РАННИЕ ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
статья по коррекционной педагогике
Аутизм представляет собой сложное дезинтегративное нарушение психического развития, которое характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом общения и социального взаимодействия, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannie_priznaki_autizma.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАННИЕ ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
Аутизм представляет собой сложное дезинтегративное нарушение психического развития, которое характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом общения и социального взаимодействия, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет.
Тысячи семей сталкиваются с этой проблемой, и им приходится принимать решения, от которых во многом зависит будущее их ребёнка.
Синдром раннего детского аутизма (РДА) (синдром Лео Каннера) – комплекс клинических признаков психологического расстройства детей, характеризующийся отклонениями в проявлении эмоций и развития личностной сферы в возрасте до 3 лет
Внешние проявления РДА до 3 лет.
В 0-1 года необходимо оценить:
- Визуальный контакт
- Есть ли ответная улыбка
- Стремится ли ребенок к тактильному контакту
- Реагирует ли ребенок на свое имя
- Лепет
- Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)
В 1-2 года:
- Есть ли у ребенка отдельные слова
- Понимает ли ребенок речь
- Понимает ли жесты
- Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
- Проявляет ли интерес к другим детям
- Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
- Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)
В 2-3 года:
- Произносит ли простую фразу из 2 слов
- Есть ли эхолалии
- Символическая игра
- Наличие стереотипий
В 3 года:
- Направлена ли речь ребенка на общение
- Играет ли с другими детьми
- Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
- Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
- Реакция на изменения обстановки
Диагностировать РАС (выставить диагноз психического расстройства) имеет право квалифицированный врач – психиатр. Проявление аутизма очень гетерогенны, поэтому диагноз должен ставиться с привлечением разных специалистов или комиссией, состоящей из: психиатров, неврологов, педиатров, генетиков, психологов, логопедов, а также важно учитывать максимальное количество источников информации: собеседование родителей, видеозаписи, карты педиатров и т.д.
Невролог по результатам (ЭЭГ , УЗДГ сосудов головы и шеи, возможно в дальнейшем КТ/МРТ, генетик, эндокринолог, аллерголог-иммунолог, гастроэнтеролог.
Задача психологов и педагогов – как можно раньше выявить ребёнка с отклоняющимися формами поведения, помочь ему адаптироваться в семье, детском коллективе и, безусловно, направить к врачу – психиатру.
При постановке диагноза важно:
1. Анализировать поведение и в этой процедуре желательно, чтобы принимали участие несколько специалистов.
2. Учитывать результаты стандартизированных тестирований.
3. Учитывать результаты оценки интеллекта.
4. Учитывать результаты оценки развития речи.
Для диагностики аутизма используется ADOC, МЧАТ и Опросники для диагностики аутизма для родителей. Эти инструменты считаются «золотыми стандартами» диагностики РАС и широко используются во всём мире.
Методика ADOC стандартизированная методика оценки общения, социального взаимодействия, игры или использование материалов с применением воображения при наличии подозрения на аутизм у детей и взрослых разного возраста, уровня развития и речевых навыков.
М-CHAN-R – тест на первые признаки аутизма у ребенка, скрининговый инструмент для оценки риска расстройства аутистического спектра (РАС), который позволяет определить риск аутизма у ребенка в возрасте 16-30 месяцев. Тест состоит из 20 вопросов для родителей.
Опросник для диагностики аутизма включает в себя 93 пункта интервью с родителями, которые направлены на такие линии развития, как:
- общение,
- социальное взаимодействие,
- повторяющееся и стереотипное поведение.
Оценка развития ребенка до 16 мес. (шкала KID-R)
Оценка развития ребенка от 14 мес. до 3.5 лет. (шкала RCDI-2000). Оба этих опросников помогают специалистам диагностировать ранние проявления аутизма и дефициты развития в различных сферах на ранних этапах развития (социальное развитие, самообслуживание, крупные движения, тонкие движения, развитие речи и понимание языка).
Коррекция РДА направлена на строгое соблюдение распорядка дня.
Во -первых, нельзя резко менять обстановку и привычный образ жизни ребёнка. Стараться как можно больше проводить с ним времени, просто общаться с ребёнком, часто обращаясь к нему по имени, брать на руки, говорить ласковые слова, играть с ним.
Во –вторых, учить необходимым жизненным навыкам, повторяя одни и те же действия очень часто, при этом не надо повышать голос, ругать и наказывать малыша.
Если ребёнок не говорит, помнить о том, что общение с ним возможно с помощью карточек – картинок.
Не переутомлять ребёнка, позволяйте ему побыть в уединении, не торопите в выполнении ребенком ваших просьб и заданий. Давайте ребенку возможность самому проявлять инициативу.
Только совместное соблюдение распорядка дня, любовь и поддержка родителей сделает счастливым любого малыша.
Библиографический список
- ЛандаР.Дж. Диагностика расстройств аутистического спектра в первые 3 года жизни (англ.)// NatClinPractNeurol: журнал. - 2008. — Том 4, № 3. - С.138-147.
- Филипек П.А., АккардоП.Дж., Баранек Г.Т. и др. Скрининг и диагностика расстройств аутистического спектра (англ.)// Журнал аутизма и расстройств развития (англ.)русск.: журнал. - 1999. - Том 29, № 6. - С.439-484
- Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
- Фолькмар Ф., Чаварска К., Клин А. Аутизм в младенчестве и раннем детстве (англ.) // Ежегодные обзоры. - 2005. — Т.56. - С.315-336.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Применение релаксационных техник в целях психологической коррекции детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка...
Ранние признаки аутизма
Ранние признаки аутизма до 1,5 лет....
Выявление уровня сформированности мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностики её развития. Для выявления уровня развития мелкой моторики детей...
Презентация на тему: "Способы выявления группы риска по РАС детей раннего возраста"
В презентации представлен обзор отечественных и зарубежных методик диагностики раствройства утистического спектра у детей раннего возраста....
ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматривается вопрос необходимости ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста. Подчеркивается значимость и необходимость своевременного уст...
Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"...
РАННИЕ ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
Аутизм представляет собой сложное дезинтегративное нарушение психического развития, которое характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом общения и социального взаимодействия, а такж...