Сенсорная стимуляция детей раннего возраста в условиях Службы ранней помощи как залог дальнейшей успешности ребенка
статья по психологии
На основе сенсорных эталонов у ребенка формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положения в пространстве. Это способствует развитию у ребенка исследовательских реакций и дальнейшей ориентировки на свойства и качества предметов. Тем самым, у ребенка появляются зачатки познавательного интереса, познавательной активности и настойчивости.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Крючкова Гульшат Абулманиховна,
педагог-психолог МАДОУ ЦРР – детский сад,
городской округ Красноуфимск
Сенсорная стимуляция детей раннего возраста в условиях Службы ранней помощи как залог дальнейшей успешности ребенка
В настоящее время проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации в общество является чрезвычайно актуальной. По мнению Л.И. Швецовой: «Очень важно развитие ранней помощи “особенным” детям. Чем раньше такой ребенок получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале, коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы».
МАДОУ ЦРР – детский сад в рамках деятельности Службы ранней помощи оказывает помощь детям и их семьям, направленную на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
Чудеса компенсации возможны только в первые годы жизни, когда мозг удивительно пластичен, его развитие еще не завершено, и малыш обладает большими потенциальными компенсаторными возможностями развития.
В основе деятельности специалистов Службы ранней помощи МАДОУ ЦРР – детский сад лежит функциональный подход – это подход, целью которого является улучшение функционирования ребёнка на основе его собственной активности и способности к выполнению. Функциональный подход рассматривает целостные повседневные ситуации и способность ребёнка участвовать в них. В основе работы функционального подхода лежит Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
Одной из частых причин обращения к специалистам Службы ранней помощи МАДОУ ЦРР – детский сад являются трудности в воспитании сенсорной системы - развитие разных видов восприятия ребенка (зрительного, слухового).
На основе сенсорных эталонов у ребенка формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, цвете, положения в пространстве. Это способствует развитию у ребенка исследовательских реакций и дальнейшей ориентировки на свойства и качества предметов. Тем самым, у ребенка появляются зачатки познавательного интереса, познавательной активности и настойчивости.
Недостаточный уровень сформированности сенсорных эталонов в раннем возрасте резко снижает в последующем успешность ребёнка. Так, в работах А. Р. Лурии указано, что «… нарушение зрительного восприятия может привести к трудностям в узнавании фигур, букв, цифр (их величины, соотношении частей, дифференциации зеркальных или близких по конфигурациям элементов и т.д.».
Организуя активности по сенсорной стимуляции, педагоги Службы ранней помощи совместно с родителями на первом этапе работают над развитием зрительного восприятия. Вначале педагог или родитель стимулируют фиксацию взгляда на лице взрослого, а затем - на игрушке с интенсивной цветной окраской, стимулируя у ребенка зрительную фиксацию и слежение за игрушкой.
В дальнейшем, начинается тренировка согласования движений головы и глаз, обучаем ребенка поворачивать голову, отслеживая движения игрушки. При ослаблении интереса ребенка к игрушке подключаем звуковой компонент, речь близкого человека.
Далее выстраиваем работу по формированию плавности слежения взглядом за движущимся предметом: вертикально, горизонтально. Добиваемся устойчивости фиксации взгляда при изменении положения головы и туловища. Параллельно обучаем родителей специальным играм с ребенком. Например, приближая свое лицо к ребенку и удаляя его, ласково и выразительно разговариваем с ним, используя яркие озвученные игрушки. При этом положение ребенка может быть самым разным (ребенок может сидеть, стоять, находиться вертикально – на руках взрослого).
Для организации активностей мотивируем родителей подбирать игрушки, различные по цвету, величине, форме, звучанию для организации игр: «Прятки», «Ку-ку», «Кто тут», когда педагог или мать накидывают на голову платок или прячутся за шкаф, спинку стула, ширму.
