятие.

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношения со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый - источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник мало интересен.

Эмоции

Резкие переключения, эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.

Способ познания

Экспериментирование, конструирование.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 минут. Объем внимания 3-4 предмета.

Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет

Восприятие и предметно-игровая деятельность. Разбирает и складывает

трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

Память. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.

Внимание. Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

Речь. Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

Математика. Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Развитие психических процессов у детей 5 лет

Психический процесс

Компоненты

Восприятие

Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния

Память

Зрительная, слуховая, тактильная

Внимание

Объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение

Мышление

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация

Воображение

Репродуктивное, с элементами творческого

Возрастные особенности развития детей 5 – 6 лет

Общая моторика. Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носочках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

Зрительно-моторная координация. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

Речевое развитие. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

Математические представления. Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

Психическое развитие. Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Развитие психических процессов у детей 6 лет

Психический процесс

Компоненты

Восприятие

Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния, пространство, время

Память

Зрительная, слуховая, тактильная

Внимание

Объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение

Мышление

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация

Воображение

Репродуктивное, с элементами творческого, творческое

Возрастные особенности развития детей 6 – 7 лет

Математические представления. Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.

Память. Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.

Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

Мышление. Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями, составляет рассказ по картинке, составляет логические цепочки.

Речевое развитие. Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

Представления об окружающем мире. Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.

Содержание психолого-педагогической работы.

В деятельности педагога-психолога ДОУ выделены следующие направления:

- психопрофилактика и психологическое просвещение (информирование родителей и педагогов по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников);

- психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп);

- коррекционно-развивающая работа (направленная на преодоление трудностей в психическом развитии ребенка);

- консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития).

Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Психопрофилактика осуществляется педагогом-психологом и определяется необходимостью формирования у педагогов, родителей (лиц их заменяющих), а также детей потребности в психологических знаниях, желании использовать их в интересах собственного развития.

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ, а также разработку и организацию педагогом-психологом цикла подгрупповых развивающих психопрофилактических занятий с воспитанниками.  

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, а также содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

Направление «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы в ситуации, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование, ориентируясь на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:

- оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ;

- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функций;

- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

- формирование установки на самостоятельное разрешение проблем.

Данное направление включает следующие разделы:

- «Консультирование по проблемам трудностей в обучении»;

- «Консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений»;

- «Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе»;

- «Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей»;

- «Консультирование по проблемам раннего развития детей»;

- «Консультирование по проблемам психологической готовности ребёнка к обучению в школе».

Направление «Психологическая диагностика»

Цель: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания.

Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и подгруппами детей. Результаты психологической диагностики могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Диагностические методики должны носить развивающий характер и уже в процессе их использования приводить к позитивным изменениям в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулировать объективизацию внутренних тенденций в совокупности разнообразных тенденций: речевых, поведенческих, эмоциональных.

Направление предполагает три раздела:

- «Диагностическая работа по проблемам психического развития у дошкольников» (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года);

- «Диагностика психологической готовности к обучению в школе» (воспитанники 6-7 лет-начало и конец учебного года);

- «Диагностика, направленная на раннее выявление детей с особенностями в развитии и оказания своевременной, необходимой им помощи по средствам комплексного изучения индивидуальных особенности воспитанников.

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

 Данное направление предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей.  

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения ЦНС или психического заболевания.

Коррекционно-развивающее направление предполагает организацию развивающих занятий, направленных на коррекцию определённых недостатков в психическом развитии детей.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками.  

Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них тех способов саморегуляции в образовательных ситуациях, которые помогут им стать более успешными.

Выбор конкретной формы, технологии и содержание работы педагога-психолога по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики.

Развивающая работа и психологическая коррекция реализуется по следующим разделам:

- «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников»;

- «Развивающая работа в период адаптации ребёнка к ДОУ»;

- «Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска».

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе релаксационных, раскрепощающих; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения.  

При отборе психологического инструментария ведущими является: принцип целостного воздействия на личность ребёнка, системность подачи материалов, цикличность построения занятий, наглядность обучения, доступность, проблемность, развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ.

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ОВЗ различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Основная цель психокоррекции – исправление имеющихся нарушений в психическом развитии детей, гармонизация их личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть  структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программы.

В МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

- Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в развитии.

- Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендацией врачей).

- Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

У каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход, заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ созданы условия, которые позволяют удовлетворять их образовательные потребности.

Коррекционно-развивающие мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей осуществляют специалисты и воспитатели ДОУ. Коррекционная работа проходит как на групповых, так и индивидуальных занятиях, а также в другие режимные моменты.

Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителей и педагогов.

Однако нельзя создать универсальную психокоррекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития. Это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы:

  • Структуру дефекта и степень его тяжести;
  • психологическую проблему и причины её возникновения;
  • время возникновения дефекта и психологической проблемы;
  • уровень развития межфункциональных связей;
  • типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка;
  • предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.

Данная психокоррекционная работа педагога-психолога направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов у детей 4 – 7 лет. Реализация этой работы предусматривает тесное сотрудничество педагога-психолога с логопедом, воспитателями и родителями. Программа состоит из серии коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам, которые формируются по результатам диагностики. Занятие имеет четкую структуру и включает в себя следующие организационные моменты:

Структура коррекционно-развивающего занятия:

  1. Приветствие - ритуал.

