Притча
статья по психологии (подготовительная группа)

Шаповалова Людмила Александровна

Притча в работе педагога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Притчи в работе педагога-психолога

Интересным  методом работы с педагогами  являются притчи. Почему? Потому что из притч слушатель сами делают выводы согласно своему внутреннему опыту. А если мы самостоятельно приходим к какому-либо решению, то запоминаем его, принимаем его как собственное и, как правило, следуем принятому решению. И никакого давления со стороны ! При этом мне, как педагогу-психологу, остается «самая малость» - правильно выбрать притчу, и осторожно корректировать и направлять выводы  в нужную сторону.

Но что же такое «притча»?

Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

Притчи помогают в развитии навыков рефлексии, эмпатии, развития навыков общения и умения корректно отстаивать собственное мнение.

Сказки, мифы, басни, притчи, стихи, остроты и пр. наряду с их художественной ценностью являются средством народной педагогики и народной психотерапии, которым люди пользовались, чтобы помочь себе, когда еще не было научной психотерапии.

Истории — это по своей сути модели. Они отображают конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. Однако эта модель не является чем-то застывшим. Она дает возможность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией. Истории предлагают различные варианты действий, при этом мы в своих мыслях и чувствах знакомимся с непривычными ответами на привычные конфликтные ситуации.

Как и многому другому, с детских лет мы учились  вырабатывать свое отношение к историям, басням, сказкам. Мы любили их, или оставались равнодушными, или вовсе отвергали. Следующие вопросы помогут нам понять, на каком фоне вырабатывалось наше отношение к историям:

Кто читал или рассказывал Вам истории (отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка, тетя, воспитательница детского сада и т. п. ?

Можете ли Вы вспомнить ситуации, при которых Вам рассказывали истории? Что Вы тогда чувствовали?

Как Вы относитесь к сказкам и историям?

Какую историю, какой рассказ, какую сказку Вы можете вспомнить сразу?

Кто Ваш любимый автор?

Какие пословицы и афоризмы имеют для Вас самое важное значение?

Одни так и не смогли выработать свое отношение к историям. Другие считают, что истории — это только религиозные притчи и библейские сказания. Третьим нравится образный язык историй. Вот некоторые из притч.

Однажды крестьянин спас даоса, когда тот тонул. Решил даос отблагодарить крестьянина за добрый поступок и отвёл его в свою пещеру. Там достал он из тайника огромную тыкву и вынул из неё три волшебные вещи: иглу, колотушку и жезл. Положил их даос у ног крестьянина и сказал:

— Хоть эти вещи и неказисты на вид, заключена в них волшебная сила: игла дарует жизнь и излечивает все болезни, колотушка при ударе высекает золотые и серебряные монеты, а жезл даёт власть победить любое войско и уничтожить врагов. Ты спас мне жизнь и в награду ты можешь выбрать одну из них.

Крестьянин, недолго думая, взял иглу и спрятал её у себя в поясе.

— Ты слишком быстро принял решение, — удивился даос. — Неужели тебя не прельщают богатство или власть?

— Я выбрал жизнь, — ответил мудрый крестьянин, — так как ни власть, ни богатство без неё цены не имеют, а, спасая жизни других, я, при желании, буду иметь и власть, и богатство. Вот почему мне милее игла, а что касается жезла и колотушки, то с ними хлопот не оберёшься.

Причины счастья и несчастья

Один раз Хин Ши застал во дворе своих учеников, горячо спорящих о чём-то. Подойдя к ним, спросил о предмете их спора.

— Мы спорим о том, в чём заключается суть счастья и несчастья человека, — ответили ученики.

— И как же вы их нашли? — поинтересовался Учитель.

— Мы думаем, что причины счастья и несчастья человека в том, что окружает его и происходит с ним: в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в любви и одиночестве, в мудрости и глупости, в старости и молодости.

— Пройдитесь по улицам, посмотрите внимательнее на лица тех, кого вы встретите, — ответил, качая головой Хин Ши. — Уверен, увидите вы и смеющихся стариков, и плачущих юношей, и весёлых бедняков и грустных богачей, пышущих здоровьем, но печальных прохожих, горюющих влюблённых и умиротворённого отшельника. Как это вы сможете объяснить?

— Значит, не там мы искали причины счастья и несчастья, — сокрушались ученики.

