Анкетирование педагогов и родителей воспитанников ДОУ
методическая разработка по психологии
Цель анкетирования: изучение эффективности сотрудничества педагогов с семьями воспитанников как необходимого условия реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи анкетирования:
- выявление уровня удовлетворенности родителей дошкольников сотрудничеством с педагогами ДОУ в условиях реализации ФГОС и степени их участия в жизни ДОУ
- изучение степени готовности педагогов к сотрудничеству с семьями воспитанников и качества работы педагогов с родителями
- изучение профессиональных затруднений педагогов при взаимодействии с родителями детей
- выявление уровня удовлетворенности педагогов сотрудничеством с семьями воспитанников
- изучение влияния профессиональной компетентности педагогов на качество взаимоотношений с семьями воспитанников
Выводы по результатам использования данных анкет в нескольких ГБДОУ Калининского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анкетирование педагогов и родителей воспитанников ДОУ. Опыт использования. | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкетирование педагогов и родителей воспитанников ДОУ
Цель анкетирования: изучение эффективности сотрудничества педагогов с семьями воспитанников как необходимого условия реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи анкетирования:
- выявление уровня удовлетворенности родителей дошкольников сотрудничеством с педагогами ДОУ в условиях реализации ФГОС и степени их участия в жизни ДОУ
- изучение степени готовности педагогов к сотрудничеству с семьями воспитанников и качества работы педагогов с родителями
- изучение профессиональных затруднений педагогов при взаимодействии с родителями детей
- выявление уровня удовлетворенности педагогов сотрудничеством с семьями воспитанников
- изучение влияния профессиональной компетентности педагогов на качество взаимоотношений с семьями воспитанников
Цель анкетирования родителей: выявление уровня удовлетворенности родителей дошкольников сотрудничеством с педагогами ДОУ в условиях реализации ФГОС и степени их участия в жизни ДОУ.
Анкета для родителей состоит из 21 вопроса.
Анкета для родителей «Оценка взаимодействия с педагогами ДОУ»
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в исследовании, цель которого – определить, насколько эффективно взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в вопросах воспитания и развития детей.
Анкета анонимна. Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде.
При ответе на вопросы анкеты подчеркните, пожалуйста, тот вариант, с которым Вы полностью или в большей степени согласны.
1. Удается ли Вам периодически обсуждать с воспитателями текущие вопросы развития, воспитания и обучения ребенка?
а) да б) редко в) нет
2. Получаете ли Вы от педагогов полную информацию о своем ребенке?
а) получаю б) не полную в) не получаю
3. Какую эмоциональную окраску преимущественно имеет информация, сообщаемая педагогами о ребенке?
- положительную
- отрицательную
- информация о ребенке не несет эмоциональной окраски
4. Жалуются ли Вам воспитатели на Вашего ребёнка?
- очень часто
- иногда
- редко
- никогда
5. Что при этом делает воспитатель?
- ругает ребёнка
- сообщает Вам об этом и ожидает от Вас, что Вы сами справитесь
- вместе с Вами обсуждает проблему и ищет решение
6. Получаете ли Вы в процессе общения с педагогами знания о способах воспитания ребенка?
- получаю достаточно
- получаю, но недостаточно
- не получаю.
7. Насколько применимы в жизни получаемые от педагогов знания о способах воспитания ребенка?
- полностью применимы
- частично, не всегда применимы
- не применимы
8. Видите ли Вы в воспитателях профессионалов?
а) да б) не всегда в) нет
9. Согласны ли Вы, что педагоги компетентны, умеют дать нужный совет тактично и ненавязчиво?
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
10. Организуются ли в детском саду совместные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов?
- да, достаточно
- недостаточно
11. Учитывают ли педагоги Ваши интересы и пожелания, мнения и опыт семейного воспитания при организации различных мероприятий с родителями?
- учитывают всегда
- иногда учитывают
- не учитывают
12. Охотно ли Вы идете в детский сад на родительские собрания и другие коллективные мероприятия, проводимые педагогами?
- всегда охотно
- не всегда охотно
- неохотно
13. Легко ли Вам общаться с педагогами?
