Анкетирование педагогов и родителей воспитанников ДОУ
методическая разработка по психологии

Nikiforova-Ekaterina-Mihailovna

Цель анкетирования: изучение эффективности сотрудничества педагогов с семьями воспитанников как необходимого условия реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи анкетирования:

  • выявление уровня удовлетворенности родителей дошкольников сотрудничеством с педагогами ДОУ в условиях реализации ФГОС и степени их участия в жизни ДОУ
  • изучение степени готовности педагогов к сотрудничеству с семьями воспитанников и качества работы педагогов с родителями
  • изучение профессиональных затруднений педагогов при взаимодействии с родителями детей
  • выявление уровня удовлетворенности педагогов сотрудничеством с семьями воспитанников 
  • изучение влияния профессиональной компетентности педагогов на качество взаимоотношений с семьями воспитанников

Выводы по результатам использования данных анкет в нескольких ГБДОУ Калининского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкетирование педагогов и родителей воспитанников ДОУ

Цель анкетирования: изучение эффективности сотрудничества педагогов с семьями воспитанников как необходимого условия реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи анкетирования:

  • выявление уровня удовлетворенности родителей дошкольников сотрудничеством с педагогами ДОУ в условиях реализации ФГОС и степени их участия в жизни ДОУ
  • изучение степени готовности педагогов к сотрудничеству с семьями воспитанников и качества работы педагогов с родителями
  • изучение профессиональных затруднений педагогов при взаимодействии с родителями детей
  • выявление уровня удовлетворенности педагогов сотрудничеством с семьями воспитанников  
  • изучение влияния профессиональной компетентности педагогов на качество взаимоотношений с семьями воспитанников

 Цель анкетирования родителей: выявление уровня удовлетворенности родителей дошкольников сотрудничеством с педагогами ДОУ в условиях реализации ФГОС и степени их участия в жизни ДОУ.

Анкета для родителей состоит из 21 вопроса.

Анкета для родителей «Оценка взаимодействия с педагогами ДОУ»

Уважаемые родители!

 Просим Вас принять участие в исследовании, цель которого – определить, насколько эффективно взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в вопросах воспитания и развития детей.

Анкета анонимна. Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде.

При ответе на вопросы анкеты подчеркните, пожалуйста, тот вариант, с которым Вы полностью или в большей степени согласны.

1. Удается ли Вам периодически обсуждать с воспитателями текущие вопросы развития, воспитания и обучения ребенка?

а) да   б) редко   в) нет

2. Получаете ли Вы от педагогов полную информацию о своем ребенке?

а) получаю   б) не полную   в) не получаю

3. Какую эмоциональную окраску преимущественно имеет информация, сообщаемая педагогами о ребенке?

  1.  положительную
  2.  отрицательную
  3.  информация о ребенке не несет эмоциональной окраски

4. Жалуются ли Вам воспитатели на Вашего ребёнка?

  1. очень часто        
  2. иногда        
  3. редко        
  4. никогда        

5. Что при этом делает воспитатель?

  1. ругает ребёнка        
  2. сообщает Вам об этом и ожидает от Вас, что Вы сами справитесь        
  3. вместе с Вами обсуждает проблему и ищет решение

 6. Получаете ли Вы в процессе общения с педагогами знания о способах воспитания ребенка?

  1. получаю достаточно
  2. получаю, но недостаточно
  3. не получаю.

7. Насколько применимы в жизни получаемые от педагогов знания о способах воспитания ребенка?

  1. полностью применимы
  2. частично, не всегда применимы
  3. не применимы

8. Видите ли Вы в воспитателях профессионалов?

а) да   б) не всегда   в) нет

9. Согласны ли Вы, что педагоги компетентны, умеют дать нужный совет тактично и ненавязчиво?

  1. согласен
  2. трудно сказать
  3. не согласен

10. Организуются ли в детском саду совместные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов?

  1. да, достаточно
  2. недостаточно

11. Учитывают ли педагоги Ваши интересы и пожелания, мнения и опыт семейного воспитания при организации различных мероприятий с родителями?

  1. учитывают всегда
  2. иногда учитывают
  3. не учитывают

12. Охотно ли Вы идете в детский сад на родительские собрания и другие коллективные мероприятия, проводимые педагогами?

