Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
методическая разработка
Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности у детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития отмечается устойчивая положительная динамика в развитии в условиях своевременной и целенаправленной коррекции совместно с родителями воспитанников.
Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук и конструктивного праксиса:
- показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д;
- показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем;
- пальчиковые гимнастики;
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
- завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;
- завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков;
- плетение косичек из ниток, венков из цветов;
- нанизывание бус на нитку;
- изготовление поделок из бумаги, природного материала;
- «пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки);
- раскрашивание картинки, не выходя за контуры;
- обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии);
- рисование по точкам, по клеточкам;
- складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали);
- выкладывание пазлов;
- складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам;
- выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме;
•конструкторы «lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др;
- сборно-разборные игрушки;
- логические блоки Дьенеша;
- счетные палочки Кюизенера;
- кубики Нникитина «Выложи квадрат».
Упражнения на развитие памяти и внимания:
- учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось;
- учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти;
- учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других;
- учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти);
- учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий;
- 6учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание);
- учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти;
- учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.
Упражнения на коррекцию зрительного и слухового внимания и памяти:
- развитие зрительного гнозиса: узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов;
- зрительной памяти: предъявить ранее виденную картинку, букву, воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр;
- развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса: рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево); ориентировка в окружающем пространстве;
- развитие моторной готовности: упражнения на развитие мелкой моторики, хозяйственный труд, занятия по аппликации, конструированию, рисованию. музыкальные занятия;
- словарная работа по лексическим планам: широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам;
- развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм);
- работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов);
- работа над предложением– от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному (сложносочиненному) предложению;
- работа над ритмико-интонационным рисунком предложения;
- анализ предложений, три секрета предложения, схема.
Упражнения на развитие мышления:
- Умение обобщать и классифицировать предметы:
- учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам;
- учить классифицировать предметы по темам, группам;
- учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов
- Развитие навыка анализа и синтеза:
- учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца);
- учить определять (видеть) целый предмет по части;
- учить отгадывать и загадывать загадки;
- учить понимать смысл пословиц и поговорок;
- учить понимать «Нелепицы» с 6 - 7 лет.
Упражнения на развитие ощущения и восприятия;
- дифференцировать обонятельные ощущения;
- учить дифференцировать вкусовые ощущения;
- учить различать цвета (восприятие цветов) - выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет;
- развитие иллизорного восприятия- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д;
- развитие целостности восприятия – учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений;
- развитие восприятия пространства:
- учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их;
- учить находить место предмета в определенном ряду;
- учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э;Сегена;
- учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т;д;)
- развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса
- учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки;
- учить ориентироваться на собственном теле (право, лево);
- учить ориентироваться в окружающем пространстве;
- развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв;
- развитие кинестетических ощущений и восприятий;
- развитие слухового восприятия
- учить различать речевые звуки;
- учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса;
- учить различать слова, близкие по звуковому составу;
- учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие – глухие).
Упражнения на активацию познавательной деятельности:
- умение обобщать и классифицировать предметы;
- исключение лишнего предмета;
- умение составлять из частей целое;
- загадывание и отгадывание загадок;
- понимание смысла пословиц и поговорок;
- задание на абстрактно - логическое мышление.
Составитель: педагог-психолог Крючкова Г.А.
Материалы сайта: https://infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
1.Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развитияа) Развитие психических процессов у детей с ЗПР.Познавательная деятельность — это сознательная деятель...
Использование ресурсов портала МЕРСИБО в работе по активизации и развитию речевой деятельности детей с задержкой психического развития
Из опыта работы...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей с задержкой психического развития.
laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам». Ральф Уолдо Эмерсон...
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...
Консультация для педагогов: «Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»
Консультация для педагогов:«Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»...
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»...
Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...