С полутора лет включаем в коррекционно-развивающую работу игры и упражнения по развитию ориентировки на величину, форму и цвет предметов:
- сличение цвета, величины, формы («покажи такой», «дай такой, не такой»);
- с ориентиром на слово по величине, цвету или форме («дай красный», «дай большой», «дай круглый»);
- по признаку (величины, цвета, формы) с детьми, владеющими речью.
Еще одним из направлений обращения родителей является причина, когда ребенок недостаточно реагирует или совсем не реагирует на звук, не находит в окружающей среде звучащие предметы. Работу по развитию слухового восприятия начинаем с формирования слуховой реакции и сосредоточения (на голосе и звуке), используя момент, когда ребенок находится в незначительном эмоционально некомфортном состоянии (период капризов, хныкания). Взрослый ласково разговаривает с ребенком, потряхивает погремушкой, добиваясь привлечения внимания ребенка и его успокоения. Звуковые раздражители варьируем - от нерезких звуков (звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую) до более громкого звучания (звук пищащей игрушки).
Далее организуем работу по развитию у ребенка умения находить звук в пространстве, предлагаем ему в качестве звуковых раздражителей игрушки, различные по звучанию (звенящие, шумящие, громкие-тихие, пищащие), обязательно подключаем голос близкого взрослого с различной интонацией.
Предлагая ребенку звучащую игрушку, разговариваем с ребенком, учим прислушиваться к звучанию игрушки и голосу взрослого, учим искать их глазами. При этом, сначала ребенок должен видеть игрушку и лицо взрослого, которые постепенно исключаются из поля его зрения. Если ребенок не может сам повернуть голову к источнику звука, взрослый делает это пассивно.
И только потом приступаем к обучению дифференциации тембровой интонации голоса матери (близкого человека) и «чужих» людей, подключая при этом зрительное подкрепление. Наряду с этим, специалисты Службы ранней помощи организуют работу по формированию других дифференцированных реакций:
- реагировать и откликаться (поворачиваться) на свое имя;
- различать интонации голоса взрослого (ласковые, строгие);
- различать характер мелодии (тихая и громкая, веселая и грустная).
С детьми организуем упражнения и игры на формирование дифференциации звучания игрушек: дудочки, металлофон, погремушки. Особое значение уделяем развитию восприятия речи взрослого.
Развитие познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности проходит через весь процесс работы с детьми в рамках деятельности специалистов Службы ранней помощи, а также, в повседневной жизни, в различных режимных моментах в условиях семьи. Стимулируются познавательный интерес, активность и настойчивость в овладении навыками, целенаправленность деятельности. Для их развития применяются различные игры и игровые ситуации с использованием ярких игрушек.
Ранняя помощь в условиях Службы ранней помощи сократит число детей с ОВЗ, которые по достижении определенного возраста смогут без дополнительной поддержки учиться в общем образовательном потоке. Именно те дети успешны в инклюзии, которые прошли раннюю коррекционно-развивающую помощь с рождения, они могут успешно обучаться в обычном режиме, дружить со своими сверстниками, быть «как все».
От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по проблеме: «Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста» для воспитателей групп раннего возраста ДОУ п. Чернянка
Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста...
Консультация для родителей детей раннего возраста. Тема: «Агрессия в раннем возрасте».
Консультации предначначена для родителей детей, ведущих себя агрессивно. Раскрываются такие понятия как "агрессивность","агрессия", "агрессивное поведение",причины,профилактика и последствия. Хо...
Повестка дня. Выступление на совещании "Социализация детей дошкольного возраста в условиях организации ранней профориентации. Взаимодействие с родителями
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста. «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориен- тации у дет...
Итоговое занятие по сенсорному развитию детей в первой младшей группе 2 раннего возраста (1.5 – 2 года).
Продолжать учить различать один и много предметов.Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.Упражнять в группировке предметов по цвету. Побуждать детей к называн...
КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...
Проект «Адаптация детей раннего возраста» в группе I раннего возраста
Проект «Адаптация детей раннего возраста» в группе I раннего возраста...
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста
Родительское собрание«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА №4 «ОДУВАНЧИК» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...
- Мне нравится (1)