  1. всегда охотно
  2. не всегда охотно
  3. неохотно

13. Легко ли Вам общаться с педагогами?

а) да   б) иногда   в) нет

14. Сотрудники детского сада проявляют к Вам и Вашему ребенку доброжелательность, внимание и уважение?

  1. да, проявляют
  2. трудно сказать
  3. я не чувствую уважения и доброжелательности педагогов

15. Какие у Вас отношения с воспитателями?

  1. доверительные, сотруднические
  2. нейтральные, отстраненные
  3. напряженные, конфликтные
  4. нет никаких

16. Воспитатели интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование)

  1. да, интересуются
  2. редко
  3. не интересуются

17. Как Вы думаете, участие родителей в образовательном процессе:

  1. необходимо
  2. не нужно
  3. не играет роли

18. Вы или другие члены семьи принимаете участие в деятельности детского сада?

  1. да, активное
  2. редко участвуем
  3. не участвуем

19. Что мешает Вам более активно участвовать в жизни детского сада?

  1. не знаю, что можно делать
  2. меня не приглашают
  3. мало свободного времени
  4. мне это не интересно
  5. другой вариант

20. В какой форме вы можете и хотите участвовать в работе детского сада?

  1. в любой
  2. ни в какой
  3. присутствие на открытых занятиях, праздниках, собраниях
  4. выполнять советы педагогов

21. Насколько Вы удовлетворены:

  1. работой детского сада в целом?
  1. абсолютно доволен
  2. частично удовлетворен
  3. не доволен
  1. работой педагогов с детьми?
  1. абсолютно доволен
  2. частично удовлетворен
  3. не доволен
  1. взаимодействием педагогов с родителями?
  1. абсолютно доволен
  2. частично удовлетворен
  3. не доволен

Спасибо за сотрудничество!

Цели анкетирования педагогов: изучение степени готовности педагогов к сотрудничеству с родителями воспитанников и качества работы педагогов с родителями, выявление уровня удовлетворенности педагогов сотрудничеством с семьями воспитанников и профессиональных затруднений педагогов при взаимодействии с родителями.

     Анкета для педагогов содержит 22 вопроса.

        Анкета для педагогов «Оценка взаимодействия с родителями воспитанников»

Уважаемые педагоги!

    Просим Вас принять участие в исследовании эффективности взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в вопросах воспитания и развития детей. Анкета анонимна.

    При ответе на вопросы анкеты подчеркните, пожалуйста, тот вариант, с которым Вы полностью или в большей степени согласны.

  1. Считаете ли Вы работу педагога с семьями воспитанников:
  1. необходимой
  2. не очень важной
  3. важной, но очень сложной

2. Легко ли Вам общаться с родителями?

а) да, с большинством легко  б) не со всеми легко   в) трудно с большинством

3. Считаете ли Вы, что проявляете доброжелательность, внимание и уважение ко всем родителям воспитанников?

  1. да, проявляю ко всем
  2. трудно сказать
  3. я не чувствую уважения ко многим родителям

4. Какие у Вас отношения с большинством родителей воспитанников?

  1. доверительные, сотруднические
  2. нейтральные, сугубо деловые
  3. напряженные, конфликтные
  4. нет никаких

5. Какие трудности Вы испытываете при общении с родителями воспитанников?

  1. незаинтересованность родителей в своем ребенке
  2. незаинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами
  3. низкий культурный уровень родителей
  4. грубость и неуважение со стороны родителей
  5. инфантильность и некомпетентность родителей
  6. низкий авторитет педагога в глазах родителей
  7. пассивность родителей и потребительское отношение
  8. чувство незащищенности перед родителями
  9. неуверенность в своей профессиональной компетентности
  10. неумение выстроить доверительные отношения с родителями
  11. трудно справиться со своими негативными эмоциями
  12. страх возможных конфликтов
  13. неумение организовать совместные мероприятия
  14. недостаточное умение заинтересовать родителей
  15. нежелание общаться с родителями
  16. другое ______________________________________________________________

6. Удается ли Вам регулярно обсуждать с родителями текущие вопросы развития, воспитания и обучения детей?

а) да   б) редко   в) нет

7. Какую эмоциональную окраску преимущественно имеет информация о ребенке, сообщаемая Вами родителям?