— Ваша ошибка не в том, где вы искали, а в том, что вы нашли. Истинные причины и суть счастья и несчастья человека — лишь в нём самом. А всё, что вы нашли — не более чем следствие, либо обстоятельства.

Притча о здоровье.

Жили, были на свете два брата. У одного брата, его звали Живо, было отличное здоровье, он никогда не болел, ходил босиком в мороз, пил ледяную воду из источника, ел, что придется, в общем, делал, то, что ему нравилось, и при этом со здоровьем у него все было в полном порядке. Другой брат, его звали Меро, все время заботился о том, чтобы быть тепло одетым, пить только тёплую воду, кушать понемногу только полезную еду, во всем слушался родителей, и при этом со здоровьем у него постоянно возникали проблемы. Что только не делали родители, к каким только врачам не обращались, все безрезультатно. И вот однажды, поздним вечером к ним в дом постучался человек. Он был очень бедно одет, в руках у него была небольшая котомка, из которой виднелись мешочки с травами. Отец сразу догадался, что это был старец – травник, и с радостью впустил его на ночлег. Хозяева накормили, напоили старца и предложили ему для ночлега лучшее место в доме. Старец в знак благодарности, предложил позаниматься с Меро, так как он был ясновидящим, и еще до того как войти в дом знал уже, что там нуждаются в его помощи. Родители с радостью согласились. На следующее утро, когда все проснулись, ни старца, ни Меро в доме не было. Выйдя во двор, родители увидели их неподалеку от дома, в тени большого дерева, старец о чем – то беседовал с мальчиком. В этой беседе, они провели три дня и три ночи, без еды и единственное, что они делали, это пили немного воды прямо из источника, который был рядом с тем местом, где они сидели. Спустя трое суток, старец и Меро, вернулись в дом.

- Лечение окончено, -сказал старец.

- Да, но вы не дали нашему мальчику ни какого лекарства, - удивился отец.

- В этом нет никакой надобности, просто выполняйте несколько простых правил, и ваш сын будет здоров. Он протянул отцу листок бумаги. Пока отец разворачивал листок и читал его, старец исчез. Отец в недоумении отнес листок матери мальчика и вот, что она прочла:

То, что не надо делать Меро:

1. Не надо ставить в пример здорового брата Живо

2. Не надо кушать яблоки, сливы, картофель, рыбу и пить молоко. Все остальное можно употреблять в пищу.

3. Не надо работать на огороде, любую другую работу по дому можно выполнять.

4. Не надо обучать семейному ремеслу, любому другому ремеслу можно обучать.

5. Не надо дружить с соседским мальчиком.

На этом список запретов заканчивался. Родители не понимали, в чем кроется суть лечения, но стали неукоснительно выполнять рекомендации старца. С этого дня, Меро внезапно перестал болеть. Прошел год, и однажды старый знакомый вновь постучал к ним в дом. Увидев старца, родители бросились к нему с благодарностями, и попросили объяснить суть лечения. "Суть лечения очень проста", - ответил старец,- "Беседуя с вашим сыном, я понял, что он чувствует себя ущербным, когда не может быть похожим на своего брата, не любит яблоки, сливы, картофель, рыбу и молоко, но употребляет эту еду, потому, что все считают ее полезной. Он не любит работу в огороде, но выполняет ее, потому, что считает, что должен во всем помогать родителям. Ему не нравиться заниматься семейным ремеслом, но он считает не допустимым сказать вам об этом. Ему не нравиться соседский мальчик, но, что бы не обидеть его, он вынужден с ним общаться. Так, в нелюбви к своим действиям, рождались болезни. И только в любви могло родиться здоровье".

С той самой поры, семья сама начала жить по этим правилам и рассказала о них всем, кому это было интересно. И там, где люди стали жить по этим правилам, воцарилось Счастье и Здоровье.

Правила счастливой и здоровой жизни:

1. Люби себя, таким, какой ты есть.

2. Люби пищу, которой питаешься.

2. Люби помощь, которую оказываешь другим.

3. Люби дело, которым занимаешься.

4. Люби круг своего общения.

Притча о здоровье.

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

— Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя.

Скажи нам: кто мы?

Он улыбнулся и сказал:

— Вы — свет мира. Вы — звезды. Вы — храм истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

— В чем смысл жизни?

— Жизнь — это путь, цель и награда. Жизнь — это танец Любви. Ваше предназначение — расцвести. БЫТЬ — это великий дар миру. Ваша жизнь — история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего — быть в настоящем.

