Диагностические методики агрессивности у дошкольников
учебно-методический материал по психологии (средняя группа)
Диагностические методики агрессивности у дошкольников
Экспресс - анкета «Признаки агрессивности»
Лютова К.К., Монина Г.Б.
Оцените предложенные утверждения.
№ | Утверждение о ребенке | Да | Нет |
1 | Временами в него вселяется «злой дух» |
|
|
2 | Он не может промолчать, когда чем-то недоволен |
|
|
3 | Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же |
|
|
4 | Иногда ему без всякой причины хочется выругаться |
|
|
5 | Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги |
|
|
6 | Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение |
|
|
7 | Он не прочь подразнить животных |
|
|
8 | Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним |
|
|
9 | Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих |
|
|
10 | В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот |
|
|
11 | Часто бывает ворчлив |
|
|
12 | Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека |
|
|
13 | Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других |
|
|
14 | Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых |
|
|
15 | Легко ссорится, часто вступает в драки |
|
|
16 | Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми |
|
|
17 | У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности |
|
|
18 | Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится |
|
|
19 | Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других |
|
|
Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.
15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности
7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности
1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности
АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, 1992).
Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
Критерии агрессивности.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)
Графическая методика «Кактусы» предназначена для определения состояния эмоциональной сферы, наличии агрессивности, ее направленности, интенсивности и т.п.
Испытуемому выдается лист белой бумаги и простой карандаш. Возможен вариант использования карандашей 8 «люшеровских» цветов.
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь» вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
В рисунке могут провялятся следующие качества испытуемых:
Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытость, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.
Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренне штриховки, прерывистых линий.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интовертированность – на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.
При завершении рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы:
- Этот кактус домашний или дикий
- Этот кактус сильно колется. Его можно потрогать.
- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают его, удобряют.
- Кактус растет один или с каким-то растением по соседству. Если растет с соседом, то что это за растение.
- Когда кактус подрастет, то, как он изменится (объем, иголки, отростки).
Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».
Методика А.Романова
Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.
Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются
ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до 4 баллов. Выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.
Бланк методики:
Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________
Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):
- 0 – нет проявлений агрессивности
- 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда
- 2 – часто
- 3 – почти всегда
- 4 – непрерывно
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Частота проявления | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. Вегетативные признаки | Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
2. Внешние проявления агрессивности | Кусает губы в состоянии раздражения Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сжимает губы, кулаки, когда обижают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Тревожное напряжение разрешается гневом | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
3. Длительность агрессии | После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
4. Чувствительность к помощи взрослого | Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Чувство неприязни к др. не корректируется извне | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
5. Особенности отношения к собственной агрессии | Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
6. Недостаточность в проявлении гуманных чувств | Стремится делать назло другим Проявляет безразличие к страданиям других Стремится причинить другому страдание | 0 0 0 | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 |
7. Реакция на новизну | Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
8. Реакция на ограничение | При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Реактивность (чувствительность к агрессии других) | Проявляет агрессивные реакции первым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Проявляет агрессивные реакции на действия других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Толкается, когда обижают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
10. Чувствительность к присутствию других | Щипается на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Толкает сверстника на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
11. Физическая агрессия, направленная на предмет | Ломает постройку на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ребенок бросает предмет об стенку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Отрывает руки, ноги кукле | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
12. Агрессия, направленная на сверстников | Толкает других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Походя ударяет встречных | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Бьет других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ударяет детей и внезапно успокаивается | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Кусает других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
13. Агрессия, направленная на себя | Просит себя стукнуть еще раз | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Берет на себя вину за других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Рвет на себе волосы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Щипает себя в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Кусает себя в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
14. Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) | Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Царапает взрослого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Бьет больно ногой бабушку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
15. Вербальная агрессия | Говорит обидные слова детям | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Говорит обидные слова взрослым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Говорит нецензурные слова детям | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Говорит нецензурные слова взрослым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
16. Агрессивность в виде угрозы | Замахивается, но не ударяет другого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Агрессия, направленная на животных | Щипает кошку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Выкручивает хвост кошке | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Специально наступает на лапы собаке | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
18. Агрессия разных видов направленности | Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Неупорядоченные проявления агрессии | Плюется в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):
- 1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии, как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; - 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
- 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций
- 4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.
АГРЕССИВНОСТЬ
ОПРОСНИК: Ребенок глазами взрослого
Ф.И.О. ребенка___________________________Возраст ___________ Дата заполнения ______________________
Заполнил: родитель, психолог, педагог _______________________________________
Подчеркните, насколько выражены сутуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:
0 - нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно.