  1.  положительную
  2.  отрицательную
  3.  информация о ребенке не несет эмоциональной окраски

8. С какой целью Вы сообщаете родителям об успехах и проблемах воспитанников?

  1. я не задумываюсь о цели, просто информирую их
  2. чтобы родители приняли меры по воспитанию своих детей        
  3. жду поддержки и совета родителей        
  4. чтобы обсудить проблему и вместе искать пути ее решения

 9. Как Вы считаете, родители воспитанников видят в Вас профессионала, прислушиваются к Вашему мнению?

а) да   б) не уверена   в) нет

10. Считаете ли Вы себя компетентным специалистом, умеющим дать полезный совет родителям тактично и своевременно?

  1. да, считаю
  2. трудно сказать
  3. не считаю себя достаточно компетентной

11. Организуете ли Вы совместные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов?

  1. да, достаточно
  2. недостаточно

12. Сколько было мероприятий для родителей в Вашей группе в прошлом году?

  1. 1-2 мероприятия
  2. 3-5 мероприятий
  3. больше 5

13. Какие формы взаимодействия с семьями воспитанников Вы предпочитаете?

  1. информационные стенды, памятки
  2. анкетирование
  3. беседы по телефону или через Интернет
  4. личные беседы
  5. групповые консультации
  6. родительские собрания
  7. совместные с детьми и родителями праздники, экскурсии
  8. мастер-классы
  9. другое_________________________________________________________________

14. При организации различных совместных мероприятий Вы учитываете интересы и пожелания родителей воспитанников, их мнения и опыт семейного воспитания?

  1. учитываю всегда
  2. по возможности учитываю
  3. это не всегда возможно и целесообразно
  4. не учитываю

15. С каким настроением Вы обычно идете на родительские собрания и другие коллективные мероприятия, проводимые для родителей?

  1. с радостью и интересом
  2. спокойно и уверенно
  3. с тревогой и неуверенностью
  4. без особых эмоций

16. Как Вы думаете, участие родителей в образовательном процессе:

  1. необходимо
  2. не нужно
  3. не играет роли

17. Насколько активное участие принимают родители Ваших воспитанников в деятельности детского сада?

  1. активное участие принимают лишь отдельные родители
  2. многие родителей принимают посильное участие
  3. почти все родители участвуют в жизни детского сада

18. Что мешает, на Ваш взгляд, родителям более активно участвовать в жизни детского сада?

  1. не хотят, не считают это важным
  2. недостаточно заинтересованы в своем ребенке
  3. нет свободного времени
  4. недостаточно информированы о возможностях своего участия
  5. педагоги не заинтересованы в привлечении родителей
  6. другое_________________________________________________________________

19. Насколько Вы удовлетворены взаимодействием с родителями воспитанников?

  1. абсолютно довольна
  2. частично удовлетворена
  3. не довольна

20. Как часто Вы интересуетесь у родителей детей, насколько Ваша работа их удовлетворяет?

  1. регулярно интересуюсь
  2. редко
  3. не интересуюсь

Спасибо за сотрудничество!

Опыт использования данных анкет в нескольких ГБДОУ Калининского района.

Анализ результатов анкетирования родителей:

  1. Деятельность педагогов, направленная на оказание педагогической поддержки родителям и повышения их компетентности:

 Большинство родителей (63%) отметили, что они регулярно обсуждают с воспитателями текущие вопросы развития ребенка и получают достаточную информацию о своем ребенке. Но всего 16% родителей получают от воспитателей рекомендации о способах воспитания детей и 58% сообщили, что эти знания чаще всего не применимы на практике.

53% родителей отметили, что педагоги, сообщая им о проблемах ребенка, не обсуждают совместные пути решения проблемы, а обвиняют и ожидают, что родители сами должны с ними справиться.

53% опрошенных недостаточно уверены в профессионализме воспитателей.

  1. Деятельность педагогов, направленная на формирование партнерских, комфортных отношений с родителями воспитанников:

 84% родителей отметили, что сотрудники ДОУ проявляют доброжелательность и уважение к ним и детям, 68% сообщили, что им легко общаться с педагогами, но лишь 37% отметили, что педагоги компетентны и могут тактично дать нужный совет.

47% опрошенных охарактеризовали свои отношения с педагогами как доверительные, сотруднические, 37% как нейтральные, а 26% как конфликтные или отсутствие каких-либо взаимоотношений.