— Почему несчастья преследуют нас?

— Что сеяли, то и собираете. Несчастья — это ваш выбор. Бедность — творение человеческое. А горечь — это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие — бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

— Как преодолеть несчастья?

— Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости — и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление лучшая молитва, а счастье — лучшая пища для души.

— Каков путь к счастью?

— Счастливы ЛЮБЯЩИЕ, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные.

Два сына…

Жил был богатый человек. У него было два сына, обоих он любил и баловал. Одному сыну все нравилось и он был веселым и жизнерадостным человеком. Другому все не нравилось. И вот однажды у братьев был день рождения. Отец решил провести эксперимент. Грустному брату он положил сто коробок с подарками, а веселому положил в комнату лопату конского навоза. Вечно не довольный брат проснувшись утром, в день своего рождения обнаружил у себя в комнате кучу коробок перевязанных ленточками. О горе мне, сказал он, эта куча коробок ,что мне с ними делать, вечно их развязывать, а потом выносить еще куда то. Загленул отец ко второму брату и застал его счастливым. Почему ты счастлив сын мой, спросил отец, ну как же ответил он, смотри конский навоз, значит мне подарили лошадь, я ее не вижу, походу мне предстоит найти ее, это же приключение! Как вы думаете что Сделал отец для веселого сына?

Радость и гнев

Притча от Александры Лопатиной

Два сына были у родителей. Один — весёлый, другой — мрачный. Один улыбался, как солнышко, даже если голодный был. Второй сердился, даже если получал пряник: «Этот пряник чёрствый».

С весёлым братом сердитый не дружил и считал его глупым.

— Чего радуешься, дурачок? — злился он и щёлкал брата по лбу.

Улыбка сходила с лица мальчика, пока он потирал лоб. Но через минуту снова возвращалась.

— Не обижай брата, — просила мать. — Пусть смеётся. Кто умеет веселиться, тот и горя не боится.

— Все его любят, а меня никто, — ворчал сын.

Прошло время, выросли сыновья и уехали из деревни. Больше они друг с другом не встречались.

Состарились родители, заболели и попросили сыновей срочно приехать. Первым приехал сердитый сын. Он уже сам выглядел стариком.

— Зачем звали? — гневно спросил сын. — У меня и без вас много проблем.

Тут в дом вошёл молодой человек. Вгляделся в него дед и поинтересовался:

— Ты, наверное, внук наш? Разве твой отец сам не мог приехать?

Молодой человек рассмеялся и сказал:

— Здравствуйте, дорогие родители. Не внук я, а сын ваш.

— Видно, ты хорошо жил, сынок, горя да бед не знал, — изумился отец.

— Узнал я беду, когда мой дом сгорел. Но соседи помогли новый дом построить. У нас говорят: «Кто людей веселит, за того и свет стоит». Узнал я горе, когда заболел смертельной болезнью. Но нашёл я средство от болезни, а больше всего смех меня лечил. Смех — великий лекарь, — рассказал молодой человек.

— От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Надо и нам чаще улыбаться, тогда старость от нас убежит, — засмеялась мать.

Притч много. Они созвучны со сказкотерапией. Но для некоторых притчи удобнее. Это отвечает их возрасту больше. Они, по их мнению, выросли из сказок. А притчи слушать не стыдно.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притча для родителей

Детское дошкольное учреждение делает всё возможное, чтобы дети росли в добре, мире и развивались согласно современным тенденциям образования… Но помните, уважаемые родители, социум вокруг ребёнка скл...

Притчи для детей

Притча: «Материнское сердце»На освещенной солнцем лесной опушке росла с юными дочками красивая береза. Любила она своих деток, ласкала раскидистыми ветками, защищая от холодного ветра и проливно...

Просто поверь в себя (притча)

Притча о том, что не нужно бояться изменений и не надо останавливаться на достигнутом....

Коррекционные сказки, притчи, байки для дошкольников и младших школьников

"Cказкотерапия" – это терапия особой сказочной обстановкой, в которой проявляется личность, мечта. Сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит...

Презентация: притча «Раскаяние отца» У. Ливингстон Ларнед

Может кому - нибудь пригодится для проведения род. собрания. «Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слип...

Притчи для детей и взрослых

Притчи — это сказки для взрослых. В них столько вековой мудрости, тонкости и смысла.Но есть много интересных притч и для детей. Притчи могут помочь детям задуматься над своим поведением и, может быть,...