Признаки проявления агрессивности у ребенка |
Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Вегетативные признаки |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Внешние проявления |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Длительность агрессии |
| 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Чувствительность к помощи взрослого |
| 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Особенности отношения к собственной агрессии |
| 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Особенности проявления гуманных чувств |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Реакция на новизну |
| 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Реакция на ограничение |
| 0 1 2 3 4 |
Реактивность (чувствительность к агрессии других) |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Чувствительность к присутствию других |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
|
Физическая агрессия, направленная на предмет |
| 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на сверстников |
| 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Агрессия невыраженной направленности |
| 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) |
| 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4
0 1 2 3 4 |
Вербальная агрессия |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессивность в виде угрозы |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на себя |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на животных |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Неупорядоченные проявления и дополнения |
| 0 1 2 3 4 |
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИМ РЕБЕНКА
Ф.И.О. ребенка____________________ Возраст________ Дата заполнения_________
Заполнил: родитель, психолог, педагог ________________________________
Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Агрессивность | Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, проходя ударяет встречных, кусается, плюётся. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый. Вербальная: ругается, говорит обидные слова; говорит нецензурные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз.
|
Вспыльчивость | В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово.
|
Негативизм | В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. Вербальная: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет».
|
Демонстративность | В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии. Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремиться обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п.
|
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | Как реакция на препятствие: обижает при проигрыше в игре. В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.
|
Конфликтность | Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников. Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений. Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.
|
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих. И особенности речевого поведения: не использует речь, как средство речевого общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
|
Дурашливость | И реакции на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка. В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях.
|
Нерешительность | В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх. Проявления в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок появляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.
|
Страхи | Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра. Реакция на новизну: боится входить в новое помещение. Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному. |
Тревога | В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит. Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому.
|
Скованность | В движениях: двигательно скован. В речи: запинается в речи. Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.
|
Заторможенность | В познавательной активности: не знает чем заняться. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
|
Эгоцентричность | Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него. Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: часто использует местоимение «Я».
|
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).
|
Дефицит внимания | Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по нескольку раз; требуется сочетание слова показом способа действия. В речи: условия выполнения задания и пр.
|
Двигательная расторможенность (гиперактивность) | И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия. И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишний движений и пр.); действует раньше условного сигнала и пр. И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.
|
Речевая расторможенность | И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб. В социальных отношениях: переговаривается на занятии, не смотря на замечания взрослого и пр.
|
Непонимание сложных словесных инструкций | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого. |
Непонимание простых словесных инструкций | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания. |
Застреваемость | В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу. На чувствах и эмоциях: застревает на обиде. И трудности переключения: с трудом переключается и прочее.
|
Работоспособность (умственная) | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия. |
Работоспособность (физическая) | Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_metodiki_agressivnosti_u_doshkolnikov.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики агрессивности у дошкольников
Экспресс - анкета «Признаки агрессивности»
Лютова К.К., Монина Г.Б.
Оцените предложенные утверждения.
№ | Утверждение о ребенке | Да | Нет |
1 | Временами в него вселяется «злой дух» | ||
2 | Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | ||
3 | Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | ||
4 | Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
5 | Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги | ||
6 | Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение | ||
7 | Он не прочь подразнить животных | ||
8 | Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним | ||
9 | Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих | ||
10 | В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот | ||
11 | Часто бывает ворчлив | ||
12 | Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека | ||
13 | Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других | ||
14 | Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых | ||
15 | Легко ссорится, часто вступает в драки | ||
16 | Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми | ||
17 | У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности | ||
18 | Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
19 | Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других |
Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.
15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности
7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности
1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности
АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)
С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, 1992).
Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
Критерии агрессивности.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)
Графическая методика «Кактусы» предназначена для определения состояния эмоциональной сферы, наличии агрессивности, ее направленности, интенсивности и т.п.
Испытуемому выдается лист белой бумаги и простой карандаш. Возможен вариант использования карандашей 8 «люшеровских» цветов.
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь» вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
В рисунке могут провялятся следующие качества испытуемых:
Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытость, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.
Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренне штриховки, прерывистых линий.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интовертированность – на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.
При завершении рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы:
- Этот кактус домашний или дикий
- Этот кактус сильно колется. Его можно потрогать.
- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают его, удобряют.
- Кактус растет один или с каким-то растением по соседству. Если растет с соседом, то что это за растение.
- Когда кактус подрастет, то, как он изменится (объем, иголки, отростки).
Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».
Методика А.Романова
Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.
Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются
ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до 4 баллов. Выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.