а) да б) иногда в) нет
14. Сотрудники детского сада проявляют к Вам и Вашему ребенку доброжелательность, внимание и уважение?
- да, проявляют
- трудно сказать
- я не чувствую уважения и доброжелательности педагогов
15. Какие у Вас отношения с воспитателями?
- доверительные, сотруднические
- нейтральные, отстраненные
- напряженные, конфликтные
- нет никаких
16. Воспитатели интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование)
- да, интересуются
- редко
- не интересуются
17. Как Вы думаете, участие родителей в образовательном процессе:
- необходимо
- не нужно
- не играет роли
18. Вы или другие члены семьи принимаете участие в деятельности детского сада?
- да, активное
- редко участвуем
- не участвуем
19. Что мешает Вам более активно участвовать в жизни детского сада?
- не знаю, что можно делать
- меня не приглашают
- мало свободного времени
- мне это не интересно
- другой вариант
20. В какой форме вы можете и хотите участвовать в работе детского сада?
- в любой
- ни в какой
- присутствие на открытых занятиях, праздниках, собраниях
- выполнять советы педагогов
21. Насколько Вы удовлетворены:
- работой детского сада в целом?
- абсолютно доволен
- частично удовлетворен
- не доволен
- работой педагогов с детьми?
- абсолютно доволен
- частично удовлетворен
- не доволен
- взаимодействием педагогов с родителями?
- абсолютно доволен
- частично удовлетворен
- не доволен
Спасибо за сотрудничество!
Цели анкетирования педагогов: изучение степени готовности педагогов к сотрудничеству с родителями воспитанников и качества работы педагогов с родителями, выявление уровня удовлетворенности педагогов сотрудничеством с семьями воспитанников и профессиональных затруднений педагогов при взаимодействии с родителями.
Анкета для педагогов содержит 22 вопроса.
Анкета для педагогов «Оценка взаимодействия с родителями воспитанников»
Уважаемые педагоги!
Просим Вас принять участие в исследовании эффективности взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в вопросах воспитания и развития детей. Анкета анонимна.
При ответе на вопросы анкеты подчеркните, пожалуйста, тот вариант, с которым Вы полностью или в большей степени согласны.
- Считаете ли Вы работу педагога с семьями воспитанников:
- необходимой
- не очень важной
- важной, но очень сложной
2. Легко ли Вам общаться с родителями?
а) да, с большинством легко б) не со всеми легко в) трудно с большинством
3. Считаете ли Вы, что проявляете доброжелательность, внимание и уважение ко всем родителям воспитанников?
- да, проявляю ко всем
- трудно сказать
- я не чувствую уважения ко многим родителям
4. Какие у Вас отношения с большинством родителей воспитанников?
- доверительные, сотруднические
- нейтральные, сугубо деловые
- напряженные, конфликтные
- нет никаких
5. Какие трудности Вы испытываете при общении с родителями воспитанников?
- незаинтересованность родителей в своем ребенке
- незаинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами
- низкий культурный уровень родителей
- грубость и неуважение со стороны родителей
- инфантильность и некомпетентность родителей
- низкий авторитет педагога в глазах родителей
- пассивность родителей и потребительское отношение
- чувство незащищенности перед родителями
- неуверенность в своей профессиональной компетентности
- неумение выстроить доверительные отношения с родителями
- трудно справиться со своими негативными эмоциями
- страх возможных конфликтов
- неумение организовать совместные мероприятия
- недостаточное умение заинтересовать родителей
- нежелание общаться с родителями
- другое ______________________________________________________________
6. Удается ли Вам регулярно обсуждать с родителями текущие вопросы развития, воспитания и обучения детей?
а) да б) редко в) нет
7. Какую эмоциональную окраску преимущественно имеет информация о ребенке, сообщаемая Вами родителям?
- положительную
- отрицательную
- информация о ребенке не несет эмоциональной окраски
8. С какой целью Вы сообщаете родителям об успехах и проблемах воспитанников?