  1. Деятельность педагогов, направленная на привлечение родительской общественности к активному участию в жизни ДОУ:

 95% опрошенных уверены, что участие родителей в образовательном процессе необходимо, но лишь 32% принимают активное участие в жизни ДОУ.

Основной причиной своей недостаточной активности родители указали нехватку свободного времени, однако 32% сообщили, что готовы участвовать в любой форме, но педагоги не приглашают их к сотрудничеству, а сами они не знают, что можно делать.

47% родителей видят свое участие в посещении открытых занятий, праздников и собраний, 42% выбрали форму - выполнение советов педагогов.

  1. Деятельность педагогов, направленная на организацию совместных мероприятий с родителями:

53% опрошенных считают, что в ДОУ недостаточно проводится мероприятий с участием родителей, только 37% отметили, что при их организации учитываются интересы и пожелания родителей, при этом большинство родителей (63%) всегда охотно участвуют в совместных мероприятиях.

  1. Степень удовлетворенности опрошенных работой педагогов с родителями: 32% довольны, 16% не довольны, остальные частично удовлетворены.

 Только 27% респондентов отметили, что педагоги интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей.

Выводы:

  1. Родители воспитанников ДОУ признают важность своего участия в деятельности ДОУ и готовы к более активному сотрудничеству при поддержке педагогов ДОУ
  2. Большинство родителей довольны сложившимися отношениями с педагогами и с удовольствием посещают совместные мероприятия и хотят, чтобы их было больше
  3. Родители ожидают большей компетентности от педагогов и их готовности оказывать профессиональную помощь в решении проблем воспитания и развития детей.
  4. Родители детей не вполне удовлетворены взаимодействием с педагогами, в т.ч потому, что педагоги не часто учитывают их потребности и пожелания и не интересуются их мнением о качестве работы педагогов.

Анализ результатов анкетирования педагогов:

  1. Характер взаимоотношений педагогов с родителями воспитанников.

  Большинство педагогов (71%) считают работу с родителями воспитанников важной частью своей профессиональной деятельности, но для многих она представляется сложной (43%).

 Только 19% ответили, что им легко общаться с родителями, остальные испытывают трудности в общении.

Доверительные отношения с родителями воспитанников, по мнению респондентов, сложились у 33% педагогов, большинство (57%) поддерживают нейтральные, сугубо деловые отношения, у 2 педагогов отношения с родителями не сложились. Лишь 52% педагогов уверены, что проявляют доброжелательность и внимание ко всем родителям воспитанников. 

71% респондентов считают, что родители воспитанников видят в них профессионалов и прислушиваются к их мнению, но лишь 57% из них считают себя компетентными специалистами.

  1. Трудности общения педагогов с родителями детей и их причины (по мнению педагогов)

Абсолютное большинство трудностей общения с родителями воспитанников педагоги связывают с личностными особенностями родителей (низкий культурный уровень, инфантильность и некомпетентность, пассивность) или их отношением к своим детям и деятельности педагогов (незаинтересованность, грубость, потребительское отношение). Лишь 3 педагога отметили причиной свою недостаточную компетентность в общении с родителями. 19% опрошенных опасаются возможных конфликтов с родителями и чувствуют свою незащищенность перед родителями.

  1. Деятельность педагогов, направленная на оказание педагогической поддержки родителям и повышения их компетентности:

Большинство педагогов (71%) регулярно обсуждают с родителями текущие вопросы развития, воспитания и обучения детей и сообщают им преимущественно положительную информацию (81%). При этом большинство опрошенных целью данных сообщений считают информирование родителей о проблемах ребенка и совместном поиске решения проблем (67%), остальные либо не имеют никакой определенной цели сообщения, либо ожидают от родителей самостоятельного решения проблем.

  1. Организация педагогами совместных мероприятий с родителями воспитанников.

 91% педагогов считают, что участие родителей в образовательном процессе необходимо. Почти все респонденты отметили, что большинство родителей принимают посильное участие в деятельности детского сада, остальные не принимают участие, по мнению педагогов, из-за сугубо личных причин (нехватки свободного времени, незаинтересованности в своем ребенке, просто нежелании), а не по причинам, зависящим от педагогов: информированности и активного привлечения родителей.