Бланк методики:
Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________
Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):
- 0 – нет проявлений агрессивности
- 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда
- 2 – часто
- 3 – почти всегда
- 4 – непрерывно
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Частота проявления | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. Вегетативные признаки | Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
2. Внешние проявления агрессивности | Кусает губы в состоянии раздражения Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сжимает губы, кулаки, когда обижают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Тревожное напряжение разрешается гневом | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
3. Длительность агрессии | После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
4. Чувствительность к помощи взрослого | Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Чувство неприязни к др. не корректируется извне | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
5. Особенности отношения к собственной агрессии | Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
6. Недостаточность в проявлении гуманных чувств | Стремится делать назло другим Проявляет безразличие к страданиям других Стремится причинить другому страдание | 0 0 0 | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 |
7. Реакция на новизну | Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
8. Реакция на ограничение | При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Реактивность (чувствительность к агрессии других) | Проявляет агрессивные реакции первым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Проявляет агрессивные реакции на действия других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Толкается, когда обижают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
10. Чувствительность к присутствию других | Щипается на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Толкает сверстника на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
11. Физическая агрессия, направленная на предмет | Ломает постройку на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ребенок бросает предмет об стенку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Отрывает руки, ноги кукле | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
12. Агрессия, направленная на сверстников | Толкает других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Походя ударяет встречных | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Бьет других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ударяет детей и внезапно успокаивается | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Кусает других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
13. Агрессия, направленная на себя | Просит себя стукнуть еще раз | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Берет на себя вину за других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Рвет на себе волосы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Щипает себя в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Кусает себя в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
14. Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) | Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Царапает взрослого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Бьет больно ногой бабушку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
15. Вербальная агрессия | Говорит обидные слова детям | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Говорит обидные слова взрослым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Говорит нецензурные слова детям | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Говорит нецензурные слова взрослым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
16. Агрессивность в виде угрозы | Замахивается, но не ударяет другого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Агрессия, направленная на животных | Щипает кошку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Выкручивает хвост кошке | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Специально наступает на лапы собаке | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
18. Агрессия разных видов направленности | Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Неупорядоченные проявления агрессии | Плюется в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):
- 1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии, как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью; - 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
- 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций
- 4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.
АГРЕССИВНОСТЬ
ОПРОСНИК: Ребенок глазами взрослого
Ф.И.О. ребенка___________________________Возраст ___________ Дата заполнения ______________________
Заполнил: родитель, психолог, педагог _______________________________________
Подчеркните, насколько выражены сутуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:
0 - нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно.
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Вегетативные признаки |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Внешние проявления |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Длительность агрессии |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Чувствительность к помощи взрослого |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Особенности отношения к собственной агрессии |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Особенности проявления гуманных чувств |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Реакция на новизну |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Реакция на ограничение |
| 0 1 2 3 4 |
Реактивность (чувствительность к агрессии других) |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Чувствительность к присутствию других |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Физическая агрессия, направленная на предмет |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на сверстников |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия невыраженной направленности |
| 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Вербальная агрессия |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессивность в виде угрозы |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на себя |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на животных |
| 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 |
Неупорядоченные проявления и дополнения |
| 0 1 2 3 4 |
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИМ РЕБЕНКА
Ф.И.О. ребенка____________________ Возраст________ Дата заполнения_________
Заполнил: родитель, психолог, педагог ________________________________
Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения |
Агрессивность | Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, проходя ударяет встречных, кусается, плюётся. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый. Вербальная: ругается, говорит обидные слова; говорит нецензурные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз. |
Вспыльчивость | В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово. |
Негативизм | В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. Вербальная: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет». |
Демонстративность | В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии. Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремиться обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п. |
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | Как реакция на препятствие: обижает при проигрыше в игре. В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса. |
Конфликтность | Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников. Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений. Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек. |
Эмоциональная отгороженность | Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих. И особенности речевого поведения: не использует речь, как средство речевого общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику. |
Дурашливость | И реакции на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка. В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях. |
Нерешительность | В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх. Проявления в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок появляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной. |
Страхи | Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра. Реакция на новизну: боится входить в новое помещение. Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному. |
Тревога | В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит. Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому. |
Скованность | В движениях: двигательно скован. В речи: запинается в речи. Реакция на новизну: неловок в новой ситуации. |
Заторможенность | В познавательной активности: не знает чем заняться. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает. |
Эгоцентричность | Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него. Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: часто использует местоимение «Я». |
Избегание умственных усилий | В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу). |
Дефицит внимания | Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по нескольку раз; требуется сочетание слова показом способа действия. В речи: условия выполнения задания и пр. |
Двигательная расторможенность (гиперактивность) | И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия. И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишний движений и пр.); действует раньше условного сигнала и пр. И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры. |
Речевая расторможенность | И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб. В социальных отношениях: переговаривается на занятии, не смотря на замечания взрослого и пр. |
Непонимание сложных словесных инструкций | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого. |
Непонимание простых словесных инструкций | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания. |
Застреваемость | В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу. На чувствах и эмоциях: застревает на обиде. И трудности переключения: с трудом переключается и прочее. |
Работоспособность (умственная) | Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия. |
Работоспособность (физическая) | Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение дошкольника .Консультация для родителей
Данная статья предназначена родителям.Дошкольный возраст -время, когда формируются межличностные и социальные отношения рбёнка.Окружающие ребёнка взрослые несут ответственность за то , какими вырастут...
"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"
Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...
Агрессивное поведение дошкольников
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. ...
Методы коррекции агрессивного поведения дошкольников
Консультация для родителей...
"Удивительный мир капель" Конспект занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников
Начальный этап реализации программы по профилактике агрессивного поведения дошкольников...
Агрессивное поведение дошкольников
Консультация для педагогов...
Агрессивное поведение дошкольников и методы его преодоления
консультационная беседа с родителями содержащая советы по общению с агрессивным ребёнком...