- я не задумываюсь о цели, просто информирую их
- чтобы родители приняли меры по воспитанию своих детей
- жду поддержки и совета родителей
- чтобы обсудить проблему и вместе искать пути ее решения
9. Как Вы считаете, родители воспитанников видят в Вас профессионала, прислушиваются к Вашему мнению?
а) да б) не уверена в) нет
10. Считаете ли Вы себя компетентным специалистом, умеющим дать полезный совет родителям тактично и своевременно?
- да, считаю
- трудно сказать
- не считаю себя достаточно компетентной
11. Организуете ли Вы совместные мероприятия с участием родителей, детей и педагогов?
- да, достаточно
- недостаточно
12. Сколько было мероприятий для родителей в Вашей группе в прошлом году?
- 1-2 мероприятия
- 3-5 мероприятий
- больше 5
13. Какие формы взаимодействия с семьями воспитанников Вы предпочитаете?
- информационные стенды, памятки
- анкетирование
- беседы по телефону или через Интернет
- личные беседы
- групповые консультации
- родительские собрания
- совместные с детьми и родителями праздники, экскурсии
- мастер-классы
- другое_________________________________________________________________
14. При организации различных совместных мероприятий Вы учитываете интересы и пожелания родителей воспитанников, их мнения и опыт семейного воспитания?
- учитываю всегда
- по возможности учитываю
- это не всегда возможно и целесообразно
- не учитываю
15. С каким настроением Вы обычно идете на родительские собрания и другие коллективные мероприятия, проводимые для родителей?
- с радостью и интересом
- спокойно и уверенно
- с тревогой и неуверенностью
- без особых эмоций
16. Как Вы думаете, участие родителей в образовательном процессе:
- необходимо
- не нужно
- не играет роли
17. Насколько активное участие принимают родители Ваших воспитанников в деятельности детского сада?
- активное участие принимают лишь отдельные родители
- многие родителей принимают посильное участие
- почти все родители участвуют в жизни детского сада
18. Что мешает, на Ваш взгляд, родителям более активно участвовать в жизни детского сада?
- не хотят, не считают это важным
- недостаточно заинтересованы в своем ребенке
- нет свободного времени
- недостаточно информированы о возможностях своего участия
- педагоги не заинтересованы в привлечении родителей
- другое_________________________________________________________________
19. Насколько Вы удовлетворены взаимодействием с родителями воспитанников?
- абсолютно довольна
- частично удовлетворена
- не довольна
20. Как часто Вы интересуетесь у родителей детей, насколько Ваша работа их удовлетворяет?
- регулярно интересуюсь
- редко
- не интересуюсь
Спасибо за сотрудничество!
Опыт использования данных анкет в нескольких ГБДОУ Калининского района.
Анализ результатов анкетирования родителей:
- Деятельность педагогов, направленная на оказание педагогической поддержки родителям и повышения их компетентности:
Большинство родителей (63%) отметили, что они регулярно обсуждают с воспитателями текущие вопросы развития ребенка и получают достаточную информацию о своем ребенке. Но всего 16% родителей получают от воспитателей рекомендации о способах воспитания детей и 58% сообщили, что эти знания чаще всего не применимы на практике.
53% родителей отметили, что педагоги, сообщая им о проблемах ребенка, не обсуждают совместные пути решения проблемы, а обвиняют и ожидают, что родители сами должны с ними справиться.
53% опрошенных недостаточно уверены в профессионализме воспитателей.
- Деятельность педагогов, направленная на формирование партнерских, комфортных отношений с родителями воспитанников:
84% родителей отметили, что сотрудники ДОУ проявляют доброжелательность и уважение к ним и детям, 68% сообщили, что им легко общаться с педагогами, но лишь 37% отметили, что педагоги компетентны и могут тактично дать нужный совет.
47% опрошенных охарактеризовали свои отношения с педагогами как доверительные, сотруднические, 37% как нейтральные, а 26% как конфликтные или отсутствие каких-либо взаимоотношений.
- Деятельность педагогов, направленная на привлечение родительской общественности к активному участию в жизни ДОУ:
95% опрошенных уверены, что участие родителей в образовательном процессе необходимо, но лишь 32% принимают активное участие в жизни ДОУ.