Цель: создание положительного настроя на совместную деятельность, общение.

Кинезиологические упражнения.

Цель: стимуляция интеллектуального развития.

II. Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов.

Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики.

Психогимнастика и этюды.

Цель: развитие мимики и пантомимики.

Релаксационные упражнения.        

Цель: развитие умения расслабляться и распределять свои силы.

III. Подведение итогов. Поощрение. Ритуал окончания занятия.

Цель: развитие мнемических процессов, стимуляция к совместной деятельности.

В процессе совместной деятельности с детьми решаются следующие задачи:

  1. Развивающие задачи:
  1. Развитие общей осведомленности.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия.
  3. Развитие устойчивости внимания, устранение импульсивности; увеличение объема внимания, формирование концентрации внимания.
  4. Развитие логического запоминания. Развитие разных видов памяти.
  5. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение).
  6. Развитие наглядно-образного мышления, формирование предпосылок перехода к словесно-логическому мышлению.
  7. Развитие дивергентного мышления и воображения.
  8. Развитие зрительно-моторной координации.
  9. Развитие межполушарного взаимодействия.
  10. Развитие координации и выразительности движений.
  11. Развитие умения расслабляться.
  1. Обучающие задачи:
  1. Научить работать по инструкциям, по образцу.
  2. Научить целенаправленно запоминать материал.
  1. Воспитательные задачи:
  1. Воспитание культуры общения между детьми и со взрослыми.

психический процесс

Основные нарушения

Основные задачи

Игры, упражнения и задания

Ожидаемый результат

восприятие

Затруднения в узнавании непривычно представленных предметов, в соединении отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ.

Совершенствование зрительного и слухового анализа, осмысленности восприятия. Формирование целостного образа предмета

Упражнения на узнавание:

- наложенных друг на друга изображений предметов;

-контурных изображений предметов

- силуэтных изображений предметов

- точечных изображений предметов

- зашумленных  изображений предметов;

- по элементам изображений предметов.

Воссоздание из геометрических фигур образных изображений (головоломки).

Разрезные картинки

Пазлы

Что слышно?

Конструирование по образцу.

Рисование по образцу

Узнай по голосу, звуку

Дорисуй по элементам изображений

Раскрась (дорисуй) по образцу

Повышение умения детей воспринимать зрительную и слуховую информацию.

внимание

Неустойчивое, непроизвольное. Нарушения внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, сужение объема.

Развитие свойств внимания (устойчивость, переключение, концентрация)

Раскрась (дорисуй) по образцу

Дорисуй, чтобы все стало одинаковым

Поиск парных изображений

Нахождение различных фигурок, «спрятанных» на картинке

Сходства и различия

Срисовывание по клеточкам

Графический диктант

Лабиринты

Зачеркни…, обведи…

Четвертый лишний

Испорченный телефон

Чего не хватает?

Расширение объема внимания.

Возрастание устойчивости.

Развитие произвольности.

память

Ограничена по объему, отличается невысокой прочностью запоминания, неточностью воспроизведения

Развитие зрительной, слуховой, зрительно – пространственной, двигательной памяти

Запомни и разложи картинки (предметы, слова, звуки, движения)

Что изменилось?

Снежный ком

Пары слов

Воспроизведение визуальных репродукций

Вопросы по картинкам (рассказам)

Повышение произвольности запоминания и объема слуховой памяти.

Выстраивает логические связи.

мышление

Не развиваются соответствующие возрасту предпосылки логического мышления: при обобщении не выделяют существенных признаков, при сравнении опираются на случайные признаки, проявляют низкий уровень интеллектуальной активности

Развитие наглядно-образного мышления, развитие умения устанавливать логические связи и закономерности, развитие операций мышления, развитие пространственной ориентировки.

Разрезные картинки

Сходства и различия

Пустой квадрат

Четвертый лишний

Логические концовки

Последовательные картинки

Скажи (покажи) наоборот

Что будет, если…

Смысловые ряды

Игры с использованием схем

Шарады, ребусы, загадки

Головоломки

Беседа «Почемучки»

Срисовывание по клеточкам

Графический диктант

Лабиринты

Домино

Сложи кубики

Логические задачи

Ассоциации

Продолжи…

Противоположности

Устанавливает причинно-следственные связи.

Обосновывает сходства и различия.

Обобщает методом исключения на основе выделения существенных признаков.

моторика

Недостаточность тонкой моторики рук.

Неправильно держит карандаш.

Нарушения графо-мотор-ной    координаций 

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики

Соедини точки

Проведи по пунктиру

Лабиринты

Срисовывание по клеточкам

Графический диктант

Дорисуй …Раскрась…

Штриховка

Кинезиологические упражнения

Пальчиковые упражнения

Самомассаж рук

Рука подготовлена к письму

воображение

Слабая выраженность потребности в творческой деятельности

Низкий уровень развития комбинаторных способностей

Отсутствие собственного замысла

Развитие вербального и невербального воображения

Дорисовывание фигур, шаблонов

На что похоже

Головоломки

Придумывание историй

Бывает – не бывает

Придумай и нарисуй

Конструирование

Этюды, психогимнастика

Использование предметов заместителей.

