Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по психологии
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pedagoga-psihologa_na_2022-2023_uchebnyy_god.docx | 53.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка»
Рабочая программа педагога-психолога
на 2022-2023 учебный год
Разработала: педагог-психолог
Коваленко Екатерина Вячеславовна
Богучар 2022
Пояснительная записка
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» (далее ДОУ) разработана в соответствии с:
1) Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО);
2) нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения;
3) основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка», разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ локальными актами учреждения.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Цели, задачи и принципы программы.
Цель программы: содействие созданию условий для формирования и укрепления физического и психического здоровья детей, комфортного и благоприятного климата в детском саду.
Эта цель реализуется в процессе игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности.
Задачи программы:
1. Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепление здоровья и эмоционального благополучия.
2. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
3. Оказание помощи и поддержки педагогам в решении проблем.
4. Проведение ранней диагностики детей с целью выявления возможных отклонений уже на начальных стадиях развития.
5. Способствовать созданию эмоционально благоприятного микроклимата в группах, при общении детей между собой и с педагогом.
В основу рабочей программы по психолого-педагогическому сопровождению развития дошкольников положены принципы:
1. Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.
2. Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.
3. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.
4. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития).
Программа психолого-педагогического сопровождения в ДОУ рассчитана на учебный год.
Организация рабочего времени педагога психолога:
На непосредственную работу с участниками образовательного процесса отводится 50% рабочего времени, остальное время приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с детьми, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогами и родителями, организационно методическую деятельность.
Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса:
- Индивидуальная;
- Подгрупповая;
- Групповая.
Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми проводятся педагогом-психологом ежедневно как в часы, свободные от мероприятий по основной программе ДОУ, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ исключения могут составлять массовые утренники и праздники, другие общие мероприятия.
Периодичность работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса с учётом распределения рабочего времени отражена в циклограмме.
Основные возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом сенситивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем направлениям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Они возникают благодаря, во-первых, развитию речи позволяя и регулируя общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, во-вторых, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
Включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда происходит при участии значимых взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Возрастные особенности развития детей 2 – 3 лет
Социально-эмоциональное развитие. Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук. Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
Зрительно-моторная координация. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.
Восприятие и предметно-игровая деятельность. Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие. Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше, полный - пустой).
Понимание речи. Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет
Социально-эмоциональное развитие. Любит давать игрушки и брать их у других. Нравится общаться с детьми и взрослыми, развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
Общая моторика, моторика рук. Бросает мяч через голову, хватает катящийся мяч. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту и другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 секунд. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит по образцу из 9 кубиков.
Зрительно-моторная координация. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.
Восприятие и предметно-игровая деятельность. Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2 – 3 частей путем проб.
Речевое развитие. Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.
Понимание речи. Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").
Возрастные особенности детей 4 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая потребность | Восприятие. |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношения со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый - источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник мало интересен. |
Эмоции | Резкие переключения, эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Экспериментирование, конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 минут. Объем внимания 3-4 предмета. |
Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет
Восприятие и предметно-игровая деятельность. Разбирает и складывает
трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
Память. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
Внимание. Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
Речь. Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
Математика. Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Развитие психических процессов у детей 5 лет
Психический процесс | Компоненты |
Восприятие | Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния |
Память | Зрительная, слуховая, тактильная |
Внимание | Объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение |
Мышление | Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация |
Воображение | Репродуктивное, с элементами творческого |
Возрастные особенности развития детей 5 – 6 лет
Общая моторика. Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носочках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
Зрительно-моторная координация. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
Речевое развитие. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
Математические представления. Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
Психическое развитие. Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Развитие психических процессов у детей 6 лет
Психический процесс | Компоненты |
Восприятие | Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния, пространство, время |
Память | Зрительная, слуховая, тактильная |
Внимание | Объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение |
Мышление | Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация |
Воображение | Репродуктивное, с элементами творческого, творческое |
Возрастные особенности развития детей 6 – 7 лет
Математические представления. Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.
Память. Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
Мышление. Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями, составляет рассказ по картинке, составляет логические цепочки.
Речевое развитие. Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.
Представления об окружающем мире. Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.
Содержание психолого-педагогической работы.
В деятельности педагога-психолога ДОУ выделены следующие направления:
- психопрофилактика и психологическое просвещение (информирование родителей и педагогов по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников);
- психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп);
- коррекционно-развивающая работа (направленная на преодоление трудностей в психическом развитии ребенка);
- консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития).
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Психопрофилактика осуществляется педагогом-психологом и определяется необходимостью формирования у педагогов, родителей (лиц их заменяющих), а также детей потребности в психологических знаниях, желании использовать их в интересах собственного развития.