Основной причиной своей недостаточной активности родители указали нехватку свободного времени, однако 32% сообщили, что готовы участвовать в любой форме, но педагоги не приглашают их к сотрудничеству, а сами они не знают, что можно делать.
47% родителей видят свое участие в посещении открытых занятий, праздников и собраний, 42% выбрали форму - выполнение советов педагогов.
- Деятельность педагогов, направленная на организацию совместных мероприятий с родителями:
53% опрошенных считают, что в ДОУ недостаточно проводится мероприятий с участием родителей, только 37% отметили, что при их организации учитываются интересы и пожелания родителей, при этом большинство родителей (63%) всегда охотно участвуют в совместных мероприятиях.
- Степень удовлетворенности опрошенных работой педагогов с родителями: 32% довольны, 16% не довольны, остальные частично удовлетворены.
Только 27% респондентов отметили, что педагоги интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей.
Выводы:
- Родители воспитанников ДОУ признают важность своего участия в деятельности ДОУ и готовы к более активному сотрудничеству при поддержке педагогов ДОУ
- Большинство родителей довольны сложившимися отношениями с педагогами и с удовольствием посещают совместные мероприятия и хотят, чтобы их было больше
- Родители ожидают большей компетентности от педагогов и их готовности оказывать профессиональную помощь в решении проблем воспитания и развития детей.
- Родители детей не вполне удовлетворены взаимодействием с педагогами, в т.ч потому, что педагоги не часто учитывают их потребности и пожелания и не интересуются их мнением о качестве работы педагогов.
Анализ результатов анкетирования педагогов:
- Характер взаимоотношений педагогов с родителями воспитанников.
Большинство педагогов (71%) считают работу с родителями воспитанников важной частью своей профессиональной деятельности, но для многих она представляется сложной (43%).
Только 19% ответили, что им легко общаться с родителями, остальные испытывают трудности в общении.
Доверительные отношения с родителями воспитанников, по мнению респондентов, сложились у 33% педагогов, большинство (57%) поддерживают нейтральные, сугубо деловые отношения, у 2 педагогов отношения с родителями не сложились. Лишь 52% педагогов уверены, что проявляют доброжелательность и внимание ко всем родителям воспитанников.
71% респондентов считают, что родители воспитанников видят в них профессионалов и прислушиваются к их мнению, но лишь 57% из них считают себя компетентными специалистами.
- Трудности общения педагогов с родителями детей и их причины (по мнению педагогов)
Абсолютное большинство трудностей общения с родителями воспитанников педагоги связывают с личностными особенностями родителей (низкий культурный уровень, инфантильность и некомпетентность, пассивность) или их отношением к своим детям и деятельности педагогов (незаинтересованность, грубость, потребительское отношение). Лишь 3 педагога отметили причиной свою недостаточную компетентность в общении с родителями. 19% опрошенных опасаются возможных конфликтов с родителями и чувствуют свою незащищенность перед родителями.
- Деятельность педагогов, направленная на оказание педагогической поддержки родителям и повышения их компетентности:
Большинство педагогов (71%) регулярно обсуждают с родителями текущие вопросы развития, воспитания и обучения детей и сообщают им преимущественно положительную информацию (81%). При этом большинство опрошенных целью данных сообщений считают информирование родителей о проблемах ребенка и совместном поиске решения проблем (67%), остальные либо не имеют никакой определенной цели сообщения, либо ожидают от родителей самостоятельного решения проблем.
- Организация педагогами совместных мероприятий с родителями воспитанников.
91% педагогов считают, что участие родителей в образовательном процессе необходимо. Почти все респонденты отметили, что большинство родителей принимают посильное участие в деятельности детского сада, остальные не принимают участие, по мнению педагогов, из-за сугубо личных причин (нехватки свободного времени, незаинтересованности в своем ребенке, просто нежелании), а не по причинам, зависящим от педагогов: информированности и активного привлечения родителей.
76% педагогов при организации различных совместных мероприятий не учитывают интересы и пожелания родителей воспитанников, их мнения и опыт семейного воспитания.