76% педагогов при организации различных совместных мероприятий не учитывают интересы и пожелания родителей воспитанников, их мнения и опыт семейного воспитания. 

Регулярно интересуются удовлетворённостью родителей воспитанников работой педагогов лишь 14% опрошенных, 48% не интересуются вовсе.

Большинство педагогов (86%) на мероприятиях, проводимых для родителей чувствуют себя спокойно и уверенно.

62% опрошенных считают, что организовывают достаточное количество мероприятий с участием родителей воспитанников, в среднем 3-5 мероприятий в год.

В своей работе педагоги используют преимущественно традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, предпочитают личные беседы, родительские собрания, наглядную информацию в группе, многие проводят совместные праздники, экскурсии, мастер-классы.

  1. Степень удовлетворенности опрошенных работой с родителями: только 1 педагог абсолютно доволен взаимодействием с родителями детей, 86% удовлетворены частично.
  2. Потребность педагогов в повышении своего профессионализма: 86% опрошенных считают необходимым повышение своей компетентности в сотрудничестве с родителями воспитанников, преимущественно в групповых формах обучения (67%).

Выводы:

  1. Педагоги считают взаимодействие с родителями воспитанников необходимым, но у многих оно вызывает трудности, обусловленные, с их точки зрения, преимущественно негативными особенностями родителей.
  2. Педагоги организуют недостаточно совместных мероприятий с родителями, придерживаются в основном традиционных форм взаимодействия, мало учитывая интересы и пожелания родителей, и проявляют слабый интерес к удовлетворенности родителей их работой.
  3. Почти все педагоги не вполне удовлетворены своей работой с семьями детей и считают необходимым повышение своей профессиональной компетентности.

Общие выводы (при сопоставлении результатов анкетирования педагогов ДОУ и родителей воспитанников ДОУ):

  1. Родители и педагоги заинтересованы в сотрудничестве, понимают важность участия родителей в образовательном процессе и проявляют готовность к взаимодействию.
  2. Родители и педагоги недостаточно удовлетворены сложившейся моделью взаимодействия.

         Родители видят основную причину в недостаточной профессиональной компетентности педагогов (некачественная обратная связь, не учитывают интересы и потребности родителей, не интересуются их удовлетворенностью) и недостаточной заинтересованности педагогов в сотрудничестве (часть родителей, готовых к любой форме активности, не привлекается педагогами, недостаточно информируется).

 Педагоги в основном обвиняют родителей воспитанников в пассивности и незаинтересованности в своих детях и взаимодействии с педагогами. Часть педагогов испытывает страх и незащищенность при общении с родителями детей. Педагоги признают, что чаще всего не учитывают пожелания родителей и не интересуются их удовлетворенностью работой педагога.

  1. Необходимо повышать качество взаимодействия педагогов ДОУ с родительской общественностью:
  • Повышать авторитет педагогов в глазах родителей.
  • Организовать более конструктивный диалог педагогов с родителями, способствующий педагогическому просвещению родителей и повышению родительской компетентности.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству, опираясь на их готовность к более активному участию.
  • Использовать более разнообразные формы взаимодействия, учитывая интересы и потребности родителей.
  • Осуществлять мониторинг удовлетворенности родителей качеством работы педагогов, в т.ч. сотрудничества с семьями воспитанников.
  1. Большинство опрошенных педагогов признают необходимость повышения своей профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога

laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…»   Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...

Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поговорим о том, ка...

Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»

Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»...

Справка по результатам анкетирования деятельности воспитателя родителями воспитанников за период 2015 - 2021уч.год

Участники: родители воспитанников  групп детей младшего и старшего дошкольного возраста.  Основная цель анкетирования: выявить степень удовлетворенности родителей (законных представител...

Аналитическая записка по результатам анкетирования педагогов и родителей

Аналитическая записка по результатам анкетирования педагогов и родителей...

Анкетирование педагогов и родителей по теме оздоровления детей

А знаем ли мы педагоги и родители, что такое здоровье и как его сохранить?...

Анкетирование педагогов и родителей (законных представителей)

Анкеты используем для выявления знаний педагогов по вопросу формирования основ финансовой грамотности у с тарших дошкольников. Анкеты для родителей разработаны с целью вывления отношений родителей (за...