Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР в условиях семейного воспитания
статья по психологии

Что же такое мелкая моторика? Это движения рук и тонкие движения пальцев рук. Для чего нужно развивать мелкую моторику?  Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, с развитием  высших психических функций (восприятие, память, внимание, мышление) и личностным развитием ребенка. Великий ученый и педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». 

Общеизвестный факт, что развитие ручной моторики зависит, как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают.

Ребенок с задержкой психического развития оказывается очень чувствительным к условиям воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависимости от своевременности коррекционного воздействия и содержания педагогической работы.

Таким образом, совместными усилиями, нам нужно создать такие условия воспитания, которые будут стимулировать развитие ручной моторики. Поэтому, важна не только работа педагога по развитию ручной моторики, но и работа родителей в этом направлении, которая проводится в благоприятной для ребенка домашней обстановке.

Работа по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях  строится по следующим направлениям.

1.Развитие мелкой моторики с использованием предметов и игрушек.

  • Игры: «Застегни - расстегни» (молнии, кнопки, пуговицы).   
  • «Завяжи - развяжи» (ленты, шнурки).
  • «Разложи пуговицы»(крупные и мелкие пуговицы, проталкивание пуговиц в емкости с различными отверстиями).
  • Игры со счетными палочками: «Почини гребешок» (чередовать палочки двух цветов); «Сделай мебель»; «Сложи фигуру» (из палочек, по образцу родителя).
  • Игры с крупами: «Поможем на кухне» (с использованием гороха, фасоли, риса, гречки); «Найди игрушку» (сухие бассейны (емкости) заполненные мелкой  крупой: манкой, пшеном и т.д.); рисование пальчиками на подносе с манкой.
  • Игра: «Бусы для мамы» (нанизывание бусин и пуговиц); «Бусы из скрепок» (с использованием цветных канцелярских скрепок).
  • Игра: «Стирка», «Сделаем ежика» (с использованием разноцветных прищепок).

Улучшение координации пальцев рук при помощи специальных упражнений.

  • Статические упражнения: «Зайчик», «Коза», «Колечко»  (см. приложение).
  • Динамические упражнения: пальчиковая гимнастика (см. приложение).
  • Рисование пальчиками (вареньем, кетчупом).

3.    Игры с мозаикой.

  • «Выложи цветок» (рисунок по образцу).
  • «Дорожки для зайца и медведя» (дорожки разной ширины).
  • «Разноцветные дорожки» (выкладывать мозаику в определенной последовательности).

4.    Игры с пластилином (учить детей размазывать пластилин по дощечке или картону).

  • Игра: «Выложи рыбку», «Выложи яблоко» (выкладывание гороха, семечек, крупы на подготовленную дощечку с размазанным пластилином, по контуру простого предмета – контур рисует родитель).    
  • «Рисование» пластилином (по заранее подготовленному контуру).
  • «Рисование» пластилином по замыслу.

5.    Игры с бумагой.

  • «Снежный ком» (скомкать лист бумаги).
  • «Снег летит» (порвать бумагу на мелкие кусочки и подбросить).
  • Аппликация (складывание бумаги, выстригание ножницами, работа с клеем). Уместно использовать разные способы аппликации.
  • Оригами (складывание простейших фигурок из бумаги).

6.    Составление предметов из геометрических фигур.

  • Игры: «Построим дом», «Сделаем машинку».

7.    Обучение работе с карандашами (Графические упражнения). Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

  • Игры: «Проведи дорожку» (проводить непрерывную линию между двумя прямыми линиями; волнистыми линиями, повторяя изгиб; ломаными линиями). Дорожки могут быть горизонтальными и вертикальными.
  • Игра: «Дождик» (провести прямые линии от тучи до земли).
  • Игра: «Обведи рыбку», «Обведи яблоко» (проводить линию непрерывную по нарисованному контуру пальцем или карандашом; обводить по контуру простые предметы, используя при этом трафареты).
  • Игра: «Соедини по точкам» (соединить точки одной линией, не отрывая карандаша от бумаги).
  • Игра: «Штриховка». (штриховать в одном направлении сверху вниз прямыми линиями простые предметы, не выходя за его контур; штриховать предметы состоящие из двух и более элементов разными видами штриховки). Существуют разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми и т.д.
  • «Раскрась картинку» (раскрашивать предметные контурные рисунки; сюжетные рисунки, цветными карандашами не выходя за контур).
  • «Продолжи узор» (по клеточкам).
  • «Графический диктант» (проводить линии под диктовку). 

Предложенные игры и упражнения достаточно просты в исполнении, не занимают много времени и не требуют определенного оборудования. Эти игры и упражнения не только будут развивать мелкую моторику, но и доставят большое удовольствие Вам и вашему ребенку.                           

Используемая литература

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание», М. «Просвещение», 2003 г.
  2. С.Е Гаврина и др. «Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
  3. Н.В. Серебрякова «Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»,С. – П., «Каро», 2005 г.
  4. Е.А Стребелева, Г.А.Мишина «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями», М., «Экзамен»,2006 г. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР в условиях семейного воспитания

 Что же такое мелкая моторика? Это движения рук и тонкие движения пальцев рук. Для чего нужно развивать мелкую моторику?  Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, с развитием  высших психических функций (восприятие, память, внимание, мышление) и личностным развитием ребенка. Великий ученый и педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». 