Регулярно интересуются удовлетворённостью родителей воспитанников работой педагогов лишь 14% опрошенных, 48% не интересуются вовсе.
Большинство педагогов (86%) на мероприятиях, проводимых для родителей чувствуют себя спокойно и уверенно.
62% опрошенных считают, что организовывают достаточное количество мероприятий с участием родителей воспитанников, в среднем 3-5 мероприятий в год.
В своей работе педагоги используют преимущественно традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, предпочитают личные беседы, родительские собрания, наглядную информацию в группе, многие проводят совместные праздники, экскурсии, мастер-классы.
- Степень удовлетворенности опрошенных работой с родителями: только 1 педагог абсолютно доволен взаимодействием с родителями детей, 86% удовлетворены частично.
- Потребность педагогов в повышении своего профессионализма: 86% опрошенных считают необходимым повышение своей компетентности в сотрудничестве с родителями воспитанников, преимущественно в групповых формах обучения (67%).
Выводы:
- Педагоги считают взаимодействие с родителями воспитанников необходимым, но у многих оно вызывает трудности, обусловленные, с их точки зрения, преимущественно негативными особенностями родителей.
- Педагоги организуют недостаточно совместных мероприятий с родителями, придерживаются в основном традиционных форм взаимодействия, мало учитывая интересы и пожелания родителей, и проявляют слабый интерес к удовлетворенности родителей их работой.
- Почти все педагоги не вполне удовлетворены своей работой с семьями детей и считают необходимым повышение своей профессиональной компетентности.
Общие выводы (при сопоставлении результатов анкетирования педагогов ДОУ и родителей воспитанников ДОУ):
- Родители и педагоги заинтересованы в сотрудничестве, понимают важность участия родителей в образовательном процессе и проявляют готовность к взаимодействию.
- Родители и педагоги недостаточно удовлетворены сложившейся моделью взаимодействия.
Родители видят основную причину в недостаточной профессиональной компетентности педагогов (некачественная обратная связь, не учитывают интересы и потребности родителей, не интересуются их удовлетворенностью) и недостаточной заинтересованности педагогов в сотрудничестве (часть родителей, готовых к любой форме активности, не привлекается педагогами, недостаточно информируется).
Педагоги в основном обвиняют родителей воспитанников в пассивности и незаинтересованности в своих детях и взаимодействии с педагогами. Часть педагогов испытывает страх и незащищенность при общении с родителями детей. Педагоги признают, что чаще всего не учитывают пожелания родителей и не интересуются их удовлетворенностью работой педагога.
- Необходимо повышать качество взаимодействия педагогов ДОУ с родительской общественностью:
- Повышать авторитет педагогов в глазах родителей.
- Организовать более конструктивный диалог педагогов с родителями, способствующий педагогическому просвещению родителей и повышению родительской компетентности.
- Привлекать родителей к сотрудничеству, опираясь на их готовность к более активному участию.
- Использовать более разнообразные формы взаимодействия, учитывая интересы и потребности родителей.
- Осуществлять мониторинг удовлетворенности родителей качеством работы педагогов, в т.ч. сотрудничества с семьями воспитанников.
- Большинство опрошенных педагогов признают необходимость повышения своей профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога
laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…» Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...
Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поговорим о том, ка...
Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»
Консультация для педагогов ДОО «Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников в адаптационный период»...
Справка по результатам анкетирования деятельности воспитателя родителями воспитанников за период 2015 - 2021уч.год
Участники: родители воспитанников групп детей младшего и старшего дошкольного возраста. Основная цель анкетирования: выявить степень удовлетворенности родителей (законных представител...
Аналитическая записка по результатам анкетирования педагогов и родителей
Аналитическая записка по результатам анкетирования педагогов и родителей...
Анкетирование педагогов и родителей по теме оздоровления детей
А знаем ли мы педагоги и родители, что такое здоровье и как его сохранить?...
Анкетирование педагогов и родителей (законных представителей)
Анкеты используем для выявления знаний педагогов по вопросу формирования основ финансовой грамотности у с тарших дошкольников. Анкеты для родителей разработаны с целью вывления отношений родителей (за...