Создают схематические, иногда детализированные, оригинальные рисунки.

Составляют рассказы.

эмоции

Эмоциональная лабильность

Повышенная возбудимость

Быстрая пресыщаемость деятельностью

Эмоциональное самовыражение

Снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения

Психогимнастика

Релаксационные упражнения

Достаточно стойкий познавательный интерес.

Повышение работоспособности.

Формы и методы реализации программы

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре). Работа проводится не только педагогом-психологом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей (по консультации психолога): на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также в НОД. Родители ребенка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребенка умения и навыки.

Условия реализации рабочей программы

Рабочая программа педагога-психолога МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» реализуется в условиях, обеспечивающих полноценное развитие личности воспитанников на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Условия психолого-педагогического сопровождения реализации рабочей программы:

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  3. поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
  4. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  5. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  6. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  7. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  8. установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
  9. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение; оценку индивидуального развития детей;
  10. защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  11. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности.

В рамках психолого-педагогического сопровождения в МКДОУ создаются условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования. Оказывается консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей. Проводится организационно-методическое сопровождение процесса реализации рабочей программы.

Также, в МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная среда МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка», в том числе кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, созданы в таком виде, что:

  1. способствует охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
  2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  3. помогает профессиональному развитию педагогических работников;
  4. создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  5. обеспечивает открытость дошкольного образования;
  6. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Средства обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Прогнозируемые результаты психолого-педагогического

сопровождения в ДОУ

Психолого-педагогическое сопровождение в МКДОУ реализуется с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты освоения рабочей программы педагога-психолога МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» соответствуют целевым ориентирам дошкольного образования. Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Соответственно, сформированность данных характеристик личности воспитанника в раннем возрасте и является целью и результатом психолого-педагогического сопровождения.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Вышеперечисленные личностные характеристики воспитанников предполагают формирование у них предпосылок учебной деятельности, что является решением задачи психолого-педагогического сопровождения на уровне дошкольного образования, а именно, готовности к школе. Педагогом-психологом МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» прогнозируется формирование данных характеристик личности у 98% выпускников подготовительной к школе группы.

Используемые методики.

 

№ п/п

Название методики

Цель

Группа

Возраст

1.

Графический диктант (Д.Б. Эльконин).

Выявление уровня  сформированности произвольности.

Подготовительная к школе группа

2.

Модифицированный тест Керна-Йирасека.

Определение уровня вербального мышления.

Подготовительная к школе группа

3.

Тестовая беседа С.А. Банкова

Определение степени психосоциальной зрелости.

Подготовительная к школе группа

4.

Методика «Несуществующее животное».

Изучение проблем взаимоотношений с окружающим миром, детской тревожности.

5-7 лет

5.

Методика «Рисунок семьи».

Выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

4-7 лет

6.

Графическая методика «Кактус»

Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности.

4-7 лет

7.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

Выявление общего уровня психического развития, уровень развития мышления, умения слушать, выполнять задания по образцу, произвольности мышления.

Подготовительная к школе группа.

8.

Экспресс-диагностика в детском саду (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.)

Предназначено для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

3-7 лет

9.

Мотивационная готовность к обучению в школе (Венгер А.Л.)

Определение мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Подготовительная к школе группа.

10.

Мышление и речь.

Подготовительная к школе группа.

11.

Hand-тест (тест руки)

Прогнозирование явного агрессивного поведения.

5-7 лет

12.

«Цветик-восьмицветик» (Прохоров А.О., Велиева С.В.)

Диагностика эмоциональных отношений в семье, с воспитателем.

2,5-7 лет

13.

«Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе» (А.С. Михайлюк)

Оценка социально-психологического климата в трудовом коллективе

14.

Методика «Паровозик»

Определение особенностей эмоционального состояния ребенка

2,5-7 лет

15.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки

Определение уровня тревожности у детей

3,5-7 лет

16.

Методика «Секрет» (Т.А. Репина, Т.В. Антонова)

Выявление положения ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

3-7 лет

Перечень методических пособий

1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Экспресс диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, - 2008.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: Сфера, 2003.

3. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2005.

4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической   психологии.    —   М.:   ЛИНКА—ПРЕСС, 1997.

5. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2003.

6. Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1999.

7. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

9. Психолог в дошкольном учреждении / под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: «ГНОМ и Д», 2004.

10. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс,2004.

11. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006.

12. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004.

13. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: Аркти,2005.

14. Князева О.Л. Я-ты-мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога ДОО на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным...

Основная рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Аннотацияк рабочей образовательной программе педагога – психолога             Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с...

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (логопедические группы) на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка.         Рабочая программа педагога-психолога Учреждения отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса...

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ на 2020-2021 учебный год

Содержание рабочей программы педагога-психолога ДОУ...

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год....

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога...

Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год

Программа разработана на период 2022-2023 учебный год, позволяет построить систему психологического сопровождения в группе компенсирующей направленности на основе комплексного взаимодействия и преемст...