Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
методическая разработка

Крючкова Гульшат Абулманиховна

Рекомендации для родителей и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у детей с задержкой психического развития

У детей с задержкой психического развития отмечается   устойчивая положительная динамика в развитии   в условиях своевременной и целенаправленной коррекции совместно с родителями воспитанников.

Рекомендации для родителей  и педагогов по развитию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук и конструктивного праксиса:

  • показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д;
  • показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем;
  • пальчиковые гимнастики;
  • застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
  • завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;
  • завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков;
  • плетение косичек из ниток, венков из цветов;
  • нанизывание бус на нитку;
  • изготовление поделок из бумаги, природного материала;
  • «пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки);
  • раскрашивание картинки, не выходя за контуры;
  • обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии);
  • рисование по точкам, по клеточкам;
  • складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали);
  • выкладывание пазлов;
  • складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам;
  • выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме;

•конструкторы «lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др;

  • сборно-разборные игрушки;
  • логические блоки Дьенеша;
  • счетные палочки Кюизенера;
  • кубики Нникитина «Выложи квадрат».

 

Упражнения на развитие памяти и внимания:

  • учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось;
  • учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти;
  • учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других;
  • учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти);
  • учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий;
  • 6учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание);
  • учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти;
  • учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.

Упражнения на коррекцию  зрительного и слухового внимания и памяти:

  • развитие зрительного гнозиса: узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов;
  • зрительной памяти: предъявить ранее виденную картинку, букву, воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр;
  • развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса: рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево); ориентировка в окружающем пространстве;
  • развитие моторной готовности: упражнения на развитие мелкой моторики, хозяйственный труд, занятия по аппликации, конструированию, рисованию. музыкальные занятия;
  • словарная работа по лексическим планам: широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам;
  • развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм);
  • работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов);
  • работа над предложением– от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному (сложносочиненному) предложению;
  • работа над ритмико-интонационным рисунком предложения;
  •  анализ предложений, три секрета предложения, схема.

Упражнения на развитие мышления:

  1. Умение обобщать и классифицировать предметы:
  • учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам;
  • учить классифицировать предметы по темам, группам;
  • учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов
  1. Развитие навыка анализа и синтеза:
  • учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца);
  • учить определять (видеть) целый предмет по части;
  • учить отгадывать и загадывать загадки;
  • учить понимать смысл пословиц и поговорок;
  •  учить понимать «Нелепицы» с 6 - 7 лет.

Упражнения на развитие ощущения и восприятия;

  1. дифференцировать обонятельные ощущения;
  2. учить дифференцировать вкусовые ощущения;
  3. учить различать цвета (восприятие цветов) - выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет;
  4.  развитие иллизорного восприятия- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д;
  5. развитие целостности восприятия – учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений;
  6. развитие восприятия пространства:
  • учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их;
  • учить находить место предмета в определенном ряду;
  • учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э;Сегена;
  • учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т;д;)
  1. развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса
  • учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки;
  • учить ориентироваться на собственном теле (право, лево);
  • учить ориентироваться в окружающем пространстве;
  1. развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв;
  2. развитие кинестетических ощущений и восприятий;
  3. развитие слухового восприятия
  • учить различать речевые звуки;
  • учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса;
  • учить различать слова, близкие по звуковому составу;
  • учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие – глухие).

Упражнения на активацию познавательной деятельности:

  • умение обобщать и классифицировать предметы;
  • исключение лишнего предмета;
  • умение составлять из частей целое;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  •  понимание смысла пословиц и поговорок;
  • задание на абстрактно - логическое мышление.

Составитель: педагог-психолог Крючкова Г.А.

Материалы сайта: https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

1.Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развитияа)   Развитие психических процессов у детей с ЗПР.Познавательная деятельность — это сознательная деятель...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей с задержкой психического развития.

laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».  Ральф Уолдо Эмерсон...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...

Консультация для педагогов: «Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»

Консультация для педагогов:«Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»...

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития  «Играем и память развиваем!»...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...