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ, а также разработку и организацию педагогом-психологом цикла подгрупповых развивающих психопрофилактических занятий с воспитанниками.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, а также содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.
Направление «Психологическое консультирование»
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы в ситуации, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование, ориентируясь на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты.
Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:
- оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;
- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ;
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функций;
- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
- формирование установки на самостоятельное разрешение проблем.
Данное направление включает следующие разделы:
- «Консультирование по проблемам трудностей в обучении»;
- «Консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений»;
- «Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе»;
- «Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей»;
- «Консультирование по проблемам раннего развития детей»;
- «Консультирование по проблемам психологической готовности ребёнка к обучению в школе».
Направление «Психологическая диагностика»
Цель: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания.
Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и подгруппами детей. Результаты психологической диагностики могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Диагностические методики должны носить развивающий характер и уже в процессе их использования приводить к позитивным изменениям в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулировать объективизацию внутренних тенденций в совокупности разнообразных тенденций: речевых, поведенческих, эмоциональных.
Направление предполагает три раздела:
- «Диагностическая работа по проблемам психического развития у дошкольников» (по запросу родителей, педагогов в течение учебного года);
- «Диагностика психологической готовности к обучению в школе» (воспитанники 6-7 лет-начало и конец учебного года);
- «Диагностика, направленная на раннее выявление детей с особенностями в развитии и оказания своевременной, необходимой им помощи по средствам комплексного изучения индивидуальных особенности воспитанников.
Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»
Данное направление предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения ЦНС или психического заболевания.
Коррекционно-развивающее направление предполагает организацию развивающих занятий, направленных на коррекцию определённых недостатков в психическом развитии детей.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками.
Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них тех способов саморегуляции в образовательных ситуациях, которые помогут им стать более успешными.
Выбор конкретной формы, технологии и содержание работы педагога-психолога по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики.
Развивающая работа и психологическая коррекция реализуется по следующим разделам:
- «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников»;
- «Развивающая работа в период адаптации ребёнка к ДОУ»;
- «Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска».
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе релаксационных, раскрепощающих; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения.
При отборе психологического инструментария ведущими является: принцип целостного воздействия на личность ребёнка, системность подачи материалов, цикличность построения занятий, наглядность обучения, доступность, проблемность, развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ОВЗ различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Основная цель психокоррекции – исправление имеющихся нарушений в психическом развитии детей, гармонизация их личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программы.
В МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в развитии.
- Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендацией врачей).
- Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
У каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход, заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ созданы условия, которые позволяют удовлетворять их образовательные потребности.
Коррекционно-развивающие мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей осуществляют специалисты и воспитатели ДОУ. Коррекционная работа проходит как на групповых, так и индивидуальных занятиях, а также в другие режимные моменты.
Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителей и педагогов.
Однако нельзя создать универсальную психокоррекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития. Это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы:
- Структуру дефекта и степень его тяжести;
- психологическую проблему и причины её возникновения;
- время возникновения дефекта и психологической проблемы;
- уровень развития межфункциональных связей;
- типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка;
- предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.
Данная психокоррекционная работа педагога-психолога направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов у детей 4 – 7 лет. Реализация этой работы предусматривает тесное сотрудничество педагога-психолога с логопедом, воспитателями и родителями. Программа состоит из серии коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам, которые формируются по результатам диагностики. Занятие имеет четкую структуру и включает в себя следующие организационные моменты:
Структура коррекционно-развивающего занятия:
- Приветствие - ритуал.
Цель: создание положительного настроя на совместную деятельность, общение.
Кинезиологические упражнения.
Цель: стимуляция интеллектуального развития.
II. Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов.
Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики.
Психогимнастика и этюды.
Цель: развитие мимики и пантомимики.
Релаксационные упражнения.
Цель: развитие умения расслабляться и распределять свои силы.
III. Подведение итогов. Поощрение. Ритуал окончания занятия.
Цель: развитие мнемических процессов, стимуляция к совместной деятельности.
В процессе совместной деятельности с детьми решаются следующие задачи:
- Развивающие задачи:
- Развитие общей осведомленности.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Развитие устойчивости внимания, устранение импульсивности; увеличение объема внимания, формирование концентрации внимания.
- Развитие логического запоминания. Развитие разных видов памяти.
- Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение).
- Развитие наглядно-образного мышления, формирование предпосылок перехода к словесно-логическому мышлению.
- Развитие дивергентного мышления и воображения.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие координации и выразительности движений.
- Развитие умения расслабляться.
