Выступление на Муниципальном Методическом Объединении по теме «Использование методов технологии ТРИЗ в педагогике»
презентация на тему
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-1.ppt | 352.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач , как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века. Автор- отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер.
ТРИЗ в дошкольном детстве - ВОЗМОЖНОСТЬ В ПЕРИОД ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО РЕБЕНКА
Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.
Уникальность технологии ТРИЗ в том, что она может быть использована в работе Начинающих педагогов Опытных педагогов, Педагогов, прошедших обучение по данному курсу.
Метод каталога (нанизывание на нитку) Цель: Развивать навыки анализа и синтеза. Развивать творческое воображение, фантазию. Сущность метода: Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов Группирование предметов
Метод мозгового штурма Цель: Развитие быстроты мыслительных процессов Сущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика. Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми. Значимость метода: Позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа.
МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Сущность метода противоречий Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..) Методика проведения: Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Значимость метода: Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию : качеств творческой личности, чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Метод «системного анализа» позволяет : Знакомить с частями «предмета»; Рассмотреть «предмет» в динамике; Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте. Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.
МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный ); развитие воображения, моделирование Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков , и от того, как они себя ведут , каким подчиняются командам зависит состояние вещества.
МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Развивает познавательную активность; Развивает процесс углубления познания вещей, явлений и процессов; Знакомит с элементами диалектики: анализ, синтез, совокупность… Знакомит с формами и методами моделирования предметов, процессов, поведения.
Метод фокальных объектов Цель: Установление логических и смысловых связей, Сущность: Прием фантазирования, при котором на «фокальный» объект переносятся свойства других объектов. Дает возможность вообразить и создать словесный образ до этого незнакомый. Методика проведения. * В младшем возрасте используется в качестве метода каталога . Метод используется со средней группы, т.к. требует наличия базы знаний и развития психических процессов (анализ, синтез, сравнение). 1.Задается слово, обозначающее предмет (стол). 2.К нему называются дополнительные слова, обозначающие предметы (любые, ничем не связанные).В средней группе – 2-3 предмета; в старших группах- 3-4 предмета. 3.Выявляются свойства дополнительно названных предметов. 4.Наделяя этими признаками заданный предмет (стол) обсуждается с детьми чем новый образ заданного предмета хорош, чем плох; удобен, не удобен; полезен или нет и т.д.
Спасибо за внимание! Будем рады сотрудничеству с Вами Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 40 «Сказка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование методов технологии ТРИЗ в педагогике»
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисково...
Выступление на едином методическом дне на тему: "Использование игровых технологий в НОД "Музыка" в детском саду"
Данная тема полезна для музыкальных руководителей ДОУ....
Конспект НОД «Литературная карусель» (средний возраст) в рамках проведения методического объединения по теме: «Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Занятие в средней группе ДОУ....
Выступление на педагогическом совете ДОУ по теме "Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников"
Цель: познакомить педагогов ДОУ с элементами технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников....
Конспект выступления на методическом объединении психологов Тема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками. Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ»
Конспект выступления на методическом объединении психологовТема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками.Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ...
Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"
Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...
Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"
Выступление на методическом объединении на тему "Использование метода интеллектуальных карт в работе с дошкольниками"...