Общеизвестный факт, что развитие ручной моторики зависит, как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают.

Ребенок с задержкой психического развития оказывается очень чувствительным к условиям воспитания, и динамика его развития находится в тесной зависимости от своевременности коррекционного воздействия и содержания педагогической работы.

Таким образом, совместными усилиями, нам нужно создать такие условия воспитания, которые будут стимулировать развитие ручной моторики. Поэтому, важна не только работа педагога по развитию ручной моторики, но и работа родителей в этом направлении, которая проводится в благоприятной для ребенка домашней обстановке.

Работа по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях  строится по следующим направлениям.

1.Развитие мелкой моторики с использованием предметов и игрушек.

  • Игры: «Застегни - расстегни» (молнии, кнопки, пуговицы).   
  • «Завяжи - развяжи» (ленты, шнурки).
  • «Разложи пуговицы»(крупные и мелкие пуговицы, проталкивание пуговиц в емкости с различными отверстиями).
  • Игры со счетными палочками: «Почини гребешок» (чередовать палочки двух цветов); «Сделай мебель»; «Сложи фигуру» (из палочек, по образцу родителя).
  • Игры с крупами: «Поможем на кухне» (с использованием гороха, фасоли, риса, гречки); «Найди игрушку» (сухие бассейны (емкости) заполненные мелкой  крупой: манкой, пшеном и т.д.); рисование пальчиками на подносе с манкой.
  • Игра: «Бусы для мамы» (нанизывание бусин и пуговиц); «Бусы из скрепок» (с использованием цветных канцелярских скрепок).
  • Игра: «Стирка», «Сделаем ежика» (с использованием разноцветных прищепок).

2 Улучшение координации пальцев рук при помощи специальных упражнений.

  • Статические упражнения: «Зайчик», «Коза», «Колечко»  (см. приложение).
  • Динамические упражнения: пальчиковая гимнастика (см. приложение).
  • Рисование пальчиками (вареньем, кетчупом).

3.    Игры с мозаикой.

  • «Выложи цветок» (рисунок по образцу).
  • «Дорожки для зайца и медведя» (дорожки разной ширины).
  • «Разноцветные дорожки» (выкладывать мозаику в определенной последовательности).

4.    Игры с пластилином (учить детей размазывать пластилин по дощечке или картону).

  • Игра: «Выложи рыбку», «Выложи яблоко» (выкладывание гороха, семечек, крупы на подготовленную дощечку с размазанным пластилином, по контуру простого предмета – контур рисует родитель).    
  • «Рисование» пластилином (по заранее подготовленному контуру).
  • «Рисование» пластилином по замыслу.

5.    Игры с бумагой.

  • «Снежный ком» (скомкать лист бумаги).
  • «Снег летит» (порвать бумагу на мелкие кусочки и подбросить).
  • Аппликация (складывание бумаги, выстригание ножницами, работа с клеем). Уместно использовать разные способы аппликации.
  • Оригами (складывание простейших фигурок из бумаги).

6.    Составление предметов из геометрических фигур.

  • Игры: «Построим дом», «Сделаем машинку».

7.    Обучение работе с карандашами (Графические упражнения). Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

  • Игры: «Проведи дорожку» (проводить непрерывную линию между двумя прямыми линиями; волнистыми линиями, повторяя изгиб; ломаными линиями). Дорожки могут быть горизонтальными и вертикальными.
  • Игра: «Дождик» (провести прямые линии от тучи до земли).
  • Игра: «Обведи рыбку», «Обведи яблоко» (проводить линию непрерывную по нарисованному контуру пальцем или карандашом; обводить по контуру простые предметы, используя при этом трафареты).
  • Игра: «Соедини по точкам» (соединить точки одной линией, не отрывая карандаша от бумаги).
  • Игра: «Штриховка». (штриховать в одном направлении сверху вниз прямыми линиями простые предметы, не выходя за его контур; штриховать предметы состоящие из двух и более элементов разными видами штриховки). Существуют разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми и т.д.
  • «Раскрась картинку» (раскрашивать предметные контурные рисунки; сюжетные рисунки, цветными карандашами не выходя за контур).
  • «Продолжи узор» (по клеточкам).
  • «Графический диктант» (проводить линии под диктовку). 

Предложенные игры и упражнения достаточно просты в исполнении, не занимают много времени и не требуют определенного оборудования. Эти игры и упражнения не только будут развивать мелкую моторику, но и доставят большое удовольствие Вам и вашему ребенку.                           

Используемая литература

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание», М. «Просвещение», 2003 г.
  2. С.Е Гаврина и др. «Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
  3. Н.В. Серебрякова «Коррекционно – развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»,С. – П., «Каро», 2005 г.
  4. Е.А Стребелева, Г.А.Мишина «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями», М., «Экзамен»,2006 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

Сенсорное развитие вашего ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.С ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей ЗПР в домашних условиях.

Картотека игр  для развития мелкой моторики у детей с ЗПР  Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких ...

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях детского сада

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, такт...