МОЗГОВОЙ ШТУРМ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ
опыты и эксперименты по психологии (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozgovoy_shturm.docx | 55.69 КБ |
mozgovoy_shturm.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
МОЗГОВОЙ ШТУРМ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Одним из методов технологии ТРИЗ является мозговой штурм.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи.
На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:
1. Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.
Достоинства метода мозгового штурма.
- Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны.
- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
– Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
- Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.
Цели использования данного метода:
- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".
- Научить детей фантазировать.
- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
Методика проведения :
Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» воспитателю необходимо:
− собрать информацию по теме обсуждения;
− разработать цепочку вопросов к детям;
− подобрать картинки;
− продумать варианты организации продуктивной деятельности;
− иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы;
− быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать.
Детей следует познакомить с правилами и ходом игры.Для лучшего усвоения и наглядности, целесообразно введение символическог обозначения. Символы можно придумать вместе с детьми.
Для наиболее полного усвоения и соблюдения правил мозгового штурма, можно составить с детьми алгоритм
− выслушать проблему;
− подумать над её решением;
− разделиться на «Создателей идей» и «Экспертов»
− рассказать свою идею;
− выслушать и обсудить идеи;
− выбрать идею
Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.
В детском саду может быть использовано групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы, а также для обучения критическому отноше
нию к результатам обсуждения,умению выбрать оригинальное решение
задачи.
Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.
1. Разделить детей на две группы.Одна группа: "Генераторы идей",другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты".
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.
3. Поставить обеим группам задачу.
4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями.
Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением, используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и т. д. 5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Хорошо иметь под руками магнитофон. Если ответы детей слишком общи,то задаются вопросы:
-по функционированию данной системы;
- по обеспечению ее жизнедеятельности;
- вопросы надсистемные
- вопросы из прошлого
- вопросы из будущего
Детям должна быть дана установка : можно высказать любую мысль,так как критика исключается как со стороны сверстников,так и со стороны воспитателей.
6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.
Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".
8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.
9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке. "
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага: 1. Постановка задачи. 2. Выдвижение идей. 3. Обсуждение идей. 4. Принятие решения.
Достоинства метода мозгового штурма. - Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. - Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. - Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. – Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые. - Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.
Цели использования данного метода : - Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной. - Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях". - Научить детей фантазировать. - Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение. - Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
Методика проведения : Перед проведением интерактивной технологии «мозговой штурм» воспитателю необходимо: − собрать информацию по теме обсуждения; − разработать цепочку вопросов к детям; − подобрать картинки; − продумать варианты организации продуктивной деятельности; − иметь набор оригинальных решений обсуждаемой проблемы; −быть готовым к появлению непредвиденных педагогических ситуаций и уметь их решать.
Мозговой штурм для детей старшей группы на тему: «ПДД»
Мозговой штурм для детей на тему : «Финансовая грамотность»
Мозговой штурм для детей «Опыты и эксперименты»
Мозговой штурм для педагогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование методов технологии ТРИЗ в педагогике»
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисково...
Выступление на Муниципальном Методическом Объединении по теме «Использование методов технологии ТРИЗ в педагогике»
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технологи...
"Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ".
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ
Применение ТРИЗ технологии дает возможность воспитателям и детям быть успешными.Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих спо...
«Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста (презентация опыта работы)
laquo;Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста (презентация опыта работы)...
Мастер-класс «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...