- Обучающие задачи:
- Научить работать по инструкциям, по образцу.
- Научить целенаправленно запоминать материал.
- Воспитательные задачи:
- Воспитание культуры общения между детьми и со взрослыми.
Формы и методы реализации программы
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре). Работа проводится не только педагогом-психологом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей (по консультации психолога): на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также в НОД. Родители ребенка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребенка умения и навыки.
Условия реализации рабочей программы
Рабочая программа педагога-психолога МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» реализуется в условиях, обеспечивающих полноценное развитие личности воспитанников на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Условия психолого-педагогического сопровождения реализации рабочей программы:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение; оценку индивидуального развития детей;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности.
В рамках психолого-педагогического сопровождения в МКДОУ создаются условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования. Оказывается консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей. Проводится организационно-методическое сопровождение процесса реализации рабочей программы.
Также, в МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная среда МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка», в том числе кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, созданы в таком виде, что:
- способствует охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- помогает профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Средства обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
Прогнозируемые результаты психолого-педагогического
сопровождения в ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение в МКДОУ реализуется с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты освоения рабочей программы педагога-психолога МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» соответствуют целевым ориентирам дошкольного образования. Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Соответственно, сформированность данных характеристик личности воспитанника в раннем возрасте и является целью и результатом психолого-педагогического сопровождения.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Вышеперечисленные личностные характеристики воспитанников предполагают формирование у них предпосылок учебной деятельности, что является решением задачи психолого-педагогического сопровождения на уровне дошкольного образования, а именно, готовности к школе. Педагогом-психологом МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» прогнозируется формирование данных характеристик личности у 98% выпускников подготовительной к школе группы.
Используемые методики.
№ п/п | Название методики | Цель | Группа Возраст |
1. | Графический диктант (Д.Б. Эльконин). | Выявление уровня сформированности произвольности. | Подготовительная к школе группа |
2. | Модифицированный тест Керна-Йирасека. | Определение уровня вербального мышления. | Подготовительная к школе группа |
3. | Тестовая беседа С.А. Банкова | Определение степени психосоциальной зрелости. | Подготовительная к школе группа |
4. | Методика «Несуществующее животное». | Изучение проблем взаимоотношений с окружающим миром, детской тревожности. | 5-7 лет |
5. | Методика «Рисунок семьи». | Выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. | 4-7 лет |
6. | Графическая методика «Кактус» | Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности. | 4-7 лет |
7. | Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. | Выявление общего уровня психического развития, уровень развития мышления, умения слушать, выполнять задания по образцу, произвольности мышления. | Подготовительная к школе группа. |
8. | Экспресс-диагностика в детском саду (Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.) | Предназначено для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. | 3-7 лет |
9. | Мотивационная готовность к обучению в школе (Венгер А.Л.) | Определение мотивационной готовности детей к обучению в школе. | Подготовительная к школе группа. |
10. | Мышление и речь. | Подготовительная к школе группа. | |
11. | Hand-тест (тест руки) | Прогнозирование явного агрессивного поведения. | 5-7 лет |
12. | «Цветик-восьмицветик» (Прохоров А.О., Велиева С.В.) | Диагностика эмоциональных отношений в семье, с воспитателем. | 2,5-7 лет |
13. | «Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе» (А.С. Михайлюк) | Оценка социально-психологического климата в трудовом коллективе | |
14. | Методика «Паровозик» | Определение особенностей эмоционального состояния ребенка | 2,5-7 лет |
15. | Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки | Определение уровня тревожности у детей | 3,5-7 лет |
16. | Методика «Секрет» (Т.А. Репина, Т.В. Антонова) | Выявление положения ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. | 3-7 лет |
Перечень методических пособий
1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко Экспресс диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, - 2008.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: Сфера, 2003.
3. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2005.
4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА—ПРЕСС, 1997.
5. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2003.
6. Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1999.
7. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
9. Психолог в дошкольном учреждении / под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: «ГНОМ и Д», 2004.
10. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс,2004.
11. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006.
12. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004.
13. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: Аркти,2005.
14. Князева О.Л. Я-ты-мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога-психолога ДОО на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным...
Основная рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
Аннотацияк рабочей образовательной программе педагога – психолога Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с...
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (логопедические группы) на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога Учреждения отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса...
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ на 2020-2021 учебный год
Содержание рабочей программы педагога-психолога ДОУ...
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога...
Рабочая программа педагога-психолога на 2022-2023 учебный год
Программа разработана на период 2022-2023 учебный год, позволяет построить систему психологического сопровождения в группе компенсирующей направленности на основе комплексного взаимодействия и преемст...